Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Корейский кинематограф. Год 1999 (1).

29.05.2013 00:31 • 34 комментария

В блоге Гори Голливуд Гори открывается новая рубрика, начать которую мы планировали еще прошлой осенью, но так и не решались это сделать. Изо всех сил тормозили, долго топтались на месте, иногда просто пасовали перед масштабами задуманной идеи. Вчера перестали пасовать, бросили тормозить и сделали первые шаги… встречайте.

Уверен, для постоянных читателей ГГГ эта рубрика не станет чем-то новым или неожиданным. Если вы хотя бы иногда следили за итоговыми топами азиатского кино, то формат вам уже прекрасно знаком. Идея, по сути, очень простая. Сделать примерно то же самое, что и итоговые топы, но начать с дремучего 1999 года. Неспешно и основательно рассказать о самых заметных азиатских фильмах 1999 года, потом – 2000 года, после этого – 2001… ну, одним словом, вы поняли.

Еще раз повторю — неспешно и основательно. Сначала про 1999 год у корейцев, потом у китайцев, потом у японцев и так далее по списку.



Зачем это надо?

Во-первых, чтобы заполнить пробелы в нашем с вами киноманском образовании. У каждого нормального кинозрителя, включая меня и вас, есть пробелы, о которых они знают, и пробелы, о которых они даже не подозревают. Мы будем пытаться рассматривать и те, и другие. Поверьте, когда разговор заходит об азиатском кино, пробелов оказывается бесконечное множество даже у самых эрудированных фанатов.

Во-вторых, чтобы освежить наши с вами воспоминания. Тринадцать или двенадцать лет назад мы смотрели эти фильмы совершенно иными глазами. Мы были моложе и глупее, а время – абсолютно другим. Могу поспорить, после 10 или 12 фильмов, выпущенных в 1999 году, вы испытаете море шокирующих открытий. Вы обнаружите насколько сильно и как именно изменился окружающий мир за эти годы.

Я при этом искренне надеюсь, что среди наших читателей все еще есть люди старше 13 лет. Иногда в это очень трудно поверить, сорри.

Еще я надеюсь на ваше активное участие. Мы тут пытаемся создать картину нашей коллективной памяти (пусть для многих она будет писаться совершенно с нуля), поэтому ваше участие в комментариях приветствуется. Делитесь впечатлениями и сокровенными знаниями, поправляйте автора, вспоминайте то, о чем он подзабыл или просто не знал. Велкам!

Почему отправной точкой нашего “путешествия” был выбран 1999 год? Честно говоря, сначала планировали начать с 2000 года (новое столетие и всё такое… и не нужно меня поправлять), но потом стало понятно, что цифра была взята уж слишком с потолка, а вот 1999 – совсем наоборот. Именно в 1999 году в истории азиатского кино произошел феноменальный скачок – корейцы вышли на мировой рынок, в Гонконге перестали жить вчерашним днем, а японцы наоборот сделали смерть своим главным товаром. Понятно, что все перечисленные события возникли не на пустом месте, а после ряда серьезных событий и десятков примечательных картин, но здесь у нашего выбора есть второй основательный аргумент.

Именно в 1999-2000 году азиатские картины стали попадать на экраны отечественных кинотеатров. Шири, Негде спрятаться, Табу, Император и убийца. Могу поспорить, что среди читателей найдутся те, кому повезло посмотреть эти ленты именно на большом экране.

По этой причине мы начинаем с 1999 года, а 1999 год – с рассказа про фильмы из Южной Кореи. Выбор первой страны, мне кажется, был вполне очевиден. Именно в 1999 году Южная Корея превратилась из страны дремучего фестивального артхауса в богатую, трендовую и очень амбициозную кинодержаву. Произошло это для современников очень внезапно, резко и местами пугающе. Но зато очень бодряще.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ. ГОД 1999 — ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



Шири / Shiri

Первый корейский фильм, вышедший в широкий прокат не только у нас, но и на Западе (здесь, правда, могу немного приврать). И не просто в широкий прокат, а качественно отдублированный и с большой рекламной кампанией в прессе, включая приезд режиссера в Дефолт-сити.

Пять минут назад специально, чтобы проверить прокатчика, нашел на пыльной полке журнал “Премьер” за ноябрь 2000 года с рецкой от Кулиша и фото Элизабет Харли на обложке. Артефакт.

