• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Чунгкингский экспресс
 



Японский кинематограф. Год 2000 (1)

16.07.2015 14:30 • 9 комментариев

В 2000 году японский кинематограф был на самом острие атаки. Оказавшись под прицелом после Звонка и первых фильмов Такаси Миике, он смог выдать целую пачку шлягеров, которые прицельно били даже по западному зрителю. И в первую очередь это были Королевская битва, Брат якудзы, Понедельник и Версус.

01. Королевская битва / Battle Royale







В 1996 году Косюн Таками, 27-летний репортер из провинциальной газеты Shikoku Shimbun, увольняется с работы, чтобы стать профессиональным писателем. За считанные месяцы он дописывает свою первую книгу «Королевская битва», но с удивлением видит, что никто не спешит её издавать. Даже в престижном литературном конкурсе на лучший роман года в стиле «хоррор» рукопись встречает серьезные проблемы, когда члены комиссии заявляют, что если в книге школьники убивают других школьников, то это уже борщ. Рукопись три года болтается по редакциям, пока не попадает наконец в небольшое контркультурное издательство Ohta Publishing.

К тому моменту Ohta Publishing, говорят, было карманным издательством Такеши Китано, которое он создал в 1985 году, чтобы издавать всякий забавный неформат — эротическую мангу, книжки про маньяков, альбомы самого Китаныча и прочие забавы. Ohta решает издать «Королевскую битву», книга становится национальным бестселлером и издаётся, в итоге, тиражом в миллион (!) экземпляров.



Писателя сразу же приглашают сценарить мангу по своей книге для журнала Young Champion, чем он занимается следующие пять лет. Позднее Таками расскажет, что персонажи в его книге были откровенно картонными, а вот в манге он наконец смог выложиться по полной программе и выписать каждого. Целых пятнадцать томов выписывал. Профессиональным писателем, кстати, Таками так и не станет. После «Королевской битвы» ни одного произведения больше не издаст.

Но зато уже в конце 1999 года японская студия-мейджор Toei приступила к съемкам экранизации книжки Таками, а это начало длинной, интересной и совершенно иной истории.

Началась она с того, что 69-летний классик Киндзи Фукасаку прочитал роман и заявил — я это сделаю. Позднее он расскажет, что мотиватором к этому решению стали воспоминания из прошлого, которые прекрасно легли на книгу. В конце Второй Мировой войны, когда союзники уже вовсю бомбили японские города, 15-летний Киндзи и его сверстники работали целыми днями на заводе по производству снарядов. В июле 1945 года завод попал под бомбёжку. Выжили только те, кто успел вовремя спрятаться под трупами своих одноклассников и кому повезло.

Именно тогда, говорит Фукасаку, мы поняли, что ненавидим взрослых. И их уродские игры.





Я, кстати, вам всю эту предысторию столь подробно выписываю лишь потому, что уверен, в 2015 году все прекрасно знают, что такое Королевская битва. Если все же нет — пять-шесть слов о том, в чем, собственно, сыр-бор и сюжет книги — фильма.

В недалеком будущем (быть может, альтернативном настоящем или даже совсем не альтернативном) взрослые решают, что детям не хватает серьезности. Школы пустуют, подростки занимаются ерундой, связь между поколениями совсем потеряна. Чтобы запугать и замотивировать школоту правительство учреждает проект 68. Каждый год со всей Японии выбираются лотерей 50 выпускных 11-х классов, которым предстоит принять участие в игре под названием “Королевская битва”.

Что такое “Королевская битва”? Весь класс вывозят на необитаемый остров, где каждому ученику дают еды, воды и оружия, а потом говорят — а теперь убивайте друг друга. У вас есть трое суток, по истечению которых в живых должен остаться только один. Если выживет больше, то ошейники на ваших шеях сдетонируют и сделают ничью. Go!

Школьники плачут, кричат, стонут, но потом начинают жрать кактус. Убивают друг друга или себя. Важная деталь: оружие все получают по рэндому. Кому — автомат, а кому — крышка от кастрюли.



Фильм вызвал адский резонанс. Японское правительство пыталось его всячески запрещать. В прессе кричали о том, что современные медиа совсем берегов не видят и вся ответственность за несовершеннолетнюю преступность лежит на тех, кто снимает подобные фильмы. Фукасаку в ответ аппелировал сразу к школьникам. “Они запретили вам смотреть это в кино, но попытайтесь все же проникнуть в кинозалы — я вас в этом всячески поддерживаю”.

