Carpe Diem
 



добавить в:
Кандагар

05.02.2010 23:58 • 22 комментария

Ну и «Кандагар», конечно — о нем «Гори, Голливуд, гори» тоже смолчать не может. Правда эта запись была сделана уже во время болезни и сумбуром она отдает, как мне сейчас видится, больше обычного:

Если видишь на афише героические лица топовых российских актеров рядом с логотипом телеканала «Россия», можно невольно поймать себя на мысли вроде: «Мда, очередной патриотический боевичок…»

А потом страшно обрадоваться, когда выяснится, что «Кандагар» — вовсе не боевик, а самая настоящая, нелубочная драма о почти беззащитных людях, встретившихся с неуправляемым хаосом ярости и дикости враждебно настроенных представителей другой культуры. Фильм основан на реальных событиях, но представляет собой, все-таки, больше художественную реконструкцию кандагарского инцидента 1995 года, во время которого попавшим в плен членам экипажа захваченного грузового ИЛ-76 после года пребывания в плену удалось бежать.



Каждый из членов экипажа самолета – просто экипажа, а не дружной и сплоченной команды, и в фильме на это сделан особый упор – представляет собой личность не то чтобы заурядную, скорее обычную. Они как все, разве что ради драматургических целей жирным выделена некоторая особенностью характера. Персонаж Балуева — замкнутый, Машкова — гордый, Голубева — «зеленый», и так далее. А оказавшись заложниками, они не ведут себя, как герои, не спасают планету от террористической угрозы, а вопреки всем обещанным афишей ожиданиям, остаются простыми людьми.

Еще в самом начале своего пленения члены экипажа показывают себя как нормальные взрослые мужчины: они не паникуют, не пускаются в бессмысленные обсуждения друг с другом, не лезут на рожон, а пребывают в легкой прострации. Плен их, собственно, тоже был самым, если можно так сказать, обычным. В ожидании то ли беды, то ли чуда, медленно ползли часы, за ними – дни, за теми – недели… Описание самой истории займет несколько предложений, но что испытывали пленники в течение тех долгих месяцев – вероятно, непередаваемо. Но особенно хорошо этим справляется созданная кинематографистами атмосфера мучительного ожидания неизвестности.

Все остальное вокруг героев картины выглядит лишь декорациями, фоном призванным подчеркнуть, ярче и четче вывести на авансцену драматические переживания пятерых основных персонажей. Власть слишком вяла для того, чтобы вызволять своих граждан, журналисты похожи на глупых стервятников. Афганские террористы в массе своей показаны, конечно, этакой бандой дикарей, только и делающих, что расстреливающих друг друга – тут наблюдается единственный идеалогический прокол фильма, который, по счастью, необходимую дозу патриотического пафоса сумел передать всего одной короткой сценой. В которой, к тому же, не развеваются флаги, не звенят колокола и не колосится пшеница в полях.

Выстроить драматургию трагедии группы людей, оказавшейся в заложниках, и переживания личности в таких обстоятельствах – дело проблемное, однако режиссер Андрей Кавун постарался выжать из этой драмы максимум возможностей. Перворазрядный актерский состав, где каждый из актеров работает в привычном, но потому наиболее подходящем ему амплуа; малоизвестный оператор с явным талантом к работе в камерных сценах; привлечение оскароносного монтажера и акцент не на истории, а на драматических взаимоотношениях — все это пошло «Кандагару» так на пользу, что за своих сограждан на экране переживаешь, как за близких людей. Неудивительно, что в сцене, когда самолет наконец отрывается от земли, на премьере зал взорвался апплодисментами...
мнение, наше  22 комментария 
Комментарии (22)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...