Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Порно, поток и пираты

26.08.2012 07:55 • 3 комментария

По следам кинофестиваля «Окно в Европу»: интересные материалы с круглого стола на тему «Кино как мировоззрение».

Вообще, тема «Кино как мировоззрение», заданная организаторами — продюсером Ириной Смолко и ее проектом Distant Light — уже звучала предельно широко и непредсказуемо. Изначально целью было совместными усилиями дать ответ на вопрос: почему одни фильмы остаются в информационном поле на десятилетия, а другие давно канули в лету? И что может российское кино предложить миру, чтобы оставаться на плаву?

Состав участников был максимально разношерстным: с позиций когнитивной психологии к вопросу призывал подойти психолог Виктор Аллахвердов (в титрах к видео, увы, ошибка, приношу извинения), от лица киноведов говорил Кирилл Разлогов, режиссер Павел Руминов призывал получать удовольствие от творческого процесса, а приглашенного выступить с докладом председателя Пиратской партии России Павла Рассудова режиссеры и прокатчики призвали к ответу за все грехи любителей торрентов.

Тем не менее, несколько цитат и небольшая (и забавная, кстати) видеонарезка дают представление о ходе размышлений, которые протекали у каждого из выступавших совершенно параллельно и независимо.



Открыл круглый стол психолог Аллахвердов, для начала приведя пример прикладного исследования, а потом рассказав про позиции фундаментальной науки.

О прикладных исследованиях влияния кино на людей в начале 90-х

«Министерство Обороны, по каким-то непонятным причинам, в начале 90-х решило посмотреть как воздействуют на аудиторию порнофильмы, боевики и ужастики. В то время с финансами было ужасно, мы собрали группу студентов, которые получали деньги за то, что смотрят фильмы. Они должны были в течение месяца в рабочие дни смотреть достаточно жесткое порно, ужастики и боевики, отобранные распространителями такой продукции, как наиболее популярной. Измерялись всевозможные биохимические, физиологические, психологические параметры.

И вот результаты: просмотр жесткого порно выдержали не все, несмотря на то, что им платили. После двенадцати дней показа, почти никто не мог смотреть дальше. При этом у них произошли изменения в крови, резко уменьшилось число красных кровяных телец и при этом начались изменения личности. Когда начались изменения личности, многие студенты отказались это смотреть. Просмотр ужастиков не привело к таким изменениям личности, хотя видимо недостаточно было времени. Еще бы чуть-чуть и они бы тоже начали ломаться. Но при этом резко возросла аутичность присутствующих и реально у них начали появляться страхи. Просмотр боевиков меньше всего повлияло на личность, но выросла агрессивность. Вот это пример прикладного исследования
».

О фундаментальных исследованиях

«Для когнитивистов все психические и сознательные явления, а они, как я понимаю, лежат в центре и создания, и восприятия кинофильмов в том числе. Все психические и сознательные явления определены проблемами познания. Именно познавательные проблемы являются ключевыми. Это значит, что для человека не важны ни проблемы выживания, ни проблемы сердца, ни проблемы как поесть, а именно познавательные.

И одна из самых серьезных проблем, которая возникает, это проблема сознания. Все, что мы знали о сознании, оказалось неверным. Оказывается, что сегодня, и это показывается в довольно убедительных экспериментальных исследованиях, что мы воспринимаем информацию, перерабатываем её и осмысляем, вступаем в социальные контакты, строим моральные суждения, вначале неосознанно, и, только потом, осознаем, что мы делаем. Спрашивается тогда, зачем нам нужно сознание? Что оно делает?

Сознание занимается тем, что оно пытается избежать любых противоречий. Это могут быть противоречия связанные с сексуальным поведением, или с каким угодно ещё. Но для сознания эта проблема всегда познавательна. Ему надо избавиться от противоречия. Оно построит массу конструкций, чтобы эти противоречия не заметить. Либо, если заметить, то сгладить, либо найти способ разрешения этих противоречий. Сознание всячески пытается подтверждать, то что оно думает о самом себе. Вся наша жизнь посвящена тому, что мы доказываем самому себе, что мы именно такие как о себе думаем».

Кирилл Разлогов к психологическим изысканиям отнесся скептически, но попытался провести параллели с собственной точкой зрения.

О кино как удовлетворении тех или иных потребностей

«Для меня самого подход к функционированию кино, как с точки зрения, сознания и познания не абсолютен. Я исхожу в теоретическом плане из того, что главное система потребностей, которая обслуживается сегодня в кинематографе, дальше потребностей познания и изобретения. Ясно также, что каждое произведение так или иначе эти познавательные вещи и сознательную организацию материала, в том числе неосознаваемую самим режиссером, или автором, или коллективом авторов. Неслучайно говорим, что ни один автор не знает, что он сказал, для этого мы и существуем, пытаясь ему это объяснить. А он злится, потому что это не совпадает с тем, что сконструировало его сознание по поводу того, что он сотворил».

Павел Руминов рассказал о «потоке» и о том, как это понятие применимо, на его взгляд, к кинематографу.

