Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Лучшее из Азии’2012: Китай

16.04.2013 00:02 • 13 комментариев

Продолжаем подбивать итоги минувшего года. На этот раз очередь дошла до Поднебесной, поэтому разговор будет долгим и неспешным.

Ну, а пока — краткое содержание предыдущих серий.

2012: Южная Корея.
2012: Япония.
2012: Индия — Болливуд.
2012. Индия — Толливуд
2012. Индия — Колливуд

Рассказ про лучшие фильмы 2012 года из Китая мы решили разбить на три части: про Гонконг, про Тайвань, про Китай. Некоторые могут решить, будто главная причина подобного разделения – пугающе большое количество хороших фильмов с маркером “Made in China”. Увы, это не так. Точнее – не совсем так.

Предназначение трех глав – показать на пальцах, чем разнится последнее время продукция с каждого из перечисленных регионов. Не секрет, что китайский кинопром прошел за последние пару лет воистину гигантский путь и не всё на этом пути столь безоблачно и просто, как иногда может показаться.



Что же случилось такого сногсшибательного и уникального с китайским кинематографом за последний год, что способно повлиять на дальнейшую историю мирового кино?

Ну, во-первых, китайский кинопром стал самым прибыльным в Азии. Раньше первое место традиционно принадлежало японцам, теперь – больше не принадлежит. При этом стоит заметить, чисто для протокола, что у японцев 2012 год тоже был весьма и весьма удачный, просто у китайцев он оказался – удачнее в разы. Три китайских фильма собрали в локальном прокате более 100 миллионов долларов, а выпущенный в 3D кэмероновский Титаник – около двух сотен.

Голливуд сделал из этого соответствующие выводы, после чего мгновенно стал рассматривать Китай не только в качестве годного потребителя, но и надежного инвестора, получающего за своё содействие много экслюзивных вкусняшек. Взять для примера прошлогодний фильм Петля времени. В бюджете – китайские деньги, результат – дополнительные сцены, которые за пределами Китая в кинотеатрах не показывались. Нечто похожее будет в мае с третьей частью Железного человека.

Как принято в большом бизнесе, кто музыку заказывает – тот девушку и танцует.

Но финансовый скачок не гарантирует скачок культурный. В итоге, в десятку фильмов, которые я буду вам настоятельно рекомендовать к просмотру, не попадёт ни один из трех стомиллионных хитов — Lost in Thailand, Armour of God 3, Painted Skin 2.

Второй и третий фильм будет стыдно смотреть тем, кто любит гонконгское кино уже много лет. Первый – специфический “народный” аттракцион, к просмотру совершенно необязательный.

Ну, поехали…



1-2, Тайчи 1 — 2 / Taichi Zero & Taichi Hero

Самый яркий китайский проект минувшего года – фильмы Taichi Zero и Taichi Hero. Это две части стимпанковой кунфу-трилогии, которой, я подозреваю, никогда не суждено быть завершенной. Названия фильмов прекрасно передаёт специфику постмодернистского юмора, а также головокружительный полёт фантазии у создателей обеих картин – англичане и китайцы, Восток и Запад, кунфу и порох, дирижабли и шагоходы. И еще Петер Стормаре в роли таинственного представителя Ост-Индской кампании (привет от нас Джеку Воробью!)

Из хороших, но странных новостей: в скором времени первый фильм трилогии выходит в отечественный прокат под названием Ученик мастера 3D. Предположу, что вторая часть пойдет под названием Мастер ученика.

3. Винтовки и розы / Guns’n Roses



“Простым китайцам плевать на партийную идеологию и древние традиции своих предков. Они любят жрать, бухать и развлекаться на полную катушку. И в этом нет ничего криминального или постыдного. Наши соотечественники такие, какие они есть”.

С подобным отношением к землякам режиссер Нин Хао за несколько лет стал одним из самых популярных и влиятельных режиссеров современного Китая, но при этом мгновенно попал на карандаш к партийным цензорам. Его четвертый фильм – истерн Ничья земля — был снят с проката и до сих пор лежит где-то на полке лишь потому, что в нём не было… положительных героев.

