Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
КРАЙ СВЕТА — 2013 (3) Ящик с костями и суси с тунцом

02.09.2013 20:21 • 3 комментария

Главный приз Сахалинского кинофестиваля «Край света» получил в этом году японский режиссер Рёта Накано за фильм Запечатлеть отца. Главный сюрприз прошедшего феста и, наверное, его самое главное открытие.

Когда я впервые обнаружил в фестивальной программе это название, то подумал: черт побери, кто этот парень. Почему из всего богатого спектра современного японского кино программный директор Алексей Медведев выбрал неизвестного дебютанта с неизвестными актёрами в главных ролях.

Вопросы исчезли уже минут через двадцать после начала фильма, а ближе к концу сомнение в режиссере казалось просто глупой ошибкой. Половина зала рыдало в три ручья, а вторая его половина — истерично смеялась сквозь те же самые слёзы. И это несмотря на уверения самого режиссера перед началом показа: мол, из синопсиса может сложиться впечатление, что кино грустное и мрачное, но это не так; оно — смешное и жизнеутверждающее.



«Запечатлеть отца» — фильм про похороны. Если русский режиссер хочет снять нечто смешное, народное, про семейные ценности и жизнестойкость, то снимает обычно кино про свадьбу. Японский режиссер — про похороны. И у второго, как правило, получается куда веселее.

Две сестры Сава и Кохару Хигасимура живут с матерью в пригороде Токио. Старшей — 20 лет, она работает в местном баре «для взрослых». Младшей — 17, она — старшеклассница, точнее — прогульщица и бездельница. Отец девочек ушел из семьи к другой женщине 14 лет назад, поэтому про него уже много лет никто не вспоминает. Фильм начинается с телефонного звонка от брата отца, в котором тот сообщает, что отец Савы и Кохару умирает от рака легких и просит бывшую жену повидать своих дочек. Мать говорит «нет» и «не звони сюда больше», потом в ярости бросает трубку, но вечером за ужином все же рассказывает девочкам о звонке.

Завтра вы отправитесь к нему в больницу, говорит мать, но только не подумайте, здесь нет никакой сентиментальности. Я дам вам фотоаппарат и вы сфоткаете своего папашу, чтобы потом я бы могла посмеяться ему в лицо. Девочки без особого энтузиазма собираются в дорогу. На вокзале они оставляют в камере хранения свою официальную и строгую одежду, которую им навязала мать, в сами переодеваются в цветастые летние платьица.

Путешествие начинается весело и беззаботно, но в пути их настигает второй звонок — отец, оказывается, уже помер, теперь они едут на его похороны.



Большинство любителей японского кино, когда говорят о кино современном, по привычке видят его либо глубоко созерцательным (как у Корееды и Иваи), либо ультражанровым (Китамура, Симидзу, бойцы с Sushi Typoon). Они не замечают, что волна, поднявшаяся во второй половине 90-х, по сути, сошла, унеся с собой и обесценив почти всех героев своего поколения. У новых кумиров (Мики Сатоси, Есихиро Накамуры, Хитоси Мацумото) с вечностью совершенно иные отношения. Более приятельские и почти запанибратские. На международные фестивали эти люди, как правило, не ездят, поэтому не видят ничего зазорного в глупых шутках, откровенной сентиментальности и бесконечно хипповом отношении к жизни. Очень похожем на то, которое иногда проскакивает в современном инди-кино из Штатов.

В этом смысле Рёта Накано вовсе не белая ворона. Он теперь на самом пике новой волны и, хочется верить, пребывает там далеко не последний год.

Говорит, вот только с долгами расплатится и сразу начнёт работу над своим вторым проектом. Долгов у режиссера после первого фильма много.

Тяжело быть перспективным инди-гуру.
  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 3

    Kasablanka 3 сентября 2013, 04:55 пожаловаться

    #

    Феликс, спасибо за обзор. Крайне интересный дебют, лично я буду ждать.

    Японцы уже отметили фильм местечковыми наградами. Мне кажется, что в современном японском кино в независимости от жанра, наметилась тенденция снимать истории взросления без самого взросления. Мало оглядки на запад и ориентированность на местный менталитет, поэтому у большинства создается впечатление, что их режиссеры стали халтурить, переигрывать и снимать какую-то идиотию. Просто это и есть японское кино снятое японцами для японцев.

    «неизвестного дебютанта с неизвестными актёрами»

    Из любопытства посмотрела каст и оказалось, что я на фильмы с Ватанабэ частенько натыкаюсь. Тетя артхаусная, но неуловимо не запоминающаяся. Я даже удивилась, узнав, что она играла у Кавасэ.

    ответить

  • Кан Ын-Джа 3 сентября 2013, 20:24 пожаловаться

    #

    >> Если русский режиссер хочет снять нечто смешное, народное, про семейные ценности и жизнестойкость, то снимает обычно кино про свадьбу. Японский режиссер — про похороны.

    и в британии еще

    ответить

  • zilich 4 сентября 2013, 10:24 пожаловаться

    #

    безусловно

    (уходит, напевая: I feel it in my fingers / I feel it in my toes)

    ответить

 
Добавить комментарий...