Берлинале
 



добавить в:
Последние часы в городе медведей

15.02.2015 03:08 • 19 комментариев

Кинофестиваль — не только мощнейший кинонаркотик, но и трудное испытание. Прежде всего морального характера. Ну представьте себе: встаешь в 7 утра каждый день, бежишь по морозу до автобуса, втискиваешься с мрачными утренними немцами на первый этаж, вылезаешь на остановке «Варьян-Фрай штрассе». Смотришь кино. Бегаешь на пресс-конференции. Не доходишь до кино. Опаздываешь. Смотришь пропущенное где-то на окраинах вместе с обычными зрителями, предварительно рано-рано утром отстояв очередь за билетом (аккредитация позволяет проходить не на все сеансы).



А они (жюри) берут и отдают приз какому-нибудь «Черному углю, тонкому льду»! И это при «Отрочестве»! Или ты болеешь за «Уроки гармонии», а «Золото» — ррраз! — и отправляется какой-то «Позе ребенка» — уж простите, 2013 год был кошмарным в плане конкурсной программы. Если на то пошло, в мой первый визит в Берлин премия досталась «Разводу Надера и Симин», безусловно, отличному фильму, но «Туринская лошадь» была гораздо круче!

В общем, когда стало понятно, что на вопрос «What was your favorite film so far?» в очереди, я все чаще отвечаю «Такси», где-то внутри заскреблись кошки сомнения: теперь, когда ты болеешь за это кино, оно ничего толком не получит.

И знаете, когда Аронофски начал рассказывать со сцены про ограничения, которые в случае с этим фильмом стали огромным плюсом, было понятно, кому достанется приз. Радости не было предела.



Что же касается фестивалей в целом, хочется процитировать героя Эдварда Нортона из «Бёрдмэна»: «Я хочу вырвать тебе глаза и посмотреть на мир ими». Мне тоже иногда хочется забыть все пять фестивальных лет, что я катаюсь по маршруту Канн-Венеция-Берлин-Торонто, и почувствовать себя впервые на фестивале. Когда ты ничего не знаешь, понятия не имеешь, куда идти, как ехать, в какую очередь вставать, как смотреть и что смотреть в первую очередь. Впервые вырулить на площадь Марлен Дитрих. Доехать самой из Венеции до Лидо и плутать пешком до фестивального дворца. Наивно пытаться попасть на пресс-конференцию в Канне после того как закончился фильм. Впервые увидеть фестивальный «бункер» на набережной Круазетт. Получить свою первую аккредитацию — маленький кусочек пластика с твоим именем и логотипом фестиваля, о котором ты слышала с детства, а теперь пишешь о нем.



Теперь-то я тертый калач. Хорошие места (боковые) занимаю в момент. На пресс-конференцию, если надо, попаду, а про финал фильма мне расскажет итальянский коллега. Я ему потом расскажу другой финал. Завтра утром можно поспать — у этого фильма нет ни малейшего шанса. А вот дневной пропускать нельзя, о нем будут говорить. В большой зал Берлинского дворца фестивалей не пускают с рюкзаками, их требуют сдавать в гардероб, а по окончанию фильма каждая секунда на счету. Каннский не пускает с водой в зал «Люмьер» и проверяет сумки — надо уметь маскировать необходимую бутылку воды в недрах сумки. Залы в Венеции такие холодные, что несмотря на +30 на улице, без шарфа в них делать нечего. В Торонто все журналисты вокруг едят (от начос до попкорна), очень трудно не шикать на них. Если во время пресс-просмотра в Канне у тебя зазвонит телефон, могут вывести из зала и отобрать аккредитацию. В берлинском «Аркадене» в ресторанном дворике мужчина в татуировках делает потрясающие бургеры.

У журналистки Габи Мустерманн всегда новое лицо.



В моей сумке теперь живет котобус.



Жаль, конечно, что прокатили «Клятвенную девственницу» — непростой и тонкий фильм о том, что значит быть женщиной в мужском мире. Остальные решения жюри оказались очень здравыми. Аронофски сотоварищи отмели все крупные проекты вроде Малика и Херцога, предпочтя маленькие истории о простых людях.

