Carpe Diem
 



добавить в:
«Белая лента» Михаэля Ханеке и одно важное объявление

07.03.2010 08:53 • 11 комментариев

Прежде чем перейти непосредственно к «Белой ленте» скажу, что этой рецензией я представляю вам еще одного автора блога «Гори, Голливуд, гори». Его зовут Дмитрий Зимин и он будет иногда рассказывать вам о профильных для «ГГГ» лентах, комментировать достойные того новости или делиться мнением о каких-то событиях местного кинематографа. Будьте знакомы! Дима, это все. Все, это Дима.

В ближайшем будущем я собираюсь пригласить к нам еще кое-кого... Этот человек, в свою очередь, возмется за вести с разных мировых фестивалей – ибо, как сказал однажды там кто-то в комментариях – «В мире всегда какой-то фестиваль».

Ну а я говорю вам, читателям этого блога, «Всеобщий привет!», желаю и дальше хорошо проводить тут время да ухожу обратно в back-office заниматься редакционными делами КиноПоиска, о которых вы узнаете, думаю, без дополнительного объявления, просто заходя в разные рубрики сайта – «Конкурсы», «Интервью», «Фоторепортажи» и так далее. Нет, приглашения на показы никуда не денутся, хотя станут уже не такими многословными. Ну и право выступить иногда под тэгом «Не могу молчать» за собой оставлю, конечно. Оставайтесь с нами и всё такое.

Итак, в этот четверг в российский прокат вышел новый фильм Михаэля Ханеке «Белая лента» — история о том, как уклад провинциальной Германии начала ХХ века коробит мировосприятие и корежит судьбы людей.



Этот фильм – псевдодетективный кинороман, в котором ответ на вопрос «Кто виноват?» становится ясен едва ли не с первых минут. Более того, детективная интрига толком и не раскрывается. Возникает ощущение, что смыслом существования этого кинополотна стал не столько рассказ условно детективной истории, сколько воссоздание на пленке группового портрета жителей среднестатистической германской провинции, иллюстрации состояния и нравов, и уклада, и вообще жизни жителей страны, развязавшей Первую мировую войну.

Плавная и тягучая картина с фотографически безупречным визуальным рядом и классическим для кинороманов закадровым комментарием происходящего от лица одного из персонажей по форме больше напоминает романы как раз того времени, о котором идет речь – того же Томаса Манна, например. Ощущение от просмотра остаётся таким же – происходящее на экране требует полного зрительского вовлечения. При этом смотреть «Белую ленту», можно сказать, практически невозможно – её киноязык исполняет исключительно иллюстративную функцию, тогда как на первом плане – образы. Их обилие, так необходимое для репрезентативности выборки среднестатистических германских жителей, порой, напоминает чеховскую миниатюру «О чем пели соловьи»



Но раз режиссер решил, что для его рассказа эти условия необходимы, приходится с этим мириться и оценивать, анализировать, вглядываться в происходящее на экране да удивляться тому, как несимпатичны абсолютно все персонажи. Причем настолько, что даже ангелоподобный младший сын священника в их компании – добрый, в общем-то, мальчуган – отчего-то вызывает скорее раздражение, чем симпатию.

Хотя детективная линия в фильме выходит на первый план, весь сонм персонажей объединяет не только загадка «Кто поджег амбар и покалечил доктора?», но и те, кто к ней причастны – дети. В фильме их либо хотят завести, либо они совсем маленькие, либо подростки, либо уже взрослые, но еще не «ставшие на ноги». Их любят, совращают, уродуют – и физически, и морально. Дети, являясь причиной основных происшествий в фильме, оказываются для истории прекрасным примером того, как уклад и родительский садизм, выдаваемый за строгость, превращают их сначала в оголтелых нарушителей всех возможных норм, а затем – в хладнокровных и бессердечных убийц. Наглядные иллюстрации порочности системы и тупиковости модели воспитания, продуманной поколениями предков.

Все выводы придется делать самостоятельно, но режиссера трудно считать непредвзятым рассказчиком – его методы формирования нашего мнения грубы, но действенны. Как бы мы ни старались абстрагироваться от собственных ощущений, мы никогда не полюбим ни одного из героев этого фильма, разве что посочувствуем. И здесь Михаэль Ханеке, не любящий людей, с нами, зрителями, поступает честнее, чем с героями своего киноромана. Нам не нужно делать вид, что повязывая белую ленточку – символ невинности – мы избавляемся от грехов или ответственности за содеянное, и одна только ленточка не делает нас хорошими людьми. И, знаете, это все же лучше, чем постигать это на своей шкуре.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...
рецензия, Европа, Ханеке, в прокате, видео, Дмитрий Зимин  11 комментариев 
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 1

    ARTI 95 7 марта 2010, 12:01 пожаловаться

    #

    Спасибо очень интересно. Я как раз собираюсь посмотреть Белую Ленту.)

    ответить

  • matatu 7 марта 2010, 13:37 пожаловаться

    #

    Если честно по просмотру фильма пришла мысль, что «Белая лента» отдаленно напоминает, наверно, единственного современного режиссера — Алексея Балабанова с его «Морфием» и «Про уродов и людей» (не видел еще «Трофима»). Если подумать, то у Ханеке в фильме все без исключения герои — «уродолюди». Ни в одном из них нет ничего святого. И, как вы хорошо подметили, сложно симпатизировать кому-то из персонажей «Белой ленты». Отличное ревью. Можно сказать почти исчерпывающее.

    ответить

  • 1

    Buddhah 7 марта 2010, 14:20 пожаловаться

    #

    фильм разочаровал. ожидал многого, а на деле оказалось не очень. редко мне становится скучно, повествование кажется затянутым, хронометраж — черезчур большим, но это именно тот случай. сама идея, в принципе, очень даже неплоха, но манера съемки, чрезмерная подробность и медленность, по моему мнению, скорее ухудшили картину. естественно, имхо.

    ответить

  • whoisyodiller 7 марта 2010, 16:30 пожаловаться

    #

    после просмотра остается ощущение, что посмотрел что-то великое, но во время самого просмотра не покидает ощущение, что смотреть это не возможно:)))

    ответить

  • 1

    Buddhah 7 марта 2010, 16:51 пожаловаться

    #

    да, кстати. было подобное чувство. возможно, из-за идеи фильма. возможно, из-за чего-то еще. игра актеров в целом понравилась, атмосфера тоже. мне кажется, ханеке просто слишком увлекся.

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 7 марта 2010, 18:33 пожаловаться

    #

    угу. в целом, если оценивать его фильм как иллюстрированный роман, то все на своих местах, вроде, но ссылка на ролик с раневской тут явно не зря стоит — в какой-то момент невольно ловишь себя на мысли, что то, что ханеке делает сейчас, было справедливо обстебано почти век назад:)

    ответить

  • 4

    Green Lantern 7 марта 2010, 15:34 пожаловаться

    #

    Поветствование в фильме ведётся очень скучно и это главный его минус…
    Хотя, с другой стороны, если бы было иначе, то, возможно, такая зверски-сложная и метафорическая «фишка» режиссера уплыла бы мимо нашего внимания и была бы недопонята.
    Но, как бы там ни было, академики любят такую вот хрень (если судить глазами обычного неискушенного зрителя; если кто не понял, эт я про слово «хрень», а не про академиков), поэтому, Оскар уплывёт к «Белой ленте», правда, я ещё «Пророка» не видел (собираюсь сегодня наверстать это упущение) и, может быть, он уделает «Белую ленту»?..

    ответить

  • 1

    klinsburg 7 марта 2010, 16:36 пожаловаться Может быть, не моё кино…

    #

    Смотрел фильм около месяца назад. Не знаю… Что-то не то. Может быть не моё кино, может просто не дорос ещё до подобных фильмов. Затрудняюсь дать точный ответ. Но факт остаётся фактом — «Белая Лента» не смотря на все свои регалии не произвела на меня впечатления. Было ощущение тягомотности и скуки, а характеры людей, на которые ставился акцент, показались пресными и неживыми что-ли…

    ответить

  • What if 7 марта 2010, 17:09 пожаловаться

    #

    Спасибо за рецензию!

    ответить

  • nijero 7 марта 2010, 17:35 пожаловаться

    #

    С почином вас Дмитрий Зимин.

    ответить

  • G4MERAtUa 7 декабря 2015, 13:37 пожаловаться

    #

    Прикольно :)

    ответить

 
Добавить комментарий...