всё о любом фильме:
Чунгкингский экспресс
 



Самурайский четверг. Выпуск первый

16.06.2016 17:26 • 18 комментариев

Одна из проблем нашего времени — острая необходимость всегда быть на пике информационной волны. Смотреть только новые фильмы, читать только новые книги. Попытаешься остановиться, задуматься, оглянешься назад — и ты уже не великий серфер Бодхи, а кусок мяса, перемолотый волной из новых фильмов, сериалов, книг, комиксов и мемов.

Несущееся вперед будущее не берёт пленных. Оно превращает прошлогодние фильмы в никому не нужное старое барахло, а картины, снятые всего лишь лет пять в назад, в «абсолютную классику». Консервы пятилетней давности в холодильнике еще не протухли, а фильмы в самом дальнем углу жесткого диска уже дурно пахнут и хрипло шепчут «добей меня, сотри»..

В «Чунгкинском экспрессе» мы обычно пишем про новые проекты. Чаще всего про те, которые только-только вышли, поэтому их еще никто не видел. В том числе и постоянный автор этого блога

Ну, иногда случается, что приступ ностальгии даёт выхлоп в виде обзорных статей про фильмы 2002, 2003 или 2004 года. Выглядит это каждый раз забавным приветом из прошлого, хотя, скажем честно, в стране с тех пор даже президент не сменился. И актеры, снявшиеся в «новой классике», не успели накачать за уши ботокс.

Сегодня я попробую запустить новую рубрику. В первом издании она будет называться «Самурайский четверг», хотя этот вторник всегда может оказаться понедельником, средой или пятницей. Суть проекта в том, что в этой рубрике мы будем рассматривать японскую жанровую классику. Не только самураев, но также якудза, байкеров, да и просто людей в темных очках и с воронеными пистолетами.



Зачем это нужно?

Во-первых, для ликбеза. Многие наши читатели до сих пор не знают, кто такие Мусаси Миямото, Затоичи и Киёсиро Нэмури. И я говорю не про тех людей, кто знать и не хочет, а исключительно про интересующихся. Здесь скрыт — в некоторой степени — и мой личный косяк. Я не люблю обычно подробно разжевывать в тексте какие-то очевидные, на первый взгляд, вещи, будучи уверен, что если человек чего-то не понял, то может за пять секунд ответ себе нагуглить. Либо переспросить в комментариях. Главная цель новой рубрики — ответить на какие-то самые базовые вопросы.

Вторая причина — новое «старое кино». По причине информационного цунами прежняя система проката и издания старых кинокартин по всей планете обрушилась, из-за чего бездонные кладези японской киноклассики (да и не только японской) оказались в очередной раз отрезаны от потенциального зрителя. Тем не менее, старые фанаты и матерые киноманы продолжают переводить классику. Чаще всего — подпольно или же почти подпольно, но бывают и вполне легальные прецеденты. Мы попытаемся следить и за первыми, и за вторыми.,.

А теперь пора закончить вводное слово и наконец приступить к истории. Тем более, что для первого рассказа я выбрал персонажа, который сам за словом в карман не полезет. В первом выпуске «Самурайского четверга» — первые три фильма про слепого костоправа Затоичи.



Затоичи. Слепой меченосец, массажист и костоправ Главный герой одной из самых популярных кинофраншиз. в истории японского кино. Актер Синтаро Кацу сыграл его с 1962 по 1989 год в 26 фильмах и еще в 100 сериях одноименного телесериала. Если следовать принятым в отечественной филологии нормам, то героя, на самом деле, зовут “Дзатоити”, но у нас его привыкли писать иначе — через краткое “и”. — Затоiчи. Именно так назывался в российском прокате постмодернистский ремейк классического фильма, снятый 13 лет назад Такеши Китано. Именно по этому ремейку слепого героя, в основном, и знают в нашей стране.

