Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
R.I.P. Нагиса Осима (1932 — 2013)

16.01.2013 08:53 • 5 комментариев

Когда в 1995 году Нагиса Осима делал для телевидения документалку “Сто лет японского кинематографа”, режиссер, особо не смущаясь, поделил историю индустрии на два этапа – до Осимы и после Осимы. Выглядело это нескромно, местами – просто забавно, но никого особо не удивило. Рэп-баттл “Осима против японского кино” продолжался уже тридцать пять лет, и участник этого баттла имел полное право на бесплатное пиво и место в пантеоне.



Нагиса Осима всегда был везунчиком. Все его сверстники, кто пытался бороться со студийной системой, очень сильно от этой системы огребали. Их выгоняли с работы, записывали в черные списки, но везунчик Осима всегда оказывался на два шага впереди своих недоброжелателей. Из раза в раз он уходил сам, с гордо поднятой головой, повторяя на каждом углу, что японское кино – отстой, один лишь Федя Бондарчук-молодец а Куросава, Одзу, Мидзогути и прочие гуманисты – коньюктурщики и конформисты.

Когда софтпорно стало мэйнстримом, Осима решил снять софтпорно без имитации секса, со стопроцентным проникновением. Когда стало понятно, что сделать это в Японии не получится, Осима отправился на поиски западных инвесторов. Так родилась Империя чувств, которой в годы перестройки пугали в нашей стране маленьких детей. В те невинные годы история про женщину, которая задушила любовника и отрезала ему пенис, казалась пределом творческой откровенности. Намного позднее мы узнали, что про Саду Абэ в японском кино снято с полдюжины фильмов и чей лучше – вопрос лишь вкуса и пристрастий.



С этого момента карьера Осимы серьезно изменилась. Из автора, критикующего японцев для японцев, он мгновенно превратился в экспортного диссидента. Снимал новые фильмы “диссидент” теперь не так часто, но заток каждый из них становился заметным событием на больших фестивалях. Последнюю картину Осима выпустил тринадцать лет назад. К этому моменту он уже был разбит первым инсультом, передвигался исключительно в инвалидном кресле, но, по прежнему, удачно отыгрывал демона противоречия.

Нагиса Осима был парнем амбициозным, к своему творчеству относился очень серьезно и без иронии, но пустопорожней конформисткой лести тоже избегал. Думаю, он не обидится, если мы превратим его некролог из красивых дифирамбов в нечто злое и очень практичное.

Первый инсульт Осима пережил семнадцать лет назад. Инсульт был серьезный, но это не помешало режиссеру снять еще один фильм. Потом был еще один инсульт, после этого – третий, четвертый, но умер он, в итоге, как и многие старики, не от слабости ума или кровоизлияния в мозг, а от банальной пневмонии. Будьте бдительны, друзья. Не гуляйте без шапки, не пейте холодную воду, не сосите сосульки, берегите своё здоровье.

На этой гуманистической ноте вынужден откланяться.

япония, феликс зилич  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...