Carpe Diem
 



добавить в:
«Кошечка» Григория Константинопольского

08.12.2009 08:54 • 6 комментариев

На этой неделе – 10 декабря – у нас выходит около 12-ти кинокартин и приличная их часть находится в ведении блога «Гори, Голливуд, гори». Сделаю, пожалуй, перерыв в нашей «культуртрегерской» деятельности и расскажу, о некоторых. Например, что такое «Кошечка» Григория Константинопольского?

Эта притворяющаяся легким актерским капустником картина на поверку предстает вполне четким взглядом с экрана на культурный поворот, в который мы с вами нынче входим - визг тормозов и гравий из-под колес, все прилагается. И юмор в этой картине оказывается полон желчи. Серьезен буду и я:



Есть, знаете, такая древняя шутка: «Почему кинооператоры не ходят в театр? – А они не могут смотреть на общий план два часа».

В советское время существовал такой довольно популярный жанр телепродукции, как телеспектакль. В сущности, это было обычное театральное представление, только сыгранное перед несколькими камерами. Разумеется, смотреть это было можно, но не всегда легко.

С другой стороны, «Трамвай «Желание» или «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», являясь произведениями театральными, в киноверсии только выиграли, равно как и многие другие пьесы. В «Догвилле» театральная условность была создана намеренно. А «Двенадцать разгневанных мужчин», технически тоже оставаясь киноспектаклем, благодаря режиссуре, а также понятной и театралу, и кинозрителю драматургии, показали, что ограниченность пространства действия может добавлять напряжения в эмоциональный триллер.

В российской практике, если не считать всем известного ремейка уже упомянутой картины, хорошим результатом встречи театра и кино можно назвать, разве что... Ну, например, фильмы «С днем рождения, Лола» или «Обстоятельства» — как вариант единства пространства действия. И, конечно, недавний «Кислород» — как многочастный экспериментальный киноклип.

Да что-то я увлекся... Так вот, «Кошечка» Григория Константинопольского… Сюрреалистический эксперимент, тот самый кинокапустник, с первоклассным составом по обе стороны камеры. Он стилизован под театральную постановку – актеры играют в условных декорациях, призванных лишь контуром наметить антураж, а истории по фактуре и стилистике текста напоминают подчеркнуто архаичные сценические монологи.

«Кошечка» состоит из четырех новелл, каждая из которых — монолог некого персонажа с хроническим неврозом или навязчивым состоянием. Рассказчик первой части – немолодая честолюбивая балерина (Михаил Ефремов в балетной пачке), не получившая ни одной главной роли за всю свою жизнь. Второй – бизнесмен-параноик, решивший жениться по расчету (Александр Стриженов в шкафу). Третьей – одержимый годовалый ребенок, жаждущий крови (Виктор Сухоруков в детской коляске). В четвертой – сам автор трех предыдущих историй (Евгений Стычкин в картонном доме).

Каждая из частей – мини- и моноспектакль — бесспорный триумф и отчаяннейший бенефис каждого из актеров. Как выяснилось, они способны удерживать зрителя своими монологами сколь угодно долго.



Только в финале нам станет ясно, как связаны между собой все четыре рассказа. Однако еще до конца придется догадаться, почему название фильма написано так же, как и название трилогии «Крестный отец», с той лишь разницей, что у «Кошечки» нити держит кошачья лапа. И почему на афише изображен Станиславский с пририсованными усами и ушами. И почему роль балерины играет мужчина. И почему бизнесмен-параноик держит в шкафу именно топор. И почему роль годовалого ребенка играет уже немолодой актер. И почему писатель строит на дачном участке именно башню и именно без лестницы…

В каждой из частей герои на грани здравого смысла. Рассказывая истории близкие и понятные современникам, в определенные моменты подменяют, казалось бы, стереотипные ситуации совершенно неожиданными элементами. Они превращают всю историю в насмешливый балаган. Добрые открытые улыбки становятся сардоническими усмешками, а грань между легкой сатирой и истерически злобным высмеиванием размывается совсем.

Как только этот момент становится заметен, тут же смысл происходящего обретает контуры — во всех четырех монологах, как водяные знаки, проявляются черты чуть ли не всей литературно-театральной истории.

Оказывается вдруг, что на экране - не просто обрюзгшая балерина с испитым лицом, а артефакт изящного старого искусства, доживающего свои последние дни. Годовалый-пятидесятилетний ребенок, любящий телевизор и мечтающий зарезать свою няньку — представитель темной стороны нового поколения, аллегория всего нового и агрессивного. Бизнесмен, мечтающий о выгодном браке и любви – сам современный бизнес, однобоко оценивающий реальность из шкафа в темной комнате. И наконец, автор – коммерчески успешный графоман, жалкий человек, с искореженным внутренним миром без намека на самостоятельность. Он – один из тех, кто по-своему интерпретирует историю современности или создает собственную вымышленную реальность.

В конце все выходят на сцену и кланяются. Занавес.
мнение, наше, премьера, серьезен как никогда  6 комментариев 
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 3

    Byakin 8 декабря 2009, 14:11 пожаловаться

    #

    Заинтриговали, уже хочется посмотреть.

    ответить

  • Belonogy 8 декабря 2009, 14:22 пожаловаться

    #

    Ефремов, как всегда экстравагантен, весьма интересно.

    ответить

  • shishkoAM 8 декабря 2009, 14:40 пожаловаться

    #

    прикольно класно было б посмотреть))

    ответить

  • klinsburg 8 декабря 2009, 18:38 пожаловаться

    #

    Михаил, спасибо. Очень интересная статья. Особенно предпоследний абзац — игра слов просто на высоте!

    ответить

  • I-van 22 декабря 2009, 17:42 пожаловаться

    #

    Да, фильм классный! Не пожалел, что пошёл, очень понравился, сильно сыграно. Я один был в зале, на последнем ряду, они обращались в зал, а зал был пуст!(
    А года пошли титры с величественной музыкой я встал в уголочку, в дальнем, и смотрел на зал… я испытал какие-то сильные чувства… было круто!)

    а потом темнота, все про зал забыли и в этом что-то было…

    ответить

  • Виктор Рець 8 ноября 2015, 00:36 пожаловаться

    #

    Прикольно :)

    ответить

 
Добавить комментарий...