Главный плюс японского “самурайского” кино — это дотошность в деталях. Почти в каждом фильме всегда четко прописаны место действия и эпоха. Если в сценарии фигурирует какая-то рыбацкая деревушка, то, наверняка, ее можно найти на карте и сегодня. К фильму Китано это не относится. Бит снимал жанровую фантазию, главный герой которой не был уже не массажистом, ни даже слепцом. К счастью, про его фильм мы поговорим в другой раз.

А сегодня разговор пойдет про первые три фильма про Затоичи.

Сразу скажу, что написание имени героя как “Затоичи” — слепая калька с английской транскрипции. Пусть для нас она станет нейтральным вариантом между между именами “Дзатоити” и “Затоiчи”, которые по сей день бродят в Рунете, смущая многих киноманов.



Слепые массажисты. Людей с ограниченными способностями (например, слепых) можно было считать в средневековой Японии социально защищенными. Существовало несколько профессиональных “слепых” гильдий (массажисты, музыканты), которые почти полностью застолбили за собой в инфраструктуре несколько востребованных профессий. Особенно повезло массажистам. По особому сёгунскому указу массажем в стране могли заниматься только слепые. Функции массажиста включали в себя также функции костоправа, специалиста по иглоукалыванию и просто терапевта. Как правило, массажисты (анма) бродили из деревни в деревню, оказывая свои услуги.

Понятно, что со временем, по мере возрастания городской культуры, многие анма поселились в городах, преимуществнно — при борделях, что довольно негативно отразилось на репутации этой профессии. После Второй Мировой генерал Макартур запретил, помимо прочих национальных классических институтов, также и гильдии слепых массажистов. Потребовалось вмешательство знаменитой активистки Хелен Келлер, выступившей с докладом, что запрет анма обрекает на голодную смерть сотни слепых, чтобы оккупационное правительство отменило запрет.

Постепенно возвращаемся к нашему герою.

У слепых людей во времена сегуната было три гильдии — Тододза (мужская, массажисты), Годзэдза (женская, музыканты) и Мосодза (снова мужчины, снова массажисты, но только в западных областях страны). Частичка “дза” в названии гильдии — это, собственно, слово “гильдия”. Про вторую и третью “дза” мы еще, наверняка, когда-нибудь расскажем, но сейчас сосередоточимся на первой.

В Тотодзе была строгая иерархия из 73 рангов. Высшие члены гильдии состояли на зарплате при императорском дворе и могли обладать титулом типа “старший по религиозным вопросам”. Младшие — частенько умирали где-нибудь в канаве. Все 73 ранга делились на четыре категории — кэнгё, бетто, кото и… дзато. Получается, что имя героя “Затоичи” состоит из его ранга в профессии (очень низкого, как вы понимаете), а также обрезка от его настоящего имени (тоже очень обезличенного).

А теперь пора рассказать, почему так получилось.

Повесть о Затоичи / Zatoichi monogatari



Чуть выше я говорил, что место и время очень важны для “самурайского” фильма. Они придают картине контекст и глубину, которую вы совершенно не почувствуете, если плохо разбираетесь в японской истории. Особенно, в истории местечковой. Поэтому слушайте мою повесть.

В ста километрах на восток от Токио, недалеко от впадения в океан речки Тонегавы есть городок Ийока. При сёгунате он был нормальным портовым чекпойнтом, где активно торговали рыбой и занимались сплавом леса (сейчас там, говорят, еще серфинг хороший). Самым авторитетным бандитом в городе в середине XIX столетия был Сукэгоро-из-Ийоки (1794-1859). Он был боссом якудза уже во втором поколении и контролировал весь местный рынок. Это продолжалось до тех пор, пока на рынок не вышел его конкурент Сигэдзо из соседней (в 15 километрах) деревни под названием Сасагава. Собственно, Сигэдзо-из-Сасагавы. Сам он был из зажиточных крестьян, поэтому и банда у него была довольно свежая. Про него, разумеется, тоже есть статья на Вики.

