• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Бойлерная
 



Как на самом деле пишутся сценарии в Голливуде

26.10.2016 16:12 • 39 комментариев

Наконец после стольких месяцев успешного блогерства можно позволить себе расслабиться и уйти в небольшой офтопик.

На днях выходит очередная книга о том, как писать сценарии («Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»), и издатель обратился в редакцию КиноПоиска с предложением как-то осветить это событие, а если книга заинтересует, то, возможно, написать рецензию. Понятно, что издательство «Альпина Паблишер» писало наугад, просто потому, что «крупнейший сайт, посвященный кино». Они не просили конкретного автора, раздел или формат. Но в итоге оказались здесь. Почему?



Дело в том, что главный редактор КиноПоиска застал не только мою карьеру успешного маркетолога, но и не менее яркую карьеру меня в качестве киносценариста — с проданными сценариями, завидными гонорарами, личным агентом и потенциальными бюджетами фильмов в десятки миллионов долларов. По счастливому, как я считаю, стечению обстоятельств все это пришлось на 2007—2008 годы, и все намечавшиеся проекты пали жертвой осеннего кризиса. Тогда это выглядело как «Все пропало!». Сейчас же я искренне рад тому, что те сценарии так и не были реализованы.

Тем не менее опыт тот никуда не делся, десятки тысяч сценарных страниц были написаны и переписаны, поэтому задание по прочтению книги и, если это уместно, написанию своего отзыва на нее было перенаправлено мне.

Сразу предупреждаю: про саму книгу будет в финале и не очень много; рецензия в принципе довольно тоскливый жанр. То ли дело байки про знакомства в Голливуде да воспоминания о былых деньках! Им и предадимся.

Богатый сценарист, бедный сценарист

Итак, прежде всего человеку, далекому от кинопроизводства, следует понять, для кого пишут книги из серии «Набросай сценарий блокбастера за неделю и заработай миллион». Это, конечно, не опытные сценаристы и даже не те, у кого уже есть работа на каком-нибудь, пусть и телевизионном, проекте. Эти книги востребованы прежде всего среди людей, мечтающих о том успехе, который им может принести проданный сценарий, о признании и о роскошной жизни, которой они будут наслаждаться, переехав в Голливуд. То есть для людей, не имеющих представления о процессе и принципах кинопроизводства.

Зачастую они даже ничего не пишут, а лишь «хотят написать», но есть и те, кто умудрился добраться до конца своего первого сценария. Несмотря на то, что они вроде прошли необходимый путь, сценарии их все равно остаются невостребованными, и авторы ищут решение данной проблемы в книгах, где еще на обложке дают гарантию международного успеха.

Еще до своей ослепительной сценарной карьеры я работал редактором на одной из ведущих отечественных киностудий и читал все то, что присылали начинающие авторы. Параллельно, желая двигаться дальше, я внимательно изучал немногочисленные в то время онлайн-ресурсы, где все те же самые начинающие сценаристы обсуждали недобросовестность потенциальных работодателей, непрофессионализм редакторов вроде меня, собственную блестящую работу и прочие важнейшие моменты сценарной жизни типа новой книги, в которой очередной гуру предлагает неортодоксальный подход к написанию сценария, принесший миллиарды долларов сотням авторов по всему миру.

Безвестные гении

Именно тогда выкристаллизовались две характерные отличительные черты начинающего сценариста: он уверен в гениальности своей идеи, но при этом боится ее озвучивать, потому что ее обязательно украдут; он постоянно ищет рецепт — что-то, что заменит тяжелый труд и сидение над осточертевшим сценарием по 12 часов в сутки. И если второе вполне объяснимо — в других сферах тоже крайне популярны рецепты гарантированного успеха без особого труда, — то первое ставило меня в тупик.

Посудите сами. Работая редактором, я регулярно получал письма примерного содержания: «У меня есть гениальная идея, раскрывать ее я вам не буду, но знайте, что ей уже заинтересовались в Голливуде, поэтому, если вы не дадите мне 100 000 долларов в течение недели, я продам ее американцам, и миллиард долларов заработают уже они, а не вы». Пару раз я вступил в диалог с подобными авторами, в результате чего мне присылали сценарий или синопсис, который каждый раз оказывался вариацией на тему «К двум студентам попадает чемодан, полный денег, который, как оказывается, принадлежит бандитам». Плохо написанной вариацией.

