• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Бойлерная
 



Вирусный маркетинг с того света

05.10.2016 08:39 • 39 комментариев

История о том, как «Ведьма из Блэр» породила жанр found footage и вирусные рекламные кампании и о том, как «Паранормальное явление» это все убило.

В прокат выходит «Ведьма из Блэр: Новая глава» — это ли не повод поговорить о жанре found footage и вирусном маркетинге, на котором строится кампания практически каждого подобного фильма?

«Пропали студенты, нашлась кассета с непонятной записью, настоящая она или нет? Не скажем. Сходи в кино и реши самостоятельно». Классная была история, но сколько раз подобную схему пытались провернуть с тех пор — не удалось никому. Вроде, и технологии стали доступнее, можно снимать что угодно и где угодно, и средства коммуникации настолько развились, что охватить даже не десятки, а сотни миллионов людей — это вопрос не технический, а творческий. Почему не получается-то?



Начнем с того, что оригинальную «Ведьму из Блэр» изучают в школах как родоначальника вирусного маркетинга в кино и одновременно как пример идеального исполнения этой самой вирусной кампании. Разумеется, подобный подход существовал и раньше, а уж сколько таких фильмов было снято — тот же «Ад каннибалов», — но ничто не оказало столь серьезного влияния на массовую культуру, как «Ведьма из Блэр».

И вот, выходит очередное продолжение, но не видно «вирусов», не слышно разговоров — ничего, несмотря на интернет, все доступные соцсети и мобильные платформы в каждом кармане. В 1999 году народ завистливо присвистывал, видя модную мобильную лопату от Nokia у Нео в «Матрице». Каким образом тем пещерным людям удалось создать шум вокруг трясущегося фильма за $ 22 000, и почему новая серия, судя по промо-кампании, с легкостью встает в ряд клонированных и неотличимых друг от друга подражателей, а не выделяется на их фоне, как новый эпизод «Звездных войн» на фоне «Командира эскадрильи»?

Для того, чтобы это понять, нам нужно забыть о современных представителях жанра, сделать шаг назад и выяснить, чем же так отличился сам фильм 1999 года. И тут же в глаза бросаются два ключевых компонента, которых не было ни у одного аналогичного проекта с тех пор.



Первое — шум по поводу «Ведьмы» начался еще до того, как фильм получил поддержку большой студии. Режиссеры Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес создали сайт, посвященный легенде о загадочных лесах Мэриленда, с поддельными статьями из прессы, интервью и прочими сведениями по теме. В том числе там была и информация о троих подростках, пропавших в 1994 году. Не за две недели до кинотеатрального релиза, а за четыре года до первых анонсов фильма. Эти же режиссеры ходили по университетским кампусам, собственноручно расклеивая объявления о пропаже студентов с просьбой при наличии актуальной информации связаться с шерифом.

У фильма уже была легенда до того, как он стал большим явлением. Прокатчику оставалось лишь подкинуть дров в топку и придать дополнительное ускорение. Если вы посмотрите трейлер, то обнаружите там около полутора секунд из непосредственно found footage, все остальное — эпизоды из новостей, интервью с родителями пропавших и титры, беспристрастно заявляющие о реальности всех событий. Продвигали не выпрыгивающих из-за угла монстров, а легенду о ведьме и загадку того, что было зафиксировано на пленке.



Второе — сам фильм был сделан так, чтобы подозрения в реальности легенды лишь утвердились. Потому что одно дело кричать по команде режиссера и повторять дубль, если оператор недоволен пересветами в кадре, и совсем другое — быть заброшенными в глухом лесу с камерой, когда вам известна только общая предполагаемая канва, а единственные указания режиссеров — это следовать по GPS-координатам, которые будут оставлять на каждом месте привала, и импровизировать во время переходов между этими точками. А еще у вас не будет никакой связи с цивилизацией. А еще еду и воду вам будут оставлять на точках привалов — и с каждым разом все меньше, истощая вас все сильнее, как морально, так и физически. А еще посреди ночи вашу палатку будут атаковать так, чтобы вы успели проснуться и обалдеть, но не успели понять, что происходит.

Разумеется, все, зафиксированное на пленке, будет выглядеть максимально достоверно, а у актрисы в кадре случится самый настоящий нервный срыв. Дальше останется только отобрать на монтаже самые эмоциональные моменты, и ни один из эпизодов при этом не будет выглядеть излишне художественно или наигранно — снимавшим людям было просто не до этого.

