Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Болливуд. 2002 год

16.04.2016 07:41 • 12 комментариев

Десять самых кассовых болливудских фильмов 2002 года.

01. Девдас / Devdas (34 крор)
02. Опасная игра / Aankhen – (29 крор)
03. Тайна / Raaz (25 крор)
04. Чужой среди своих / Kaante (19.5 крор)
05. Единственная / Hum Tumhare Hain Sanam (15 крор)
06. Ты знаешь мою тайну / Humraaz (14.7 crores)
07. Будешь со мной дружить? / Mujhse Dosti Karoge! (14 крор)
08. Анатомия любви / Saathiya (18 крор)
09. У любви нет цены / Awara Paagal Deewana (13 крор)
10. Человеская подлость /. Deewangee (11 крор)


В первом обзоры болливудсккого кино за 2002 год вас ждут три кассовых чемпиона и один аутсайдер. Если точнее — триллер про слепых грабителей, хоррор про тамильский экзорцизм, патриотическая драма про фанатов Бакунина, а также эпос о вреде алкоголизма

01. Девдас / Devdas



Если верить Википедии бенгальский писатель Саратчандра Чаттерджи (1876 — 1938)most popular, most translated, most plagiarized автор за всю историю индийской литературы. То есть самый популярный, самый переводимый и больше всех подвергаемый плагиату.

Если я правильно понимаю, на русский язык его книги не переводились. Ну, кроме любительского перевода романа Девдас, который кто-то из поклонников индийского кино пытался самостоятельно перевести, но по дороге не сдюжил и потерялся.

Чаттерджи, говорят, последний большой классик в так называемом “бенгальском ренессансе”, который больше у нас известен по книгам Рабиндраната Тагора. За свою жизнь он опубликовал пару десятков романов, но больше всего Чаттерджи известен по повести Девдас, которую по преданию написал когда ему было всего 17 лет. Написал, а потом спрятал подальше и уехал работать в Бирму, бухгалтером на железной дороге.

Девдаса он опубликовал 20 лет спустя, когда уже покинул госслужбу и вернулся в Калькутту. Книга очень быстро стала национальным бестселлером. Первый раз ее экранизировали в 1927 году, а всего экранизаций у романа было 16 или даже больше.

Как вы можете догадаться, Девдас занял место в индийской литературе, примерно схожее с местом Евгения Онегина или Страданий юного Вертера.





В центре сюжета книги — история бенгальского парня из касты браминов по имени Девдас Мукерджи, который возвращается в родную деревню после двух лет учебы в Калькутте и снова встречает соседскую девчонку, с которой дружил с детства. Парвати за эти два года выросла из бесполого томбоя во вполне созревшую молодую женщину, которая уже не скрывает своих чувств к Девдасу. Парень из-за этого изрядно очкует, тупит и при каждом разговоре о свадьбе пытается дать задний ход.

Когда дело доходит до свадьбы семьи Девдаса и Парвати ссорятся из-за какой-то мелочи Парню в этой ситуации стукнуть бы кулаком и сказать свое веское слово, но он, поджав хвост, сбегает в Калькутту. Еще письмо невесте оставляет: мол, мы всего лишь друзья. Позднее, разумеется, понимает, что поступил глупо, но Парвати уже выдали замуж за богатого вдовца, поэтому как у Александра Сергеича — “....но я другому отдана и буду век ему верна”.

Девдас возвращается в Калькутту, селится в борделе и начинает планомерно спиваться, бесконечно жалея себя и потерянную любовь Девдас не замечает, что местная куртизанка Чандрамукхи влюблена в него до потери памяти. Короче говоря, заканчивается эта история очень и очень плохо, иначе бы она и не стала столь популярной..



Как уже было сказано, Девдаса экранизировали раз двадцать, поэтому когда за дело решил взяться Санджа Лила Бхансали, то цель у него была очевидная — снять по книге фильм не просто хороший, а почти ультимативный. Самый дорогой, самый богатый, самый талантливый.

Многие уверены, что это у него вполне получилось.

