Carpe Diem
 



добавить в:
У нашего «нового поколения режиссёров» случилось короткое замыкание

08.06.2009 00:58 • 6 комментариев

Церемонии — открытия ли, закрытия — никогда, надо сказать, не любил. Бросающаяся в глаза отрепетированность, граничащая с вымученностью, заученные слова, номера и шутки, медленно тянущиеся минуты... Но то есть, как ни странно, всё не очень-то похожее на сегодняшнее открытие Кинотавра.



Сначала-то конечно, все началось очень обычно: та самая Синяя ковровая дорожка, немного звёзд — Дмитрий Дюжев, Фёдор Бондарчук, Сергей Маковецкий, Анастасия Цветаева, Петр Федоров и некоторые другие, немало кинематографистов разных поколений — на юбилей их созывали всех, особенно лауреатов прошлых лет, пара официальных слов... Но потом атмосфера церемонии изменилась и повод для этого был, как известно, грустный.

20 мая этого года ушел из жизни Олег Янковский — человек в представлении не нуждающийся. И сегодня Марк Рудинштейн впервые вышел на сцену фестиваля один, без президента Кинотавра. Давно планировалось, что нынешние продюсеры фестиваля — Александр Роднянский и Игорь Толстунов вручат на юбилейной церемонии обоим отцам-основателям почетные призы, но вместо этого память покойного актера почтили минутой молчания. А со сцены играла музыка из картин Янковского и он смотрел в зал глазами лучших своих персонажей. «Вы пришли, чтобы меня проводить? Нет, чтобы встретить».

Затем были показаны ролики конкурсных лент — очень невразумительные, за что привет, как всегда, отественным трейлер-мейкерам. А группа «Чайф» отыграла в паузах свою короткую программу — очень «говорящие» песни. Судите сами, это были «Время не ждёт», «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» и «Прощай, друг». Легкая такая смысловая нагрузка, не правда ли?



И на этом церемония... Закончилась. То есть, она была сколько эмоциональной, столько и короткой. Давно не видел таких, правда.



Ну а фильмом открытия было «Короткое замыкание». В очень модном сейчас жанре альманаха — а как еще встречать юбилейный фестиваль — пятеро из так называемого «клуба молодых режиссёров» — Петр Буслов, Алексей Герман мл., Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев и Борис Хлебников — представили свое видение... Не знаю чего видение. Любви и прочих человеческих отношений, наверно. Ну, как всегда у молодых режиссёров.



Больше всего это было похоже на программное заявление, выпуск альбома объединения художников и отчет в духе «Мы не тратили время зря». Почти все пятеро сняли свои небольшие картины совершенно в своем духе, узнаваемые чуть ли не с первого плана. Герман нагнал тумана, сырости, ржавчины, безнадежности, тоски и бормотания. Маленькое большое кино, ага. Его работа была о странном пациенте очень странной психиатрической больницы где-то на странном острове в Северном море. Чтобы сказать «Это кино мне понравилось» надо быть очень, очень большим поклонником Германа-мл...

К счастью, его фрагмент не был первым. Открывала альманах «Короткое замыкание» маленькая бытовая комедия Хлебникова — «Позор». Он действовал и вовсе просто, пригласив на роль звезду своего «Свободного плавания» — Александра Яценко — и предложив ему еще раз сыграть старого персонажа. В несколько новых обстоятельствах, но по-прежнему Лёне, герою Яценко, очень родных. Это сработало на отлично, фрагмент Хлебникова практически все зрители безоговорочно сочли лучшим в альманахе. По-хорошему, он, в итоге, лучше всех знает, как обращаться с коротким метром.

Особенно хорошо он смотрится на контрасте — своей простотой, в хорошем смысле слова нормальностью, юмором и почти отсутствующей мрачностью или чернухой. Тогда как даже довольно красивая, почти абстрактная, слегка заигравшаяся с темой «кино в кино» работа Вырыпаева — «Ощущения» — смутила тем, что ее герой «неделю назад только освободился». Тогда как Пётр Буслов — «Бумер», ну вы знаете — и вовсе налил лужу крови, вместе со своим оператором профессионально нагнал трагичности в духе «Сначала мы покажем как все плохо, потом будем нагнетать».

Слушайте, с этим фильмом — напомню, «Короткое замыкание» — совершенно необходимо познакомиться всем более-менее интересующимся отечественным кино. Хотя бы в силу его программности, знаковости даже можно сказать. Он очень хорошо показывает, как раз «где та молодая шпана» и какие у нас могут быть перспективы с авторским кино.

Хочется надеяться, что в окружении своих убитых фактур, интровертных персонажей, тоскливых сюжетов и прочего режиссёры не сойдут с ума окончательно и найдут в себе силы какие-то на несерьезность, самоиронию, как и шедший последним Кирилл Серебренников, удививший своим откровенно угарным фрагментом «Поцелуй креветки».



Завтра посмотрим, что творится в отечественном коротком метре — тут я полон разных опасений, что привез на конкурс Иван Дыховичный — обещают нечто в духе «Копейки», что это за ожидаемый всеми «Кислород» Ивана Вырыпаева и действительно ли так плоха «2-АССА-2», как о ней говорят. А заодно поговорим с создателями вышеописанного «Короткого замыкания» и побываем на мастер-классе Александра Прошкина.

Ну а о том, кто плясал на столе во время after-party или кто упорно не хотел вселяться в свой номер — вы узнаете из других изданий.
Большое маленькое кино  6 комментариев 
Комментарии (6)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...