Бойлерная
 



добавить в:
10 главных советов отечественному продюсеру

21.09.2016 13:40 • 17 комментариев

Поздравляю: вы российский кинопродюсер! Звучит уже впечатляюще, но вам предстоит узнать столько всего, что расслабляться пока рано. Надеюсь, вы уже вышли из того возраста, когда еще допустимо наивно полагать, что «хороший продукт не нуждается в рекламе» и что, «если снимем хороший фильм, люди сами будут рассказывать о нем». Нет, конечно, оставьте подобные суждения для теоретиков из интернета. Вы теперь не только творец, но и настоящий бизнесмен. Пора думать соответствующе!



Разумеется, я верю в то, что у вас на руках есть отличный фильм или по крайней мере шикарный сценарий и финансовые гарантии, которые позволят вам его реализовать. В общем, творческую сторону вопроса мы закрыли, а до деловой пока не дошли. Все эти зарубежные продажи и прочая реализация прав, переговоры с прокатчиками начнутся чуть позже. Ну а пока что можно заняться именно тем, о чем мы тут говорим уже не первый месяц — маркетингом.

В этом посте мы рассмотрим некоторые из моментов, с которыми вы наверняка столкнетесь по ходу работы над своей прорывной картиной. Это не краеугольные камни, не то, что сделает вашу кампанию яркой и незабываемой. Это просто специфические особенности продвижения фильма, которые то и дело всплывают в общении с продюсерами и с которыми я сам сталкиваюсь относительно регулярно. С чем-то можно не соглашаться, но не стоит закрывать глаза и делать вид, что всего этого совсем не существует. Вы можете снять фильм, но вам не заставить аудиторию захотеть смотреть его. Этот интерес нужно будет вызвать.

Поэтому отложите актуальные споры в «Фейсбуке», отбросьте на несколько минут скепсис и просто прочитайте эти краткие рекомендации. В конце концов, что вы теряете? Вдруг наш заочный диалог натолкнет вас на мысль, которая принесет вам в прокате дополнительные 50 миллионов рублей.



1. Начинайте продвижение еще до съемок, на стадии написания сценария.

Да, как ни удивительно, но продвижение фильма должно начинаться не за две недели до его выхода в прокат, а гораздо раньше. Желательно года за полтора.

Забивать все инфополе, как на финальном этапе, конечно, не стоит, но познакомить аудиторию с тем, что ее будет ждать, предложить ей какие-то потенциально интересные моменты можно уже на стадии утверждения сценария. Тогда будет примерно понятен кастинг, прицепится режиссер, начнется отрисовка концепт-артов, и все это можно выносить на люди в качестве информационных поводов. Наконец, информационным поводом может быть сам сценарий, если его вам написал Виктор Пелевин или если была заплачена рекордная сумма денег, как когда-то Шейну Блэку.

В прошлом посте мы мимолетно обсудили важность легенды фильма, эмоциональной человеческой истории, стоящей за ним. И это тоже нужно расписать заранее, чтобы в отсутствие каких-либо материалов можно было работать с прессой на этом уровне.



2. Определите цель (и предполагаемый путь) фильма до начала съемок.

Вы спросите: откуда я могу знать, какой путь пройдет мой фильм, до того как он его пройдет? Но ведь именно вы будете определять и задавать направление движения.

Что у вас за проект? Это потенциальный блокбастер или камерная история? Вы рассчитываете на народную любовь или фестивальный успех? Возможно, даже замахиваетесь на «Оскар»? Все эти вопросы нужно прояснить для себя как можно раньше, потому что во многом от этого вам придется отталкиваться, формируя производственный бюджет.

Если у вас на руках сценарий с универсальной историей, понятной любому человеку в любой точке планеты, то будете ли вы ограничивать его территорией одной лишь России? А если хотите выйти на международный рынок, то за счет чего это собираетесь делать? Привлечете Роберта Де Ниро, чтобы облегчить себе работу на американском рынке, или, может, Джеки Чана с перспективой на китайский?