В отличии от своих фестивальных коллег Нин – человек неглупый, гибкий и весьма смекалистый. Понимая, что следующим фильмом ему нужно одновременно помириться с чиновниками и сохранить лицо перед коллегами, Нин нашел интересную лазейку: если нельзя снимать фильм о том, как китайцы ворую золото у государства, почему бы не снять кино о том, как они воруют золото у японских оккупантов. На нужды революции, так сказать.

Главный герой фильма Винтовки и розы – уличный воришка. В начале картины это очень неприятное и циничное существо, готовое грабить детей-сирот, беззащитных женщин и служителей церкви. Оказавшись за решеткой, вор случайно узнаёт о том, что китайские революционеры планируют ограбить манчжурский банк, куда должно прибыть японское золото, предназначенное для покупки оружия у фашистских союзников. Разумеется, вор жаждет получить кусок от этого пирога, поэтому начинает тусоваться вместе с революционерами, постепенно вовлекаясь в подпольную деятельность.

4. Смерть по плану / Design of Death



Если составлять топ лучших фильмов прошлого года без деления на жанры и территории, то у этой картины есть прекрасные шансы оказаться на первой строчке этого топа. Умная, злая, циничная, очень грустная картина.

Начало XX столетия. Высоко в горах есть деревня, известная на всю страну тем, что там живёт больше долгожителей, чем где-либо в Поднебесной. И вот однажды областное руководство узнаёт, что деревню поразила страшная болезнь: старики-долгожители мрут как мухи, местные жители в панике, репутация деревни тает прямо на глазах. Смелый врач отправляется в горы, чтобы победить недуг, но уже по дороге понимает, ситуация в деревне весьма и весьма запутанная. Убивает местных жителей вовсе не болезнь, а…

5. Счастливый отель / Happy Hotel



Китайские цензоры требуют, чтобы все преступники в фильмах были наказаны. Простая просьба, логичная и без заскоков, но вы просто не поверите, насколько сильно она влияет на кинопроцесс. Бывает, начинаешь смотреть комедию – смешную и безобидную, но про мошенников – смотришь, смотришь, веселишься и вдруг за 15 минут до конца фильма – тыщ! — половина персонажей убита, вторая – отправлена за решетку.

И ведь дураку понятно, что режиссеры вовсе не братья Коэны. Про постмодернистские игры они не слышали, изобретать с нуля неонуар или черную комедию – тоже не собираются. Но только половина персонажей – мертвы, вторая – за решеткой.

Это, кстати, не спойлер, просто размышления вслух.

6. Идентификация меча / The Sword Identity



Несколько лет назад литератор Сю Хаофэн написал сценарий для нового фильма Вона Карвая про великого мастера Ипа Маня. Уверен, вы уже сто раз слышали, что маэстро Вон снимал фильм по этому сценарию лет десять и было это настолько мучительно, но при этом до боли заразительно, что сценарист Сю сам подался в режиссуру и уже выпустиол два сольных фильма.

Идентификация – его дебют. Немного неуклюжий, но бесконечно стильный и завораживающе крутой. Примерно так выглядел бы фильм про летающих китайцев и восточные единоборства, если бы за него взялись Тарковский или Герман. Ну, или Вон Карвай времен Ashes of Time.

7. Четвёрка / The Four



Первая половина XII столетия. Последние годы правления императору Хуэйцзуна перед вторжением чжурчжэней и падением династии Сун. Власть в стране формально принадлежит чиновникам из Шестого отдела, которые следят за порядком на улицах, а также преследуют потенциальных врагов престола. Но есть в правительственной системе и небольшая тайная служба, отвечающая только перед императором – четверо констеблей во главе с влиятельным судьей Чжуге (Энтони Вонг).

Опасаясь деятельности Чжуге, командиры Шестого отдела внедряют в его команду своего бойца, который должен предупредить их в случае возможного антиправительственного заговора со стороны судьи. Но внедренец Ленг очень быстро начинает догадываться, что угроза императору кроется вовсе не там, где её ждут.

Звучит сюжет в пересказе слегка муторно и запутанно, смотрится он тоже не совсем просто, но у этого есть объективная причина. В основе сценария – серия очень популярных на Востоке исторических детективов Вэня Руана, по мотивам которых было снято несколько фильмов и телесериалов. Что еще проблематичнее: продюсеры Четверки готовили не законченный проект, а первый фильм трилогии и origin story, что всегда путает и сбивает с толку незнакомых с оригиналом зрителей.