Что же такого было в Шири, что подняло волну интереса к провинциальному, на первый взгляд, кинематографу. Почему фильм, ничем качественно не отличавшийся от, например, вышедшего в тот же год в Гонконге Пурпурного шторма, стал мировой сенсацией. Кому говорить за это спасибо – инвесторам, маркетологам, прокатчикам, покровителям из правительства или всей нации, которая внезапно решила, что её кинематограф может стать самым крутым на планете?

Вопрос довольно сложный, и отвечать на него в этой статье мы не станем.

Но маркетологов все же похвалим. Поговорку о том, что у себя на Родине Шири собрал больше и быстрее, чем Титаник, повторяли по всей планете, и поговорка всегда звучала круто и авторитетно. Тем более, что это было абсолютной правдой. Во время проката в корейских кинотеатрах этот шпионский боевик посмотрел каждый шестой кореец, а певец PSY (не к ночи помянутый) цитирует его и по сей день.



Каждая рецензия на этот фильм начинается обычно с рассказа о том, что “шири” – это маленькая тропическая рыбка, которая обитает одинаково привольно в водах Северной и Южной Кореи. Незамысловатый символ того, что, несмотря на все разногласия, южане и северяне – люди одной крови и могут жить дружно.

К сожалению, из всех персонажей фильма обитать на Севере и Юге может лишь один – северокорейская диверсантка Ли Бон-хи. И что еще печальнее — в то время, когда правительство двух стран пытается заключить перемирие, преданная своему фанатичному командиру Мюн-хён готовит крупный теракт на центральном сеульском стадионе.

Главный герой фильма – агент южных спецслужб Ю Чжон-вон. Он уже шесть лет охотится за Бон-хи, методично истребляющей местных политиков, не подозревая, что его цель находится совсем близко. Легендарная снайперша – его собственная невеста, безобидная хозяйка маленького аквариумного магазинчика.

Голливудский размах, гонконгский экшен и корейская сентиментальность. Любовь и фанатизм, патриотизм и дружба – что окажется сильнее.



Фильм неплохой, но, честно скажем, простецкий. Посмотреть его во второй или третий раз вполне стоит, но не из-за перечисленных выше пафосных достоинств, а по причине участия в фильме невероятного актерского ансамбля. В 1999 году все эти люди еще не вышли в дамки, но пройдет всего несколько лет и Сон Кан-хо с Цой Мин-сиком станут звездами мирового масштаба, а красавица Ким Юн-чжин прогремит на всю планету в сериале Лост.

Единственный, кто внезапно предпочел уйти в тень, оказался исполнитель главной роли Ган Сык-кю. После целой серии мегахитов – Green Fish, Contact, Christmas in August, Shiri, Tell Me Something – он на самом пике карьеры внезапно на четыре года сбежал из кино. Если учесть, что это были те самые четыре года – с 1999 по 2003 год — когда в Корее складывался новый институт звезд, потеря Ганом статуса самого кассового актера была вполне предсказуема. Если ты отказываешься от ролей у Джонни То, Ли Чон-дона и Пака Чхан-ука, судьба наверняка перестанет тебя баловать.

И дабы не возвращаться ближайшее время к судьбе этого примечательного актера, мы осторожно перейдем к рассказу про его второй фильм, вышедший в 1999 году.





Шестой подозреваемый / Tell Me Something

Самый первый фильм про серийных убийц в нашей исторической ретроспективе. Можно сказать – предтеча всего того кровавого и сентиментального хардкора, которым корейское кино пичкает своих и иностранных зрителей последние годы.

Стильное, жестокое, очень чувствительное и безупречное в эстетическом плане. Уверен, примечательные фильмы про маньяков были у корейцев и раньше, но именно в фильме Чона Юн-хёна можно пронаблюдать рождение и развитие всех базовых элементов этого корейского жанра. Инцестовые флэшбеки, обязательный вальсок в момент катарсиса. Не хватает только черной бейсболки на голове убийцы, но это уже совсем из другой песни.

К разговору о песнях и вальсах. Несмотря на весьма приличный вальсовый саундтрек, режиссер Чон не может отказать себе в том, чтобы не вставить в видеоряд с полдюжины козырных западных песен и построить именно вокруг них свое визуальные изыски. “Red Right Hand” Ника Кейва, “Boadicea” Энии. Каждая режиссерская инсталляция выглядит очень круто и стильно, просто незабываемо. Также следует заметить, что сегодня фильм смотрится лучше, чем лет десять назад. Я его, помнится, за все эти годы раз пять начинал, но каждый раз откладывал из-за неспешности повествования. Теперь же маньячный дискурс, про который я уже говорил, порядком меняет отношение к картине.



