Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Тайваньский кинематограф. Год 2002

03.04.2015 09:16 • 3 комментария

01. Двойное видение / Double Vision





В начале “нулевых”, когда азиатская тема внезапно оказалась в тренде, самые ловкие из восточных продюсеров попытались пробиться на западный рынок. Способов было море, но самый надежный — пригласить в проект американского актера второго или третьего эшелона. Рецепт следующий: увидев на постере знакомое по голливудским лентам лицо, земляки обязательно идут на твой фильм в кино, а потом, глядишь, и на Западе его купят для видеорелиза. Карго-экономика в действии.

Именно по этой причине я впервые посмотрел картину Двойное зрение всего лишь неделю назад, после чего вынужден официально заявить — сделать это стоило гораздо раньше.

Двойное зрение — один из лучших азиатских хорроров “нулевых”. С уникальной атмосферой, очень нажористой и густой. И с совершенно неожиданным Тони Люном Кафаем в главной роли.

Гонконгский актер в тайваньском проекте — не только коммерческий ход, но и сильный авторский приём. Кафай играет полицейского-вайшена. Так называют на Тайване материковых китайцев. Он говорит на местном с сильным кантонским акцентом и сильно выделяется от окружающих. Если учесть, что еще до начала фильма герой сдал коррумпированных товарищей и оказался переведен в миграционную службу, где теперь гоняет филиппинских гастеров, то отчужденность персонажа и его бесконечное одиночество бросается в глаза особенно ярко.

В личной жизни героя Кафая тоже полный швах — дочка после психотравмы не разговаривает, документы на развод лежат на столе под салфеткой и ждут его подписи.

И в этот момент на Тайване появляется серийный убийца. Каждая смерть — особенная, общего только грибные споры в мозгу жертвы и особая жестокость, с которой совершено каждое из убийств. Будто сверхьественное существо вырвалось на свободу. Мотив — есть, пусть и странный. Неведомый убийца дотошно следует древнему даосскому ритуалу, с помощью которого можно якобы обрести бессмертие.

Тайпэйская полиция в шоке, поэтому из Америки приглашают видного специалиста по маньякам — агента ФБР Рихтера (его играет приглашенный Дэвид Морс). Чтобы американец не скучал, героя Кафая забирают из миграционки и делают его напарником.





Как я уже сказал, кино нажористое и густое. Снято богато, по голливудски (в хорошем смысле этого слова). Даже на фестиваль в Канны фильм свозили, где его показали в рамках Un Certain Regard. Тут надо отдельно сказать про режиссера Чена Куо-фу, который являлся в тот момент, между прочим, главой азиатского отделения Columbia Pictures. В Двойном зрении он постарался не только как режиссер, но и как менеджер ультракласса.

И постарался намного лет вперед. Именно после Двойного зрения местечковый тайваньский кинематограф поверил в свои силы и стал пробовать снимать большие и дорогие блокбастеры.

Разумеется, не просто дорогие, но еще и прибыльные.





02. Лучше чем секс / Better Than Sex









Старшеклассник Лин сидит посреди улицы на «зебре» и читает порнуху. К нему подходит патрульный коп. Уважаю, говорит, пацан, за дерзость. Чтобы теребонькать на улице рядом с президентским дворцом — нужно большие яйца иметь. Я бы тебя арестовал, но….

Но мимо проезжают байкеры-придурки, которые пару часов назад закидали патрульного копа жидким дерьмом, поэтому служитель закона бросает журналы с голыми девками и бросается в погоню, а ипохондрик Лин остается сидеть на асфальте. У парня намедни помер его наставник и единственный друг, поэтому Лин страдает от кризиса личности.

Страдает уже не первый год. Яйца у парня вовсе не железные, но зато член очень большой, приходится его каждый день скотчем вокруг ноги обматывать.





Стоп. Остановите меня. Я, похоже, этот фильм сейчас с начала и до конца расскажу.

Давайте все же начну с начала. Японские телевизионщики приезжают на Тайвань, чтобы снять программу о местных трудных подростках. Две японские девушки-виджея бегают весь день по улицам с гигантскими сачками и ловят гопников. В прямом смысле слова. Видят лысого урода в наколках — шмяк ему сачок на голову. И вот однажды они встречают на улице трех байкеров-придурков. Тех самых, которые патрульного копа случайно какашками закидали. Байкеры купили незадолго до этого настоящую японскую катану и собираются с ее помощью в подземном переходе мобилки отжимать.

Если кто лопатник не отдаст — отрубим ему руку. А все почему? А потому что мы — банда.

