Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм-концерт о Юрии Шевчуке выходит на экраны

30.03.2012 14:19 • 4 комментария

На следующей неделе в прокат выходит российский фильм-концерт, снятый, по утверждению создателей, по законам жанра для кинотеатрального проката. В главных ролях — группа ДДТ и Юрий Шевчук. Он называется «Небо под сердцем» и посвящен новой программе «Иначе». Для студии Panicfilm, которая продюсировала «Небо», это первый опыт съемок фильма для проката в кино.



Фильм состоит из двух пластов – концерта 9 ноября 2011 года в «Олимпийском», и предшествующих ему репетиций, мозговых штурмов и подготовки к концерту. Режиссером и автором идеи создания «Неба под сердцем» является Виктория Каськова. В качестве продюсера Виктория участвовала в нескольких телевизионных проектах BBC, National Geographic, Euronews и Discovery, была инициатором и продюсером документальных фильмов «Майкл Джексон: Московское дело», «Когда жизнь была другой» и «Путешествие из Петербурга в Москву: два века спустя». А с 2008 года присоединилась к команде Panicfilm. Продюсером и оператором-постановщиком выступил лауреат премии Emmy за видео-очерк о Беслане Юрий Бурак. Как и многие, Юрий и Виктория сами выросли на песнях ДДТ.

«Первоначально была идея снять фильм-портрет о Юрии Шевчуке, который, безусловно, интересен и как творческая личность, и как Гражданин нашей страны с большой буквы, — рассказывает историю создания «Неба под сердцем» Виктория. — Но уже после нашего очного знакомства, и после нескольких подготовительных встреч стало очевидно, что наиболее правильно раскрывать характер Юрия через его песни, а зрелищным фильм может стать, если снять его в жанре фильма-концерта, взяв за основу грандиозное шоу, которое в этот момент как раз было на стадии подготовки. Зрелищность нам была очень важна, так как мы изначально нацеливались на кинотеатральный прокат».

Юрий Шевчук известен довольно крутым нравом и не раз отказывал журналистам и документалистам в съемках сюжетов или телефильмов о нем. Но Виктория сумела найти подход к музыканту, правда, путь этот был тоже не простым.

«Я прекрасно осознавала, что я не единственный человек в России, который хочет снять фильм о Юрии Шевчуке, — говорит режиссер. — Позднее я узнала, что за последние два года таких людей были десятки, и всем им было отказано. Я провела исследование в интернете, из которого стало ясно, что у Юрия очень плотный график, он много и активно выступает, встречается с разными людьми, занимается благотворительностью и т.д. Мы поняли, что нам необходимо найти такую причину для съемок, чтобы Юрий нам не отказал. Мы предположили, что ему привычно и неинтересно сниматься для телевизионного фильма, которых уже было несколько, но ему может понравиться идея съемок фильма для кинотеатров, потому что в этом случае, у него появятся новые площадки для коммуникации с аудиторией. С этой идеей я ему и позвонила в конце марта 2011 года, то есть год назад, и, вы не поверите, он нам отказал!



Однако глубокое внутреннее убеждение в том, что этот фильм нужен людям, заставило меня звонить ему снова и снова на протяжении двух с половиной месяцев, артикулировать новые и новые доводы, и постепенно я почувствовала, что он как-то оттаивает и начинает уже вместе со мной размышлять на тему того, какой бы это мог быть фильм… а в начале лета 2011 года мы встретились на благотворительном концерте, организованном Чулпан Хаматовой в пользу ракового центра в Москве, и окончательно договорились о съемках».

Один фильм о Шевчуке и его группе уже существовал — «Время ДДТ». Этот телевизионный многосерийный фильм подробно рассказывал о деятельности группы вплоть до 2000 года. Именно потому, что история ДДТ уже была однажды изложена, создатели «Неба под сердцем» отказались от любых архивных материалов, их интересовала только новая программа. И в фильме нет «говорящих голов», комментирующих происходящее. В съемки и концепцию картины музыкант тоже не вмешивался.

«Юрий видел пред-финальную версию монтажа, но концептуальное участие в создании не принимал, так как это противоречило бы этике документального кино. Если объект съемки становится вдруг субъектом, то это уже корпоративное или домашнее видео. В нашем фильме вы увидите абсолютно честные, не постановочные, реальные ситуации, в которых Юрий раскрывается с той или иной стороны, — рассказывает Виктория. — Но скажу честно, что один эпизод мы из картины вырезали по просьбе Юрия. Он не настаивал, но я поняла, что для него это очень важно, поэтому мы пошли ему навстречу».

