Берлинале
 



добавить в:
«Клятвенная девственница»: Берлин переходит на албанский

13.02.2015 03:08 • 17 комментариев

На дебютный фильм итальянки Лауры Биспури «Клятвенная девственница» журналисты выстроились в очередь, сравнимую с толпой, пришедшей на пресс-показ «Пятидесяти оттенков серого». Ничего скандального в драме нет — название отсылает зрителя к давней албанской традиции. Альба Рорвахер, сыгравшая главную роль, может претендовать на приз, как лучшая актриса Берлинале-2015.

Начало сеанса сдвинулось на добрых 20 минут. Нет, виной тому не жюри, а какие-то совершенно неизвестные нам обстоятельства. Посовещавшись с коллегой, мы решили, что итальянцы по своей родной беспечности забыли вовремя отослать в Берлин ключи для цифровой копии (теперь тут пленка при показах вообще не используется).

Но были и те, что решили, будто организаторы фестиваля создали ажиотаж на пустом месте — в конце концов Берлинале неумолимо близится к концу, а ни один фильм пока так и нельзя назвать лидером конкурсной программы.

Если же меня сегодня спросить, как бы я поделила награды, то «Золотого медведя» я бы отдала «Такси» Джафара Панахи, приз за режиссуру Алексею Герману, мужскую роль Элмеру Бэку за «Эйзенштейна в Гуанахуато», а женскую — Альбе Рорвахер за «Клятвенную девственницу».



В прошлом году Венецианский кинофестиваль вручил Рорвахер «Кубок Вольпи» за работу в драме «Голодные сердца». Приз актриса разделила с партнером по фильму Адамом Драйвером, но пусть бы добавила к венецианской награде еще и серебряного мишку из Берлина — у нее здесь труднейшая роль, с которой Альба справляется с присущей ей немногословностью.

В Албании существует традиция: если в семье нет мужчины, или если женщина хочет получить все права, доступные мужчинам, то она может принять обет безбрачия и стать «клятвенной девственницей». Шли на это не от легкой жизни. Некоторые девушки таким образом уходили от навязанного и ненужного брака, другие хотели получить свободу — а только мужчинам позволялось говорить и действовать так, как они хотят. Клятвенных девственниц можно было встретить в Сербии, Черногории и Боснии.

Женщина, решившая принять обет безбрачия, одевалась как мужчина, приносила клятву перед 12 мужчинами деревни, в том числе и перед старейшинами. После клятвы женщина получала мужское имя, ей разрешалось носить оружие, пить алкоголь, курить и находиться в комнате с мужчинами. Также клятвенные девственницы получали право продавать, покупать и управлять имуществом и даже участвовать в войнах между кланами. У них были равные с мужчинами права, вот только жениться, выйти замуж или заниматься сексом эти женщины уже не могли и жизнь доживали в одиночестве.



В самом начале фильма трое мужчин где-то в заснеженных горах ловят козу. Присмотревшись, можно понять, что один из них — женщина, практически андрогин. Это Хана (Альба Рорвахер), которая после смерти родителей живет у дяди с тетей. Ее воспитывают вместе с двоюродной сестрой Лилой. Хана всегда отличалась вольным нравом, но именно ее сестре удается вырваться из деревни, сбежав с влюбленным в нее парнем. Они уезжают в Италию, а Хана решает принять обет безбрачия и становится сыном для своих приемных родителей.

Проходит время. Дядя и тетя умирают, оставив Марка — так теперь зовут Хану — в одиночестве. Он собирает вещи и приезжает в Италию, к своей сестре. Там Марк находит работу и, глядя на отношение другого общества к женщинам, постепенно открывает в себе давно забытую женственность.

Глядя на фильм Биспури, трудно представить, что его снимала дебютантка. Никаких сантиментов Лаура не позволяет себе, и жестко документирует страшную правду жизни своей героини. Краски приглушены, музыка лишь изредка намекает на свое существование. Альба Рорвахер похожа на Майлза Теллера.



Когда кино рассказывает тебе историю, о которой ты ничего раньше не знал, хочется поблагодарить создателей за расширение кругозора. За вечер я успела прочитать и посмотреть несколько материалов о клятвенных девственницах. Вы живете в своих домах, пишете в интернет, смотрите кино, читаете книги, а где-то женщины вынуждены принимать мужской облик, только чтобы получить одинаковые права.

Недавно я писала о мистической драме «Тело», но на самом деле кино о теле сняла Лаура Биспури. Женское тело в «Девственнице» показано по-разному. В контрасте с Ханой, заматывающей грудь, режиссер показывает племянницу героини, занимающуюся синхронным плаванием. Угловатая как подросток Хана и полная жизни юная спортсменка: обе женщины, но как же они не похожи друг на друга. У Биспури хватает вкуса, чтобы не показывать пробуждение своей героини посредством надевания платья или примерки туфель на каблуках. Марк превращается в Хану постепенно — хмурое лицо Рорвахер разглаживается, на губах появляется улыбка, короткая стрижка уже не выглядит мужской.

Съемки фильма по одноименной книге Эльвиры Донес проходили в горах Северной Албании, неподалеку от границы с Косово. Жители деревни, куда приехала съемочная группа, в большинстве своем не имеют транспортных средств и для закупок продуктов ходят пешком в магазины, куда на машине можно доехать за час.