Два слова про сюжет. Неизвестный маньяк подбрасывает мешки с расчлененными трупами в публичные места. При этом в каждом мешке голова может быть от одного трупа, ноги от другого, руки от третьего. Со временем полиция находит связь между покойниками – каждый из них был любовником красивой кураторши из столичного музея живописи.

Кураторшу играет главная корейская богиня конца 90-х – 26-летняя Сим Ын Ха.

Всего лишь через год она снимется в первой корейской картине формата “Догма”, а потом совсем уйдет из кино. Сначала отправится во Францию, чтобы учиться живописи, потом выйдет замуж за наследника большого мегакорпа, после этого попробует себя в политике, став спикером правой Либерально-передовой партии. У себя в Корее она считается звездой и по сей день, но мы помним её лишь по паре фильмов конца 90-х – Рождеству в августе, Рожденному убивать и маньячной картине Шестой подозреваемый.

Я, кстати, не знаю, почему у этого фильма такое название в нашей базе. Быть может, вы в курсе.





А теперь мы сделаем паузу в рассказе. Продолжение — завтра.
феликс зилич  34 комментария 
Комментарии (34)

Новый комментарий...

  • 7

    drunkman83 29 мая 2013, 07:17 пожаловаться

    #

    классная задумка

    ответить

  • 3

    ВНЧ 29 мая 2013, 07:38 пожаловаться

    #

    Жаль, что в «Мысли вслух» умещается только по 3 блога. Столько интересных материалов «смываются» в архив (куда редко кто заглядывает), зачастую незамеченными. Не все же могут заходить на КиноПоиск даже раз в день.
    А под такие крупные материалы нужна не рубрика, а отдельный блог.
    «Я так думаю.» (© Мимино)

    ответить

  • 1

    audiovideofil 29 мая 2013, 09:52 пожаловаться

    #

    Жаль, что в «Мысли вслух» умещается только по 3 блога.
    В блоке «Мысли вслух» явно не хватает фичи «другие мысли» наподобие «другие новинки» в разделах «фото», «обои», «постеры», «флаеры», «трейлеры», «саундтреки».

    ответить

  • ВНЧ 29 мая 2013, 13:31 пожаловаться

    #

    Хм. Даже не замечал такой штучки. А лучше списком позиций на 10 плюс ссылки на самые-самые. Ещё не помешало бы со временем объединять многочастные посты в статьи. Например, чтоб глянуть итоги кино Азии-2012 придётся вылавливать в «ГГГ» посты про Болливуд, Толливуд, Колливуд и ещё с десяток. А так открыл бы одну статью и всё.
    И почему бы не сделать именные блоги? Иногда приходится в поисках информации метаться между ГГГ, СпНоУд и Блогокино.

    ответить

  • zilich 29 мая 2013, 13:52 пожаловаться

    #

    каталог составляется, но никак до конца не составится
    отдельные блоги, кстати, тоже делаются, но это пока в процессе

    время, увы, для всего нужно время

    ответить

  • да ставьте просто теги типа «лучшее из азии 2012» и всего делов

    ответить

  • zilich 29 мая 2013, 18:36 пожаловаться

    #

    тут движок сайта последние месяцы постепенно меняется, поэтому некоторые (я, например) в теги не особо верят

    ответить

  • 10

    Ambrosiy 29 мая 2013, 07:48 пожаловаться

    #

    Спасибо вам за пост! Очень люблю азиатский кинематограф, но интересоваться стала им года 2 назад, поэтому многие фильмы, снятые ранее и не столь известные сегодня (как работы Ким Ки Дока, например) прошли мимо меня. Очень рада, что теперь могу заполнить этот пробел!

    ответить

  • eldar4k 29 мая 2013, 08:34 пожаловаться

    #

    круто, Tell me something как раз пробел для меня, надо наверстать)

    ответить

  • Задумка и вправду очень хорошая, даже, не побоюсь этого слова, великолепная. Ибо азиатское кино лично доя меня- тайна за… Ну пусть будет не семь, а, скажем, пять печатей. :)а самообразованием надо заниматься всю жизнь. Самообразованием и саморазвитием. В том числе и киноманским.
    :-).
    Короче говоря, ОГРОМНОЕ СПАСИБО сэнсэю, давно уже ведущему нас по Пути азиатского кино.

    *. * *
    «Шири». Помню, изумительной силы и красоты фильм. Начиная с жесткой и по сами максимально приближенной тренировки спецназа КНДР в начале картины, потом всей этой драме мелодраме и детек. тниллере…
    Отличный фильм, просто пробивающий душу навылет. Помню, сразу после просмотра
    пошел и нашел пиратский диск с этим фильмом.
    Да, это замечательное кино. Оригинальное, атмосферное, стремительное, тягучее, доброе и злое одновременно.
    шедевр!