И вот в сентябре 1848 года до Сукэгоро дошли слухи, Сигэдзо нанял убийц, чтобы от него избавитьcя. Мужик решил оперативно форсировать события, собрал пацанов штук 30 и совершил ночной рейд на штаб-квартиру врага. Встретились они где-то по дороге, на берегу речки.



Резня была нешуточная, выступило человек по 20-30 с каждой стороны, но закончилась схватка практически ничем. Боссы спаслись, Сигэдзо, правда, предпочел после этой ночи на несколько лет “отправиться в странствия”, что его все равно не спасло. Лет через пять наёмники Сукэгоро добрались до его шкуры, а еще лет через сорок городки Ийока и Сасагава вообще объединили в один. Тем не менее, “ночная схватка на берегу Тонэгавы” прочно вошла в местный фольклор под пафосным именем “Сукойдэн эпохи Тэнпо” (по аналогии с классическим китайским романом “Речные заводи”). Главной причиной возникновения мифа стал тот факт, что в схватке погиб герой.

Знаменитый ронин Мики Хиратэ, нанятый Сугэдзо собственным телохранителем. По легенде этот известный меченосец умирал от чахотки, поэтому толпа головорезов с ножами все же одержала верх.

Вы спросите меня — а при чем тут, собственно, Затоичи? Терпение, только терпение.

Про схватку бандитов на берегу Тонэгавы было снято больше 50 фильмов и еще несколько сериалов. Бедного ронина Мики сыграли почти все звезды самурайского кино — Кодзи Цурута, Тэцуро Тамба, Рюхэй Утида, Рютаро Отомо. Дзюсиро Коноэ, Кандзюро Араси, Микидзира Хира. Было даже аниме, где все участники этого “Суйкодэна” были представлены няшными красавчиками. Посмотрите минуту-другую.



В 1949 году популярный писатель Кан Симодзава путешествовал по провинции Тиба, собирая материалы для новой книги. Симодзава, прямо как Валентин Пикуль, любил писать про дореволюционных якудза и, разумеется, история про Мики Хиратэ должна была привлечь его внимание. По мнению Симодзавы в этой истории не хватало одного, но очень важного элемента.
“Лишнего человека”. Персонажа, который, на самом деле, убил в поединке больного ронина, но при этом в отличии от прочей мрази почему то не попал в историю.

Так и появился на свет слепой массажист по имени Затоичи.



Мы знаем из курса истории отечественной литературы, что “лишний человек” — это интеллигент из высшего общества, который не смог вписаться в душный контекст царской России. В самурайском же каноне “лишний” — тот, кто оказывается изгоем даже среди изгоев. Ронин, якудза-бакуто, буракумин, слепой массажист. Последний, в этом смысле, идеальный персонаж. Он почти как мебель. Его никто не замечает.

Первый фильм про Затоичи очень сильно акцентирует на этом внимании. В первых кадрах картины радостные люди отмечают ханами и смотрят на падающие цветы персика. Камера неловко делает шаг назад и мы видим, что человеку на первом плане все это время делал массаж незаметный массажист. В другой сцене бандиты обсуждают нападение на врагов и неожиданно обнаруживают, что все это время в комнате сидел Затоичи. Его просто не заметили. И это повторяется раз за разом.

Понятно, что сам герой не любит отсвечивать и привлекать к себе ненужное внимание. Достаточно сказать, что вместо катаны (он ведь не самурай же) Затоичи использует спрятанный в посох клинок сикомидзуэ, идеальный для затоичевского иайдо.



Искусство “иайдо” является полной противоположностью известного всем “кэндо”. В “кэндо” учат поединку и фехтованию, суть же “иайдо” — умение мгновенной атаки и поражения врага даже из сидячей позиции. Когда в кино самурай-понторез в мгновении ока разрубает свечку, после чего сразу же прячет клинок назад в ножны — это иайдо. Ему сейчас учат в Росссии в каждой второй школе. Обычной школе, не спортивной.