Именно эти два момента — серьезная подготовительная работа задолго до активного продвижения и доверие съемки людям, находящимся не на площадке, а в ситуации с риском для собственного здоровья — то, что крупные студии не ходят повторять. Слишком трудно, затратно по времени и непредсказуемо.



Повторить фокус с минимальными затратами и максимальным выхлопом удалось лишь через 10 лет, когда вышло «Паранормальное явление». Его легенда начала укрепляться тоже задолго до прихода в проект крупной студии и тоже не была связана с художественными качествами самого фильма.

На этот раз, правда, создателям было чуть проще — уже не нужно было ходить по университетам с пачками бумаги, хватило ютуба и твиттера, но информация о том, что любительский фильм за $15 000 оказался настолько страшным, что впечатлил даже Стивена Спилберга, разошлась максимально широко, в масштабах всего Мира. А дополнительным рычагом стал сайт, с помощью которого можно было потребовать у своего местного кинотеатра немедленно обратить внимание на столь удивительное явление и поставить фильм в свою «сетку». Разумеется, еще до широкого проката кинотеатры были уверены в успехе «Паранормального явления».

А вот второй обязательный пункт выполнен не был. Фильм снимали не только в уютном доме, где можно было спать не в мешке, а на шелковом постельном белье, но, что важнее, на площадке все время находилась съемочная группа, и эпизоды снимались не последовательно. То есть, актеры не прошли в реальности путь своих персонажей, а лишь изображали его в меру собственного таланта перед другими людьми. Судя по тому, что студия хотела переснять исходный фильм с нуля, талант нельзя считать достойной заменой настоящему заточению в холодных лесах.



Но впечатлившись реакцией аудитории и сборами, и создатели фильма запустили конвейер, и сторонние завистники решили ковать железо, пока горячо. «Паранормальное явление» дало понять, что попытка разогнать хайп на пустом месте важнее, чем качество самого фильма, в результате сейчас мы имеем то, что имеем: жанр found footage уже довел зрителя до стадии «утомление» и постепенно переходит границу в сторону «ненависти». А «креативные» маркетинговые кампании снова и снова вызывают желание не приобщиться к продукту, а лишь тяжело вздохнуть.

Сами произведения настолько не располагают к вирусности, а лень маркетинговых отделов столь сильна, что в качестве потенциально вирусных роликов регулярно выпускают видеозаписи реакции аудитории, смотрящей фильм в темном зале кинотеатра.

Конечно, весело смотреть, как девушки визжат от страха, а здоровые мужики, подскакивая, рассыпают попкорн на головы соседям, но весело — лишь ограниченное число раз. И, что более важно, все реакции выглядят одинаково вне зависимости от того, какой фильм смотрят зрители. А значит и интернет-аудитории начинает казаться, что все эти фильмы — одинаковые. В какой-то момент просто перестаешь различать, какой именно ужастик тебе рекламируют.



С какого проекта мода на подобные трейлеры пошла в массы? «Паранормальное явление».

В конечном итоге лень и желание обойтись минимальными усилиями привели к тому, что все современные «документальные» ужастики выглядят по большому счету одинаково и продвигаются так же неизобретательно, как очередной сиквел «Паранормального явления». Благодаря копеечному бюджету какое-то количество подобных фильмов еще дойдет до проката, но аудитория уже не то, что не хочет идти в кино, она искренне избегает этот жанр.

Какой из этого всего вывод? Наверное, прежде всего, если вы — начинающий режиссер и надеетесь пробиться в индустрию, сняв на телефон дешевый закос под «документальный» ужастик, то лучше этого не делать. Но, если любовь к оригинальной «Ведьме из Блэр» в вас сильнее, чем страх неудачи, то идите аналогичным бескомпромиссным путем — придумайте легенду, цепляйте на голову GoPro, заполняйте рюкзак аккумуляторами и карточками памяти и отправляйтесь в поход за настоящими впечатлениями, где не будет неудачных дублей, а слезы выступят не благодаря глазным каплям. Один лишь этот подход сделает ваш проект потенциально в тысячу раз более вирусным и привлекательным для аудитории, чем любое «Паранормальное явление».
  39 комментариев 
Комментарии (39)

Новый комментарий...

  • 40

    Psy-man 5 октября 2016, 10:28 пожаловаться

    #

    Спасибо, было интересно.

    ответить

  • 16

    AndRiaNo 5 октября 2016, 20:01 пожаловаться

    #

    Странно что в статье даже мельком не упомянули Cloverfield. Понятно что 30 лямов не 0,022 ляма, но «Годзилла» за 30 лямов это не плохо, вирусной рекламы тоже было не мало.