Ах, как много вопросов! Но никто не говорил, что будет легко!



3. Не ждите прокатчика, который решит за вас все проблемы.

Многие начинающие продюсеры верят во всемогущего Прокатчика, который возьмет их фильм и раскрутит его так, как сам продюсер не смел и мечтать. И вот они ходят, переговариваются, договариваются, время все идет, а потом, когда прокатчик подписан, оказывается не только то, что до премьеры остался месяц, но и то, что у этого же прокатчика на руках еще пять фильмов на ближайшие пять недель. Ему просто не до вас. Еще одна детская мечта разрушена.

Снова и снова продюсеры обнаруживают, что прокатчик не решит за них всех проблем, а в некоторых случаях и вовсе создаст новые. Какой в данном случае может быть выход? Покажите, что умеете решать проблемы самостоятельно, и прокатчики выстроятся к вам в очередь. Чем можно привлечь потенциальных бизнес-партнеров, как не тем, что вы уже практически сделали за них всю работу! Прокатчику гораздо интереснее заходить в проект, который уже ожидаем аудиторией.



4. Сформулируйте план действий заранее, но будьте гибки по ходу.

Неудачное планирование, как мы знаем из мотивационных цитат, — это запланированная неудача, поэтому лучше расписать все основные шаги заранее. Это не только внесет ясность относительно направления движения проекта на всех этапах, но и поможет принимать решения в стрессовые моменты.

Однако еще ни один план в истории вселенной не был реализован на 100 %. Всегда есть обстоятельства. Именно поэтому вам необходимо проявлять и гибкость по ходу движения. Если подворачивается возможность усилить свои позиции, не отходя от генерального направления, нужно ей пользоваться, а не упираться в стенку, талдыча: нет, у нас есть план, и мы не намерены отступать от него!

Если ваш фильм захотели посмотреть Владимир Путин или Леди Гага, пользуйтесь подвернувшимся шансом, а не рыдайте из-за того, что придется больше работать.



5. Берите хорошего пиарщика и делегируйте ему ответственность.

На отечественном кинорынке устоялся некий пул независимых пиар-специалистов, к которым принято обращаться и которые гарантированно обеспечат необходимый минимум активностей: общение с отраслевыми СМИ, пресс-конференцию на «Кинотавре», премьеру перед выходом в прокат.

Проблема в том, что этот необходимый минимум далеко не всегда необходим, но конвейерный подход и шаблонное мышление заставляют штамповать однотипные безликие кампании. Если же случается что-то чуть более яркое, чем обычно, как, например, было во время пиар-кампании ужастика «Пиковая дама: Черный обряд», когда вдруг отовсюду достаточно уверенно зазвучали тезисы о том, что это чуть ли не первый российский хоррор, продюсеры обращают внимание, но быстро сталкиваются с тем, что нужно отойти в сторону и довериться профессионалу. А это страшно.

Страх потерять контроль влечет за собой осторожность, которая приводит проект все в ту же дежурную колею трех отраслевых изданий, пресс-конференции на «Кинотавре» и премьеры с приглашенными звездами шоу «Голос».

Решение в данном случае довольно простое: нужно заранее обсудить с привлеченным специалистом все ключевые точки кампании и, зная, что вы проконтролировали самый важный этап, планирование, расслабиться и уже не переживать так насчет реализации.

Конечно, все это имеет смысл, когда вы работаете с настоящим профессионалом и экспертом в своей области, потому что во всех остальных случаях важно помнить золотое правило…



6. Не слушайте «экспертов».

Как отличить эксперта от «эксперта»? Во всех областях работает один и тот же принцип: настоящие эксперты предлагают не отвлекаться на модные блестяшки и настаивают на том, чтобы сконцентрироваться на скучных, но важных основах.

