• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Carpe Diem
 



Скрытая тревога: 5 главных теорий о «Сиянии» Стэнли Кубрика

26.07.2013 09:51 • 11 комментариев

26 июля исполняется 85 лет со дня рождения Стэнли Кубрика — великого режиссера и гениального мистификатора. Вдохновившись недавним документальным фильмом «Комната 237», КиноПоиск с помощью коллег с сайта «Кинософия» решил вспомнить главные теории о посланиях, которые мэтр зашифровал в картине «Сияние» — его самой загадочной работе, где каждый объект в кадре, каждый цвет и каждая выбранная нота имеет свое особое значение.



1. «Сияние» как признание в инсценировке высадки на Луну

Довольно известная теория о том, что кадры американской экспедиции на Луну на самом деле были сняты на Земле, причем лично Стэнли Кубриком. Автор теории истолковывает «Сияние» как иносказательное повествование Кубрика о том, что он чувствует по поводу своего участия в «лунной афере». Сын главного героя, Дэнни, в свою очередь представляет собой творческую натуру Кубрика, которая стала заложником договора (или даже «сделки с дьяволом»), заключенного самим Кубриком (Джеком Торренсом в фильме).

Факты, которые говорят в пользу этой теории:
  • Джек Торренс в исполнении Джека Николсона очень похож на Стэнли Кубрика времени съемок фильма «2001 год: Космическая одиссея»

  • Человек, с которым Торренс заключил контракт — вылитый Кеннеди. Сходство подчеркнуто американским флагом на столе

  • У Кубрика ребенка приглашают «поиграть» призраки, но у Стивена Кинга они не являются близняшками. Космическая программа NASA называлась Gemini («Близнецы»)

  • В романе Кинга номер жуткой комнаты был 217, а у Кубрика он — 237. Зачем нужно было его менять? Кубрик рассказывал, что об этом его попросила дирекция отеля «Тимберлайн-Лодж», в котором снимался фильм: мол, после выхода картины никто не захочет оставаться на ночь в печально известной комнате. В действительности же, никакой комнаты под номером 217 в гостинице не было. А вот расстояние от Луны до Земли, например, в то время во всех учебниках было указано как 237 тысяч миль

  • На ключах к все той же комнате 237 висит брелок, на котором заглавными буквами написано «ROOM N». Из этих букв не представляет труда сложить «MOON ROOM», то есть «лунная комната»




  • В фильме Джек много говорит об «ответственности перед своими работодателями», а призраки о том, что «Дэнни пытается связаться с посторонними лицами»

  • «All work no play» — строки, которые Джек печатает на пишущей машинке. В них может быть зашифровано название космического корабля, на котором по официальной версии Нил Армстронг высадился на Луну: All = A11 = Apollo 11




  • Тот самый корабль, «Аполлон-11», изображен на свитере Дэнни

  • Узоры на ковре в коридоре отеля напоминают вид сверху на пусковую платформу, с которой стартовал «Аполлон-11»






  • На фотографии у Джека в руке зажата некая записка, однако героя хватают за руку, будто бы не позволяя обнародовать ее содержание

2. «Сияние» как фильм о Холокосте

Потрясения Второй мировой войны, которые застали Кубрика в юношеском возрасте, отразились не только на раннем периоде творчества режиссера. Некоторые считают, что одна из скрытых от невнимательных глаз тем «Сияния» — это тема Холокоста, приводя при этом следующие доводы:

  • Джек Торренс работает за печатной машинкой немецкой фирмы Adler. Ее логотипом является орел с распростертыми крыльями, который также был нацистским символом

  • Сама печатная машинка стала в военные годы символом бюрократической машины убийства. Позже к этому образу обратится Стивен Спилберг в картине «Список Шиндлера»

  • Одним из главных мотивов фильма становится число «42» — в картине его можно встретить неоднократно: например, оно нанесено на футболку Дэнни, Венди в гостинице смотрит по телевизору (к которому, кстати, не подключены никакие провода) фильм «Лето 42-го», а число автомобилей на парковке у отеля равняется сорока двум. В 1942 было принято «окончательное решение» еврейского вопроса




  • Сваленные в кучу чемоданы в холле гостиницы могут быть отсылкой к печально известным военным фото, где запечатлены горы чемоданов, которые уже никогда не дождутся своих хозяев




  • Незадолго до съемок фильма Кубрик консультировался с историком Раулем Хильбергом — автором книги «Уничтожение евреев в Европе»

3. «Сияние» как фильм о геноциде индейцев



Еще одна тема, которая глубоко волновала Кубрика — истребление коренного населения Америки. Именно поэтому, как считают приверженцы данной теории, Кубрик начинил свой фильм аллюзиями на данную тему: здесь и гостиница, построенная на индейском кладбище, и банки пекарского порошка с изображением индейцев и говорящим названием «Трубка мира», и многочисленные портреты, а также орнаменты коренного населения, которые можно встретить чуть ли не в каждом кадре.

