Чунгкингский экспресс
 



добавить в:
Реквием по Вакамацу

29.10.2012 22:50 • 4 комментария

В позапрошлый четверг в Токио погиб великий режиссер Кодзи Вакамацу. Ушел не очень красиво, но эпично. Мастер два года боролся с раком, победил его, а потом… погиб под колесами такси. Трагическая и очень кинематографичная иллюстрация для хрестоматийной басни про appointment in Samarra.

Я не люблю писать некрологи. Если умирает известный человек – об этом говорят все, поэтому собственное желание присоединиться к общему плачу выглядит не особо искренним и честным. Если же умирает человек известный далеко не всем, то мучает уже другое: почему ты не рассказал про него вчера, позавчера или неделю назад, кого для ушедшего это было более важно.



Для примера, последний фильм Вакамацу вышел в российский прокат примерно месяц назад, но я про него в нашей рубрике так и не написал. Просто копию Мисимы в наш город так и не привезли, вот и весь сказ. Точнее, оправдание, отмазка, ложь.

Ранней весной я написал большую статью про азиатских актеров и режиссеров, ушедших в 2011 году, но так и не опубликовал этот материал. И даже не знаю почему. Сначала не хотел публиковать некролог на праздники, потом просто про него забыл. Но жизнь не стоит на месте. Люди продолжают умирать. Хорошие люди, известные и талантливые.

В мае на 100-м году жизни ушел из жизни Канэто Синдо. Мы уже начинали думать, что он воистину бессмертный. Ошиблись.

В июле скончался фестивальный любимец Еити Такабаяси. В сентябре – бывший куросавовский ассистент и падаван Хоримити Хорикава. Актеры старого японского кино тоже уходят один за одним. Звезда нуаров студии Nikkatsu Хидэаки Нитани. Киноситовская красавица с глазами газели Тикагэ Авасима. Отец “токсичного мстителя” Рикия Ясуока. Да-да, этого парня из моей любимой песни больше нет.

Теперь нет и Кодзи Вакамацу.

Я не случайно перечислил только японцев. Покойников из Китая или Индии, достойных отдельного реквиема, не меньше. Уверен, вы еще не забыли — про Яша Чопру мы писали только на прошлой неделе. Просто японское кино – это не только киношкола или кинотрадиция, а еще и сто лет славной и великой истории. Прямо на наших глазах старое японское кино утекает сквозь пальцы, и после смерти Синдо и Вакамацу живых классиков, актуальных и работоспособных по сей день, почти не осталось. Наверное, только Фурухата, Судзуки и Ямада. Но первый слишком жидковат для классика, про второго третий год ничего не слышно, а Ямада серьезно болеет и его последний проект, видимо, уже решили отдать в другие руки.

Прошлым летом в Эрмитаже я увидел в туалете старого японца, подозрительно похожего на Кодзи Вакамацу. Представляешь, говорю моей коллеге Татьяне Шороховой, только что видел Ваку в сортире – бывает же. Ничего странного, отвечает она, здесь и не таких встречали. Уверен на сто процентов, Вакамацу прошлым летом в Питере не было, но это сейчас и не важно. Надо было рассказать что-нибудь смешное для разрядки. Вуаля, история про сортир в Эрмитаже.

Вака был не чужд юмору. Правда, юмор у него был брутальный и с привычным для него леворадикальным уклоном. Вот, например, рекламный ролик двухлетней давности, где мастер показывал, что он будет делать с теми, кто пиратит его фильмы.



Обратите внимание, я не пытаюсь рассказать вам биографию покойного. Не говорю, на что следует обратить внимание в том или ином его фильме, хотя, поверьте, говорить про это можно часами. Мой совет – попробуйте посмотреть любой фильм Кодзи Вакамацу, пусть и совершенно случайный. И если он вызовет у вас восторг, отторжение или другую сильную эмоцию — мастер прожил жизнь не зря.

Автор этих строк, например, после Красной Армии два дня пребывал в состоянии полного морального опустошения, но это совершенно иная история.
япония, феликс зилич  4 комментария 
Комментарии (4)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...