В Америке картину допустили в прокат лишь 11 лет спустя. Первым прокатчикам, которые планировали выпустить Битву почти сразу, говорят, просто пригрозили тюрьмой. Дело в том, что в апреле 1999 года случилась легендарная бойня в Колумбине, когда два старшеклассника убили и покалечили около полусотни человек. Америку после этого люто лихорадило, поэтому доставалось на орехи даже фильмам типа Матрицы.

В 2006 году, когда шум слегка поутих, Рой Ли купил права на американский ремейк, но спустя полгода в Виргинском политехе местный студент убил 32 человека и стало ясно, что ремейка никогда не будет. Обстановка совсем не та.

В 2012 году продюсеры с телеканала CW заикнулись, что хотят сделать Королевскую битву в формате сериала, но тот час приключилась бойня в кинотеатре города Аврора, а потом еще и в начальной школе Сэнди-Хук. CW, разумеется, предпочли полностью изменить концепт.

Так появился сериал Сотня.



На самом деле, клонов было море. В 2008 году 45-летняя писательница Сьюзан Коллинз выпустила книгу Голодные игры. Позднее она неоднократно говорила, что никогда даже слыхом не слыхивала про Королевскую битву, а на написание книги ее подвигли греческая мифология и современные реалити-шоу не телевидении. Поверить в это сложно.

Особенно, если вспомнить, что роман Королевская битва заметно отличается от фильма. В книге Косюна Таками изображена по сути Америка Сьюзан Коллинз либо…. Россия образца 2015 года. Страна в кризисе, под бесконечными санкциями, но при этом в совершенно безумном приступе патриотизма, который на чистом глазу порождает макабрические штуки типа Королевской битвы.

Американские кроссовки в этой стране под запретом, современная рок-музыка — инструмент госдепа, разлагающий японскую душу.





Но не будем о зябликах. Давайте лучше вспомним, что осталось нам от Королевской битвы 15 лет спустя. Во-первых, актеры. Для начала, Такеши Китано, который играет учителя… Китано. В книге его функции выполняет совершенно другой персонаж, но это здесь не имеет значения. Китано великолепно вписывается в сюжет.

Плюс — тень Замка Китано за спиной добавляют его присутствию дополнительное измерение.



Тацуя Фудзивара и Ко Сибасаки — теперь топовые звезды. И роли в Битве сыграли в этом не последнюю роль. Тиаки Курияма и Аки Маэда — звезды потише, но первая почти сразу побывала на съемочной площадке у Тарантино. Говорят, Квен хотел для дуэта и Сибасаки, но не срослось.

Героический Таро Ямамото продолжает играть в кино, но больше времени уделяет политике. Тащит за социалистов. Пару лет назад дошел до самого императора, а последний год обещал согнать миллион японцев на местный майдан, когда правительство протащило местный “закон о забвении”. Одним словом, дело Королевской битвы живёт.







02. Брат якудзы / Brother





Где-то в Японии два клана якудза сожрали друг друга. Оябун одного из кланов убит, его выжившие последователи грустно пытаются влиться в команду бывших врагов. Персонажа Такеши Китано — старого гангстера по имени Ямамото — враги к себе не зовут и вообще предполагают убить руками бывших товарищей. Товарищи, к счастью, в Бэттл Рояль не играли, поэтому предлагают Ямамото удобный для всех вариант — сбежать из страны.

Например, в Штаты, где у него есть сводный младший брат.

Ямамото приезжает в Америку и видит, что братишка фарцует на улице наркотой вместе с черными шестёрками. Ямамото не знает английского, говорит по жизни еще меньше, но когда латинский пушер попытался сьездить младшенькому по роже, Ямамото обиделся и отжал у мексов весь бизнес по торговлей порошком. Предварительно всех врагов перестреляв.

Вскоре японец и его афро становятся самыми крутыми пацанами на районе, а со временем подминают пол себя даже азиатов из Маленького Токио. Но дао любого настоящего бандита всегда одинаково: сколько веревочке не виться…





В конце 90-х Китано устал от фильмов про якудза, но дабы почесать за ушком у фанатов и заработать денег для Kitano Office он продолжал этим иногда заниматься.

Якудза в Америке среди черной братвы — high concept в чистом виде, но при этом фильм все равно вышел излишне расслабленным и немного усталым. Начинается он прекрасно (первые полчса — старый добрый нинкё-эйга до последней запятой) но в середине провисает, не пытаясь ничего предлагать зрителю взамен, кроме самоцитат и повторов.

К счастью, саундтрек от Джо Хисаиши и удачный кастинг спасают ситуацию и все же делают фильм культовым. На переднем плане — Омар Эппс из Доктора Хауса. Где-то в латинской массовке — Амори Ноласко из Prison Break и стэндапер Ломбардо Бояр. Японцы тоже для западного зрителя хорошо знакомые. Масая Като уже был к тому моменту главным злодеем из Драйва и Плачушего убийцы, а Рю Исибаси — образцом бандитской лояльности из Back To Back и American Yakuza.

