Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Хождение по мукам

19.02.2014 12:44 • 21 комментарий

Первый шедевр в персональную копилку с надписью «Кино 2014 года». Новый фильм японского режиссёра Хитоси Мацумото с почти непереводимым на русский язык названием R100.

Почему непереводимым и почему «100» расскажем про это подробнее.



Женский туалет дорогого ресторана. Девушка в сером плаще и на высоких каблуках. Длинные ноги, точёные скулы, модельная внешность, сигарета в руке. Девушка еще раз пронзительно смотрит на своё отражение в зеркале, поправляет макияж — глаза, губы; потом выходит из туалета, пинком открыв дверь; проходит через зал; тушит по ходу окурок в бокале спящего старичка в жилетке, а потом изящно и очень агрессивно опускается за соседний столик, где уже сидит с чашкой кофе мужчина в костюме офисного клерка.

- Так вы угадали эту мелодию? — спрашивает мужчина в костюме офисного клерка. — Или вопрос оказался для вас слишком сложным.
Девушка молчит.
- Это 4-е отделение Девятой симфонии Бетховена, — продолжает мужчина, — «Ода Радости». Я уверен, что вы это знали… Между прочим, Бетховен сам написал стихи для этого произведения.

Мужчина цитирует классика. Девушка начинает смотреть на него с интересом, улыбается, встаёт и…бьет его ногой с вертушки.



Флэшбек. Незадолго до событий в ресторане мужчина в костюме офисного работника приходит в элитный клуб для самомазохистов, директор которого объясняет ему концепцию их уникального заведения.

Мы торгуем удовольствием, но вы понимаете, что если его покупать напрямую, то неизбежно теряешь половину получаемого кайфа. Эффект неожиданности, сюрприза, весь смак, самую мякотку. По этой причине мы предлагаем вам подписать контракт на годовой абонемент в нашем клубе. В течение этого времени к вашим услугам будут предоставлены все наши девушки-доминатриксы. Но при этом вы не будете знать, когда именно они к вам придут. Любая женщина в толпе, соседка по метро или лестничной площадке может оказаться нашей сотрудницей, готовой оказать вам свои услуги. Готовой принести мучения, страдания и боль.

Дальше следует крутой и очень пелевинский прогон о том, что если человек преодолевает определенный порог физических и духовных мучений, он пробивает порог реальности и переживает подлинный метафизический оргазм. Но фишка даже не в этом.

Концепция реальности, где каждая женщина в толпе может дать тебе с вертушки или пнуть по яйцам, может показаться мизогинисткой, но, на самом деле, имеет совершенно обратный эффект. Главный герой настолько задавлен суровой реальностью (работа, маленький ребенок, жена в коме), что эстетское хождение по мукам становится для него большой эскапистской сказкой.

Появление из ниоткуда экзотических девушек в кожаных мини парализует каждый раз не только героя, но и зрителя.



Но Хитоси Мацумото не был бы собой, если не попытался пойти на два шага дальше. Уже минут через тридцать после начала фильма он практически отказывается от идеи, которую режиссер уровня Кима Кидука доил бы до конца своих дней, Мацумото совсем ломает четвертую стену и включает в фильм вторую сюжетную полосу, где нам показывают, что приходящее на экране — кино, которое снимает некий великий режиссер в возрасте 100 лет. На все вопросы сбитых с толку помощников “что за безумие происходит на экране” престарелый классик отвечает: доживи до ста и тогда поймешь.

Название картины “R100” — это возрастной рейтинг. Мол, до ста лет смотреть это кино не рекомендуется.

Столетний классик, надо заметить, подозрительно похож на великого Сэйдзюна Судзуки. И это не безобидный оммаж в сторону учителя, а очень мощная ирония, после которой я, например, совершенно не представляю как смотреть без ядовитой ухмылки фильмы типа Пистолетной оперы.

Рассказывая про этот фильм (или любой другой), я обычно стараюсь избегать уж слишком жирных спойлеров, поэтому поставлю точку именно здесь. Скажу лишь под занавес, что слово R100 отныне прочно вошло в мой киноманский лексикон. Теперь я знаю, что Трудно быть богом — это R100. Утомленные солнцем 2 — R100. Все последние фильмы Теренса Малика — R100.

Почему? Об этом вы узнаете в последние две минуты нового фильма Хитоси Мацумото.



  21 комментарий 
Комментарии (21)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...