Кинохроника
 



добавить в:
24-26 декабря

23.12.2012 20:01 • Добавить комментарий

11 (24) декабря 1912 года

Родился грузинский композитор Арчил Кереселидзе («Кето и Котэ», «Лурджа Магданы», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Десница великого мастера»).

11 (24) декабря 1917 года

Родилась российская актриса Лилия Гриценко («Черевички», «Верные друзья», «Тишина», «Фантазии Фарятьева», «Парад планет»).

24 декабря 1937 года



В десяти крупнейших городах США состоялась премьера первой серии фильма «Пётр Первый» Владимира Петрова. «До сих пор такого случая не было в практике проката иностранных фильмов. Больше месяца картина идет с большим успехом. Только за первую неделю в кинотеатре «Камео» ее просмотрело 35 тыс. зрителей. В Чикаго «Петр I» побил рекорд по посещаемости. «Петр Первый» был показан в Белом доме президенту США Рузвельту».

Родилась российская актриса Элеонора Шашкова («Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Талисман»).

24 декабря 1942 года

Начальник Главного управления по хроникально-документальным фильмам Ф. М. Васильченко издал приказ об отчислении из фронтовой кинохроники операторов Е. И. Ефимова и Л. С. Троцкого, выдававших инсценированные сюжеты за съёмки боевых действий.

24 декабря 1952 года

Родилась российская актриса Елена Шанина («Аты-баты, шли солдаты», «Камертон», «Принцесса цирка», «Смерть в кино»).

24 декабря 1962 года

Вышли фильмы: «Одержимые» Тахира Сабирова



и «Павлуха» Семёна Туманова.

24 декабря 1972 года

Родилась российская актриса-киновундеркинд Екатерина Парфёнова («Выше радуги», «Публикация»).

12 (25) декабря 1912 года

Родился российский оператор Николай Большаков («Небеса», «Над Тиссой», «Арена», «Всадник на золотом коне»).

12 (25) декабря 1917 года

Выпущены фильмы «Её влекло бушующее море» (производство Товарищества «И. Н. Ермольев") Якова Протазанова и «Иринина могила» (производство Торгового дома «Русь") Александра Чаргонина.

25 декабря 1922 года

Журнал «Кино» опубликовал корреспонденцию из Петрограда: «Северо-западное областное фотокиноуправление расширяет свою производственную работу. Произведено оборудование киноателье. Переоборудована кинолаборатория. Приглашены из Москвы для постоянной работы кинорежиссер А. В. Ивановский и художник В. В. Баллюзек. Намечены новые производственные базы: киноателье в Москве и Одессе с экспедициями на Кавказское побережье Черного моря. Принят к постановке ряд исторических сценариев. Кроме упоминавшихся уже «Павла I» и «Декабристов», намечены: «Ледяной дом», «Боярин Орша», «Наполеон I», «Емелька Пугачев» и др. Из других сюжетов приняты и подготовляются к постановке: большой художественно-революционный сценарий «Кукла» по сценарию Эльги Григ, «Два мира» по сценарию А. Е. Зарина, в постановке В. В. Баллюзека, «Двенадцать» по Блоку, «Тупейный художник» по Лескову. Намечен к постановке ряд детских картин. Приглашенный для постановок в Петрограде режиссер А. В. Ивановский будет ставить в первую очередь картину из жизни крепостных актеров по своему сценарию. Декорации ставит В. В. Баллюзек, оператор Н. Ф. Козловский. Кинооператором Л. К. Вериго-Даровским регулярно производятся съемки Волховстроя и Уткиной заводи по заданиям «Севзапкино». По окончании работ «Севзапкино» будет иметь вполне законченную фильму всей процедуры постройки мощной гидроэлектрической станции Республики. В школе киномехаников «Севзапкино» произведен новый выпуск киномехаников. Вышел № 1 научно-фотографического и кинематографического журнала «Фото-Кино», издаваемого «Севзапкино"».