Девдас стал самым дорогим на тот момент болливудским проектом (почти $14 млн по новому курсу). Самым дорогим, но успешным. Что показательно — за пределами Индии он заработал примерно столько же, сколько у себя дома (всего приблизительно $ 45 млн). Плюс номинации на приз Британской киноакадемии, билет на Оскар, десять “филмваров” и охапку других наград. Позднее журнал Time включил картину Бхансали в десятку лучших фильмов нового столетия. А журнал Empire дал ему 74-е место в сотне лучших фильмов за историю мирового кино.



И спорить с этим бесмысленно. Кино далеко не идеальное (например, оригинальный сюжет очень сильно изменен), но поработали все на славу. Песни и танцы в фильме — одни из самых крутых в истории Болливуда. Даже если от звуков индийской музыки вас морщит, две песни из этого фильма, на мой взгляд, знать обязательно стоит. Вырванные из контекста они, правда, теряют заметную часть своей силы, но пусть хоть так.

Сначала — Maar Dala. Первый большой выход Чандрамукхи. Пусть весь фильм строится вокруг героев Шарука и Аишварии, но Мадхури Диксит с легкостью задвигает обоих, У неё получился один из самых мощных женских образов в индийском кино.



Вторая песня — Dola Re Dola. Один из самых сложных и необычных танцев в истории Болливуда. Дело в том, что в сцене участвуют обе главные героини. По сюжету Аишвария — из семейства, женщины которого много поколений занимается классическими индийскими танцами наутанки, а Мадхури — профессиональная гейша-таваифа, у которых тоже своя и очень нетривиальная танцевальная традиция. В танце надо было впервые совместить несовместимое и при этом сделать так, чтобы ни одна из актрис не почувствовала себя задвинутой на второй план.



Шарук Кхан на съемках, кстати, тоже очень старался. Пытался включить Станиславского и в какой-то момент стал для натурализма пить по настоящему. И делал это настолько самоотверженно, что в какой-то момент друзья начали беспокоиться, после чего к нему пришлось приставить специального человека, чтобы он отнимал бутылку. Классика — штука сложная.



02. Опасная игра / Aankhen



Виджай Сингх Раджпут (Амитабх Баччан) много лет управляет крупным банком. Все сотрудники и владельцы прекрасно знают, что старик — человек вспыльчивый, с очень трудным характером и пугающими обсессиями Сложный, но незаменимый. Правда, однажды старик наконец переходит рамки. Он жестоко избивает своего сотрудника, который попытался скрысить клиентские деньги, после чего Раджпута оперативно отправляют на пенсию.

Потрясенный подобной несправедливосттью, герой Баччана жаждет отомстить обидчикам. Он решает ограбить свой бывший банк. В качестве сообщников старик решает использовать — не поверите! — трех слепых парней (Акшай Кумар, Арджун Рампаль, Пареш Раваль). Уж очень слаженно и ловко они работают в команде. Плюс: никто ведь не поверит, что банк ограбили трое слепцов

А чтобы не поверили Раджпут строит в огороде полную копию фойе своего банка и заставляет слепых выучить макет до последнего сантиметра. Слепые, кстати, участвовать не шибко рады. Всю троицу, а также их учительницу, вовлекли в гос-стоп не самым честным образом. Вдобавок к этому, налётчики подозревают, что после операции старик от них обязательно избавится.





Режиссер-дебютант Випул Шах снял фильм по собственной театральной пьесе. И я уверен, что пьеса у Випула была шикарная. Несмотря на абсурдность идеи, материал получился очень богатый. Есть где развернуться, если хочешь поиграть с эксцентричной пластикой и ограниченным набором декораций. Сначала герои во всех деталях репетируют ограбление, и мы видим, что их слепота очевидна в каждом жесте. Потом начинается сам гоп-стоп, где происходящее совсем выходит из пол контроля.

В фильме лаконичность почти сразу теряется, из-за того, что режиссер хочет собрать в одной корзине и комедийный капёр, и жестокий нуар, и масальную мелодраму. Рассказывают, что к концу съемок продюсер с режиссером настолько сильно перессорились, что из фильма было выброшено море отснятого материала, включая роль Бипашы Басу и любовную линию между Арджуном и Сушмитой.

Несмотря на это, фильм получился почти голливудский. Представить себе заокеанский ремейк совсем несложно. Баччан играет здесь практически Джека Николсона. А на роли слепых идеально бы вписались Райан Рейнольдс, Райан Гослинг и Майкл Пенья.





