Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Корейский кинематограф. Год 2003 (1)

20.01.2015 17:39 • 18 комментариев

2003 год был невероятно удачным для корейского кинобизнеса.

Историческая драма режиссера и продюсера Кан У-сока Сильмидо поставила новый рекорд в бокс-офисе. Три главные звезды корейского авторского мэйнстрима — Пак Чхан-ук, Бон Чжун-хо и Ким Джин-ун — выпустили, наверное, самые знаковые картины в своей карьере. Ким Ки-дук ненадолго исправился и внезапно стал человеком, а Хон Сан-су наоборот сделал паузу и ничего не снял — ну, просто идеальный год.

Добавим к этому качественные изменения в жанровом кино. В 2003 году вышли три, возможно, самых крутых корейских хоррора “нулевых”; костюмное кино из эпохи Чосон стало котироваться не только в местном прокате, но и на международных фестивалях, а фирменные ромкомы наоборот потеряли свою хватку.



Десятка самых кассовых корейских фильмов 2003 года. В миллионах зрителей.

01. Сильмидо / Silmido (11,1)
02. Воспоминания об убийстве / Memories of Murder (5,1)
03. Моя подруга — репетитор / My Tutor Friend (4,8)
04. Скрываемый скандал / Untold Scandal (3,3)
05. Олдбой / Oldboy (3,3)
06. Ох, братья / Oh Brothers (3,1)
07. История двух сестер / A Tale of Two Sisters (3,1)
08. Хвансанбул / Once Upon A Time in Battlefield (2,8)
09. Учитель Ким / My Teacher Mr Kim (2,5)
10. Безумная первая любовь / Crazy First Love (2,3)

А теперь поговорим подробнее.

1. Олдбой / Oldboy







Двенадцать лет назад была иллюзия, что еще совсем чуть-чуть и азиатское кино наконец пробьется в широкий российский прокат. Сломает артхаусные квоты и превратится из нечаянной экзотики в нечто постоянное и привычное.

Фильм Пака Чхан-ука Олдбой вышелна пике этой иллюзии. Гран-при в Каннах, бесконечное и искреннее фанатство со стороны Тарантино, Эберта и многих других актуальных товарищей. Удачный прокат на Западе, а потом выход на российские экраны от “Кино без границ” в дубляже, где за героев говорили Максим Суханов и Гоша Куценко.

Чуда не вышло, но только Олдбой в этом совсем не виноват. Он и по сей день остаётся самым известным и наиболее узнаваемым корейским фильмом за пределами своей страны, цитаты из которого помнят даже самые случайные люди.

Смейся и весь мир будет смеяться вместе с тобой.
Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве.






Человек по имени О Дэ-су просыпается однажды в тюремной камере, похожей на номер дешевого мотеля. Охранники с заключенным не разговаривают, но зато кормят каждый день жареными китайскими пельменями. Из общения с внешним миром — только телевизор, из которого О Дэ-су узнает, что жена зверски убита, полиция считает его единственным подозреваемым, а маленькая дочка отдана на воспитание чужим людям.

Никто не говорит О Дэ-су почему и за что он здесь очутился. Человек сначала сходит с ума, потом снова сходит с ума, еще раз сходит с ума, снова сходит с ума, но потом решает взяться за себя и начинает тренироваться.

Пятнадцать лет спустя О Дэ-су просыпается на крыше новостройки, которая появилась на том самом месте, где много лет назад он был похищен. О Дэ-су наконец свободен, но это еще не конец его мучений.





Сюжет можно было не рассказывать. Уверен, вы наверняка его прекрасно знаете. Если не знаете — прекрасный повод срочно заняться ликбезом. Но послушайте доброго совета: попытайтесь избежать дублированной версии и найдите перевод человека с ником @PD.

Есть, кстати, еще два ремейка. Один — американский (очень плохой), второй — в Болливуде (смотрибельный). К сожалению, нет аниме, хотя оригинальная манга, по которой был написан сценарий, так и просится на маленький экран в формате сериала серий на 12.







2. Воспоминания об убийстве / Memories of Murder







В 2003 году серийные убийцы еще не были в корейском кино мощным трендом, но картина Бона Чжун-хо навсегда изменила эту ситуацию. Бон, за плечами у которого был на тот момент всего один фильм, решил рассказать нации историю охоты на самого знаменитого (и, похоже, самого первого) маньяка в истории современной Кореи.

Про печально известного Хвасонского убийцу.



С 1986 по 1991 году этот маньяк изнасиловал и убил в городе Хвасон десять женщин в возрасте от 14 до 71 года. В охоте за убийцей принимали участие около 2 миллионов человек. Одних только подозреваемых было названо больше 20 000. У полиции был подробный фоторобот и частицы ДНК, но найти преступника (или преступников) это так и не помогло.

В 1996 году драматург Ким Кван-им написал театральную пьесу про Хвасонского маньяка, которую Бон спустя шесть лет, собственно, и адаптировал. Еще рассказывают, что в процессе написания сценария режиссер был под большим впечатлением от графического романа Алана Мура From Hell, повествующего про охоту на Джека Потрошителя.