Но не станем усложнять общую картину морем новых и непонятных слов. Перед нами – качественный гибрид Детектива Ди (будь то книги или фильм), а также марвеловских комиксов про Людей Икс. Все четверо констеблей обладают паранормальными способностями, но это для фанатов уси – совсем не новость.

Главное – летом выходит вторая часть, где обещают ответить на многие вопросы, оставшиеся после первого фильма. Самым упорным советую еще скачать и посмотреть недавний телесериал на 50 серий.

8. Убийцы / The Assassins



Когда Джон Ву снимал Битву у Красной Скалы, продюсеры долго и отчаянно пытались привлечь в проект Чоу Юн-фата, но актер застрял в маркетинговом раше Дрэгонболла и попасть в эпоху Троецарствия так и не успел. К великой печали миллионов фанатов со всего мира.

Четыре года спустя китайские кинематографисты смогли исправить эту ошибку, пригласив его в проект Терраса Золотого Воробья, где актер сыграл великого военачальника из эпохи Троецарствия Цао Цао на закате его славы. Бюджет у картины был большой, производственная сторона – выше всяких похвал (на уровне уся-трилогии Чжана Имоу), но результат – слабее, чем хотелось бы. Некоторые валят на сценарий, другие на режиссера-дебютанта и элемент местничества (мол, режиссер – двоюродный сват одного из боссов China Film Group), но один факт остаётся фактом. Харизма и актерский талант Чоу Юн-фата вытаскивают фильм на очень приличный уровень.

Если любите эпическую усю, бег по струнам и исторические мелодрамы – не пропустите. Любовная трапеция в фильме очень пафосная и красивая.

9. Двойная экспозиция / Double Xposure



Фан Бинбин – главная няша китайского кинопрома 2012 года. За последние месяцы это прекрасно поняли даже в Голливуде, поэтому для более дотошного проникновения на китайский рынок девушку сначала пригласили в третьего Железного человека, а потом – в новых Людей Икс.

Тем не менее, за прошлый год Бинбин полноценно снялась в Китае лишь в одном большом фильме. Проект получился амбициозный и хитрый, но не сказать, что полностью удачный. С другой стороны, снять хороший психологический триллер – вопрос не профессионализма или ума, а скорее везения. Шаг вправо, шаг влево – и конструкция валится словно карточный домик в руках даже опытного и изощренного мастера.

В данном же случае режиссером была всеобщая фестивальная любимица Ли Юй (Buddha Mountain, Lost in Beijing), впервые шагнувшая из реализма в жанровые джунгли.

Главная героиня работает врачом-консультантом в клинике пластической хирургии. Девушка красивая и умная, всё у неё в шоколаде, добрый папа, красивый бойфренд, работающий в той же клинике. Но однажды девушка узнает, что бойфренд изменяет ей с одной из пациенток. Пыщ! Пациентка случайно убита, а героиня решает воспользоваться спецификой своей профессии, чтобы создать иллюзию, будто она и не умирала вовсе.

Понятно, что это прямой путь – в лучшем случае — в дурку.

10. Король улиц / The King of The Streets



Несколько лет назад 24-летний спортсмен Юэ Сон снял любительскую короткометражку Путь бога-войны, где показал вместе со своей командой каскадеров-любителей как нужно ставить нормальные уличные драки. Короткометражка пользовалась в китайских интернетах большим успехом (вот она, кстати – без перевода, но это и не обязательно), поэтому Юэ довольно быстро нашель инвесторов для своего полнометражного дебюта.

Так и появился Король улиц, где Юэ Сон выступил режиссером, сценаристом, хореографом, монтажером, а также исполнителем главной роли. Если забыть на секунду про Рейд (а это довольно непросто), то получится, что Король – лучший мордобойный фильм прошлого года. В нём море ремесленных недостатков (он вообще сильно похож на типичный фильм, снятый спортсменами про спортсменов), но все же подкупает обилием схваток, а также своим наивным морализатороством.

Главному герою было 16 лет, когда в уличной потасовке он случайно замочил человека. Отсидев восьмерку, герой возвращается в родной город, надеясь искупить свою вину. В скором времени судьба предоставляет ему такой шанс. Местные бандиты пытаются выселить обитателей местного сиротского приюта, чтобы использовать их землю под новую застройку. Разумеется, никто не может помочь сироткам и их воспитателям, кроме главного героя.