Опубликовано обращение инициативной группы ассоциации любителей кино «Вольные садовники» к Пролеткульту и культотделам профсоюзов.

На страницах журнала «Кино» режиссёр Борис Чайковский выступил со статьёй «К вопросу о восстановлении русского кинопроизводства», в которой проанализировал ситуацию, сложившуюся в советской кинематографии: «Каждого, мало-мальски интересующегося кинематографией, поражает тот факт, что до сих пор в Москве, в этом центре русской кинопромышленности, отсутствует производство кинокартин. Лучшие в России ателье стоят с погашенным светом. Многочисленные кадры режиссеров, операторов, актеров — неиспользованы. Кто виноват в этом, и есть ли вообще виноватые в таком положении дел? Русское кинопроизводство пока не возрождается потому, что оно невыгодно с коммерческой точки зрения, так как оно дорого будет обходиться, — потому что капитал, вложенный в съемку картин, в негатив, будет возвращаться обратно в течение многих месяцев после съемки, да и даст ли в результате дивиденд или дефицит, это неизвестно». По словам Чайковского, русский кинотеатральный рынок по сравнению с дореволюционным настолько сократился, а расходы на кинопроизводство настолько вздорожали, что средний фильм российского производства просто-напросто не может окупить себя в прокате: ««Производство в данный момент заранее обречено на сомнительную удачу и на весьма возможный убыток. Вот почему капитал пока уклоняется от кинематографии, и если он тянется к ней, не упускает ее из виду, вспоминая прошлые легендарные времена баснословных доходов, то чувствует пока, что с производством обстоит дело неладно, и воздерживается от закрепления в прочной организации. А вместо этого предпочитает не за 15-20 миллиардов, а в 4-5 раз дешевле покупать готовую заграничную среднюю картину и наживать на ней свои 50 и даже 100% в один или два месяца оборота. Так возрождается сейчас у нас прокатное дело. И те уродливые формы, в которые оно выливается, тот репертуар, который благодаря этому грозит заполнить весь рынок, грозит на многие годы исковеркать кинопромышленность в России, направить ее совсем не по тем путям, по которым ей следовало бы идти. От такого печального будущего необходимо вовремя спасти русское кинопроизводство. Но кто это может сделать и каким образом?.. Есть два пути: Первый — удешевить производство до нужного минимума, и второй — начать работать не только на русский, но одновременно и на заграничный рынок».

Родился российский актёр Николай Бадьев («Страницы жизни», «Белое солнце пустыни», «Ночь председателя», «Группа риска»),

25 декабря 1927 года

Вышли фильмы «Водоворот» Павла Петрова-Бытова и «Счастливые черепки» Эдуарда Иогансона.



Выпущен в Москве украинский фильм «Два дня» Георгия Стабового.

Родился эстонский актёр Рейно Арен («Яхты в море», «Что случилось с Андресом Лапетеусом?», «Школа господина Мауруса», «Коррида»).

25 декабря 1932 года



Вышла немая армянская комедия «Мексиканские дипломаты» Амаси Мартиросяна и Левона Калантара.