Если кто забыл, есть вольная экранизация этого произведения с Джонни Деппом в главной роли.





Многие критики считают фильм Бона лучшим фильмом на маньячную тему. Не потому что режиссеру удалось особенно тонко передать ужасы безумия или мучения умирающей жертвы — этого в фильме почти нет. Кино, на самом деле, про одержимость не психопата, а тех, кто пытается его остановить. Изо всех сил пытается, но не может.

И еще немного про Корею времен президента Чон Ду-хвана. Когда телевизоры были черно-белыми, демонстрацию можно было разогнать дубинками, а Америка казалась далекой и до зубовного скрежета недостижимой.



3. Спасти зеленую планету / Save The Green Planet



Психически нестабильный пролетарий по имени Ли Бён-гу уверен, что пришельцы незаметно для всех захватили нашу зеленую планету. Выдавая себя за обычных человеков, эти рептилоиды с Андромеды (сектоиды, серые человечки или кто они там, на самом деле) заняли в нашем обществе руководящие посты и теперь безжалостно эксплуатируют людское племя.

Чтобы раскрыть их заговор Ли Бён-гу похищает своего бывшего заводского начальника Кана Мин-сика — по его мнению, одного из наиболее высокопоставленных представителей инопланетной расы. После чего прячет начальника в своем тайном горном убежище, тщательно его связывает, сбривает ему волосы (чтобы гад не смог установить с их помощью телепатическую связь со своими собратьями), а потом начинает его пытать и допрашивать.

Ли Бён-гу уверен, что в день ближайшего затмения на нашу планету прибудет лидер пришельцев, чтобы решить дальнейшую судьбу человечества. До этого момента пленника надо расколоть и разговорить.



Главный корейский дебют 2003 года получил целую охапку международных наград (в том числе — главный приз на Московском кинофестивале), но у себя дома с треском провалился. Талантливый дебютант после этого еще десять лет мариновался в небытии, пока не выпустил в прошлом году фильм Hwayi — Monster Boy. По чужому сценарию и с актуальным звездами, но снова мимо кассы.

Тем не менее, гибрид левацкой сатиры, конспирологической драмы и триллера про маньяков трудно игнорировать. Если фильм Олдбой был лишь идейным продолжением Сочувствия господину Месть, то картина дебютанта Чжан Чжун-хвана Спасите зеленую планету честно использовала многие из его сюжетных мотивов.

И если в Сочувствии глухонемой пролетарий, которого играл Син Ха-гюн, будучи уволен с завода, похищал ради выкупа дочь директора этого предприятия, то в новой картине — потерявший работу и близкого человека пролетарий Син Ха-гюн предпочитает выкрасть уже не ребёнка, а его отца. И вместо зеленых волос у него на этот раз шапочка из фольги.



4. Весна, лето, осень, зима и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter… and Spring







В 2003 году фестивальный любимчик Ким Ки-дук снял фильм, после которого десятки кинокритиков по всей планете с облегчением выдохнули.

Наш мальчик наконец вырос, — сказали они, — возмужал и поумнел.

В итоге, фильм про времена года собрал целую пачку призов от Аргентины до Бангкока. Даже на престижном фестивале в Локарно их было получено целых три. Что еще более неожиданно: Кима наконец признали у себя на родине. Его новый фильм стал главным победителем двух самых главных корейских кинопремий — Blue Dragon и Grand Bell.

Что было дальше вы прекрасно знаете. Ким Ки-дук снял еще один крутой фильм, а потом вернулся к ковырянию палочкой в чужом анусе.

Но не будем забегать вперёд. Весна, лето, осень, зима, весна — кино хорошее и универсальное. Даже добрый дядька Роджер Эберт вписал его в свой список great movies. Кстати, вместе с Воспоминаниями и Олдбоем.





Среди горных склонов провинции Чонсон скрыт неземной красоты пруд Чжусан, на воде которого дрейфует маленькая буддистская пагода. В этой пагоде живут монах-целитель и его маленький ученик. Фильм состоит из пяти глав, на протяжении которых мы видим различные сцены из нескольких периодов жизни этих персонажей.

Весна, лето, осень, зима и снова весна.

Нет, это вовсе не детство, юность, зрелость и старость. Зимой выросшему монаху будет всего 42 и его сыграет сам режиссер. Символизм здесь очевиден, хотя скромняга Ким уверяет, что это получилось случайно: утвержденный на эту роль актер не смог приехать, пришлось играть самому. И иллюстрировать на собственном примере победу над земными страстями.





Подобно любой истории, поведанной эзоповым языком (а другого Ким Кидок, похоже, и не знает вовсе) история про времена года вызывает у зрителей самые противоречивые эмоции. Кто-то видит в ней выстраданную мудрость, кто-то — хитрую и циничную манипуляцию. Говорят, буддистская басня в корейском кинематографе — целый жанр со своими традициями и героями, а режиссер — христианин, провокатор да и вообще явный западник.

И ничего не понимает в колбасных обрезках.

Подобные дискуссии не помешали фильму приобрести культовый статус во всем мире. Только вчера проходил мимо чайной, которая уже много лет называется Весна, лето, осень, зима — и ведь не случайно называется.

