Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
IN MEMORIAM: Сэцуко Хара (1920 — 2015)

11.12.2015 02:33 • 7 комментариев

Некрологи — не наш профиль, но мимо некоторых пройти очень сложно.

5 сентября 2015 ушла из жизни на 96-м году великая актриса Сэцуко Хара. Газеты впервые сообщили про её смерть почти три месяца спустя. На первый взгляд, обычная история. Мы в нашей стране уже привыкли, когда легенды советского кино уходят зачастую всеми забытые, голодные, холодные и обгрызанные крысами. В истории с Сэцуко совсем иной коленкор. Она — главная легенда японского кино. С ударением на каждом из четырех слов и без грамма иронии.

Главная. Легенда. Японского. Кино.



Японцы умеют прятать своих мертвецов. Папарацци у них в стране лютые и не знают жалости, но родственникам многих звезд удается по несколько недель скрывать от общественности смерть кумира. Проводят покойника, сожгут, развеют, помянут, разьедутся по своим домам — теперь можно вызывать журналистов.

Но почти три месяца — это новый рекорд. Он мог бы удивить и вызвать вопросы, если бы разговор был про любого другого актера, а не про Сэцуко. В возрасте 42 лет она навсегда ушла из кино и больше никогда не выходила на публику. Никогда не давала интервью, не разрешала себя фотографировать. Больше чем на 50 лет исчезла за стенами своего дома в Камакуре.

Существует огромное количество теорий и сплетен, почему это произошло. По официальной версии самой Сэцуко актерство и слава никогда ей не нравились. Это был способ, чтобы содержать семью. Способ зарабатывания денег и ничего больше.

Знаменитый режиссер аниме Сатоси Кон (тоже покойный, кстати) снял в 2000 году очень известный полнометражный мульт Актриса Тысячелетия, прообразом главной героини которого — актрисы, сбежавшей от всего мира — стала, в первую очередь, Сэцуко Хара.



Мы тут все про мирское и будничное, а ведь многие читатели, возможно, еще не знают про кого рассказ. Уверен, многие уже возмутились и думают, да кто она такая, первый раз про неё слышим, в кино никогда не видели, никому ненужное и бесполезное старое барахло.

Ребята, давайте забудем на пять минут про наш топ на Кинопоиске и про его короля Тома Хэнкса после чего вспомним про другие топы.

Так вот, в топах профессиональных киноикритиков и серьезных киноизданий, где каждый год подбивается список величайших фильмов за историю мирового кино в первой десятке (обычно — в первой пятерке) две картины с Сэцуко Хара. Поздняя весна и Токийская повесть. Подробно про них рассказывать сегодня не стану (оставлю на другой случай), лучше поговорим про их героиню.

Сэцуко Хара. “Японская Грета Гарбо”. “Бессмертная Дева”. Главная муза Ясудзиро Одзу. Обладательница самой сногсшибательной улыбки в истории мирового кино. Улыбки, которая теряет почти всю магию, если её перенести с кинопленки на замершую фотографию.

Сэцуко, возможно, не была величайшей актрисой столетия, да и красавицей её назвать получается далеко не всякий раз, но при этом созданный ей образ был такой ядерной, сбивающей с ног силы, что даже я начинаю слегка путаться в словах.

На Ютубе есть огромное количество трибьютных роликов, большинство которых было смонтировано фанатами еще при жизни актрисы. После сообщения о смерти — не меньше. Давайте посмотрим пару трибьютов, они лучше цифровых буковок, а потом я расскажу про нашу героиню подробнее.

А, быть может, и не только про неё.



Еще один фанатский трибьют одновременно Сэцуко и её современницы Хидэко Такаминэ. Они на контрасте очень хорошо подчеркивают друг друга.



А теперь — сказка.

Девочку из Йокогамы звали Масаэ Айда. В семье было пятеро сыновей и три дочки, и Масаэ была из сестёр самой младшенькой. Старшая сестра девочки была замужем за режиссером cо студии Nikkatsu Хисаторой Кумагаи, который однажды и посоветовал юной свояченнице попробовать себя в кино. В 1934 году Nikkatsu как раз только что провели тотальную ревизию своего бизнеса. Уволили несколько сот сотрудников, а потом перенесли производство всех фильмов про современность в спальный токийский пригород Тёфу, где уже успели построить свои павильоны их конкуренты из Daiei.

15-летняя Масаэ Айда бросила учебу в школе для девочек и начала сниматься в кино. В1935-м году дебютировала в школьном ромкоме в роли старшеклассницы по имени Сэцуко. Как вы уже догадались, имя героини продюсеры решили оставить в качестве псевдонима для юной актрисы.

Времена стояли суровые. Япония через пару лет впишется в войну с Китаем, потом начнется Вторая Мировая, молодых артистов из дебютного фильма Сэцуко раскидает по планете как яблоки. Для примера, исполнитель главной роли Синтаро Танигути попадёт в плен к русским и почти десять лет отбарабанит в лагере для военнопленных. После этого переберется в Москву, где женится на знаменитой актрисе… Ёсико Окаде. К нашему некрологу её история не имеет никакого отношения, но, сорри, придется рассказать.



Популярная актриса Ёсико Окада была очень левых взглядов, поэтому в 1940 году решила сбежать с товарищем в СССР. Напросилась сначала “на ёлки” к пограничникам на Сахалине, а потом нелегально попыталась пересечь границу. Её товарища наши пограничники сразу расстреляли как японского шпиона, а Есико — больше десяти лет отсидела в лагерях и вышла на свободу только после смерти Сталина.