03. Тайна / Raaz





Третий по сборам кассовый шлягер 2002 года — мистический хоррор Тайна. Фильмы уждасов в Индии на рубеже веков выходили обычно ограниченным прокатом и представляли из себя нечто малобюджетное и запредельно бестолковое. Но Raaz сломал этот стереотип. Картина очень быстро заработала культовый статус и два сиквела (в том числе и в 3D), а режиссер Викрам Бхатт продолжает форсить в Болливуде хоррор-тему и по сей день. На мой взгляд, довольно успешно.,

Молодая пара ссорится в ночном клубе. Девушка забирает у парня ключи от машины и отправляется домой, но по дороге слышит странный голос, котолрый шепчет ей прямо в ухо, она теряет управление и попадает в аварию. Выйдя из больницы, героиня подаёт на развод, но муж, пытаясь сохранить брак, предлагает сьездить в отпуск и обсудить все проблемы. В место по её выбору. Девушка выбирает горный курорт в Утакаманде, где, вроде бы, начинался их роман. Но зрители уже знают, что в Утаке все не так просто. В начале фильмы нам показали, что в местном лесу обитает какая-то призрачная сущность, которая вселяется в женщин и заставляет убивать их собственных спутников.

Разве можно не любить фильм, где сцены с лесными призраками сменяются вот такими песнями,



Где-то в основе сценария Тайны лежит фильм Земекиса с похожим названием и с Харрисоном Фордом в главной роли, которым создатели картины явно вдохновлялись. Про это, к счастью, быстро забываешь, потому что микс из психологического триллера и истории про экзорцзим получился у Бхатта пусть и неровный, но местами очень трогательный и олдскульный, Особенно за счет героя Ашутоша Раны, выступающего здесь в качестве индийского Винсента Прайса.



Но безусловно главный козырь — исполнительница главной роли Бипаша Басу, большая карьера которой в кино стартовала именно с этой ленты. Примечательно, что здесь она играет на пару со своим бойфрендом Дино Мореа, с которым они уже через пару месяцев разбегутся.





04. Легенда о Бхагате Сингхе / Legend of Bhagat Singh





Большой исторический фильм из жизни индийских революционеров. На мой вкус, довольно занудный и по сути необязательный как почти вся современная китайсая пропаганда подобного профиля. В первый болливудский обзор 2002 года картина попадает лишь потому что её снял Раджкумар Сантоши. И получила она в тот год, несмотря на провал в прокате, целый ворох первосортных наград: две Национальные кинопремии — за лучший фильм и за лучшую мужскую роль; три Filmfare Awards — за фильм, саундтрек и главную роль; пять Zee Cine — музыку, монтаж, экшен, диалоги и опять же роль Девгана.

Бхагат Сингх для индийцев это как Малькольм Икс для афроамериканцев. Молодой сикх из семьи потомственных повстанцев в 14 лет разочаровался в идеях Ганди, начал читать Бакунина, Троцкого и Маркса, после чего решил для себя, что несопротивление злу насилием — полная чушь, а попытки найти общий язык с оккупантами — опасный самообман. Бхагат и его сподвижники выбрали путь экстремизма. Начали убивать британских копов, потом взорвали бомбу в здании суда.





Фильм, собственно, начинается с конца. Март 1931 года. Собравшаяся у тюрьмы толпа требует у солдат выдать им тела казненных Бхагата и его друзей. Опасаясь, что покойный уже к вечеру станет национальным мучеником, тюремщики под покровом ночи тайно вытаскивают трупы к реке, чтобы сжечь их и раскидать пепел.

На следующий день толпы сторонников Бхагата придут к Ганди и скажут: ну что, доволен? Ганди пожмёт плечами. Это черный день для нашего народа, но поймите, парень сам искал смерти. После этого нам отмотают историю на 12 лет, чтобы мы увидели как маленький Бхагат Сингх станет свидетелем кровавой бойни на Джаллианвала-багх, когда британские войска расстреляли мирную демонстрацию в Амритсаре, убив несколько сот человек. Это будет начало пути юного революционера.





  12 комментариев 
Комментарии (12)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...