    ответить

  • 1

    Alex Croft 29 мая 2013, 09:45 пожаловаться

    #

    Задумка достойная уважения. Ведь чаще всего полезно взглянуть на прошлое, что бы переосмыслить настоящее.
    Шири действительно получился очень сильным фильмом. Второй увы не смотрел. Благодаря автору, теперь есть возможность исправить ошибку)

    ответить

  • ukrgeorge 29 мая 2013, 12:29 пожаловаться

    #

    Прекрасно! завтра было б неплохо получить «Мятную конфету»

    ответить

  • zilich 29 мая 2013, 13:53 пожаловаться

    #

    она технически пойдет в 2000 год… а, для начала, ее придется пересмотрать

    ответить

  • Georg_II 29 мая 2013, 13:23 пожаловаться

    #

    А я вот хорошо помню как в моем городе(Н. Н.), заново открыли кино, было это в далеком 98, и тогда на этой волне популярности и новизны(2 кт были даже с Dolby Surroud), очь масштабно рекламировали и «Шири», ни чуть ни меньше чем ту же самую Годзилу например. В кино на этот боевик я не попал, но его достаточно быстро показали по ТВ. Сейчас пишу и вспоминаю как давно это было))

    ответить

  • Perchik04 29 мая 2013, 14:20 пожаловаться

    #

    Хорошо бы на главной странице КП сделать постоянную вывеску «Азиатское». Ткнул мышкой — и вот тебе весь капэшный каталог статей.

    ответить

  • 3

    razdolbay 29 мая 2013, 15:52 пожаловаться

    #

    Спасибо за такую интересную задумку. А то из фильмов 90х и начала 2000х с востока я знаю лишь фильмы Джеки Чана да Джета Ли. Хотя Шири смотрел, правда году в 2001-03.. С нетерпением буду ждать каждого нового поста!

    ответить

  • 1

    Кан Ын-Джа 29 мая 2013, 16:01 пожаловаться

    #

    Ган Сык-кю — Хан Сок Кю
    Шестой подозреваемый так называется скорее всего потому, что под таким названием он вышел в наш пиратский прокат. Или просто на сайте кто-то придумывает отсебятину, что уже неоднократно было замечено — названия берутся с потолка.
    Вот, кстати, что примечательно — из всех просмотренных мной корейских фильмов за 1999г. именно от этих двух веет нескрываемой голливудщиной и замахом на экспорт. С Шири все понятно, а Tell Me Something как раз снят вдогонку волне голливудских эротических триллеров. И главные роли в них, думаю, не случайно играет актер с максимально европейскими для азиата чертами лица.

    ответить

  • zilich 29 мая 2013, 18:35 пожаловаться

    #

    хааан!

    экспорт бывает не только западный… не удивлюсь, если в японии шири собрал куда больше… да и внешность у хана годится не только под европейца, но и под японца… нормальная такая такакуровская внешность… вон, джонни то звал его в fulltime killer вместо японца… собственно, про эту его стоическую внешность много ноют на википедии, где пытаются понять как ушла у мужика карьера

    ответить

  • ну там четко голливудские примочки и музыка вроде тоже, хотя уже не уверена насчет музыки, давно смотрела.
    википедию не читала, но долго не могла понять причин популярности хана — вроде не красавчик, и не самый выдающийся актер, но запоминается на фоне остальных)
    еще мне кажется, что самой универсальной азиатской внешностью обладает дэниел ву, хоть он и высокого роста, но при желании и за корейца сойдет, и за японца

    ответить

  • teteryuk-2011 29 мая 2013, 16:44 пожаловаться

    #

    Отличная рубрика!Спасибо! Давно мечтал, чтобы появилось нечто подобное)

    ответить

  • 1

    itsazombie 29 мая 2013, 17:52 пожаловаться

    #

    Ура, Кинопоиск! Да здравствует Феликс!

    Действительно отличная рубрика. Я уже более 10 лет в теме азиатского кино, но смотрю его довольно хаотично, поэтому считать себя глубоким знатоком не получается. По этой рубрике составлю фильмографию для восполнения пробелов.

