• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Чунгкингский экспресс
 



Лучшее из Азии’2013: Япония

30.01.2015 03:49 • 15 комментариев

Японский прокат 2013 года. Из двадцати самых кассовых проектов: 8 — полнометражные мультфильмы (из них шесть — сиквелы), 6 — сиквелы к популярным телесериалам, 4 — экранизации популярных бестселлеров.

И всего две картины сняты по оригинальным сценариям. Они, кстати, обе в нашей десятке. Под третьим и восьмым номером.



Самые кассовые японские фильмы 2013 года.

01. Ветер крепчает / Kaze tachinu (сборы — $119 млн.)
02. «Зеро» навсегда / Eien no zero (сборы — $83 млн.)
03. Новый Дораэмон 8 / New Doraemon 8 (сборы — $39 млн.)
04. Люпен Третий против Детектива Конана / Lupin III vs Detective Conan (сборы — $39 млн.)
05. Детектив Конан 17 / Detective Conan: Private Eye in Distant Seas (сборы — $36 млн.)
06. Тайны будем раскрывать после ужина / Nazotoki wa Dinner no Ato (сборы — $32 млн.)
07. Летняя формула / Midsummer Formula (сборы — $31 млн.)
08. Сын в отца / Like Father Like Son (сборы — $31 млн.)
09. Покемон 16 / Pokemon 2013 (сборы — $30 млн.)
10. Драконий жемчуг Z 14 / Dragon Ball Z (сборы — $29 млн.)
11. Киёсский совет / Kiyosu kaigi (сборы — $28 млн.)
12. Платиновая база данных / Platinum Data (сборы — $25 млн.)
13. Спецотдел 2 / SPEC: Closed (сборы — $25 млн.)
14. Повесть о принцессе Кагуе / The Tale of Princess Kaguya (сборы — $22 млн.)
15. Клубничная ночь / Strawberry Night (сборы — $22 млн.)
16. Король извинений / The Apology King (сборы — $21 млн.)
17. Спецотдел 3 / SPEC Closed 3 (сборы — $20 млн.)
18. Маленькая волшебница Мадока III / Madoka III (сборы — $19 млн.)
19. Атару / Ataru (сборы — $17 млн.)
20. Соломенный щит / Shield of Straw (сборы — $17 млн.)

01. Ветер крепчает / Kaze tachinu



Про последний мультфильм Хаяо Миядзаки мы ничего размусоливать не станем. Про него написано уже достаточно много. Скажу лишь, что за последний год он не потерял ни грамма своей пугающей актуальности.

Ветер в нашей стране крепчал и продолжает крепчать.
Надеюсь, что продолжение этой мантры вы уже знаете.

02. «Зеро» навсегда / Eien no zero



На похоронах бабули двое подростков узнают, что их дедушка Кэнитиро — не настоящий отец мамы, а её отчим. Настоящим отцом был, оказывается, пилот-камикадзе Кюдзо Миябэ, погибший в 1945 году во время боёв за Окинаву. Решив написать про мифического деда сочинение для школьного задания, ребята сталкиваются с неожиданной реакцией со стороны бывших однополчан покойного. Все старики утверждают, что Миябэ был известным трусом и позёром

Брат с сестрой уже собирались поставить точку на собственном исследовании, когда последний ветеран из их списка внезапно рассказывает совершенно иную историю. Трусами по его словам были все предыдущие рассказчики (поэтому и живы по сей день), а Миябэ наоборот герой.

Честный, смелый, самоотверженный, безупречный пилот-ас.





Первые две строчки в списке самых кассовых фильмов — истории про истребитель “зеро”.

Некоторые говорят: тревожный звоночек. (Совпадение? Не думаю.) Остальные пацифисты машут рукой: мол, в любой стране фильмы про Вторую Мировую — это нормально. “Помним. Гордимся. Скорбим”.

В данном случае режиссером является человек для такого материала довольно молодой. Такаси Ямадзаки начинал на рубеже столетий с качественной фантастики (и даже Жана Рено для Onimusha рендерил), но потом позврослел и стал главным специалистом по ностальгическому ретро.

За время работы над трилогией про Рассвет на Третьей улице, Ямадзаки настолько хорошо набил руку на олдскуле, что имитация старого японского кино даётся ему теперь без особого труда. Сцены с воздушными боями — бесконечный оммаж фильмам про летчиков, которые снимали на студии Toho во времена Исиро Хонды и его команды мастеров по спецэффектам.