4. «Сияние» как фильм наоборот



Совершенно безумная, на первый взгляд, теория о том, что если на одном экране прокручивать «Сияние» задом наперед, а на другом — смотреть в обычном порядке, то кадры из двух версий фильма будут удивительным образом накладываться друг на друга. Например, появление близняшек в начале ленты совпадает с крупным планом Венди в конце, что говорит нам о том, что Дэнни, безусловно, соотносит эти образы в своем сознании. Самый же яркий пример — наложение кадров с мертвыми девочками на кадры с героем Джека Николсона, что делает и без того жуткого Джека похожим на зловещего клоуна с окровавленными губами и кровавыми слезами.

5. «Сияние» как насмешка над голливудскими фильмами ужасов

Многие помнят знаменитую сцену, где Венди отвлекает Джека от работы, в следствие чего он выходит из себя. Но не все заметили, что в процессе их разговора стул, стоящий поначалу на заднем плане, исчезает из кадра. Это не единственный пример: на протяжении всего фильма мебель в гостинице «Оверлук» будет то исчезать, то появляться, то менять свое местоположение. Вероятно, таким образом Кубрик решил поиздеваться над одним из главных клише фильмов о привидениях — произвольно двигающейся мебелью.



Многие фильмы Стэнли Кубрика представляют собой лабиринт — еще более запутанный, чем тот, из которого так и не смог найти выход Джек Торренс. Группы энтузиастов до сих пор ищут в работах режиссера двойное дно и новые, неизведанные ранее скрытые смыслы. Быть может, что-то удастся обнаружить и вам?
  11 комментариев 
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 28

    liuliutas 26 июля 2013, 14:44 пожаловаться

    #

    спасибо за статью! Очень интересно!

    ответить

  • 6

    PROXOR23 26 июля 2013, 15:00 пожаловаться

    #

    Безумно интересное чтиво. Прочитал с огромным удовольствием!

    ответить

  • 17

    Александр939 26 июля 2013, 15:19 пожаловаться

    #

    В свое время в некоторых изданиях определенного толка любили помещать текст типа: если периметр пирамиды Хеопса возвести в квадрат, умножить на 1,17 и прибавить число пи в 9 степени, то мы получим число, очень близкое к расстоянию от Земли до Луны, что доказывает тайное знание древних египтян о космосе.
    Всё перечисленное здесь: пиш. машинки, сваленные чемоданы, узоры ковра — широко обитаемые предметы и обстоятельства. Но работу любителей детективов одобряю: лишь бы они не занялись чем-то более существенным.
    Повторение в который раз темы вины Кубрика за инсценировку лунной экспедиции можно рассматривать как назойливый антиамериканский бред. Так как никто в научном космическом сообществе не сомневается в реальности полета на основе множества объективных данных. А съемка тоже многократно была объяснена. Но психике некоторых амбулаторных пациентов нет покоя.

    ответить

  • Спасибо за статью. Творчество Кубрика всегда очень интересно анализировать, как и любое настоящее искусство. Дата знаменательная, обязательно помину маэстро.

    P.S. Теория о том, что американцы имитировали высадку на Луну- плод абсолютного невежества.

    ответить

  • 1

    киянин 26 июля 2013, 16:25 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью! По-моему, лунная теория в «Сиянии» — самое оно!

    ответить

  • live Free or Die 26 июля 2013, 18:08 пожаловаться

    #

    Вообще шикарно. Первая теория самая заманчивая.

    ответить

  • 3

    Dulbashin 26 июля 2013, 18:13 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья. Стэнли Кубрика настоящий гений, снявший без преувеличения настоящий ШЕДЕВР! Я не очень то и верю во все это, но факты заставляют задуматься.

    ответить

  • 4

    67889524 26 июля 2013, 22:56 пожаловаться

    #

    Если честно, не думаю что все эти теории являются взаимоисключающими, скорей наоборот — любой шедевр, можно трактовать по своему, а фильмы Кубрика, возможностей для трактовок дают великое множество

    ответить

  • 4

    Golden Man 26 июля 2013, 23:50 пожаловаться

    #

    Бред конечно, но интересно почитать. Итог:Стэнли Кубрик-гениальный режиссер, хоть и «Сияние» не долюбливаю.

    ответить

  • orange18 29 июля 2013, 12:56 пожаловаться

    #

    4ю теорию вообще не понял…

    ответить

  • 2

    PeytonS 30 сентября 2013, 13:53 пожаловаться

    #

    Бредовые идеи, особенно про Холокост. Но ради интереса почитать можно.

    ответить

 
Добавить комментарий...