    ответить

  • 26

    homesick 5 октября 2016, 10:45 пожаловаться

    #

    Абсолютно согласен насчет конвеера, однотипные и ничем не отличающиеся фильмы порядком осточертели. И все эта названия: «заклятия, проклятие, одержимость» — такое чувство, что режиссеры берут это из одной общей книги про изотерику или мистику. Этот жанр мертв.

    ответить

  • 5

    audiovideofil 5 октября 2016, 14:04 пожаловаться

    #

    Все жанры мертвы.

    ответить

  • 5

    Flayer 5 октября 2016, 15:14 пожаловаться

    #

    Теперь из годных ужастиков — только ностальгические. («Оно преследует», «Тебе конец», «Странные дела»)

    ответить

  • 1

    Scrawderman 5 октября 2016, 20:06 пожаловаться

    #

    Ну не все так плохо. Недавняя The VVitch: A New-England Folktale получилась неплохой.

    ответить

  • 12

    Rustafa01 6 октября 2016, 00:36 пожаловаться

    #

    Заклятие неплохой хоррор, что первое, что второе вполне смотрибельны. Особенно на фоне того, что сейчас штампуют.

    ответить

  • 5

    El_principe 5 октября 2016, 10:48 пожаловаться

    #

    мне кажется этот конвейер был немного раньше запущен

    ответить

  • 19

    ViT412 5 октября 2016, 11:14 пожаловаться

    #

    в наше время, когда увидишь фильм ужасов не от трясущей камеры, а как художественную картину, даже не привычно как-то

    ответить

  • 12

    J_James 5 октября 2016, 12:36 пожаловаться

    #

    «В прокат выходит „Ведьма из Блэр: Новая глава“ — это ли не повод поговорить о жанре found footage и вирусном маркетинге…»(с) Забавно, но после прочтения этой статьи у меня проскочила мысль, что данная статья и есть атрибут того самого вирусного маркетинга, как и другие статьи на Кинопоиске о фильмах, как-то связанных с очередной премьерой. А так, вообще, — спасибо, было интересно)

    ответить

  • 4

    Noartik 5 октября 2016, 15:07 пожаловаться

    #

    Большое спасибо! В данном случае все наоборот, кстати: это я захотел выехать на волне хайпа в связи с премьерой, поэтому вчера в срочном порядке переписывал пост, чтобы он был только про Ведьму.

    ответить

  • 4

    Гвалиор 5 октября 2016, 20:34 пожаловаться

    #

    (Подозрительно): а может, вы сняли продолжение ради самой статьи, подготовка, вирусные ролики…?))

    ответить

  • 1

    J_James 5 октября 2016, 21:44 пожаловаться

    #

    Понятно. Спасибо за объяснение. Я больше как в шутку написал, по тексту видно, что это не так. И темы Вы выбираете интересные. Продолжайте в том же духе)

    ответить

  • 17

    dmutrod 5 октября 2016, 13:14 пожаловаться

    #

    После просмотра первой части ведьмы из блер, никакой вирусный маркетинг меня не заманит в кинотеатр на вторую часть

    ответить

  • 6

    audiovideofil 5 октября 2016, 14:05 пожаловаться «Ведьма из Блэр»

    #

    Первый и единственный развод зрителя на бабки в этом жанре.

    ответить

  • nikitasuperman 5 октября 2016, 15:50 пожаловаться

    #

    Есть много хороших псевдоужастиков, о которых мало кто знает, например как «Туннель», «Уиллоу Крик», «Пещера». Вот бы их на большом экране пустить

    ответить

  • 2

    аквакекс 5 октября 2016, 16:07 пожаловаться

    #

    Отличная статья, спасибо!

    ответить

  • 1

    Tirsis 5 октября 2016, 16:19 пожаловаться

    #

    Вспомнился ужастик «Искатели могил» и его сиквел. Актерская и игра, а также стиль съемки заставлял поверить в происходящее. А сиквел вообще подлил масла в огонь, закрепив веру в действительность произршедших событий.

    ответить

  • 1

    vitasha 12 октября 2016, 17:45 пожаловаться

    #

    Сиквел был ужасен, потенциально годную франшизу превратили в плохую комедию.

    ответить

  • 3

    feni kirki 5 октября 2016, 20:24 пожаловаться

    #

    При прочтении вспомнилась годная статья про found footage — http://cyberleninka….nogo-v-zhanre-horror

    ответить

  • 6

    Jackass 5 октября 2016, 21:33 пожаловаться

    #

    Но. Ведь и Ведьма из Блэр была полнейшим дерьмом. Как такое вообще можно смотреть?