  18 комментариев 
Комментарии (18)

Новый комментарий...

  • 1

    Andreyxxx 20 января 2015, 19:24 пожаловаться

    #

    Няшные корейские триллеры ммм…
    Oldboy конечно one love. Но надо и другие хорошие фильмы наверстывать…

    ответить

  • 5

    derden1981 20 января 2015, 20:12 пожаловаться

    #

    2003 год — это золотой год корейского кино.
    Олдбой, Воспоминание об убийстве и Весна,Осень… — это три вершины, которые пока так и не превзойдены корейскими кинематографистами за последующие 11 лет.

    ответить

  • 3

    Кан Ын-Джа 20 января 2015, 21:43 пожаловаться

    #

    >> потом вернулся к ковырянию палочкой в чужом анусе.
    да в своем же, в своем! и не палочкой вовсе

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 14:32 пожаловаться

    #

    Тогда крепкий он у него. Почти двадцать лет держится.

    ответить

  • 2

    Кан Ын-Джа 21 января 2015, 15:31 пожаловаться

    #

    и еще, думаю, столько же будем иметь счастье лицезреть, так сказать, продукты, его так сказать, творчества

    ответить

  • Женя Бусел 20 января 2015, 23:04 пожаловаться

    #

    Кстати про Ки Дука — можно ли ожидать в будущем отдельную статью о его фильмографии? Или не стоит он того? Уже какое-то время валяется его последний фильм на жестком диске, пока не хочется его касаться.

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 14:36 пожаловаться

    #

    Если только помрёт внезапно (не дай Бог, конечно) или вдруг в гости приедет. Но обещаю, что в рамках этой рубрики все его фильмы обязательно со временем появятся.

    У меня его последние ДВА фильма на диске валяются. Кушать не просят — и то хорошо.

    ответить

  • 1

    eliss1 21 января 2015, 11:14 пожаловаться

    #

    «найдите перевод человека с ником @PD» Именно с его перевода и озвучки у меня началось знакомство с корейским кино. Некоторые актеры, напр. Сон Кан Хо, воспринимаются уже только с его голосом. Но в последнее время что-то его редко слышно.
    «Воспоминание об убийстве» — один из любимых фильмов. В 14 году вышла дорама «Кап Дон» про этого же убийцу. Тоже хорошая, но с другой концепцией. И правильно сделали, что сменили ее — два раза нельзя войти в одну реку.

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 14:30 пожаловаться

    #

    В сериале, к сожалению, я застрял почти сразу.
    Может когда-нибудь попробую еще раз.

    ответить

  • 2

    nikon_boy 21 января 2015, 14:01 пожаловаться

    #

    «Но послушайте доброго совета: попытайтесь избежать дублированной версии»

    А мне вот дубляж очень понравился в свое время — лучшая роль в карьере Куценко) Сейчас так, за редким исключением, только «Вольга» делает («Рейд 2», например)

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 14:27 пожаловаться

    #

    лучшая роль куценко — озвучка вот этого полнометражного мультфильма
    http://www.youtube.com/watch?v=C_7BK7lV9mY
    но в олдбое претензии не к нему (он хорош), а скорее к суханову

    ответить

  • 1

    eliss1 21 января 2015, 16:28 пожаловаться

    #

    Рейд — 2 — шикарный дубляж! Смотрела в к/театре — поразилась, как они в артикуляцию персонажей попадают, звучит, как будто с каким-то экзотическим акцентом. Эти голоса создают и колорит фильма, и образы героев. Специально потом ждала ДВД-шку с этим дубляжем — купить для коллекции. Хотя обычно предпочитаю смотреть с субтитрами.

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 18:11 пожаловаться

    #

    Там еще вдобавок голоса незатёртые. Обычно это еще очень сильно напрягает.

    ответить

  • nikon_boy 21 января 2015, 14:08 пожаловаться

    #

    Кстати, неужели для Ким Джи-уна самый знаковый — «Две сестры»?

    Мне всегда думалось, что «Горечь и сладость» для кино про пиджаков то же самое, что «Воспоминания..» — для маньяков.

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 14:30 пожаловаться

    #

    С Ким Джи-уном вообще сложно. Он — молодец, успел во всех жанрах отличиться, поэтому самый знаковый фильм каждый выбирает для себя.

    ответить

  • nekrom-from-sh 21 января 2015, 16:56 пожаловаться

    #

    «В 2003 году вышли три, возможно, самых крутых корейских хоррора «нулевых»»
    интересно о каких идет речь? в представленой десятке ужасы только «История двух сестер»

    ответить

  • zilich 21 января 2015, 18:12 пожаловаться

    #

    всему свое время

    ответить

  • Alex Croft 24 января 2015, 09:53 пожаловаться

    #

    Действительно год был успешный на достойные картины и эти 4 работы однозначно одни из лучших.
    Жаль, что действительно прогноз Олдбоя превратить корейский кинематограф в тренд не удался. Хоть и радует, что до сих пор корейский кинематограф удерживает лавры своего рода андерграунда, которым увлечены очень многие.

    ответить

 
Добавить комментарий...