Затоичи не владеет кэндо. Путь воина — для настоящих самураев, а для слепого бродяги нужны иайдо, кэндзюцу (то же самое кэндо, но с упором не на дух, а на практику), кюдзюцу (да-жа, стрельбя из лука), сумо и шахматы.

Что еще мы знаем про Затоичи из первого фильма? Он ослеп в раннем детстве, после чего много лет посвятил тренировкам. Четыре года назад слепец покинул родную деревню и начал жизнь бродячего бакуто (якудза по игорной теме). Сейчас ему 25-26 лет (актёру — 28).



Первый фильм начинается с того, что герой приходит в Ийоку, где как любой якудза первым делом представляется местному боссу. Коварный Сукэгоро встречал слепца раньше и прекрасно помнит его эффектные иайдо-фокусы с разрубанием предметов, поэтому решает нанять Затоичи в качестве йоджимбо (телохранителя). С этого момента история медленно начинает сближать Затоичи и нанятого врагами ронина Мики Хиратэ. Оба поединщика глубоко симпатизируют друг другу, даже ходят вместе на рыбалку, но. наступит день местечкового “суйкодэна”, когда им придется сойтись в смертельном бою. После чего имя одного войдет в историю, а второй, как и всегда, останется во тьме.

Первый фильм довольно простой (тем паче, что я половину вам уже пересказал), но сильный. Когда он снимался, прицела на франшизу еще не было, поэтому многие драматургические элементы удивят тех, кто знаком с дальнейшими приключениями слепого массажиста.



Повесть о Затоичи 2



Спустя год после событий первого фильма Затоичи возвращается в Сасагаву, чтобы провести в местном храме поминки по Мики Хиратэ. У местных, как вы догадываетесь, осталось много претензий к слепому массажисту, но настоящие проблемы исходят вовсе не от них.

В придорожном рёкане нашего героя нанимают самураи из клана Курода, чтобы он сделал массаж их лорду, который возвращается из столицы в свой домен. Во время работы массажист видит, что феодал давно тронулся рассудком, а его свита это скрывает, опасаясь проблем для клана. Опасаясь, что массажист может рассказать кому-нибудь об услышанном, самураи решают убить Затоичи, но терпят фиаско. Поэтому старший советник клана нанимает для этой цели местного босса якудзы Канбэя-из-Сэки (Соносукэ Савамура). Канбэй стал боссом совсем недавно, самый обыкновенный выскочка, поэтому внимание со стороны знати кружит ему голову, их-за чего он бросает в погоню за слепцом всех своих людей.

И не только их, но также известного разбойника и фехтовальщика — однорукого Есиро из Нагисы. Никто еще не знает, что Есиро — старший брат Затоичи, но в их отношениях нет места сентиментальности. Несколько лет назад братья серьезно поссорились из-за женщины, после чего старший остался без руки, а младший — отправился странствовать по стране.



Важная деталь: старшего брата Затоичи играет старший брат актера Синтаро Кацу — Томисабуро Вакаяма, которого многие могут помнить по серии фильмов Палач сёгуна или Одинокий волк и волчонок. Это добавляет фильму определенной метаглубины.

Из новых элементов, которые принесла вторая часть будущему циклу можно выделить два. Первый: то, что все события теперь происходят в дороге. Герой почти без остановок спешит в храм Досёдзи, предпочитая временно избегать прямых конфликтов. Понятно, что в конце своего маршрута Затоичи предстоит поставить точку в каждой истории, которая намоталась за полтора часа на его старые гета.

Второй элемент — боевые сцены. Затоичи больше не поединщик. Враги теперь выходят против него целыми толпами.





Повесть о Затоичи 3



После успеха первых двух черно-белых фильмов третью картину было решено снимать в цвете, поэтому на место режиссера пригласили главного специалиста студии Daiei по всей радужной гамме Токудзо Танаку. Помимо него в проект в качестве композитора вернулся писавший саундтрек еще к первому фильму Акира Икуфубе. Главная саундтречная легенда тех лет, за плечами которого почти все фильмы Куросавы и блокбастеры про Годзиллу.



