Carpe Diem
 



добавить в:
«Всех бы вас за этот плинтус»

14.06.2009 05:16 • 4 комментария

Литературная основа в современном кино определяет многое. Она — позвольте так выразиться — даже «решает». Это тоже одна из тенденций, проявленная на фестивале. Первый намек на это обнаружился в первый день, во время начальной части конкурса короткометражек. Там на фоне экспериментов и игр в кино очень сильно выделились выпускники ВГИКа с ровной, но зато профессиональной работой «Очная ставка» по рассказу Быкова. То есть, грубо говоря, для них весь драматизм уже был написан и проверен временем. А для киноверсии классического произведения сложно найти что-то лучшее, чем классическая школа.

Не буду в продолжении этой теории опять взывать к Вырыпаеву и его пьесе, но упомяну Александра Миндадзе и «Миннесоту», подкачавшую постановкой, но литературно безупречную. Её вполне можно было бы издать книгой, статус бестселлера был бы ей гарантирован.

Вне конкурса на поле экранизаций выступил Сергей Соловьев, представив «Анну Каренину». Тут та же история. Переложение для экрана вышло совершенно классическим — ведь это проект Первого канала, сокращенный из пяти телесерий. А в таких условиях величие положенного в основу произведения без единой помехи передалось и зрителю.

Сегодня я убедился в вышесказанном во время экранизации повести нашего знакомого Павла Санаева — «Похороните меня за плинтусом». Он в интервью — здесь, на сайте — очень точно подметил, что в американском массовом кино действие происходит не в Америке, а в неком вымышленном пространстве под названием «Голливундия».



Зту мысль сейчас можно и продолжить. Как оказалось, наши кинематографисты тоже действуют в придуманном мире. Он отличается от реальности гораздо меньше и в дургую сторону, но всё-таки там в обращении с поведением героев, с их жизнью, ради достижений определённых творческих целей позволяются многие вольности. Не совсем настоящие, знаете.

У Санаева же в «Похороните меня за плинтусом» этого нет. Можно сказать, что это первый фильм на Кинотавре с совершенно нормальной историей — в этом он обошел даже «Сынка». Вот слова из аннотации: «Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Бабуля — настоящий тиран — и мать рвут ребенка на части». Все так и есть — без притчевости, без портрета поколения, без ностальгических игр и картин безнадежности. Добавьте только еще деда, народного артиста Савельева в исполнении Алексея Петренко, и нового мужа матери, которого играет Константин Воробьев.

Все слова этой камерной драмы, разворачивающейся в стенах большой квартиры, уже были написаны, режиссёру осталось только вложить их в уста актёров и постараться ничего не испортить. Что, к счастью, ему и удалось.

А благодаря тому, что здесь уведены на второй план приметы времени и географии, фильм получился универсальным и межнациональным — это все могло случиться как в СССР, так и в Европе и в Америке. Как в семи-, так и в восьмидесятые, и в девяностые. И смотреть фильм смогут самые разные люди и через пять, и через десять лет. В отличие, например, от пасмурных поисков мужика владивостокской милиционерши.

А недостаток ленты отражает её же сюжет. Как весь рассказ закручивается вокруг главной героини — бабушки, так вся картина держится на актрисе Светлане Крючковой. Все остальные — и Петренко, и Мария Шукшина, и напоминающий голливудских вундеркиндов  Саша Дробитько — ей только старательно подыгрывают. Это особенно заметно в сцене похорон, которая в отсутствие актерского стержня прямо-таки разваливается с каждой секундой. Актрисе можно было дать и приз «За главную женскую роль», вот только это все равно, что опять номинировать на «Оскар» Мэрил Стрип. Если жюри поступит именно так, то за других интересных актрис Кинотавра — Яну Троянову, Алису Хазанову — будет просто обидно.



Наконец, «Похороните меня за плинтусом» — первая здесь лента, в судьбе которой нет никаких сомнений. Особенно в той части, которая касается продаж на DVD, количества активных сидов на раздачах и прав на телепоказы.

PS: Ни одного милиционера!
  4 комментария 
Комментарии (4)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...