Последние сорок минут, правда, из фильма можно смело выкинуть.





03. Сын в отца / Like Father Like Son



Благополучное семейство случайно узнаёт, что их ребенка перепутали в роддоме. Они, оказывается, воспитывают все эти годы чужого мальчика, а их чадо растет в доме других людей. Ситуация, ясен пень, патовая. Дети уже достаточно большие, чтобы ими можно было поменяться, и одновременно недостаточно взрослые, чтобы им это объяснить.

И вот папаша постепенно теряет контакт с сыном, предпочитая думать о ребенке, которого у него нет. Мальчик это прекрасно видит, чувствует, но не понимает, чем провинился и как ему теперь это исправить.

Вопрос потери духовных скреп между поколениями — главная проблема японского кино. Проблема, которая выползает боком практически в каждом современном японском фильме. Хирокадзу Корэеда упростил её почти до максимума, показав, что помимо отметки в паспорте родителей и детей уже больше ничего не связывает.

У нас этот фильм проходит как суровое авторское кино, в Японии он неожиданно, но вполне логично стал национальным блокбастером.



04. Человек-мозг / Brain Man







Серийный убийца похищает людей, отрезает им язык, а потом с поясом шахида отправляет своих жертв в публичное место. Пока жертва ковыляет и отчаянно мычит — её никто не слышит. Потом — буууум! — и целый автобус сгоревших детей. Все в шоке.

Отправившись по следу очередной взрывчатки, детективы находят склад с химикатами, а на складе — странного и высокого парня. Парень ведёт себя очень загадочно, молчит, на вопросы не отвечает, но бородатого соседа по карцеру пытается ушатать при первой же возможности. Все уверены, что он — главный подозреваемый, но психиатр Марико Васия считает, что её новый пациент — не преступник, а тот, кто сам на него охотится.

Пытаясь выяснить личность арестованного, Марико узнает жуткую историю. Родители маленького Итиро Судзуки были убиты на его глазах, после чего ребенок впал в состояние ступора. Не ел, не говорил, не двигался. Питание получал внутривенно. Отчаявшись, богатый дедушка нанял целый штат врачей и учителей, который с нуля учили мальчика ходить, в том числе — по нужде. Говорить, кушать, читать. Мальчик был сообразительным, с необычайно высоким IQ, но все его навыки общения с внешним миром оказались напрочь уничтожены. Итиро стал человеком-компьютером, которого можно было запрогроммировать на что угодно.

К сожалению, помимо толпы тренеров и учителей, у мальчика был еще и чокнутый старый дедушка, который частенько шептал внуку на ушко о том, что любое зло должно быть наказано.

Именно поэтому Итиро Судзуки идёт сейчас по следу маньяка-взрывателя.

А он — по его следу. Маньяк — это, кстати, две чокнутые девочки-лесбиянки.





Удачная попытка сделать триллер стопроцентно японский, но с модным корейским привкусом. Цветастая картинка, кровожадные маньяки, худые парни, Пусть до технического уровня Man From Nowhere еще как до Китая, но смелая попытка заслуживает респекта.

Отдельно следует выделить в этом обзоре 18-летнюю актрису Фуми Никайдо. В этом топе две картины с её участием, хотя изначально планировались три или четыре. За пару лет девушка прошла просто феноменальный карьерный путь. Сначала подружка маньяка у Сиона Соно, потом жертва маньяка у Такаси Миикэ, затем — сама маньячка, чуть позднее (следующий фильм в этом списке) — существо, истребляющее человеков десятками.







5. Почему бы вам не играть в аду / Why don’t You Play in Hell





Снова проблемы отцов и детей, но на этот раз от опасного артхаусного гуру Сиона Соно. После пары серьезных социальных высказываний на тему трагедии в Фукусиме 50-летний провокатор решил вспомнить молодость и уйти в отрыв.

Многие режиссеры и прежде признавались в своей любви к кинематографу, но вкусы у всех были разные. И уж, тем более, разными были способы выражения этой страсти. В вольном сиквеле к своей ранней и малоизвестной ленте Соно смешал восточные единоборства, фильмы про якудза и безбашенную удаль независимого любительского кино.

В кадре кровь стоит коромыслом, у каждого актера яркая бенефисная роль, а режиссер настолько сливается со своим экранным альтер-эго, что его смех потом мерещится минут десять после завершения титров.