    ответить

  • 1

    audiovideofil 6 октября 2016, 13:54 пожаловаться

    #

    Не была… для подготовленного к просмотру зрителя.

    ответить

  • 5

    Jackass 6 октября 2016, 17:04 пожаловаться

    #

    Подготовленного чем? Любовью к плохому кино?

    ответить

  • 4

    spillik 7 октября 2016, 19:25 пожаловаться

    #

    Там такая фишка, мол это всё было взаправду и в кинотеатрах показывали не художественный фильм, а скейку из реально отснятого материала. В кинотеатре… Показывали… Как люди заблудились в лесу… А потом их убили… Весело же.

    ответить

  • 1

    FOY 19 ноября 2016, 22:45 пожаловаться

    #

    неужели люди не понимали, что такое никто не будет показывать в прокате, как развлечение???

    ответить

  • 1

    spillik 20 ноября 2016, 01:30 пожаловаться

    #

    Думаю, это риторический вопрос, раз уж они поверили.

    ответить

  • 1

    FOY 22 ноября 2016, 00:02 пожаловаться

    #

    ну это глупо. Никто в кино не покажет настоящее преступление или еще шото типа такого. ТЕм более какуюто анамалию

    ответить

  • 10

    Alex Croft 6 октября 2016, 05:25 пожаловаться

    #

    Оригинальная Ведьма из Блэр сама по себе достаточно слабый фильм и если бы не такая оригинальная и сильная рекламная компания, то фильм бы вряд ли стал таким хитом. Проблема фильмов типа ПЯ лишь в том, что изначально очевидно, мол на экране актеры. Когда как с Ведьмой до последнего удерживали интригу, мол происходящее на экране реально

    ответить

  • 1

    audiovideofil 6 октября 2016, 13:55 пожаловаться

    #

    Оригинальная Ведьма из Блэр сама по себе…
    … не фильм.

    ответить

  • 3

    Кан Ын-Джа 7 октября 2016, 00:51 пожаловаться

    #

    жанр не похоронен, это только крупные студии фигню делают, а инди полно хорошего

    ответить

  • apupezig 7 октября 2016, 12:35 пожаловаться

    #

    Чего только «Они наблюдают» стоит, отличный фильм про ведьму!

    ответить

  • 1

    Кан Ын-Джа 7 октября 2016, 22:35 пожаловаться

    #

    очень смешной, ага

    ответить

  • space_monkey 8 октября 2016, 21:21 пожаловаться

    #

    вот-вот, успех «Ведьмы» был построен на предыстории и тщательной подготовке, поэтому-то сейчас этот фильм сам по себе совсем и не впечатляет.
    жанр вообще скользкий.
    все части «Паранормального явления» очень унылы. а всякие там «Запретная зона» и «Тайна перевала Дятлова» — это то ещё посмешище :D
    единственное, что меня хоть как-то впечатлило в этом жанре по атмосфере — это «Искатели могил».

    ответить

  • 1

    SAW06 10 октября 2016, 10:30 пожаловаться

    #

    Не любитель мокьюментари. Первая «Ведьма» в свое время понравилась, в ней напряжение придавало эмоциональное состояние героев, во ремиквиле пугают в основном скримерами.

    ответить

  • cheh1994 10 октября 2016, 10:48 пожаловаться

    #

    Все в точку.

    ответить

  • 1

    DEmon_CDXLIV 12 октября 2016, 17:28 пожаловаться

    #

    А мне понравился фильм, который снял скрипач из Кин-дза-дза.

    ответить

  • 1

    vitasha 12 октября 2016, 17:51 пожаловаться

    #

    Вся суть первой «Ведьмы» в том, чтобы заставить зрителя поверить в реальность истории, тогда фильм производит эффект, но когда смотришь его уже зная, что это лишь продукт грамотного маркетинга — магия рушится и интереса как такового уже нет.

    ответить

  • VinceLopez 27 августа 2017, 16:38 пожаловаться

    #

    «Плёнки из Пукипси» — отличный представитель жанра, хотя никаких тебе рекламных компаний и прочего.

    ответить

  • Remy Le-beau 3 сентября 2017, 11:15 пожаловаться

    #

    Но ведь сама «Ведьма из Блэр» являлась заманухой. И она не тянет на фильм, ну никак. «Паранормальное явление» более киношный вариант, и меня это устраивает.

    ответить

 
Добавить комментарий...