Подобные люди не хотят слушать мнение со стороны и любые замечания парируют аргументом «Вы просто завидуете и ничего не понимаете». Они же ссылаются на авторов книг и тренингов, в соответствии с которыми был написан сценарий, а раз написано по книге, значит, претензий предъявлять у меня прав нет, потому что в таком случае и автору книги я тоже завидую. Доходило до абсурда. Я был свидетелем того, как один из авторов не хотел никому сообщать название своего сценария, пока не зарегистрирует его как торговую марку. Обосновывал он это тем, что озвученное название какой-нибудь продюсер сразу украдет и применит к своему фильму, чтоб собрать миллиард. Полагаю, этот человек до сих пор ничего не зарегистрировал и не продал, и, боже, какое же его будет ждать разочарование, когда его сценарий получит в процессе съемок другое название, потом продюсер даст ему третье, а после маркетинговое агентство со мной во главе порекомендует четвертое.

Может создаться впечатление, что я сейчас унижаю всех начинающих сценаристов и тех, кто просто чего-то не знал или кому не повезло так, как мне, но я, конечно, говорю совсем не о сценаристах. Сценарист — он работает, пишет сценарии. Он не обязательно сразу продает их за миллионы, но, когда появляется продюсер с миллионами, сценаристу есть что продать. Если же продюсера готовые работы не заинтересуют, сценарист за тот же самый миллион без проблем напишет отличный сценарий на основе предложенной студией идеи. Это не проблема. И даже согласится на название, предложенное продюсером. Я же здесь говорю только о тех, кто годами «хочет стать сценаристом», и имею на это полное право, так как сам был таким же.

Завоевание Голливуда



В отличие от большинства своих тогдашних коллег, я владел английским языком и поэтому зашел в своем «хочу стать сценаристом» еще дальше — прочитал не только Червинского и Митту, но и все доступные на тот момент англоязычные книги, а потом, когда ответ так и не был найден, пошел напрямую к представителям Голливуда. В начале 2000-х народ был еще непуганым, интернет состоял не только из троллей и бьюти-блогеров, и, если удавалось найти контакты, можно было написать самому настоящему оскаровскому номинанту, а то и лауреату! Если ты не был слишком навязчив, тебе даже отвечали. Таким образом я завел знакомства со многими голливудскими сценаристами, которые терпеливо отвечали мне на самые идиотские вопросы. Типа вопроса «Какую сценарную книгу порекомендуете почитать?».

На вопрос о книгах настоящие голливудские сценаристы реагируют очень резко: категорически нет! На первых порах я, если честно, тоже думал, что они просто немного завидуют, как в фильме «Адаптация», но потом с ростом выборки начал слышать их аргументы и смиряться с тем, что сценарий можно написать только по итогам его написания, а не по итогам прочтения книги.

Окончательно добило знакомство с голливудским агентом, который честно признался, что книги эти он не читал — и никто в Голливуде не читал, — но они имеют тенденцию становиться модными на какое-то время среди продюсеров. Модными не для работы, а как элемент самоидентификации. Как бывает модным дзен-буддизм или соревнование Iron Man. В 80-х был модным Сид Филд, в начале нулевых — Роберт Макки, в 2005-м — Блейк Снайдер. Поэтому, сказал агент, саму книгу можешь не читать, но посмотри два-три понятия из тамошней терминологии, и этого вполне хватит. Сами продюсеры, кроме терминов, тоже ничего не знают.

Книга, о которой не вспоминают

Смущали только выпускники американских киношкол. Они точно так же отрицали ценность не только сценарных книг, но и самих киношкол и при этом говорили о правилах, о структуре, об основополагающих принципах драматургии. Где в таком случае вы всего этого понабрались? Не сами же изобрели? До недавнего времени этот вопрос оставался открытым, пока я не прочитал первые строчки введения к учебнику, ради которого мы все здесь сегодня и собрались. Именно эта книга, которая в оригинале называется «Инструменты сценарного ремесла», используется в качестве основного учебника на сценарном факультете Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

В этот момент все стало понятно. Эту книгу работающие сценаристы не воспринимают как вызов. Она слишком основополагающая. Это как если бы люди, трудящиеся на большом адронном коллайдере, начали спорить со школьным курсом физики. Им это даже в голову не придет. Но вместе с тем если бы не школьный курс, то не было бы и их работы на этом самом коллайдере.

Ядро данной книги, инструментарий сценариста, занимает меньше ста страниц. И все эти страницы по делу. Никаких формул, графиков и списка минут, на которых в фильме должны происходить поворотные события. Только суть ремесла, только универсальные инструменты, необходимые в работе любого масштаба и любого жанра. И, что меня окончательно убедило, нет никакой уникальной терминологии, используются все те же слова и формулировки, что и в речи настоящих голливудских сценаристов.

Можно ли сказать, что это единственная книга, которая понадобится начинающему сценаристу? С точки зрения теоретических основ сценарного ремесла — однозначно. С этим можно смело начинать писать — не на голливудском уровне сразу, конечно, но те, кто пишет на голливудском уровне, пользуются именно этим инструментарием.

Да, понимаю, что обидно лишаться костылей в виде формул, на которые в последние годы пытаются насадить работу сценариста. Обидно лишаться иллюзий по поводу того, что какая-то книга изменит вашу жизнь и позволит без напряга написать сценарий, востребованный у Стивена Спилберга лично. Обидно осознавать, что прошло уже десять лет, а ты так ничего и не написал, зато выучил все сценарные книги. Что поделать, жизнь жестока, а в Голливуде — безжалостна.

Самый практичный совет, который я получил от людей, видевших свои имена в номинациях на «Оскар»: то, как ты пишешь, возможно, даже более важно, чем то, что ты пишешь. Потому что плохо написанный сценарий бросят через три страницы, какой бы замечательной ни была идея. Хорошо написанный сценарий, создающий у читателя в голове полноценную картину происходящего на экране, возможно, не продастся, но гарантированно принесет предложения сотрудничества. Никому не хочется терять отличного автора, который всего лишь предложил неподходящую идею. Чтобы хорошо писать, нужно, собственно, много писать и переписывать. И если вы согласны много и упорно трудиться, но просто не знаете, с чего начать, в какую сторону сделать первый шаг, то начните с книги «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». Ее вам хватит на всю карьеру.

Артур Циленко, руководитель маркетингового агентства «Кинкон»
  39 комментариев 
Комментарии (39)

Новый комментарий...

  • 7

    renod 26 октября 2016, 18:37 пожаловаться

    #

    … который каждый раз оказывался вариацией на тему «к двум студентам попадает чемодан, полный денег, который, как оказывается, принадлежит бандитам».
    С такими перспективами, нас ждёт ещё не один десяток enjoy и деятелей на ТНТ.

    Материал же отличный! Какой смысл массово штудировать огромное количество книг, если судя по идеям новичков, эти книги никаких знаний так и не дают?

    ответить

  • Полезно и деструктивно! Прежде чем писать сценарии, для начала поучусь на рецензиях. Книга интересная, но стоит ли делать голливудскую историю, чтоб тебя все любили и деньги были. Нет конечно. .. достаточно только своей идеи.

    ответить

  • 10

    sochi2014 26 октября 2016, 19:00 пожаловаться

    #

    «если вы согласны много и упорно трудиться, но просто не знаете, с чего начать, в какую сторону сделать первый шаг, начните с книги «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». Ее вам хватит на всю карьеру»
    Именно это главная фраза этой статьи

    ответить

  • 9

    The Extractor 26 октября 2016, 19:16 пожаловаться

    #

    «У меня есть гениальная идея, но раскрывать её вам я, конечно, не буду.»

    Спасибо за то, что посоветовали единственную стоящую книгу из подобных. А то их десятки, в каждом книжном магазине имеются, а толку, понятно, ноль, любой здравомыслящий человек это уже давно понял…

    ответить

  • 40

    Ayall 26 октября 2016, 20:40 пожаловаться

    #

    хитрая реклама книжки)

    ответить

  • 25

    Charlie Nettle 26 октября 2016, 20:45 пожаловаться

    #

    На самом деле не столь важно хорошо ты пишешь или не очень — это лишь полдела, гораздо важнее сумеешь ли ты продать свою работу. Загвоздка в том, что любое общение, а тем более сделки осуществляются только через агентов.

    Я впервые столкнулся с этим в 2010, когда нашел необходимые контакты на imdbPro и стал писать и звонить тем, кого могла заинтересовать моя работа. Пообщаться со звездами напрямую практически нереально, а вот их агенты чуточку доступнее. Однако подвох в том, что они будут иметь с тобой дело только если у тебя есть свой агент. Это обоснованно тем, что таким образом они отсекают непрофессионалов и заранее защищают себя от обвинений в воровстве.