Босс якудза Тайдзо Муто был у своей любовницы, когда враги пришли в его дом и начали кричать на его жену. Женщина, не задумываясь, порубала обидчиков в капусту, потом сдалась полиции и получила за чистосердечное признание всего десять лет. У меня к тебе лишь одна просьба, сказала она мужу, помоги нашей дочурке сделать карьеру в кино. Муж поклялся, но сдержать клятву так и не смог. Из-за скандала с матерью рекламу зубной пасты, в которой снималась маленькая Мицуко, сняли из эфира. На карьере в шоубизнесе можно поставить крест.

Прошло десять лет. Жена вскоре выходит на свободу, но фильм с Мицуко в главной роли так и не снят. Босс Муто в отчаянии, но неожиданно на его пути возникает безумный инди-режиссер Хирата. Он готов снять фильм с дочерью бандита в главной роли и для этого ему не нужны сценарий или бюджет.

Хирата — эгоистичный психопат и киноманьяк, много лет клепающий любительский трэш со своим приятелем-спортсменом. Теперь же в его власти оказывается не горстка друзей и фанатиков кино, а целый клан якудза. Якобы для усиленного реализма Хирата предлагает боссу Муто объявить войну своим врагам из клана Икэгами, чтобы заснять на пленку реальную поножовщину, эпическую и масштабную.

Никто не может сопротивляться магии кино. Крови, больше крови. Когда в клане Икэгами узнают о грядущей схватке, они с энтузиазмом принимают вызов.









06. Соломенный щит / Shield of Straw





Три года назад преступник Кунихидэ Киёмару убил дошкольницу и, оставив её труп в канаве, скрылся. Преступник — известный рецидивист, на его совести и другие детские жизни, но полиция беспомощна. Дед убитой девочки, престарелый миллиардер, почувствовав со временем приближение смерти, решает ускорить процесс охоты на убийцу. Он официально объявляет награду в миллиард йен тому, кто убьет Киёмару.

На следующий день убийца предпочитает сам сдаться полиции, но награду за его голову никто не отменяет. Когда отряд судебных исполнителей берётся доставить Киёмару из Фукуоки в Токио, против них ополчается вся страна. Почти каждый японец уверен, что наказать подонка и получить за это деньги — достойное дело. Даже если ты — сотрудник полиции.

По этой причине дорога в 1200 километров становится почти бесконечной.





Философический боевик от Такаси Миикэ. Со стрельбой, взрывами, а также с бесконечными рассуждениями о правосудии и справедливости, социальной ответственности и собственном предназначении.





07. Прощайте, все! / See You Tomorrow, Everyone





После завершения школы старшеклассник Сатору Ватараи сообщил матери, что не намерен уходить из дома. Хорошо, сказала мать, оставайся. «Не намерен уходить из дома» — это значит, что парень никогда больше не выходил за пределы многоэтажки, в которой был прописан, и примыкающего к ней двора. В этой многоэтажке он нашел себя работу в местной булочной, здесь же встретил свою любовь.

Вроде бы и совсем не хиккомори. Добрый и отзывчивый парнишка. Есть девушка, работа и хобби. Но что-то в образе его жизни вызывает у каждого легкую оторопь. Быть может, это самое хобби.

Каждый вечер Сатору берет блокнот и обходит в доме все этажи, делая для себя какие-то странные пометки.



Первую половину фильма мы смотрим эксцентричное санденсовское кино про хорошего, но странного парня. Веселое, немного грустное. Герой не выходит из дома, а все его друзья и одноклассники постепенно из него сьезжают. Они двигаются дальше по жизни, а Сатору остается там, где и был прежде. Чтобы подчеркнуть это, на экране регулярно появляется счетчик c фразами типа «из 10„А“ осталось 12 человек» или „из 10„А“ осталось 9 человек“

Но режиссером фильма является последний японский хиппарь Есихиро Накамура — автор Fish Story, Golden Slumber, Foreign Duck Native Duck — поэтому во второй половине фильма нас ожидает твист, который полностью перевернет представление о происходящем на экране.





08. Король извинений / Apology King





“Догедза” — среднековая японская форма просьбы о прощении, когда человек падает ниц, бьет челом об землю и грустно сообщает, что больше не будет. Рёро Куродзима — мастер современной догедзы. Он уверен, что если правильно и грамотно попросить прощения, то можно избежать любого конфликта.

Если не верите, то можете нанять Куродзиму и убедиться. Придти в его офис, рассказать о своей проблеме и в зависимости от гонорара получить либо консультацию, либо непосредственное вмешательство.