Это как в фитнес-центре, куда вы приходите, чтобы убрать жир и набрать мышечную массу. Хочется, конечно, обратиться к тому энергичному тренеру, который обещает невероятные результаты без особых усилий с помощью импортных таблеток, инновационных уколов и красивого приложения на седьмом айфоне, а нужно обращаться к другому, спокойному, который будет повторять одно и то же про то, что нужно убрать из рациона все быстрые углеводы, общее количество углеводов снизить, потребление белка повысить, во время выполнения упражнений думать не о весе, а о правильной технике да еще и спать не меньше восьми часов.

Ну да, ничего нового. Зато работает! Если, конечно, вы сами не будете отлынивать от того, что должны делать.



7. Выполняйте свою часть работы и не мешайте фильму собственным бездействием.

Как и в случае с похудением, продюсер зачастую сам становится на пути у собственного успеха.

Договорились, что будет серия интервью с вами? Раздайте же эти интервью, не уезжайте в отпуск в Майами, никого не предупредив!

Договорились с командой, что в определенный срок выйдет трейлер фильма? Не саботируйте и не затягивайте процесс, выделяйте бюджет в срок и утверждайте работу, когда она будет готова, а не когда у вас «отзовется в сердце». Если вы очень хотите увидеть в финале ролика грандиозное падение небоскреба, которое еще не успели дорисовать, отложите его до второго трейлера.

В общем, выполняйте собственные обязательства и не капризничайте, как ребенок.



8. Не ставьте все на один-единственный канал продвижения.

Сколько же за последние годы пришлось прочитать интервью про «инновационный подход», с которым очередной продюсер подошел к кампании очередного фильма. Из года в год «вся аудитория фильма» снова и снова оказывается «только в интернете», а то и в какой-нибудь отдельной соцсети, что придает уверенности продюсеру в том, что забить кинотеатры можно будет, работая исключительно лишь с одним каналом продвижения.

Нет.

Работать нужно по всем фронтам и не отлынивать. А рассказы про то, что «100 % нашей аудитории сидит во „ВКонтакте“», — это лишь попытка облегчить себе работу. Облегчится же по итогам лишь продюсерский кошелек.



9. Вкладывайте деньги в промо, но разумно, с расчетом, что вложения окупятся.

Но и заваливать все рекламой тоже не стоит. Полезно еще до начала кампании посчитать все имеющиеся деньги и прикинуть, как раскидать их по разным каналам продвижения для наибольшей эффективности.

Да, забрендировать главную страницу «Яндекса» — это прикольно, и я понимаю, что с первым фильмом хочется заявить о себе погромче, но, уверен, для ваших миллионов найдется куда более полезное применение.



10. Читайте мой блог на КиноПоиске.

Это же и самый очевидный пункт. Ну где еще вы бы прочитали все эти замечательные советы?

Разумеется, это не все, с чем вам предстоит столкнуться в волнующем мире большого кино, но если у вас на руках по-настоящему хороший фильм, а сами вы готовы учиться на ходу и принимать решения, руководствуясь тем, что будет лучше для фильма, а не тем, что приятнее вашему эго, то все будет хорошо.

И не забудьте угостить меня чаем, когда благодаря этим советам заработаете свой первый миллион долларов в прокате!
  17 комментариев 
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • 8

    Elegius 21 сентября 2016, 14:25 пожаловаться

    #

    Нашли с чем поздравить((

    ответить

  • 21

    Reformx 21 сентября 2016, 15:23 пожаловаться

    #

    Любопытный материал, читается легко и непринуждённо. За скринчики «Волка…» отдельное спасибо, очень в тему.

    ответить

  • 22

    ВНЧ 21 сентября 2016, 15:52 пожаловаться пишу с дивана

    #

    А где же главный совет отечественному продюсеру — как пилить бабло Фонда Кино?

    ответить

  • 1

    AlexVM 21 сентября 2016, 16:24 пожаловаться

    #

    Тогда дайте еще и совет самому кинопоиску: зачем закрывать рекламой панель «сегодня в кино, скоро в кино, видео», если это первое на что я смотрю зайдя на сайт. Приходится жамкать на крестик, ведь мне контент важнее навящей рекламы, и сюда я пришел ради него.

