• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Чунгкингский экспресс
 



КРАЙ СВЕТА — 2013 (2) Достоевский к югу от Болливуда

29.08.2013 08:26 • 7 комментариев

Экранизация Достоевского, снятая на Шри-Ланке с невольным присутствием в кадре рестлеров Дуэйна «Скалы» Джонсона и Джона Сины, а также с применением одного танца, одной песни и одной волыны. Не Индия, но все же.



В этом блоге мы регулярно рассказываем про индийские фильмы, снятые на хинди, тамильском и телуги. Иногда в кадр попадает каннадское и малаямское кино.

Но фильмы с Шри-Ланки — это одна большая тайна даже для самых матерых ценителей индийского кинематографа. Сам пару раз видел, что даже на ближневосточных авиалиниях, где можно зачастую увидеть в переводе фильмы из самых экзотических стран, сингальское (то бишь ланкийское) кино представлено очень условно и всегда без субтитров.
К счастью, гостем текущего Сахалинского кинофестиваля является всемирно известный ланкийский режиссер Прасанна Витханаге, чей фильм «С тобой, без тебя», снятый по повести Достоевского «Кроткая» является одним из участников официальной программы фестиваля.

Когда у Витханаге спрашивают «а почему Достоевский», он улыбается и откровенно признается: мол, кинопроизводство на Шри-Ланке и по сей день принадлежит государству, поэтому лучший способ избежать излишнего внимания со стороны чиновников и цензоров — взять известный иностранный материал. Тогда чиновники сразу перестают беспокоиться, дают добро, могут еще и денег дать.

Специфика выбора материала ланкийским режиссером вызвана еще и тем, что Витханаге — бывший театральный постановщик. Он работал и переводил классиков, поэтому его первые картины конца 80-х — начала 90-х — экранизации нобелевских лауреатов — Бернарда Шоу и Дарио Фо. А еще в 1996 году Витханаге снял фильм «Лед в огне», в основе которого был роман Льва Толстого «Воскресение».

Некоторым этот факт может показаться несерьезным и даже смешным. В ответ скажу лишь, что продюсером ланкийца в те годы часто становился японец Макото Уэда, работавший в те же годы с Фрутом Чаном и Ли Чан Доном. На «Мятной конфете», например.

Одним словом, Витханаге — большая азиатская артхаусная звезда без каких-либо скидок на материал и страну производства.

За адаптацию западных классиков режиссер не брался уже много лет, поэтому причину появления в титрах имени Достоевского угадать не сложно (мы это про это уже намекнули чуть выше).

Именно так — тема скользкая. Не поверите, но это кино про гражданскую войну. Точнее, про её эхо.

А теперь небольшой дискурс в историю для тех, кто не в теме. Население Шри-Ланки — примерно 20 миллионов. 70 процентов населения — сингалы, 22 процента — тамилы. Сингалы — индоевропейцы, тамилы — дравиды. Сингалы — преимущественно буддисты, тамилы — индуисты.

До 1972 года остров был британской колонией под названием Доминион Цейлон. Потом получил независимость и статус президентской республики Шри-Ланка. Когда британцы вывели из страны войска и полицию, этнические конфликты на территории острова вспыхнули с особой яростью. Сингалы стали месить тамилов, тамилы — сингалов. В 1976 году военная организация «Тигры освобождения Тамила-Илама», признанные в 32 странах мира террористической организацией, начали открытые военные действия, поставив целью создание на севере острова независимого тамильского государства Тамил-Илам.

Поясню чисто эстетический момент. Тамилы — тигры, сингалы — львы (от слова «синха» — «лев»).

Гражданская война длилась почти 30 лет. Тамильские террористы убивали политиков (включая президентов, министров и генералов), они взрывали автобусы, устраивали водные баталии. Сингалы в ответ учиняли зверские погромы в тамильских кварталах и поселениях. В Гааге было зарегистрировано около сотни случаев изнасилований сингальской солдатней тамильских женщин. Тамильские интеллигенты с материка — режиссеры, актеры, писатели — по сей день проводят акции протеста в защиту ланкийских тамилов.

Но гражданская война — это гражданская война. С определением — кто прав, кто виноват — там сложно.

А теперь возвращаемся к Достоевскому.



Если кто забыл школьную программу, «фантастический» (так его называл сам Федор Михалыч) рассказ «Кроткая» — история неудачного брака юной девицы-сиротки и 40-летнего ростовщика, бывшего офицера и алкоголика. В начале рассказа мы уже знаем, что героиня наложила на себя руки, поэтому весь нарратив — это бесконечный внутренний монолог вдовца, пытающегося понять как же все так плачевно кончилось.

В экранизации Витханаге (а тут надо сказать, что у «Кроткой» их около десятка) есть все детали из оригинального произведения: и взгляд сквозь решетку, и бабкин кулон, и пистолет в комоде, и бывший однополчанин. Но есть при этом бесконечное множество собственных интересных нюансов.

Плюс самый главный: он — сингал, она — тамилка. Он служил в армии и усиленно скрывает какую-то очень мерзкую тайну из собственного армейского прошлого. У неё в гражданку погибла вся семья, включая двух младших братьев.

Но это противостояние, после которого пути назад уже не будет, начнется лишь ближе к финалу. Остальную часть фильмы мы видим лишь мужчину и женщину. Рассказывая историю возникновения фильма на свет, Витханаге признается, что изначально ему предложили снять короткометражку про маскулинность. Он подумал-подумал и сказал: а давайте снимем Достоевского и сделаем это полным метром.



Маскулинности в фильме — море. Бывший солдат, а ныне хозяин ломбарда Саратсири (его играет театральный актер Шьям Фернандо) суров, молчалив и педантичен. Он говорит мало, ест руками, гоняет на американском мотоцикле, каждый вечер смотрит по телевизору только рестлинг (думал ли Скала Джонсон, что попадет в экранизацию Достоевского?), мечтает только об свечном заводике…. пардон, о чайной плантации. Когда жена пытается на кухне спеть песню или сделать пару танцевальных па, муж смотрит на неё как на…. короче, странно смотрит. Хейтеры индийского кино шутку оценят.

Кстати, об индийском кино. Герой ведет молодую жену на тамильский боевик с Виджаем, а на выходе из кинозала полностью игнорирует её восхищение и радость, заявив, что более бесполезной траты времени у него уже давно не было.

Я тут спросил у режиссера, а что за кино они смотрели. Говорит, Kaavalan. Зря бухтел ростовщик, отличное все же было кино.

Тем не менее, ростовщик маскулинен по максимуму, а вот красавица Селви — идеальная романтическая героиня с поправкой на Федора Михайловича. Героинь Достоевского со школы жалеть не принято (иначе самому спятить можно), но здесь ситуация чуточку иная. Помимо внутреннего монолога ростовщика Витханаге добавил еще и немного внутреннего монолога главной героини. Совсем чуточку, все остальное — ее бездонные глаза, за которые, собственно, режиссер актрису и взял.

Честно говоря, не только за глаза. Из-за эротической сцены и общей… ээээ…. дискусионности материала Витханаге долго не мог найти актрису на главную роль на Шри-Ланке, пока ему не посоветовали девушку с материка. Девушка, кстати (зовут её Анджали Патиль) делает сейчас успешную карьеру в Болливуде. Например, после успешного появления прошлой осенью в политическом триллере «Замкнутый круг», режиссер картины и живой классик Пракаш Джха подписал её еще на три проекта. Запомните это имя.

И еще Фёдора Михайловича перечитайте.

Лучше всего на ночь.
  7 комментариев 
Комментарии (7)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...