Спустя пять лет странствий главный герой возвращается в родную деревеньку, где он все еще не Затоичи, а Ичи-из-Касамы. Его учитель по кэндзюцу — Банно-сенсей (легенда немого кино Сэйдзабуро Кавадзу) — принимает его в своем доме. Младшая сестра сенсея Яой, кажется, даже влюблена в ученика своего брата. И всё, на первый взгляд, хорошо и безоблачно (даже бабушка Ичи жива и что-то там бормочет), но груз совершенных поступков и принятых решений мешает начать жизнь заново.



Где-то рядом бродит со своими людьми младший брат убитого во втором фильме Канбэя-из-Сэкиямы. Новый босс не особо хочет вершить вендетту, но кодекс чести толкает его на это. И Банно-сенсей тоже не миром мазан. Без копейки в кармане, он вынужден работать с бандой Тэнгу-из-Мито. Банно сливает разбоцникам инфу про своих богатых учеников и их семьи, после чего разбойники крадут детей из этих семей и делятся с сенсеем выкупом. Банно это до чертиков противно, но желание повыгоднее выдать замуж сестру толкае его на все новые преступления.



(продолжение следует)

P.S. К фильмам про Затоичи мы когда-нибудь обязательно вернемся, но во втором выпуске “Самурайского четверга” будут совершенно другие фильмы.
  18 комментариев 
Комментарии (18)

Новый комментарий...

  • 3

    Santa-teresa 16 июня 2016, 17:51 пожаловаться

    #

    информативная статья теперь придется задуматься о просмотре этих фильмов, хотя должен признать культура страны восходящего солнца всегда манило своей уникальностью

    ответить

  • 6

    La Vita Nuova 17 июня 2016, 03:55 пожаловаться

    #

    Шикарная идея!!! Надеюсь, найдёт отклик у читателей. :)
    Сама очень люблю и живо интересуюсь японским кинематографом, но пока не удаётся объятьнеобъятное всё, что интересно, каждый год список «Must see» только растёт, а у меня из классики сколько ещё не смотрено!.. А Ваши «приступы ностальгии» мотивируют на просмотр, поэтому, думаю, новая рубрика станет для меня отличным «пинком» для устранения пробелов. :) Ваш блог читаю всегда, и с большим интересом, и, хотя обычно не пишу комментарии, я очень-очень Вам благодарна за информативные обзоры. Большое Вам спасибо и успехов! *уползла в ридонли*

    ответить

  • 1

    вк96 17 июня 2016, 10:58 пожаловаться

    #

    Благодарю вас за содержательный материал о японской киноклассике, и в частности, о культовой роли Синтаро Кацу — «Затоичи». Самое удивительное, что наткнулся на вашу рубрику, в паузе при просмотре очередной серии о забавном Затоичи. Хочу добавить, что Кацу до этой именитой серии, уже играл слепого — и какого! Совершенно противоположного своему будущему герою, характерного негодяя http://www.kinopoisk.ru/film/138686/#. А насчет Томисабуро Вакаяма, в http://www.kinopoisk.ru/film/392163/#… есть классная сцена связанная с Затоичи. Вообще они оба хороши, два брата акробата, легендарные личности!
    Руками и ногами за дальнейшие ваши кинорассказы, ведь с недавних пор, конкретно подсел на их классику — якудза эйга, нинке, дзицуроку, пинку эйга, дзидай-гэки, тямбары, драмы-мелодрамы и т. д. Шикарный кинематограф!

    ответить

  • 4

    Ayall 17 июня 2016, 11:29 пожаловаться

    #

    «для ликбеза. Многие наши читатели до сих пор не знают, кто такие Мусаси Миямото, Затоичи и Киёсиро Нэмури. И я говорю не про тех людей, кто знать и не хочет, а исключительно про интересующихся». Прям в точку. Спасибо, за новую рубрику.

    ответить

  • sem-85 18 июня 2016, 09:21 пожаловаться

    #

    а почему только классика японского кино?