Вы случайно стукнули машину якудза — звоните Куродзиме
Поссорились с родителями — звоните Куродзиме.
Стали причиной международного конфликта — только Куродзима поможет.

Когда фильм готовился к прокату, в Сети было много забавных вирусников. Вот, например, Куродзима учит хорошим манерам мертвую Садако.



Отличная комедия. Сценарист Канкуро Кудо — маэстро абсурда со стажем, а комик Садао Абэ — человек, больше похожий на серийного убийцу, чем на безобидного учителя приличных манер. Прекрасный союз, чтобы поведать вереницу забавных историй, а потом закрепить у тебя в вокабуляре еще одно японское слово. Пусть и совершенно устаревшее.





09. R100



Мужчина и женщина сидят в ресторане за накрытым столом. Она молчит, он что-то жует и пафосно вещает про музыку Бетховена. Внезапно женщина поднимается со стула и эффектно бьет мужчину с вертушки.

И это только начало экзекуции.

А история началась за несколько недель до этого, когда скромный клерк решил посетить приватный клуб для садомазохистов. Жизнь у клерка была очень печальной. Работа, семья, жена в коме. Кто-то опытный посоветовал ему, что есть только один способ победить все печали — это испить их до дна. Когда тебе станет по максимуму паршиво — ты наконец пробьешь головой нирвану и познаешь истинное счастье.

Вот клерк и пришел в клуб для садомазохистов, где ему сдержанно сообщили, что у него теперь полноценный годовой абонемент. Все девушки из нашего клуба доступны к вашим услугам, но есть один маленький нюанс, который оценит только настоящий мазо.

Девушки будут работать с вами исключительно вне пределов клуба. Запомните, отныне любая женщина может подойти к вам на улице и надавать по щам. Отныне вы всегда будете жить в постоянном предвкушении боли.



Хитоси Мацумото — самый крутой. Я регулярно пою ему дифирамбы в этом блоге, поэтому не стану повторяться. Повторяться и по сотому разу рассказывать одно и то же.

R100 — кино озорное и неглупое. Каждому стоит попробовать его на собственной шкуре самостоятельно.



10. Хентайная Маска / HK Hentai Kamen






Мы постепенно двигались в этом топе от самых казуальных фильмов к лютой экзотике, за которую многие, собственно, и любят современный японский кинематограф.

Либо до трясучки его боятся.

В российских интернетах этот фильм широко известен под названием Трусонюх. Вполне годное название, если отказаться от аллюзий на бесчисленное количество героических сериалов формата “сентай”.

Старшеклассник Кёсукэ Сикидзё — сын героического инспектора полиции и профессиональной доминатрикс. И если папино наследство бросалось в глаза, когда парень побеждал на турнирах по боевым искусствам, то мамины гены дали о себе знать в самый неподходящий момент. Однажды бандиты вломились в школу и взяли в заложники учеников, среди которых оказалась и девочка, в которую Кёсукэ был влюблен. Парнишка пытался проникнуть в здание, чтобы навалять бандитам люлей, но случайно для маскировки натянул на голову чужие трусы и…. внезапно ощутил прилив невероятной силы.

Теперь с трусами на голове он всегда превращается в супергероя — Хентайную Маску.







В пересказе звучит довольно выморочно, но в основе сценария — популярная манга из начала 90-х, поэтому шутка про трусы затягивается не на пять минут, а часа на два. И ко второму часу многие поймут, что создатели не особо шутят.

Про создателей фильма стоит сказать чуть подробнее. Дело в том, что режиссер Юити Фукуда неожиданно превратился за последние два года в главную гиковскую икону японского кинопрома. Например, в 2013 году он снял два фильма и один сериал. Первый фильм — Хентайная Маска — мы про него уже рассказали. Второй фильм — про сорокалетнего дауншифтера, который однажды решил бросить работу и стать мангакой.

А ведь был еще крышесносный ситком про ранние годы студии Gainax. При первой возможности обязательно расскажу про него подробнее.

В 2014 году Фукуда тоже не сидел на месте, но не будем увлекаться.





Что интересно: сдвинулась за эти пару лет карьера не только у Фукуды, но и у его постоянных актеров. Например, главный злодей из Хентайной Маски, похоже, играет главного злодея в новом фильме Такеши Китано. Ага, в триквеле Беспредела.





Ну, и немного «хентайной» няши под занавес.

  15 комментариев 
Комментарии (15)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...