В фильме несколько сюжетных линий, которые начинают пересекаться только во второй половине картины. Еще есть тайваньский репчик. И протухшее бенто. И много-много странной порнухи. И элетрошокер в рукаве. И разговоры про мальчиков и девочек.

Специфические такие разговоры. В основном, про онанизм.

Фильм, кстати, начинается с телеги о том, что современный Тайвань словно загипнотизирован японской культурой. Музыка, комиксы, кино, тачки. Не знаю за весь Тайпэй, но вот сценарист (в том числе и Двойного зрения) Су Чао-бинь точно под этой дурью. Его дебют в качестве режиссера — это полная галерея того, за что мы любим… японское независимое кино.

И нулевых, и девяностых, и восьмидесятых.

Су Чао-бинь, между прочим, толковый парень. Позднее он снимет на Тайване неплохой фантастический триллер с Чан Чэнем Шелк, а на материке для Джона Ву — костюмный боевик Власть убийц.







03. Вдоль моста Блю Гейт / Blue Gate Crossing





Две старшеклассницы тусят вместе. Болтают каждый день за мальчиков и за прочую ерунду, пока одна из девочек не признается, что влюблена в парня по имени Чжан Сихао. Он учится в их школе, занимается плаванием и весь такой…. клёвый. Влюбленная девчонка не может признаться парню в своих чувствах, поэтому её подруга Мэнкеру решает сделать это сама. Приходит к пловцу и говорит, что бла-бла- бла ты нравишься моей подруге. Бла-бла-бла — она хочет с тобой встречаться. Пловец, будучи уверен, что никакой подруги нет, а смелая девчонка сама к нему клеится, начинает ходить за девчонкой хвостиком.

Пробегает неделя-другая и вот получается, что они вроде как уже встречаются.
Или не встречаются?

Все нормальные люди читали пьесу про Сирано, поэтому дальнейшее развитие событий, на первый взгляд, предсказать несложно. Первая любовь, coming of age, весь остальной детский пубертат. Но режиссер И Чин-ен — хитрый малый, поэтому любовный треугольник у него очень заковыристый. Девочка Мэнкеру встречается с парнем, в которого влюблена её подруга, но беда в том, что она сама влюблена в… свою подругу. Ходит теперь и ноет: я, наверное, лесбиянка, что делать, кто виноват. Перепутанный пловец ходит за ней следом. То за сиську схватит, то поцеловать попытается.

А теперь, спрашивает с любопытством, ты все еще лесбиянка, а?

Кино симпатичное и миленькое, школьникам обычно очень нравится, хотя взрослые дяди и тети частенько ворчат, что, мол, не хватает фильму реализма. Мол, старшие классы — это ад, каждый про это знает. А тут герои словно персонажи Эрика Ромера бегают вокруг друг друга колечками и еще это пианинко постоянно за кадром бренчит. Ох.

Важный момент. У обоих ребят — первые роли в карьере. Первые, но с большим прицелом. Через несколько лет оба станут частью очередной тайваньской инвазии. Гуэй Луньмэй сыграет в Secret, BF GF, Ocean Heaven, Flying Swords of Dragon Gate и Black Coal Thin Ice. А Болин Чен сначала станет Сунь Укуном, а потом появится в Silk, Continent, Chinese Zodiac, Campus Confidential и даже в 20 Once Again.





04. Мост исчез / Skywalk is Gone



Короткометражный фильм великого артхаусного гуру Цай Минляна (слышите стук? это я бьюсь головой о табличку “Сарказм”). Первый, кстати, короткометражный фильм, удостоенный на Тайване полноценного кинопроката. Правда, только в одном кинотеатре.

Рассказывать про Цая я сейчас точно не буду. Отмечу лишь, что этот короткий метр 2002 года — сюжетная перемычка между его фильмами А у вас который час и Капризное облако. В сюжете задействованы оба главных персонажа — и Ли Каншен, и Чен Шианчи. Героиня возвращается из Парижа и пытается найти мужика, который торговал на надземном переходе часами. Приходит и видит, что моста больше нет. И мужика тоже.

А мужик в это время нервно курит в сортире, готовясь играть в порнухе доктора.

Вот, собственно, и всё кино. 25 минут люди ходят по улице и спрашивают, куда делся мост. В этом режиссер символически пытался показать, что его родной мегаполис Тайпэй меняется прямо на глазах. Меняется радикально и некомфортно. Даже кофейню хорошую теперь в центре не найдешь. Бардак.



  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...