О кино как суррогате определенности

«Есть такой Чиксентмихайи, который создал понятие потока, очень убедительный дал аргумент, понимание того, что происходит. В своих книгах он объяснил, почему мы смотрим фильмы. Ум боится хаоса, сознание боится неопределенности. Таким образом вся индустрия работает на то, чтобы мы имели в худшем случае суррогат определенности.

Когда я увидел женщин, которые смотрят сериалы, и проникаются полностью, я осознал, что и это имеет глубокий смысл. Они смотрят фильмы, которые дают им передышку. И это вопрос моего недопонимания.

Когда у меня возникла дилемма: или я снимаю фильм, который чувствую уже восемь лет, или я остаюсь непонятно кем, — я начал читать эти книги запоем. И новый метод импровизации возник из того, что мы попадали в поток. Чтобы мы не читали текст, а переживали это. Намного интересней так снимать. На самом деле проблема русских фильмов в том, что процесс должен стать более счастливым. Не должно быть терзаний про то, как изменить реальность. Мы завидуем американцам. Необходимо убирать эти мысли из головы, применять освобождающее знание. Со мной так случилось, и я замучил свою группу этими книгами. Но когда люди начинают читать, то это их увлекает. Потому что всех замучил голос в голове.

Фильмы могут сделать наши страдания осмысленными. Кино снимает противоречия, потому что оно мудрее. Джон Фортер и Бели Вартер не были интеллектуалами, или специалистами в когнитивной психологии, они всегда нащупывали схемы восприятия, которые давали людям ощущения целостной реальности, которую на экране гораздо интереснее создавать
«.

Павел Рассудов, председатель Пиратской партии России, в свою очередь, поделился видением того, почему люди обмениваются фильмами и не хотят за них платить.

О том, как кино становится общественным достоянием

" (обращаясь к прокатчикам и режиссерам) Вам просто нужно свыкнуться с мыслью, что этот фильм больше не принадлежит вам. В тот момент, когда вы цифровую копию выложили в интернет, этот фильм стал достоянием общественности. Есть технологии, которые вы изменить уже не можете. Вы можете еще какое-то время ограничивать свободное распространение вашего фильма. Например, на период проката в кинотеатре, или нанять фирму, которая конкретно закрывает раздачу торрента. Но есть торренты, которые выведены за территорию юрисдикции Российской Федерации, и там фильм все равно будет раздаваться.

Павел Руминов тут же увязал торренты с идеей хаоса.

О торрентах как процессе, схожем с колонизацией Индии

«Я от специалистов психологии получил новый богатый материал. Я понял, что нахожусь в мире хаоса, и хаос этот не разрешим, и им можно только наслаждаться. Другого выхода нет. Индийцы определяют это словом «игра» и ей можно наслаждаться. Мы судим её, хотим её менять, хотим добиваться своего и упускаем вот эту интенсивность, которую можем получить даже уже сейчас. В этом ничего плохого нет, элементарная инъекция мудрости нам позволит понять, что такое явление как торренты является таким же явлением как колонизация Индии, возникновение Америки. Не надо пытаться защищаться и пытаться остановить этот процесс, это зависит не от вас и не от меня. Чтобы его изменить, его надо сначала увидеть его. Нам мешает это увидеть наше разделяющее сознание, которое активизируется и мы начинаем воевать друг с другом».

Кирилл Разлогов иронично подытожил:

«В очередной раз убедился в точности формулировки, что каждый по-своему прав. А вот как между людьми, которые каждый себя считает правыми, найти систему взаимопонимания?»

Виктор Аллахвердов завершил круглый стол своим выводом.

«Хотел обратить на одну особенность сознания. Известен парадокс Мидаса, который, к чему бы не прикасался, все превращалось в золото, и он погиб от того, что не мог есть, потому что еда превращалась в золото. Также работает сознание. Оно что-то придумывает, и к чему не прикасается все этим и становится. Наша беседа еще раз это доказывает. Все мы как раз про это говорили«.
российское кино, фестиваль, Окно в Европу 2012  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 1

    Love is blasphemy 26 августа 2012, 16:13 пожаловаться

    #

    О прикладных исследованиях влияния кино на людей в начале 90-х

    Слышал, что когда-то проводились подобные тесты, но о результатах не знал. Спасибо!

    Вся наша жизнь посвящена тому, что мы доказываем самому себе, что мы именно такие как о себе думаем.

    Согласен.

    О торрентах как процессе, схожем с колонизацией Индии

    Не согласен.

    P.S.
    Дарико прыгнула выше головы. ;)

    ответить

  • audiovideofil 26 августа 2012, 17:38 пожаловаться

    #

    Слышал, что когда-то проводились подобные тесты, но о результатах не знал.

    Судя по всему, никаких результатов и не было. Иначе бы сделали выводы, которые бы сказались на тех, кто распространяет в неограниченном количестве порнофильмы, боевики и ужастики всех мастей.

    ответить

  • 4

    Die Soft 26 августа 2012, 22:33 пожаловаться

    #

    Насчет пиратской продукции — у нас в стране у большинства населения зарплата пиратская, а не лицензионная.

    ответить

 
Добавить комментарий...