    Что касается сегодняшнего обзора — смотрел только «Шири». Сначала понравился. Через несколько лет пересмотрел раз, ещё через несколько снова и… разочаровался. Да, есть сильные и даже очень моменты. Актёры хорошие. Но как-то затянуто. Плюс экшн с дрыгающейся камерой — возможно тогда это доставляло, но сейчас выглядит уж как-то слишком припадочно. Причём, все южнокорейские фильмы действия времён прорыва их киноиндустрии этим грешили. Даже мой любимый «Воин».

    ответить

  • 1

    eva7 29 мая 2013, 18:24 пожаловаться

    #

    спасибо!
    люблю корейский кинематограф и с удовольствием смотрю новинки и что то из «старого». но сложно найти стоящие фильмы. буду идти по списку)) надеюсь, дойдете до 2002 и расскажете о «Укради, если сможешь». обожаю этот фильм и всем любителям азиатского кино советую)

    ответить

  • Roland23 29 мая 2013, 20:33 пожаловаться

    #

    Поставил «подозреваемого» на скачку, и вторую половину читать не стал, ибо спойлеры. Шири смотрел несколько лет назад и, действительно, пересматривать особо не хочется. Лучше ещё раз «Зону Объединённой безопасности» посмотрю.
    Спасибо.

    ответить

  • DariaSwan 30 мая 2013, 01:47 пожаловаться

    #

    Не рубрика, а прелесть! Большое спасибо.
    А можно ещё про комедии или мелодрамы какие-нибудь рассказывать? Ну, должны же быть у корейцев добрые милые фильмы, которые они всем семейством смотрят и советуют каждому следующему поколению… Ну, а общем, как у нас)

    ответить

  • zilich 30 мая 2013, 09:55 пожаловаться

    #

    разумеется

    ответить

  • Sana-tory 30 мая 2013, 12:51 пожаловаться

    #

    Как бы странно это ни было, из двух этих фильмов я не смотрел Шири.) Придется уделить пару часов в выходные.

    ответить

  • Roland23 30 мая 2013, 18:06 пожаловаться

    #

    Ну что, посмотрел «Скажи мне что-нибудь» — вполне знатный фильм, спасибо за наводку. Единственная проблема — он слегка канонический, я бы сказал. То есть, неожиданный — но предсказуемый. На один-два шага вперёд угадываешь каждый раз с лёгкостью, на длинную дистанцию уже нет. Плюс финал меня слегка удивил корейской неадекватностью (ну, в формальдегиде побултыхаться, на корачках полазить — ну что за детектив так делает?). А вообще — очень даже, спасибо.

    ответить

  • 1

    _Pelmenka_ 31 мая 2013, 15:24 пожаловаться

    #

    Прекрасная рубрика! Очень люблю корейские фильмы 90х. Однако знакома по большей части с мелодрамами)) Такая прекрасная атмосфера… Буду ждать продолжения)

    ответить

  • 1

    Cagliostro 31 мая 2013, 17:54 пожаловаться

    #

    Идея очень нужная и здравая, поскольку именно прочесыванием Ваших постов старых и новых я занята для того, чтобы выловить что-нибудь интересное в азиатском кино.

    ЗЫ: А почему Вам кажется, что нам не больше 13ти лет? Что заставляет Вас так думать? Наши комменты или их отсутствие? Просто интересно.

    ответить

  • zilich 3 июня 2013, 21:52 пожаловаться

    #

    это была шутка, а шутки можно трактовать как угодно

    ответить

  • Cagliostro 4 июня 2013, 11:31 пожаловаться

    #

    Ну и не только шутки, а вообще, все, что угодно можно трактовать как угодно, но как-то полегчало — все-таки Феликс Зилич нас любит в глубине души))). За рубрику спасибо, а также за Ваше искрометное чувство юмора. Поможем чем сможем.

    ответить

  • Arbodhy 3 июня 2013, 03:47 пожаловаться

    #

    Рубрика — то, что нужно, потому что крайне мало информации об азиатском кино, а хотелось бы открыть для себя этот мир более основательно. Большое, большое спасибо за такую работу.

    ответить

  • San_Sani4 3 июня 2013, 21:04 пожаловаться

    #

    Отлично что все же дали старт. Очень буду рад вспомнить и наверстать пробелы!

    ответить

  • Langolyer 12 июня 2013, 08:12 пожаловаться

    #

    Хоть и с опозданием, но посмотрел-таки. Неплохие фильмы, но у обоих имеется целый абажур недостатков, несколько разбавляющих потенциальное удовольствие от просмотра. Из хорошего у «Шири» можно отметить динамику и неплохие актерские работы, у второй картины — не стесняющего творить от души режиссера.

    ответить

 
Добавить комментарий...