Но главным соавтором на этом проекте стал для Китано даже не композитор, а фэшн-дизайнер Ёдзи Ямамото, с которым они работали впервые. Знаменитый мастер олдового стиля ваби-саби Ямамото всегда отрицал дизайнерские шмотки в обтяжку, поэтому все китановские бандиты (будь то японцы или латиносы) ходят на экране в этом фильме исключительно в мешковатых костюмах.

И фамилия у главного героя, возможно, тоже не случайная.







03. Понедельник / Monday







Клерковский служащий Коити Такаги просыпается в гостиничном номере. Похмелье — жуткое, в голове — пустота, на часах — утро понедельника. Такаги не помнит как и почему здесь очутился, но постепенно прошлое начинает к нему возвращаться. Очень неприятное и болезненное прошлое, из которого становится понятно, почему на прикроватном столике лежит помповик, в гостинице нет ни души, а под окном — отряд спецназа, готовый начать штурм..

А ведь все начиналось очень мирно. В пятницу вечером Такаги и его коллеги по работе пришли на поминки молодого сотрудника. В процессе поминок выяснилось, что у покойного забыли удалить кардиостимулятор, семейный врач в отпуске, а, значит, кто-то должен взять со стола нож и вырезать его прямо здесь и сейчас.

Потом еще за романтическим ужином девушка, сука такая, сообщила Такаги о том, что они расстаются…. а где один стакан саке или вискаря — там уже второй и третий.





Экзистенциальная черная комедия о вреде пьянства. C якудза, спецназом и великолепным Синъити Цуцуми в главной роли, который снимался в те годы у режиссера Сабу в каждом фильме.

В отличии от первых проектов Сабу на этот раз включил режим махрового интеллектуала, что принесло ему, в итоге, пару второплановых призов на фестивале в Берлине, а его картине — не поверите! — слот в российском прокате и заметное место в таком придуманном на Западе явлении как “азиатский экстрим”.

В небольших ролях — море звезд. Например, в роли Сатаны (да, там есть даже Сатана) появится главный классик театра буто Акадзи Маро.



04. Версус / Versus







Неизвестный клиент нанимает бригаду бандитов, чтобы освободить из тюрьмы двух молодых зеков. Побег организован удачно. Бандиты привозят заключенных в лес и ждут появления своего клиента. Бандиты на жутких понтах, зеки — тем более. Слово за слово, все хватаются за ножи и пистолеты.

Бэнг-бэнг-бэнг! Бригадир бандитов убит. Он падает на траву с пулей в голове, но через минуту возвращается в виде кровожадного зомбака. Оказывается, все, кто умер в этом лесу, восстают сегодня из мертвых. А если учесть, что бандиты уже несколько лет хоронили на этой поляне своих жертв и конкурентов, то опушка очень быстро оказывается заполнена гниющими мертвяками, у которых стволы в руках и полуразложившийся палец на курке.

Бэнг-бэнг-бэнг-бэнг-бэнг!

Но это цветочки. Фильм начинался с титра о том, что на планете есть 666 мест, где мир живых и мир мертвых соприкасаются очень близко. Раз в несколько столетий представитель сил Тьмы пытается открыть портал между мирами, а представитель сил Света — старается ему помешать.

Наниматель бедовых якудз, который еще не появился на сцене — черный некромант и воин Тьмы, а один из освобожденных зеков — реинкарнация его вечного противника, Воин Света. Герой, разумеется, еще не знает об этом. Он даже про себя ничего не помнит, кроме номера на робе — KSC2-303. Но уже готов броситься в бой. Ведь вокруг сплошь мертвецы и ублюдки, а за спиной — странная девушка, которая нуждается в защите.







Если в двух словах, Версус — самый крутой фильм из этого обзора. Китано, Фукасаку и Сабу — молодцы, но Рюхэй Китамура — предмет бесконечного культа. С первого взгляда поверить в это сложно (особенно сейчас — 15 лет спустя), но послушайте старого гика.

Версус занимает в современном японском кино то же место, что и Зловещие мертвецы в американском. Ультимативная смесь хоррора и черной комедии, которую одни называют японским трэшем, другие — “говном каким-то”, третьи же готовы говорить про него бесконечно, с любовью и обожанием. Я, как вы понимаете, из третьих.

Из тех, кто снимал в середине нулевых собственные трэш-фильмы с оглядкой, в первую очередь, на Рюхэя Китамуру. И во вторую, наверное, тоже.