Началось семидневное совещание по вопросам документального кино. На открытии выступил начальник Главного управления кинематографии Борис Шумяцкий. Идеологические задачи документалистов в свете установки «социалистического реализма» обозначил Сергей Динамов. Николай Лебедев в своём докладе вновь раскритиковал (хотя и в смягчённой форме) «формализм» Дзиги Вертова и Льва Кулешова, «документализм» Владимира Ерофеева. В. С. Иоселевич выступил с большим обзором советского документального кино в 1932 году. Михаил Кауфман сделал теоретический доклад «Киноанализ». Владимир Нильсен рассказал «О творческих проблемах оператора хроники», Николай Кармазинский говорил на тему «Работа режиссёра кинопериодики». Александр Медведкин отчитался о работе кинопоезда «Союзкинохроники». Далее в прениях обсуждались мелкие, хотя и насущные проблемы производства: никто из документалистов (кроме Кауфмана) не решался вновь поднять вопросы теории и никто не мог дать внятного обоснования новых идеологических задач документального кино. Поэтому совещание буквально взорвало выступление Ерофеева, который укорил документалистов в крене в сторону занимательности и объявил главной задачей хроники «фиксацию явлений подлинной действительности» не в павильонах, а в гуще самой жизни; он также призвал документалистов «обогнать» игровую кинематографию. Сразу же взял слово Роман Кацман (Григорьев), обвинивший Ерофеева в «антипартийности», в «проповеди» «разбитой уже теории «ортодоксального документализма"», в критике «нетипичных» фильмов и сюжетов. Кацман закончил своё выступление так: «Преодолевая препятствия, мы будем двигаться вперед, на горе т. Ерофееву, на горе всем нейтральным фиксаторам действительности. Пусть эти нейтральные фиксаторы действительности плетутся в хвосте у заграничной, буржуазной, американской хроники, которой так завидует т. Ерофеев, а мы под руководством партии будем делать нашу большевистскую хронику». Резко раскритиковал Ерофеева главный редактор газеты «Кино» Михаил Король. С более взвешенных позиций выступили Медведкин и Илья Копалин, однако Ерофееву это не помогло: статьи опального режиссёра вскоре перестали печатать в газетах; его фактически обязали заниматься рутинной работой, не давая ни одной сколько-нибудь творческой постановки. Также на этом совещании обсуждались вопросы производства кинопериодики. Была принята резолюция, в которой осуждались «отдельные работники кинохроники», пытающиеся «протащить» «старые формалистские теории документалистов» вопреки постановлению партии «о необходимости делать кинопродукцию занимательной». Предлагалось сделать хроникальные фильмы обязательной составной частью каждого сеанса. Совещание обозначило крутой поворот в советской документалистике: её, в сущности, принудили отказаться от отображения реальной действительности и заняться обслуживанием идеологических установок партийного руководства. Это привело к глубокому кризису документального кино: любые поиски новых художественных средств осуждались как формалистические, а ведущими документалистами признавались те, кто в наиболее прямой и грубой форме транслировал партийные лозунги.

25 декабря 1937 года

Незаконно арестован (во второй раз; впервые был арестован в начале 30-х) украинский оператор Алексей Калюжный (р. 1899). 2 января 1938 года «тройкой» при УНКВД Архангельской области приговорён по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания и расстрелян.

25 декабря 1942 года

В Москве начался трёхдневник украинского киноискусства в связи с 25-летием УССР. Демонстрировались фильмы «Годы молодые», «Щорс», «Богдан Хмельницкий», «Александр Пархоменко», «Сорочинская ярмарка», «Большая жизнь», «Богатая невеста», «Майская ночь» и др.

25 декабря 1952 года



Выпущен фильм «Павлинка» Александра Зархи.

25 декабря 1972 года



Вышел фильм «Поклонись огню» Толомуша Океева.

14 (26) декабря 1892 года

Родился Леонид Любашевский, российский актёр («Выборгская сторона», «Яков Свердлов», «Возвращённая музыка») и сценарист («Встречный», «Депутат Балтики», «Музыканты одного полка», «Ференц Лист»).

13 (26) декабря 1917 года

На II областном съезде Советов некто Кравцов выступил с докладом о национализации кинематографов.

26 декабря 1922 года

Родился российский режиссёр Виктор Садовский («Удар! Ещё удар!», «Ход белой королевы», «Всё решает мгновение», «Соперницы»).

26 декабря 1932 года

Союзкино издало приказ о порядке расчётов между трестом «Техфильм» и кинофабриками.

26 декабря 1957 года

Родилась российская актриса Ирина Кораблёва («Розыгрыш», «Вы мне писали…», «Трясина»).
дни рождения, кинопремьеры, КПСС, СССР  Добавить комментарий 
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии