Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Гонконгский кинематограф. Год 2002 (1)

20.02.2015 05:16 • 12 комментариев

2002 год — знаковый в истории китайского кинематографа. Именно в этом году вышел фильм Чжана Имоу Герой, который смог не просто отбить фантастический по тем временам бюджет в 30 миллионов долларов, но отбить его примерно шесть раз и это только в иностранном прокате.

Масштабной боксофисной машины в самом Китае в те дни еще не было, Гонконг смог надоить в общую копилку меньше пятерки, поэтому затеянная Имоу авантюра была просто невероятных масштабов. Про фильм Имоу мы обязательно расскажем подробно в первом же материале про 2002-й год в Китае.

Cегодня же разговор будет про 2002-й в Гонконге. Taste a difference.



Не секрет, что для гонконгского кино 2002 год был не менее поворотным. В 2002 году вышел фильм Двойная рокировка, который помимо отличных сборов и всемирного признания смог вернуть всем гонконгским киношникам также веру в собственные силы, мастерство и, пардон, богоизбранность. После нескольких лет неуверенной стилистической трясучки Гонконг воскрес. Аминь.

Но почему же тогда мы начали разговор с фильма Герой? Ответ прост. Фильм Чжана Имоу показал профессионалам с Ковлуна несколько, на первый взгляд, взаимоисключающих вещей. Во-первых, всем стало понятно, что китайские и гонконгские киношники могут сотрудничать. Гордых и независимых спецов из Гонконга (актеров, постановщиков боев, оператора и так далее) можно смело использовать для сьемок материковых проектов с безупречной партийной линией. Жечь покрышки на съемочногй площадке они не станут. С другой стороны, китайский кинопром четко показал этим гастарбайтерам своё место. Они — всего лишь гастарбайтеры и ими навсегда останутся. Фильмы из Поднебесной будут покорять Ойкумену, а Гонконг так и будет продолжать снимать фильмы для небольшого внутреннего рынка.

В столкновении Героя и Двойной рокировки есть что-то грустное и ужасно символичное. И это стало кристально понятно для каждого, когда на следующий год все приступили к раздаче призов. Будь то Golden Rooster, Golden Bauhinia или Hong Kong Film Award.

Даже на премию “Оскар” оба фильма выдвигались вместе, хотя статуэтка все равно досталась немке Каролине Линк за очередной фильм про ужасы фашизма.

01. Двойная рокировка / Infernal Affairs



Если вы никогда не слышали про этот фильм, то его сюжет станет для вас приятным сюрпризом. Это high concept в чистом виде, очень крутой и оригинальный.

Полиция внедряет в преступную организацию своего агента, а глава этой организации своего человека в полицию. Оба работают под прикрытием на протяжении долгих десяти лет и успешно делают карьеру на новом поприще, даже не подозревая о существовании друг друга.

На первый взгляд кажется, что этот сюжет невозможно испортить, но существование полудюжины безызвестных ремейков (американский. корейский. японский. индийский) подтверждает, что это лишь иллюзия. Более подробно про этот классический фильм мы рассказывать не станем. Если до сих пор его не видели — немедленно исправляйтесь. Но мы обязательно вернемся к нему, когда очередь дойдет до двух остальных фильмов «рокировочной» трилогии.







02. Боевые ангелы / So Close







Бывших одноклассников Джекки Чана узнать очень просто. Они все учились в одной театральной школе у знаменитого учителя Юэня, состояли под его началом в группе «Семь маленьких сокровищ», поэтому позднее взяли себе фамлиию наставника — Юэнь Бяо, Кори Юэнь, Юэнь Ва, Юэнь Так, Юэнь Тай, Юэнь Мо.

Остальные двое были парнями амбициозными, поэтому от коллективного флешмоба отказались и придумали себе уникальные псевдонимы — Джекки Чан и Саммо Хунг.

Кори Юэнь - один из самых успешных людей из этой великолепной семерки, хотя не факт, что вы помните его в лицо. Он — один из топовых гонконгских постановщиков боев. Если же говорить про урбанистику, то, наверное, и самый топовый. В конце 90-х, будучи регулярным хореографом Джета Ли, Кори Юэнь перебрался вместе с ним в Голливуд, где сделал экшен для полудюжины известных фильмов.

В 2002 году в карьере Кори Юэня произошли два серьезных события — одно на Западе, второе — на Востоке. На Западе он впервые попал в титры в качестве сорежиссера (во втором Перевозчике). На Восток он вернулся сразу после этого, чтобы поставить один из самых амбициозных проектов 2002 года. Девичий технотриллер Рядом с тобой, больше известный в нашей стране под названием Боевые ангелы.



Две сестры (их играют Шу Ки и Викки Чжао) работают профессиональными киллершами. Одна делает весь пыщ-пыщ, вторая — прикрывает её в качестве хакерши. На преступную дорожку девушки ступили, разумеется, не по своей воле. Много лет назад бандиты убили их отца — пришлось выживать. Отец, кстати, был гениальным ученым, который оставил девчонкам компьютерную систему Всевидящее око, с помощью которой можно подключиться к любой видеокамере или компьютеру.

Еще есть третий центральный персонаж — стремительная женщина-полицейский, которую играет Карен Мок. Сначала она охотится на сестёр, потом помогает им в борьбе с главным злодеем.

На самом деле, сценарий — самое слабое место в картине. Можно сказать, что его практически нет. Ваял этот сценарий злой брат-близнец Вона Карвая — Джефф Лау, а это почти всегда серьезный диагноз. Но зато все остальное в фильме — почти не вызывает нареканий. Оператор, музыка, работа художников и костюмеров. Разумеется, хореография.

Когда 12 лет назад фильм впервые попал на российский пиратский рынок, казалось, что это и есть новый формат гонконгского кино. Модное, стильное, геометрически безупречное, с прекрасными девушками на первом плане и великими ветеранами уровня Ясуаки Кураты — на втором. В 2015 году c сожалением понимаешь, что кино так и осталось штучным. И стопроцентно кориюэневским.

Еще любопытно, что отзвуки этого фильма мерещатся мне и по сей день. Например, я абсолютно уверен, что в режиссерском дебюте Киану Ривза Карен Мок повторяет именно эту роль. И в режиссерском дебюте Викки So Young зарифмованы тень девушки в белом и песня группы Carpenters.







03. Обнаженное оружие / Naked Weapon







Еще один большой гонконгский релиз 2002 года, который мгновенно облетел весь мир. Включая нашу страну, где его регулярно крутили по ящику. Снова про боевых девушек и снова (пусть и с натяжкой) технотриллер.

Режиссер Чин Сиу-тун — один из главных визионеров гонконгского кино. Бог летающих тряпочек и пророк жанра «уся», но, к сожалению, человек жутко не амбициозный. Чин привык всю жизнь быть на вторых ролях, поэтому фанатам остается лишь грустить, думая о фильмах, которые он мог бы снять, но так и не сделал этого.

Когда в конце 90-х китайцы потекли в Голливуд, Чин собирать чемоданы не спешил. Тем не менее, на Западе его прекрасно знали и иногда звали работать, Например, в 1999 году Милен Фармер спецом позвала Чина снять для нее 8-минутный видеоклип на песню «Lme-Stram-Gram с недурственным для музыкального видео бюджетом в миллион евро. Снимать, разумеется, пришлось в Пекине.



Обнаженное оружие — вольный сиквел к фильму 1992 года Обнаженный убийца. Настоящая классика гонконгского exploitation от продюсера Вона Джина. Еще десять лет спустя Вон выпустит Обнаженного солдата — своеобразное завершение «обнаженной» трилогии. Не исключено, правда, что наступит день и трилогия станет тетралогией.

Сюжет у фильма простой и незамысловатый. Тайная организация похищает девочек на пороге полового созревания и тренирует из них убийц высшей категории. Профессиональных “черных вдов”, способных соблазнить, обаять, а потом сломать позвоночиник десятью различными способами. Схема работает уже не первый год, но по ходу развития сюжета в очередной раз даёт сбой, когда друзья высокопоставленной жертвы решают отомстить и полностью ликвидировать этот маленький бизнес.

Осложняет еще ситуацию, что Интерпол в лице Дэниела Ву тоже наступает на пятки и мешает расслабиться.

Фетиш продюсера Вона Джина — высокие и худые девицы — всем его фанатам давно известен. И в этом фильме Вон открыл для себя и человечества новую музу — 22-летнюю фотомодель Мэгги Ци. Кстати, китайской крови в венах Мэгги, похоже, нет. Папа — американский солдат польских и ирландских кровей — привез жену-вьетнамку из Сайгона. Привез на Гаваи, откуда их дочь спустя много лет сбежала: сначала на Тайвань, потом в Гонконг, где её и заметил сначала Джекки Чан, а уже потом Вон Джин.

Что было дальше вы прекрасно знаете. Фильмы с Томом Крузом и Брюсом Уиллисом, сериал про Никиту и даже Дивиргент.

Сюжет у фильма, повторюсь, простой и незамысловатый. Но бесит зрителей чаще всего не он, а специфический экшен, почти балетный и очень позёрский. Не забываем, что Чин Сиу-тун — большой auteur, поэтому некоторые сцены откровенно удивляют. Например, финальный бой безумно напоминает под конец погружение во тьму жертв Скарлетт Йохансон в культовом фильме Побудь в моей шкуре.









04. Любовь под прикрытием / Love Undercover







Режиссер Джо Ма снял в 2002 году четыре комедии. Про каждую из них мы расскажем в свой срок, в первом же выпуске будет только Любовь под прикрытием. Уж слишком хорошо рифмуется эта картина с каждым из предыдущих фильмов. Есть копы под прикрытием, есть триады, няшная героиня, а еще замечательный молетайный юмор.

2002 год — год карьерного прорыва 28-летней актрисы и певицы Мириам Юн. Первые годы Мириам откровенно работала под свою старшую сверстницу Сэмми Чен, но в описываемом фильме наконец нашла уникальную волну, собственную и неповторимую.

Её героиня — молодая сотрудница полиции, симпатичная, неглупая, но очень рассеянная и с легкой придурью. Звезд с неба не хватает и мотает срок в бюро находок, пока однажды начальство не предлагает девушке работу под прикрытием. Всего на пару часов.

Изобразить официантку в кафе, когда туда придут бандиты из триад.

Бандитом оказывается Дэниел Ву. В этой роли даже более плюшевый и няшный, чем главная героиня. Случайно увлеченный странной официанткой, он решает за ней поухаживать, после чего начальство предлагает Мириам продолжить работу под прикрытием. И Мириам соглашается, выторговав себе кучу бонусов — от большой квартиры в центре до массажного кресла с детектором лжи в седалище.

Сценарий у ромкома простецкий. Ну, точно не Билли Уайлдер. Плюс все эти обычные бабские мелочи, которые некоторых зрителей-мужчин доводят до сиреневого каления: героиня весь фильм выносит герою мозг, он извиняется, она снова выносит, он снова извиняется. Но при этом все актеры фантастически работают в команде, кавайность главных героев зашкаливает, а количество удачных гэгов приятно радует глаз.

И, разумеется, есть два сиквела. Ну, совсем как у Эрики Джеймс.





  12 комментариев 
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • white power flower 20 февраля 2015, 08:13 пожаловаться

    #

    как-то слишком дерзко у них все.

    ответить

  • 2

    nikon_boy 20 февраля 2015, 12:48 пожаловаться

    #

    «Но мы обязательно вернемся к нему, когда очередь дойдет до двух остальных фильмов «рокировочной» трилогии»

    Ох, какой же там замечательный сиквел был! Точнее, приквел. Открывающая сцена с Эриком Цаном и Энтони Вонгом — просто шик. Особенно на контрасте с их героями из первой части.

    ответить

  • 1

    nikon_boy 20 февраля 2015, 13:16 пожаловаться

    #

    Кстати, Феликс. У меня, как обычно, вопрос знатокам: наткнулся в статье афиши о 20 этапных фильмах Гонконга на мысль, что в 2000е так и не появилось какой-то «новой волны» режиссеров. Мне разум подсказывает «Джонни То» (потому что «Выборы» — это классика, как по мне), но может я не понимаю чего-то?

    Как по-вашему? Были действительно знаковые режиссеры в Гонконге нулевых?

    ответить

  • 2

    carabela-lira 20 февраля 2015, 15:05 пожаловаться

    #

    Извините, что вмешиваюсь, но Панг Хочунг же.

    ответить

  • zilich 20 февраля 2015, 15:41 пожаловаться

    #

    в гонконге волны — не было, любопытные режиссеры — да, были
    пан хочун, вон чинпо, сол чен

    нулевые и десятые — время ветеранов и материковой юной поросли

    ответить

  • nikon_boy 20 февраля 2015, 16:23 пожаловаться

    #

    Первых двух знаю, а вот Сол Чен что-то упорно не гуглится ни в каких вариациях. Ткните ссылкой, если не сложно

    ответить

  • zilich 20 февраля 2015, 19:35 пожаловаться

    #

    http://www.kinopoisk.ru/name/426025/

    ответить

  • Кан Ын-Джа 20 февраля 2015, 15:28 пожаловаться

    #

    ага, расслабишься тут, когда что бы то ни было в лице дениела ву наступает тебе на пятки

    >> героиня весь фильм выносит герою мозг, он извиняется, она снова выносит, он снова извиняется.
    формула самого успешного корейского ромкома

    ответить

  • zilich 20 февраля 2015, 15:34 пожаловаться

    #

    в корейском кино почти всегда цундеры, а мириам — чокнутая моэ
    мозг выносит не агрессией, а сюрными репликами

    ответить

  • 2

    Кан Ын-Джа 20 февраля 2015, 15:43 пожаловаться

    #

    т. е. примерно так
    он — пойдем в кино
    она — потери германии во второй мировой в 3 раза меньше, чем потери советского союза
    он — прости

    ответить

  • Pvt_Hudson 20 марта 2015, 03:47 пожаловаться

    #

    «Боевые ангелы» еле досмотрел, понт на понте и понтом погоняет, хотя снято здорово было, плюс там крутая драка с Курато. Если бы не хореография, то и забыл бы. И феи, что в главном трио, всё таки не очень в экшОне смотрятся. Но тут вкусовщина, признаю.
    А вот «Обнажённое оружие» прикольный. По сути готовый порнофильм (из тех что с сюжетом). Особенно повеселила сцена, где главных героинь прописали три качка. Сцуко, чистый Private же. Вонг Джинг, всё же, порой такую изумительную хрень снимает, что можно простить всё.

    ответить

 
Добавить комментарий...