    Заполучить своего агента тоже крайне непросто, даже если перебраться в Штаты, нужна протекция. Найти агента в России не легче, потому что их как бы не существует, но в тоже время они и есть. Лично я так и не нашел к кому мог бы обратиться. В итоге возникает ощущение некой замкнутости системы, и все попытки пробиться в нее сводятся к банальному счастливому случаю.

    ответить

  • 2

    Noartik 27 октября 2016, 00:07 пожаловаться

    #

    В России агент нужен только актерам и только для того, чтобы фильтровать входящие предложения, отсекая халявщиков и желающих пригласить звезду на свой ДР. Сценаристу точно не нужен.

    ответить

  • 6

    Charlie Nettle 27 октября 2016, 00:22 пожаловаться

    #

    Т. е. Вы хотите сказать, что у российских писателей тоже нет лит. агентов и они напрямую работают с издательствами? — лично я в этом сомневаюсь, хотя может и бывают исключения.

    А агент нужен каждому творческому человеку, хотя бы по той простой причине, что не каждый талант ко всему прочему еще и грамотный маркетолог. На лицо банальное разделение труда — каждый должен делать то, что у него получается лучше. И очень прискорбно, что у нас в стране довольно часто встречается непонимание такой простой истины.

    ответить

  • 7

    Noartik 27 октября 2016, 00:35 пожаловаться

    #

    Про писателей ничего не скажу, а в третьем абзаце даже написано, что у меня был свой агент. За несколько месяцев сотрудничества она принесла мне предложение написать тестовое задание для сериала «Солдаты» и тестовое задание для сериала «Счастливы вместе». Это не на заре карьеры, а после нескольких написанных для крупнейших студий полных метров.

    Судя по тому, что я вижу, с тех пор ничего не изменилось.

    Я не говорю, что агент — это плохо. Наоборот, хороший агент очень помог бы человеку, желающему сконцентрироваться только на творчестве. Я говорю, что в России сценарных агентов в голливудском понимании толком не существует, и на студиях не так, чтоб сильно их ждут. Поэтому лучше не ждать идеальных обстоятельств, а создать их самостоятельно, знакомясь с представителями индустрии и прокачивая навык продажи себя.

    ответить

  • 3

    Charlie Nettle 27 октября 2016, 00:56 пожаловаться

    #

    В России много чего полезного нет и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли появится. Поэтому приходится примерять на себя множество ролей, чтобы достичь желаемого. Однако погоню за продюсерами и режиссерами на кинорыках и прочих мероприятиях довольно тяжело, и к тому же затратно, совмещать со своим рабочим графиком. А телефонные звонки в офисы вообще не приносят результата. Так что, если живешь не в столице шансы на успех сокращаются пропорционально твоей удаленности от нее, и уже не важно насколько хорошо ты умеешь писать.

    ответить

  • Kepler_PhysX 27 октября 2016, 00:52 пожаловаться

    #

    не совсем понимаю, как они тем самым защищают себя от обвинений в воровстве?

    ответить

  • 2

    Charlie Nettle 27 октября 2016, 01:10 пожаловаться

    #

    Всё просто. Сходу открещиваясь от работы со стороны они не оставляют автору шансов доказать, что работа была украдена (если таковое случится), т. к. она не была официально принята и никто ее соответственно не читал. Это стандартная практика. Хотя на самом деле они читают (хотя бы первые пять страниц). Так что можно, конечно, попытать удачу, но не забыв при этом все же защитить свои права.

    ответить

  • Hadn Bosuort 27 октября 2016, 22:19 пожаловаться

    #

    Я слышал, что какие-то «большие» проекты, к примеру исторические, или фильмы про войну, дебютанту писать вообще нет смысла, ибо такие у нас пишутся всегда «своими» сценаристами на студиях… Максимум что-то на телевидение.

    ответить

  • 1

    Charlie Nettle 27 октября 2016, 22:45 пожаловаться

    #

    Насколько я понимаю чаще всего схема такая — есть определенный тренд сезона согласно которому продюсер дает задание одному или нескольким сценаристам написать скрипт на заданную тему. Так же у продюсера в запасе могут быть купленные ранее синопсисы или даже полноценные сценарии, которые он отдаст не переработку, если они соответствуют сегодняшним запросам.

    В общем суть такова, что написать можно что угодно и даже продать, но не факт что сценарий запустят в производство, к тому же в 99% случаев твоя работа будет переписана и не раз, при чем другими людьми. И вся ставка на то, что либо ты удачно попадешь в струю или же создашь что-то нечто экстраординарное. Еще как вариант, с помощью своей работы можно просто привлечь к себе внимание и если продюсеру приглянется стиль сценариста, он может дать ему задание написать что-то конкретное.

    ответить

  • Hadn Bosuort 27 октября 2016, 23:11 пожаловаться

    #

    Мне кстати нравится ваша работа!) Привлекли чьё-то внимание?

    ответить

  • 1

    Charlie Nettle 27 октября 2016, 23:36 пожаловаться

    #

    Благодарю. Если Вы про комикс, то я бы сказал, что начал привлекать, но по-настоящему оценить результат проделанной работы можно будет только, когда я его выложу целиком.

    ответить

  • Kepler_PhysX 27 октября 2016, 01:46 пожаловаться

    #

    Находил в сети информацию, что протекцию за деньги могут и накатать. Вопрос работают ли агенты с авторами не из Америки, или обязательно перебираться в штаты.

    ответить

  • Kepler_PhysX 27 октября 2016, 01:52 пожаловаться

    #

    Собственно нашёл эту инфу. http://www.screenwriter.ru/info/hollywood/ Только она датирована по тексту 2003 годом. Посему нужны комментарии сведущих в теме относительного этого текста.

    ответить

  • 2

    Langolyer 27 октября 2016, 18:11 пожаловаться

    #

    Да, в прошлом месяце на одном из вечерних шоу одна звезда средней величины (по-моему, Кевин Спейси, но не уверен) рассказала историю о том, как у неё агент уволился, а она вместо того чтобы нанять нового, где-то с год притворялась своим собственным агентом, просто дабы избежать геморроя.

    ответить

  • 11

    Mr J 26 октября 2016, 21:29 пожаловаться

    #

    попасть в индустрию с улицы через свой сценарий еще тяжелее, чем попасть туда же со своим собственным фильмом, мне кажется

    ответить

  • 1

    El_principe 26 октября 2016, 22:27 пожаловаться

    #

    на тему написания сценариев есть одна замечательная книга — «История на миллион долларов» Роберт Макки.
    Крайне рекомендую всем, кто хочет овладеть этим мастерством.

    ответить

  • MikhailKon 26 октября 2016, 23:22 пожаловаться

    #

    Отличная книга. У меня есть. Пытаюсь дочитать.

    ответить

  • 6

    StanleyRiddick 26 октября 2016, 23:50 пожаловаться

    #

    Крайне рекомендую всем, кто хочет овладеть этим мастерством.

    Это как прочитать «Стать космонавтом!» Жукова и крайне рекомендовать книгу всем, кто хочет им стать.

    ответить

  • 4

    melive 26 октября 2016, 22:40 пожаловаться

    #

    Нехитрая реклама

    ответить

  • 14

    -Dionys- 26 октября 2016, 23:53 пожаловаться

    #

    На самом деле, не очень хорошая статья. То ли виновато презрительное отношение автора ко всем и вся, то ли — несоответствие крайне интригующего названия содержанию

    ответить

  • 18

    StanleyRiddick 27 октября 2016, 00:38 пожаловаться

    #

    Несоответствие названия статьи с её содержанием — несвежий, но работающий фокус, как журналистики в целом, так и на КП. Но вы, безусловно, правы. Я бы ещё добавил ванильно-грустную физиономию успешного сценариста на фоне стаканчика с мороженым. В качестве причины.

    ответить

  • 3

    Shapka-Samosranka 27 октября 2016, 04:22 пожаловаться

    #

    В школьные годы обмазывалась книжками и уроками на тему «Как писать сценарии». Спустя годы пришла к выводу, что эти правила надо изучать только для того, чтобы сразу же нарушать, иначе у тебя получится очередное поделие, не отличающееся от самых раздражающих и заколебавших сборников клише, по недоразумению названных произведениями. И тебя не порадует, и никому другому эта дрянь не понравится.

    ответить

  • 4

    Alex Croft 27 октября 2016, 05:29 пожаловаться

    #

    Творить не так то сложно, но вот пробится со своей работой это уже в разы и разы сложнее. Проще самому снять фильм. Отсюда и не удивительно, что многие пытаются снять короткометражки по своим работам и обратить на себя внимание сарафанным радио. Примеров в этом плане достаточно. Бломкамп переснял свои короткометражки и получились «Район N9» с «Чаппи». Флэнеган переснял свою короткометражку и получился «Окулус». Сандберг переснял свою короткометражку и получился «Light„s out“».

    ответить

  • 6

    DermaK 27 октября 2016, 08:04 пожаловаться

    #

    По тексту у автору тоже примерно такое же оправдание, как и у всех начинающих сценаристов. «У меня все было хорошо, и сценарий продал, но кризис все испортил» Статья сама по себе интересная, но его можно было бы написать по другому, так как в первой части автору хвастается собой, в конце рекламирует данную книгу.

    ответить

  • 4

    Daniyar Dark Knight 27 октября 2016, 08:05 пожаловаться

    #

    Каждый раз смотришь отличный фильм с отличным сценарием и думаешь: «блин, я бы тоже хотел написать что-то подобное, а потом продам голливудским продюсерам»… На самом деле же понимаешь, что путь пройденный от первого написанного слова в сценарии до начала экранизации — это очень трудный, тяжелый труд. В большинстве случаев, твой сценарий и не возьмут. Может пройти много лет, прежде, чем твою работу могут только заметить. К сожалению, такова реальность.

    ответить

  • 17

    yruss 27 октября 2016, 10:03 пожаловаться

    #

    Ну автор собственно поднял тему любого процесса обучения — теория после/вовремя практики гораздо эффективней чем наоборот.

    Читая книгу про то как забить гвоздь до того как вы забили хотя бы один, или даже не начав пробовать вы потратите посредством книги 1 час на вводный курс, 4 часа на типы гвоздей, 5 часов на виды молотков, ещё 10 часов на подручные средства которыми можно заменить одно и второе, ещё 10 часов про меры предосторожности при работе со сверхпрочными гвоздями и супермощными профессиональными пневмомолотками… и т. д. 

    И через 5 суток изучения вы забудете напрочь о простейших способах, (о чем читали сначала), но будете точно помнить что профессиональные молотки фирмы Давинчи имеют быстро стирающийся наконечник, а в бетонные стены нужно вбивать гвозди из вольфрама при нагрузках от 10 тонн.

    Тем временем в коридоре у вас продолжит пылиться папин молоток с деревянной ручкой и маленький гвоздик который нужно было забить в дощечку над столом чтобы повесить картинку. И за эти 5 суток стали бы профи в забивании теоретически любых доступных гвоздей в квартире, если бы забивали гвозди а не читали книги с 95% ненужных вам подробностей.

    ответить

  • 2

    Brothers Lumiere 27 октября 2016, 19:17 пожаловаться

    #

    Замечательная метафора!

    ответить

  • 1

    Эмиль Исмаилов 28 октября 2016, 00:41 пожаловаться

    #

    Прочитав статью, вот думаю написать сценарий, а потом глядишь понравиться или не понравиться Голливуду, сами решат. С термином согласен: Что -бы научиться писать сценарий, надо много писать.

    ответить

  • Igby 29 октября 2016, 22:56 пожаловаться Книга

    #

    Здравствуйте. Спасибо за статью!
    Но где достать книгу о которой вы говорили? Тот самый глоссарий терминов «Инструменты сценарного ремесла»? Гугл отсылает к спискам с Макки и Сегер
    Или речь шла про «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»?
    Неужели у этой основы нет ранних изданий?

    ответить

  • -AtikiN- 30 октября 2016, 11:36 пожаловаться

    #

    А вы знали, что Циленко когда-то писал игровые рецензии под ником «ArtiK». Найти их несложно — просто вбейте в поисковик это имя.

    ответить

  • 3

    Камышанский 2 декабря 2016, 18:16 пожаловаться

    #

    Автор, конечно, великолепен. Вариаций «смотрите, как мне безумно повезло» здесь гораздо больше, чем чего-то по делу. Не стоило разводить графоманство — вполне достаточно было скромной идеи о том, что «людям без таланта неважны никакие азы драматургии», плюс соответствующие аргументы.

    ответить

 
Добавить комментарий...