феликс зилич, китай  13 комментариев 
Комментарии (13)

Новый комментарий...

  • Imlel 16 апреля 2013, 10:50 пожаловаться

    #

    Смотрел «Tai Chi» по трейлеру ждал большего, но все равно не плохо.
    8. Убийцы / The Assassins — ссылочку было бы неплохо поправить.)
    За статью спасибо — нашел пару интересных фильмов о которых не слышал!

    ответить

  • 1

    lambed 16 апреля 2013, 12:26 пожаловаться

    #

    *** Главный герой фильма Винтовки и розы — уличный воришка. В начале картины это очень неприятное и циничное существо, готовое грабить детей-сирот, беззащитных женщин и служителей церкви. Оказавшись за решеткой, вор случайно узнаёт о том, что китайские революционеры планируют ограбить манчжурский банк, куда должно прибыть японское золото, предназначенное для покупки оружия у фашистских союзников. Разумеется, вор жаждет получить кусок от этого пирога, поэтому начинает тусоваться вместе с революционерами, постепенно вовлекаясь в подпольную деятельность. ***

    Напоминает по сюжету фильм Серджо Леоне «За пригоршню динамита».

    ответить

  • 2

    Hayden_Ani 16 апреля 2013, 14:30 пожаловаться

    #

    Если честно, мне сейчас не до кино, но у вас такой легкий стиль письма, что начав читать, невольно дочитываешь до конца за считанные минуты. Спасибо большое! Ждем другие части.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 16 апреля 2013, 16:52 пожаловаться 5. Счастливый отель / Happy Hotel

    #

    Хороший стоп-кадр. Прям специально для китайских цензоров.

    ответить

  • 2

    Perchik04 17 апреля 2013, 01:59 пожаловаться

    #

    Бедные японские оккупанты, то у корейцев отдувались, теперь у китайцев…

    ответить

  • Кан Ын-Джа 18 апреля 2013, 01:00 пожаловаться

    #

    >> Ну, во-первых, китайский кинопром стал самым прибыльным в Азии.
    а во-вторых?

    китано, кстати, уже появился

    ответить

  • zilich 18 апреля 2013, 13:58 пожаловаться

    #

    еще в субботу посмотрел

    и надо признать — такеши снова всех уделал, даже корейцев

    еше появились новы сион соно и тосиаки тойода, но с ними не так просто

    ответить

  • Кан Ын-Джа 18 апреля 2013, 19:22 пожаловаться

    #

    а мне показалось, что болтовни многовато. в первой части так все красиво снято было, а тут сплошные статичные планы. хотя финал крутой, это да. ну и в плане способов умерщвления врагов и предателей голова у китаныча работает как надо)
    ой на фиг вашего соно, мне после холодной рыбы до сих пор жить тошно. у тойоды не смотрела ничего

    ответить

  • zilich 19 апреля 2013, 01:41 пожаловаться

    #

    тойода — бох, первые два фильма обязательно и срочно

    ответить

  • Кан Ын-Джа 19 апреля 2013, 02:14 пожаловаться

    #

    я с такой опаской к японцам отношусь, даже больше наверное, чем к отечественному кинопрому, но рискну, раз настаиваете

    ответить

  • 1

    nikon_boy 28 мая 2013, 11:05 пожаловаться

    #

    Феликс, а не поделитесь источниками, на которых выход новинок азиатских отслеживаете? Отечественные трекеры на это дело скудны, а гугл не всегда помогает. К примеру, до сих пор не могу найти последний фильм Чинг По Вонга, про который как-то у Вас в блоге читал.

    ответить

  • zilich 28 мая 2013, 13:50 пожаловаться

    #

    выход в прокат или выход уже на носителях?

    ответить

  • 1

    nikon_boy 29 мая 2013, 16:15 пожаловаться

    #

    На носителях, разумеется. Я ведь не случайно слово «трекер» употребил) Интересуют источники, на которых фильмы эти можно найти. Если это не секрет, конечно. Потому что, повторюсь, гугл порой беспомощен.

    ответить

 
Добавить комментарий...