Сам же Китамура всегда говорил, что японское кино его бесит и он готов сделать что-угодно, дабы вычистить его следы из собственного творчества. В Австралии, Италии и Гонконге, — вещал режиссер, — умеют снимать кино, а в Японии — больше нет.

Мои кумиры — это Джордж Миллер, Джон Карпентер и Сэм Рэйми. На этом, наверное, можно остановиться
. (с) Рюхэй Китамура



Фильм Версус, говорят, стоил 10.000 баксов, которые режиссер занимал у друзей, чтобы снять продолжение собственной короткометражки Down To Hell. В процессе съемок сценарий жутко мутировал, название поменялось, а на площадке появился Так Сакагути. По легенде режиссер и его звезда познакомились посреди улицы. Сакагучи с кем-то дрался и неплохо сопернику вломил, после чего к нему подбежал Рюхэй и предложил сняться в своём фильме.

Собственно, вы могли это видеть в фильме Сиона Соно Почему бы вам не драться в аду, где история была пересказана почти дословно и даже с самим Таком в роли уличного драчуна.

На самом деле, посмотреть Версус впервые именно в 2015 году будет немного стрёмновато. За последние 15 лет фильм и его авторы настолько глубоко вошли в кровь и мясо азиатского инди-кинематографа (собственно, как и Зловещие мертвецы в западный), что уже трудно понять кто, где, первым. Но если вы видите на экране суровых парней в кожаных плащах с катанами и стволом в зубах (и это не Зоро Ророноа), то знайте — перед вами не обязательно наследие братьев Вачовских. Матрица и Версус вышли примерно в одно время, но если первую копировать без ляма в кармане сложно то стать идейным учеником Китамуры — вопрос пяти копеек,

Берешь друзей и катаны, едешь в лес, снимаешь великое кино.



За последние 15 лет Китамура успел слепить несколько фильмов различной степени удачности, поработать на ТВ, сделать мультик, снять ремейк Metal Gear Solid и фильм про Годзиллу (тоже с катанами, кстати). Уехать после этого в Голливуд, после чего сгинуть вместе со всеми остальными японскими режиссерами своего поколения, которых Голливуд приманил и схавал.

Последние пять лет он обещает фанатам Версус 2 (даже Сакагучи из его добровольного ритрита вернуть обещает), но в это, к сожалению, почти никто не верит.





  9 комментариев 
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 5

    eva7 16 июля 2015, 18:55 пожаловаться

    #

    хороший год))

    ответить

  • Rheo-TU 16 июля 2015, 22:06 пожаловаться

    #

    Первые два фильма — сплошная ностальгия. Остальных, к сожалению, не видел. «Версус» заинтересовал — надеюсь увидеть, как симпатичную мордашку Сакагути в очередной раз измажут в крови:).

    ответить

  • 1

    Sana-tory 17 июля 2015, 00:58 пожаловаться

    #

    Версус навсегда!

    ответить

  • 1

    Journalist 17 июля 2015, 02:24 пожаловаться

    #

    спасибо за отличный материал. было крайне познавательно!

    ответить

  • Jun-Jun 17 июля 2015, 09:34 пожаловаться

    #

    Уже давным-давно, читала роман «Королевская битва» в транспорте и разок удалось так увлечься, что проворонила свою остановку, хотя там еще то сборище стереотипов, но тогда это было для меня свежо:) Фильм, конечно, сценарно слабее, много всего выкинули из-за хронометража, но посмотреть все-равно приятно, особенно на Китано — так органичен в своей роли.
    А вот мангу не смогла читать, хотя даже дарили физический экземпляр — не понравилась стиль графики от слова совсем. Она вроде качественная, достаточно детализированная, но, не знаю, лица в ней какие-то страшные, особенно у другана детства главного героя.

    ответить

  • eliss1 17 июля 2015, 14:09 пожаловаться

    #

    Зато сейчас полно фильмов про резню среди школьников. Правда, до «Королевской битвы» им далеко. В ней школьники были полноценными людьми без скидки на возраст, с огромным жизненным потенциалом. И было жутко видеть, как они погибают один за другим. А в последующих фильмах — резня ради резни, просто скучно жить стало, как напр. «Страшная воля богов».

    ответить

  • 2

    Женя Бусел 21 июля 2015, 21:25 пожаловаться

    #

    не видел ничего, хочу увидеть все
    спасибо

    ответить

  • Deep_one 23 июля 2015, 12:45 пожаловаться

    #

    Я в 17 лет назад — 15 лет назад из японского знал лишь JRPG на PS 1. На кинематограф я подсел позже, когда аниме меня задолбало.
    Версус можно глянуть.

    ответить

 
Добавить комментарий...