    ответить

  • 2

    El_principe 21 сентября 2016, 17:30 пожаловаться

    #

    местами познавательно, а местами КО

    ответить

  • 16

    cataluster 21 сентября 2016, 19:42 пожаловаться

    #

    Главный совет — перестаньте снимать г*вно.

    ответить

  • 4

    ViT412 21 сентября 2016, 21:50 пожаловаться

    #

    Очень интересные посты. Продолжай писать в том же духе, и глядишь я приглашу тебя в свой фильм :D

    ответить

  • 5

    Noartik 22 сентября 2016, 17:01 пожаловаться

    #

    Ну, наконец-то, дружище! Я даже на Кинопоиск прорвался специально, чтобы привлечь твое внимание!

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 21 сентября 2016, 22:58 пожаловаться

    #

    я даже не знаю, что доставило больше — текст или иллюстрации. но материал отличный)

    ответить

  • Noartik 22 сентября 2016, 17:02 пожаловаться

    #

    Большое спасибо!

    ответить

  • 11

    Kino Serg 22 сентября 2016, 01:34 пожаловаться

    #

    Александр Адабашьян о продюсерах (из интервью газеты «ВМ»):
    «- Почему-то появилась наивная идея, что, развалив его, государство будет нам давать деньги и не совать нос в то, что мы на эти деньги делаем. А вместо государства появились неизвестно откуда взявшиеся частные продюсеры в огромном количестве. И наивная мечта, что они будут раздавать деньги со словами «делайте что хотите», не работает. И сегодня они диктуют режиссерам, кто и что будет снимать. И в этих условиях выживать все труднее.»
    «Я сейчас вспоминаю с нежностью доброй этих „сатрапов“ — советских цензоров, потому что по сравнению с нынешней денежной цензурой политическая была просто детским садом. На фоне нынешних хищников они выглядят милыми вегетарианцами. Простая вещь — если режиссер упирался в отношении правки, которую ему навязывали, то его пугали, стращали. Худшее, что было, — фильм клали на полку, но по прошествии лет анафема с него снималась.
    А сейчас процесс такой: не хочешь — пинком под зад. И завтра следующий режиссер начинает снимать то, что ты начал. И никакой логики в этом нет. Никто тебя не будет уговаривать. Или так — ты закончил картину, выстрадал ее, а человек, называющий себя продюсером, начинает это монтировать так, как видит он. В этом смысле нынешняя цензура циничнее и страшнее, чем то, что было раньше.»
    «А сейчас, работая в сериалах, я вижу, что человек пришел на площадку, как служащий на рутинную работу. Ее надо выполнять, потому что она приносит деньги, и при этом затратиться минимально. Идея принадлежит не ему, это предложил продюсер в лице канала, он же продиктовал условия, где и кого снимать. Ему поставлены рамки — то запрещено, это не нужно, это дорого. И отбили охоту к творчеству. Если он, не дай бог, брыкается, то его заменяют более сговорчивым и нуждающимся в деньгах. Я не говорю, что это явление повальное, но достаточно частый случай в сериалах на сегодня.»

    ответить

  • В этот раз это было безумно скучно… Капитан Очевидность. Эта схема работает лишь в расчетной, лишенной творческой идеологии пиар компании. Истинно стоящие фильмы никогда, повторюсь НИКОГДА не выходят без сучка и задоринки, проблем за частую очень много и иногда только каким то чудом удается увидеть проект реализованным. И я сейчас не о «легендах».
    Порядок должен быть во всем, не спорю. Только с искусством ему за частую не по пути.

    ответить

  • Alex Croft 15 октября 2016, 21:29 пожаловаться

    #

    А при чем тут Волк с Уолл-Стрит??)

    ответить

 
Добавить комментарий...