• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Чунгкингский экспресс
 



Долгая счастливая жизнь

24.11.2013 23:25 • 8 комментариев

История с отправкой фильма Сталинград потенциальным номинантом на премию “Оскар” уже давно не является новостью, поэтому говорить сегодня мы будем вовсе не про Федора Сергеевича, а про его дальневосточных товарищей. Про создателей фильма Великое путешествие, который, возможно, будет представлять Японию будущей весной на 66-й церемонии понятно чего.



Сотрудник крупного издательства, работающий в отделе по выпуску энциклопедических словарей, решает выйти на пенсию. Но на дворе стоит 1995 год: мобилки и компьютеры появились, но есть пока не у каждого, из-за чего работа над энциклопедиями – адский ручной труд, подходящий только для людей с феноменальной усидчивостью и специфическим типом мышления. Понимая, что после его ухода работа в отделе совсем остановится, будущий пенсионер решает сначала найти себе замену. С благословления босса он бродит по издательству и задает всем встречным, на первый взгляд, простой, но мгновенно ставящий в тупик вопрос: дайте определение слову “справа”.

Никто не может дать старику адекватный ответ, но смысл его поиска совсем в ином – найти человека, который не знает, но был бы готов этот ответ найти. И этот человек приходит. Его зовут Мадзимэ Мицуя. Молодой клерк — умный, усидчивый и трудолюбивый, но только с серьезными проблемами в области общения с окружающими. Мадзимэ не аутист, не дебил и не хиккикомори, но ведет себя зачастую как заправский Форест Гамп. Он не может смотреть в глаза собеседнику, не способен поддерживать разговор, не умеет дружить, улыбаться, признаваться в любви.



Единственный человек, с которым Мадзимэ может нормально общаться – старушка, у которой он снимает комнату. Именно она даст совет, который навсегда изменит жизнь странного парня. Ты работаешь над новой энциклопедий, с утра до вечера собираешь слова и пытаешься найти в этих словах смысл, — скажет герою старая женщина, — а ты попробуй научиться самому их использовать. И герой попробует. Будет подходить к коллегам по работе, говорить заученные фразы типа “хорошая погода, не правда ли?” или “какие у тебя планы на выходные?”. И со временем у парня появятся друзья, соратники и даже девушка. Очень красивая и добрая. Парень ведь тоже не дурак.

Плюс с внешностью Рюхэя Мацуды.





Для голливудского фильма истории постепенной адаптации асоциального фрика вполне хватило бы, но пафос картины Юи Исии совсем в ином. Издательство, где служит Мацуда, приступает к работе над энциклопедией современного японского языка под названием “Великое путешествие”, а это гигантский и фантастический труд на много-много лет и человекочасов.

Представьте себе, вы узнали, что будете делать одну и ту же работу следующие 15 или 20 лет.

С одной стороны, в этом нет ничего страшного (так обычно в жизни и происходит), но ощущение обреченности, предрешенности, неотвратимости наверняка доставит вам не одну и не две мучительные минуты. Каждый наш современник уверен, что здесь и сейчас он совсем ненадолго, потому что жизнь постоянно готовит для него новые сюрпризы. Сегодня он – офисный планктон, а завтра его повысят по работе, он уедет дауншифтером на Гоа или станет выживальщиком на радиоактивных руинах погибшей цивилизации. Одним словом – куда кривая выведет.



Фильм Великое путешествие – про… великое путешествие, финальная точка которого (да и весь маршрут, по сути) прекрасно всем известны. Чтобы говорить про это скромно, обстоятельно и без экзистенциальной истерики нужно быть японцем. Старым, повидавшим жизнь и много пережившим. Самое забавное, что постановщику Путешествия Юе Исии — всего тридцатник. Он – самый молодой японский режиссер, фильм которого когда-либо посылали на “Оскар” (например, два года назад японцы отправляли фильм Канэто Синдо, а деду в тот момент было 99).

Исии – автор, по японским стандартам, молодой, но Путешествие – уже девятый полный метр в его фильмографии. Девятый, но первый, из выпущенных в широкий прокат. Исии дебютировал восемь лет назад картиной Голожопая Япония, после чего успешно работал над инди-проектами и очень быстро создал репутацию самого перспективного пролетарского правдоруба.

И вот его наконец пригласили в мэйнстрим. Что из этого теперь выйдет – непонятно. С одной стороны, он уже пилит фильм с Сатоси Цумабуки. С другой стороны – у Великого путешествия очень много изьянов, на которые трудно смотреть сквозь пальцы. Они, разумеется, меркнут перед поставленной в фильме мегазадачей, но поведутся ли на это заокеанские академики – не факт.

  8 комментариев 
Комментарии (8)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...