Лаура Биспури встречалась с несколькими клятвенными девственницами. Одной из них было всего 35 лет. «Это была очень жесткая женщина, сказавшая, что любовь для нее равнозначна смерти, — говорит режиссер. — Все женщины выбрали такую судьбу по разным причинам, но в одном они схожи: решение было принято еще в подростковом возрасте».

Картина показывает три периода в жизни сестер: совсем юных девочек, двадцатилетних девушек и взрослых женщин в наше время. Структура нелинейная, поэтому сразу понять, что происходит, не получится. История Марка/Ханы раскрывается перед зрителем постепенно, неторопливо, но при этом кино никак нельзя назвать затянутым — режиссер точно знает, сколько нужно держать кадр, чтобы не испытывать терпение зрителя. За это ей тоже большое спасибо.

Лаура Биспури и Альба Рорвахер на фотоколле в Берлине:



Конкурсный «Браво!» румына Раду Жуде — интересный черно-белый пассаж о законнике с сыном, которые разыскивают беглого раба в Валахии начала XIX столетия. За кадром остается война России и Турции, но герои чехвостят и русских и турков и в хвост и в гриву. Монолог священника о сотворении евреев и вовсе вызвал дружный смех прессы, но фильм оставляет ощущение румынского варианта «12 лет рабства», хоть и довольно обманчиво начинается как вестерн.

Еще одну берлинскую ленту, китайскую феерию «Унесённые пулями», можно смело поместить в раздел «Как это оказалось в конкурсе», поскольку это типичное коммерческое кино, снятое в 3D (нам показывали двухмерную версию), собравшее почти 20 миллионов долларов только на препродажах билетов в Китае. Сиквел комедийного боевика «Пусть летят пули» заработал у себя на родине в общей сложности 81,3 млн. долларов. Увы, это не повод брать фильм в конкурс. Первые полчаса обрушиваются пародией на «Крестного отца» (вместо котика у героя в руках белый кролик), мюзиклом а-ля Баз Лурман и конкурсом красоты, транслирующимся на весь мир по радио. Градус идиотии в какой-то момент так скакнул, что я не выдержала и сбежала.

И, возвращаясь к фильму, подарившему название посту, вот часть очереди на «Клятвенную девственницу». Отмечу, что снимала я этот кадр, когда в партере все места уже были заняты.



Пятница — последний день конкурсных показов Берлинского кинофестиваля. Но он же и самый звездный: Кеннет Брана привезет актеров из «Золушки», премьера которой пройдет в рамках Берлинале. А кто победил в основном конкурсе, узнаем уже в субботу вечером.
  17 комментариев 
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • 4

    DIGY 13 февраля 2015, 03:59 пожаловаться

    #

    Народу там конечно.!

    ответить

  • 16

    nelegus 13 февраля 2015, 04:50 пожаловаться

    #

    С ума сойти! Кинофестиваль уже заканчивается!
    Сознаюсь: ни когда не следил за такими фестивалями, но в этот раз читал каждый пост и следил за каждой новостью. Очень понравилось, спасибо КП !

    ответить

  • 7

    monfils93 13 февраля 2015, 07:02 пожаловаться

    #

    Вот так актриса появилась новая, да какая молодец.

    ответить

  • 4

    Титаник 13 февраля 2015, 08:23 пожаловаться

    #

    Слышала про эту традицию на экскурсии по Албании. Тогда я подумала, что это выдумка экскурсовода.

    ответить

  • 3

    Лисбет Саландер 13 февраля 2015, 09:20 пожаловаться

    #

    «Никаких сантиментов Лаура не позволяет себе, и жестко документирует страшную правду жизни своей героини. Краски приглушены, музыка лишь изредка намекает на свое существование».

    На мой взгляд — это идеальный подход к созданию фильма. Взяла на заметку, спасибо.

    ответить

  • 3

    Saint Nastya 13 февраля 2015, 13:04 пожаловаться

    #

    А когда можно уже будет посмотреть «Клятвенная девственница» с англ. субтитрами?

    ответить

  • 3

    Ledmaer 13 февраля 2015, 14:07 пожаловаться

    #

    «Вы живете в своих домах, пишете в интернет, смотрите кино, читаете книги, а где-то женщины вынуждены принимать мужской облик, только чтобы получить одинаковые права.» Вспомнилось женское обрезанием в Африке. Любителям кричать про «женщина должна блюсти невинность» советую почитать и картинки посмотреть. Все эти дикарские традиции ужасают, ведь 21 век на дворе.

    ответить

  • feline 13 февраля 2015, 14:19 пожаловаться

    #

    интересно, за счет чего был такой интерес у Клятвенной девственницы? ни режиссер, ни главная актриса известностью в широком понимании не блещут. была какая-то рекламная кампания? или фильм показывали на другом фестивале?

    ответить

  • Хромка 13 февраля 2015, 21:34 пожаловаться

    #

    Или все журналисты плавно перетекли с показа «Пятидесяти оттенков» на фильм со словом «девственница» в названии. Мне видится именно так.

    ответить

  • Миша-35 14 февраля 2015, 02:55 пожаловаться

    #

    Невероятно заинтересовал этот фильм! Обязательно постраюсь посмотреть его! Уверен, это очень сильная и классно поставленная драма, которой обязательно стоит уделить внимание.

    ответить

 
Добавить комментарий...