    ответить

  • 2

    zilich 19 июня 2016, 02:25 пожаловаться

    #

    как было сказано чуть выше, под «коассику» иногда можно брать даже фильмы пятилетней давности

    ответить

  • sem-85 19 июня 2016, 07:11 пожаловаться

    #

    я понял, я имел ввиду почему не классика азиатского кино в целом, а именно японские фильмы?

    ответить

  • 1

    zilich 20 июня 2016, 20:21 пожаловаться

    #

    хороший вопрос, в самом деле — ничего не мешает

    ответить

  • Journalist 19 июня 2016, 14:35 пожаловаться

    #

    Отличный материал. Большое спасибо, буду ждать новых записей в этой рубрике

    ответить

  • salk 19 июня 2016, 19:12 пожаловаться

    #

    Спасибо большое за эту простыню, прочитал полностью и с удовольствием.

    ответить

  • chichal507 20 июня 2016, 18:51 пожаловаться

    #

    во-первых спасибо) я слегка запутался в Затоичах… как полагается познакомился с героем через Такеши Китано и Ёджимбо, телохранителя Акиры Куросавы, был фильм, в котором герои встретились. в общем — заинтересовавшись смотрел кино вразнобой, в том числе этот http://www.kinopoisk.ru/film/138686/ «Слепой смотритель Сирануи» с Кацу в главной роли и подумал о том, что это и есть первый фильм о Затоичи, но судя по всему они никак не связаны, правильно?

    ответить

  • zilich 20 июня 2016, 20:27 пожаловаться

    #

    Сначала был Сирануи. Он был успешным, поэтому продюсеры решили снять еще один фильм про слепого, но уже положительного. Получилось неплохо. После этого про него сняли еще двадцать с гаком фильмов. Затоичи против Ёдзимбо — двадцатый, вроде бы. 

    Много лет спустя после смерти актера его старая знакомая, владевщая сетью кинотеатров, попросила Китано снять ремейк. И он в качестве дружеского жеста это сделал.

    ответить

  • chichal507 21 июня 2016, 00:28 пожаловаться

    #

    писатель Симодзава получается не имеет отношения к Сирануи, да? окей, спасибо)

    ответить

  • 1

    Akamaru 7 июля 2016, 12:16 пожаловаться

    #

    Спасибо за обзор. Как по мне, так первая часть самая удачная. То как он сражается. Верится, что человек на самом деле слеп и ориентируется по звуку, в отличии от последующих частей, где он даже гоняться будет за злодеями.
    Хотя 9 (http://www.kinopoisk.ru/film/230262/) и 14 (http://www.kinopoisk.ru/film/79556/) фильмы мне тоже понравились, но не могу сказать чем конкретно, ибо по прошествии некоторого времени все, кроме первого фильма слились для меня в один большой, однообразный фильм.

    ответить

  • 1

    San_Sani4 22 июля 2016, 12:55 пожаловаться

    #

    Отлично, я только за продолжение этой идеи.
    Пусть и четверг будет не четверг и не всегда самураи)))

    ответить

  • 1

    Уля Альбатрос 2 августа 2016, 22:49 пожаловаться ДА!

    #

    Я, как и все, поддерживаю создание пухлой Чунгкинкингской Википедии Вашими и нашими усилиями!)) Потому что, вот чудо кинематографа, эта статья о японской самурайской классике помогла мне в просмотре и понимании тоже классики, но только итальянского эротического триллера…
    И пользуясь вакантным местом в своём комментарии, хочу признаться в любви к японскому поэтизированию природы, особенно в сочетании с боевыми искусствами, ммм… *Я тот человек, который не будет признавать махача на огнестрелах, пока не сломлена последняя катана и свежо воспоминание хоть об одно старом-добром фильме про тайдзюцу и прочее превозмогание человеческим организмом всего и вся*

    ответить

  • Piramish 16 августа 2016, 15:12 пожаловаться

    #

    Отличная идея. Материал интересный.

    ответить

 
Добавить комментарий...