Первые отрывки «Неба под сердцем» мы увидели еще на декабрьском кинорынке в Москве и очень заинтересовались проектом. В первую очередь поражал мощный и качественный звук. Занимались им в Лондоне на студии Metropolis Group, на той же студии, где мастерили свои альбомы такие исполнители, как The Rolling Stones, Muse, Oasis, Blur, Iron Maiden, ZZ Top и другие. Сам Юрий Шевчук активно участвовал в работе над звуковым оформлением.

«Он и его коллеги — Игорь Тихомиров и Константин Шумайлов — нам очень помогли на стадии перезаписи звука 5.1, — говорит Виктория. — Поэтому тот восхитительный звук, который зрители услышат в кинотеатрах – это во многом заслуга команды ДДТ».

Недавно нам удалось посмотреть фильм целиком. И можно поздравить Викторию, потому что ей удалось передать зрителю ощущения, как от настоящего концерта. Феерический видеоарт, который служил фоном для выступления группы, вообще порой создает эффект 3D. Для съемок задействовали 8 камер широкого формата, телескопический шестиметровый кран и более 50 человек.



Но вот документальных вставок между песнями, где мы видим Шевчука и его команду за работой, за обсуждением того же видеоарта, на репетициях, нам оказалось мало. Мы было решили, что это условные рамки жанра, но Виктория Каськова опровергла такое предположение:

«Что касается жанра фильмов-концертов, то поверьте, здесь нет каких бы то ни было жестких ограничений, и мы сами, из того материала, который у нас есть, легко могли бы смонтировать еще как минимум две версии фильма «Небо под сердцем», совершенно разные, но, безусловно, объединенные концертом в Олимпийском. Ведь только back-stage материала у нас собрано более 40 часов. Да и концертный материал далеко не весь использован, если учесть, что сам концерт длился около трех часов, а в фильм – всего 86 минут».

Важнее всего было соблюсти баланс, чтобы кино было интересно и преданным поклонникам ДДТ, и просто любителям рок-музыки, и тем, кому больше интересна гражданская позиция Шевчука. А она во многом раскрывается именно в текстах песен, поэтому им отведено центральное место. В информации о фильме нас удивила отсылка к картине Мартина Скорсезе «The Rolling Stones: Да будет свет». Однако Виктория пояснила, что фильм Скорсезе использовала как отправную точку в плане стилистики картинки и звука. В остальном же фильмы достаточно далеки друг от друга.

«Если рассматривать драматургию и идеологический посыл этих двух фильмов, то они совершенно разные, — говорит режиссер. — Смотрите, Роллинги сами приняли решение о съемках фильма и наняли для этого Мартина Скорсезе и фактически выступили продюсерами своего фильма. В нашем случае – Юрий вообще не рассматривал варианта создания фильма-концерта, пока мы сами не вышли на него. Скорсезе использовал архивный материал и съемку двух концертов полностью состоящих из хитов, мы – только оригинальные съемки 2011 года, никаких архивов и один единственный концерт-премьеру новой программы. Скорсезе волновал вопрос удивительного долголетия группы Rolling Stones, нас – мироощущение Юрия Шевчука и его отражение в программе «Иначе»».



Сама Виктория говорит, что ей нравятся очень разные фильмы о музыкантах и группах, главный критерий – наличие нескольких пластов повествования, чтобы фильм-концерт был больше, чем концерт. Особо она отмечает картины «Сочувствие дьяволу» Жан-Люка Годара, «Год лошади» Джима Джармуша, а из отечественных фильмов — «Рок» Алексея Учителя. Что интересно, студия Panicfilm не останавливается на достигнутом и уже готовит новый кинопроект.

««Небо под сердцем» — это наш первый «кино-опыт», но мы уже работаем над идеей нового фильма в жанре мокьюментари, в котором были сняты «Борат» и «Кофе и сигареты», — подтвердила Виктория. — Но более подробно мы пока не можем рассказать об этом проекте. Еще не время».

А какие фильмы-концерты вы считаете образцом жанра? Пойдете ли на «Небо под сердцем"?
музыка, фильм-концерт, документальное кино  4 комментария 
Комментарии (4)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...