Джафар Панахи в своем «Такси» возит самых разных пассажиров — от учительницы и торговца пиратскими DVD до вора и собственной племянницы. Все они рассказывают свои истории, давая зрителю картину страны так, как не покажет иной документалист.

«45 лет», за который Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни получили актерские награды (такое бывает очень редко, обычно эти премии получают артисты из разных фильмов) — исследование брака на закате жизни. Те решения, что были приняты в молодости, насколько они верные? С кем ты прожил большую часть жизни? Хорошо ли ты знаешь себя? Как ты отреагируешь на совершенно гипотетическую ситуацию? Мне такой фильм кажется честнее многих «препарирований брака» известными режиссерами. Награды свои Рэмплинг и Кортни получили в день Св. Валентина, так что заставили своих мишек поцеловаться.



«Вулкан Ишканул» — тоже о простых людях. Они пережитки прошлого, говорят на своем языке, ведут жизнь сообразно своим традициям, не изучают чужой язык, верят в суеверия. Но в финале открыточная Гватемала уступает место настоящему детективу — и тут уже режиссер поднимает серьезную тему о похищении детей у женщин, что являются потомками майя.

«Клуб» — такой же камерный, как «Такси». Ну, почти. Четверо мужчин живут в хижине в каком-то приморском городке. С ними проживает женщина. Распорядок дня не меняется много лет. Сидят, едят, смотрят реалити-шоу, тренируют собаку. Они — священники. И однажды на пороге дома появляется новый жилец, отец Лазкано, а вместе с ним — молодой человек, обвиняющий священника в развратных действиях. В итоге Лазкано кончает с собой, а из Ватикана приезжает молодой отец Гарсия, которого церковь прислала расследовать инцидент. Четверо отшельников виновны в разного рода преступлениях, но церковь предпочитает отсылать их с глаз долой, нежели предавать суду. Ничего общего с предыдущей работой Ларраина, лентой «Нет», где рекламщик помогает свержению режима Аугусто Пиночета.

«Перламутровая пуговица», увы, прошла мимо меня, но видевшие были под впечатлением. По правде говоря, мне кажется несправедливым включение документального кино в конкурс наряду с игровым. Правда жизни всегда будет причудливее и мощнее измышлений сценаристов. Вот и здесь, картина соотечественника Ларраина, чилийца Патрисио Гусмана оказалась в сценарном плане для жюри интереснее, нежели все остальные фильмы.

«Виктория» — еще один пропущенный у меня фильм, снятый одним дублем и в реальном времени. Снова всплывает «Бёрдмэн», но у этих картин нет ничего общего. «Виктория» — триллер об ограблении, в котором оказалась замешана заглавная героиня. Тоже, знаете, не глобальная история.

В «Теле» переплетается мистика и жесткая реальность. «Браво!» показывает малоизвестный период румынской истории — и уж если какой фильм-призер и снят с относительным размахом, так это он. Правда, назвать «Браво!» «костюмным фильмом» язык не подворачивается — это авторское высказывание, жесткое, хоть и не без юмора.

«Под электрическими облаками», получившее приз за операторскую работу, жюри просто не могло оставить без награды. Рискну предположить, что до конца никто в жюри фильм не понял. Хотя, кто их там знает. Про этот фильм мы еще вам напомним в других материалах, он того достоин. Наряду с «Такси», «Облака» — мой фаворит в конкурсе.

Годзилла перекочевал из кармана куртки в сумку — там ему будет надежнее. Хочет поехать в Канн еще раз, ему там понравилось. Но это пока не предопределено. Впрочем, мы с ним будем стараться. Фестивали — это наркотик. Легко подсесть, слезть невозможно. Даже Годзилле понятно.

  19 комментариев 
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • 40

    Mark Amir 15 февраля 2015, 03:20 пожаловаться

    #

    Татьяна, Вам огромное спасибо за столь всеобъемлющие и интересные репортажи. С огромным удовольствием уже не первый год слежу за ними и всякий раз растворяюсь, будто оказываюсь там, на фестивале!

    ответить

  • И вам спасибо за комментарии и что читаете!