К слову, японка говорила на допросе, что много лет хотела поработать с Мейерхольдом. Именно после этого рассказа в деле Мейерхольда появилась строчка “японский шпион”..

Есико Окада после амнистии приехала в Москву, поступила в ГИТИС, работала в театре Маяковского и на студии Горького, снимала кино. Советское кино, кстати. Вот, например, фильм по сценарию Агнии Барто.

В 1972 году Ёсико Окада вернулась в Японию.



История Окады была нужна в моём рассказе, опять же, для контраста. Чтобы лишний раз подчеркнуть дух эпохи. Cэцуко Хара, как вы догадываетесь, работала все эти годы по другую сторону баррикад. Например, известность и главные роли пришли к юной актрисе в 1937 году после фильма Дочь самурая.

Нацистская Германия и Япония в те годы очень дружили и всячески старались закрепить эту “дружбу” на всех уровнях. Фильм Дочь самурая (в японском варианте — Новая земля) снимали одновременно “пасторальный” немец Арнольд Фанк и японец Мансаку Итами. Ничего путного из этого не получилось. Две съемочные команды вхлам поссорились и, в итоге, сняли две разные версии одной истории. Обе версии в прокате, говорят, провалились. Японских критиков бесило, что их народ показывают как туземцев. Плюс немцы всюду проталкивали новые идеи и символику, из-за чего (я почти дословно цитирую) из-из особого акцента на древних свастиках буддитские храмы начинали напоминать застенки гестапо.

Юная Сэцуко Хара в этом фильме сыграла дочь самурая, которая, узнав о том, что жених намерен жениться на немке, попыталась покончить с собой, прыгнув в вулкан. Неудачно.



Признаться честно, мой рассказ про Сэцуко незапланированно затянулся. Про неё можно говорить долго, очень долго, очень-очень долго, но я, пожалуй, сокращу дистанцию и ускорю темп.

После войны Сэцуко снималась у всех великих классиков, рассказывавших про современность. Ясудзиро Одзу, Акира Куросава, Микио Нарусэ, Кэйскэ Киносита, Кимисабуро Есимура и многие другие. Она создала образ “новой японской женщины”. Очень современной и работящей (посмотрите на кудри и платья), но при этом с невероятно тонкой и чувственной натурой. Японской натурой. Сейчас это немного по дурацки и популистски прозвучит — натуры, сохранившей чистоту и национальную идентичность даже в эпоху “кока-колы”. Не моя шутка, ясудзироодзевская.

Сэцуко Хара никогда не была замужем. В романах тоже замечена не была. До последнего фильма она сохраняла образ дочери нации. Уже взрослой, все еще незамужней (напомню, актриса ушла из кино в 42), а значит — все еще невинной. Повторюсь — “Вечной Девы”. Стопроцентной “ямато-надэсико”.

  7 комментариев 
Комментарии (7)

Новый комментарий...

  • 15

    black27 11 декабря 2015, 10:36 пожаловаться

    #

    Хорошо что вы остались на кинопоиске у вас полезный блог, спасибо вам !

    ответить

  • 9

    L!nk! 11 декабря 2015, 12:25 пожаловаться

    #

    Я практически никогда на кп не комментирую, но ваши статьи читаю почти всегда.
    Эта сподвигла сказать спасибо! Очень интересно!

    ответить

  • 4

    Langolyer 11 декабря 2015, 13:25 пожаловаться

    #

    У меня с регулярами Одзу почти всегда одна и та же история была. Как впервые актеров видел, вообще не впечатляли, зато потом с каждым фильмом сращивались, приставали к телу. Так, например, Тисю Рю с первым появлением на экране показался мне обычным середнячком, а спустя три десятка ролей я его считаю гением и возможно лучшим актером вообще. Хара совсем отторжение вызвала — мне её фирменная улыбка казалась приклеенной, никакого таланта замечено не было. У Куросавы она, кстати, смотрелась еще хуже. Но уже в более поздних ролях отношение поменялось почти кардинально, все-таки её вот этот образ идеально подходил Одзу и его режиссерскому видению.

    ответить

  • 8

    studik67 11 декабря 2015, 20:23 пожаловаться

    #

    Пожалуй, самая проникновенная Ваша статья из всех, что я читал

    ответить

  • 4

    The Lone Ranger 13 декабря 2015, 13:02 пожаловаться

    #

    Вот это да. Хотя она — одна из моих любимых актрис, про её биографию и не знал ничего даже. Насчёт «Вечной Девы» не думал, но уже и внешне можно было судить по мимике, в частности, по смущённым взглядам и вообще по характерным ролям у Одзу. Судя по количеству комментариев, её всё-таки очень и очень мало знают… Самому более всего запомнилась её потрясающая Настасья Филипповна в «Идиоте» Куросавы, а ещё две контрастных роли в «Поздней весне» и «Поздней осени», где она одинаково очаровательна и в роли дочери и в роли матери. Хотя наиболее значительными ролями, думаю, надо считать трилогию Одзу с «Токийской повестью» в конце.

    ответить

  • 3

    aicinema 13 декабря 2015, 20:37 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью!

    ответить

  • Florew 13 декабря 2015, 21:13 пожаловаться

    #

    Спасибо Вам за статью.

    ответить

 
Добавить комментарий...