    ответить

  • 3

    Magic Andrei 15 февраля 2015, 13:19 пожаловаться

    #

    Действительно. .. СПА — СИ — БО !!! =)

    ответить

  • 1

    speedsol 15 февраля 2015, 04:13 пожаловаться

    #

    а мне «Облака» не показались особенно непонятными…

    ответить

  • 6

    zidler 15 февраля 2015, 04:16 пожаловаться

    #

    Отличный текст. Спасибо вам!
    А про фестивальных журналистов могло бы получиться интересное кино)

    ответить

  • 4

    OlesyaKP 15 февраля 2015, 04:30 пожаловаться

    #

    Спасибо за такие душевные, увлекательные и искренние репортажи!

    ответить

  • 3

    vesnink 15 февраля 2015, 09:11 пожаловаться

    #

    Ну представьте себе: встаешь в 7 утра каждый день, бежишь по морозу до автобуса, втискиваешься с мрачными утренними немцами на первый этаж, вылезаешь на остановке «Варьян-Фрай штрассе». Смотришь кино. Бегаешь на пресс-конференции. Не доходишь до кино. Опаздываешь. Смотришь пропущенное где-то на окраинах вместе с обычными зрителями, предварительно рано-рано утром отстояв очередь за билетом (аккредитация позволяет проходить не на все сеансы).

    Повеселило, рассказали бы про свой тяжелый труд работягам с шахт)

    ответить

  • 1

    D-M-S 15 февраля 2015, 12:35 пожаловаться

    #

    И сразу легче станет?)

    ответить

  • 2

    dalecooper 15 февраля 2015, 09:41 пожаловаться

    #

    Решением не особо удивлён, т. к. давно ещё заметил, что в Берлине чаще поощряют молодых перспективных авторов, чем уже признанных мэтров. Бывает так, что молодые лауреаты Берлинале в последствии становятся классиками кино (Поланский, Годар, Энг Ли).

    «Уроки гармонии» ещё не видел, но по поводу «Позы ребёнка» не соглашусь — это очень сильное кино, на мой взгляд.

    Спасибо за рассказы о маленьких особенностях фестивалей! Это даже интересней чем описание лент-участников.)

    ответить

  • 6

    Elenasage 15 февраля 2015, 10:20 пожаловаться

    #

    Уважаемая Татьяна! Ваши тексты по части «эффекта присутствия» просто гениальны. Спасибо Вам. Удачи, сил и вдохновения.

    ответить

  • ВНЧ 15 февраля 2015, 10:28 пожаловаться хоть сама не верю я в эти суеверия (©)

    #

    «Такси», «Виктория», «Жизнь» — в списочек. Остальное — мимо.

    ответить

  • Спасибо вам за репортажи! Было приятно их читать и следить за кинофестивалем. Чтобы мы без вас делали. Большое спасибо!
    P.S. Мы будем скучать по Годзилле!

    ответить

  • 4

    eliss1 15 февраля 2015, 13:31 пожаловаться

    #

    Спасибо за ваши репортажи! Буду обязательно смотреть «Мистера Холмса». А вот из основной программы что-то ничего не заинтересовало.
    «Туринская лошадь», действительно, один из сильнейших фильмов, которые я видела. Но и «Черный уголь…» очень даже зацепил своей мифологической атмосферой замерзающего социализма.

    ответить

  • 2

    Джимми Стю 15 февраля 2015, 22:44 пожаловаться

    #

    Татьяна, незнаю, как там кино у Панахи и остальных. Верю, что отличное… Но ваши приключенческие фестивальные будни — это реально захватывающее чтиво! Спасибо большое!

    ответить

  • Hope84 16 февраля 2015, 20:17 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо вам, Татьяна! Всегда интересно прочитать про ваше личное, особенное отношение к фильмам.

    ответить

  • murzillo 18 февраля 2015, 11:30 пожаловаться

    #

    спасибо за эту возможность побывать на Берлинале)

    ответить

  • finish 20 февраля 2015, 22:11 пожаловаться

    #

    А котобус с годзиллой поладили в сумке?

    ответить

 
Добавить комментарий...