• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Берлинале
 



Русские в Берлине: Как объяснить новый фильм Алексея Германа

11.02.2015 01:24 • 28 комментариев

В Берлине показали драму Алексея Германа «Под электрическими облаками» — это единственный российский фильм в официальной конкурсной программе фестиваля. Самая метафоричная лента Берлинале, «Облака» озадачили иностранных журналистов.

Сегодня многие русские журналисты на Берлинале оказались в шкуре актеров фильма Терренса Малика, которых изводили вопросами «О чем фильм». В отличие от Кристиана Бэйла и Натали Портман, у нас был совершенно четкий ответ.

Рассказать про фильм Германа — это очередная вариация темы «танцы об архитектуре». Картину предваряет цитата Поля Сезанна: «Линия и моделировка не существуют, рисунок это отношение контрастов, или просто-напросто отношение двух тонов, чёрного и белого». «Под электрическими облаками» — кино о главной стране контрастов. О России.

Фильм разбит на семь глав. «Чужая речь», «Наследники», «Долгие сны юриста по земельным вопросам», «Место под застройку», «Заложница», «Архитектор», «Хозяйка».

Кино, которое яростно отталкивает зрителя в первые минуты своим напором — звуки, диалоги, разговоры, люди, люди, люди — но потом забирает полностью. Едва понимаешь, о чем вообще речь, все, увяз. Но для этого нужно хоть немного знать историю СССР и России.



«Мы не можем говорить о будущем России без его прошлого, — сказал Алексей Герман на пресс-конференции. — Потому что время в России — как круги на воде, которые распространяются во все стороны».

«Чтобы понять, что происходит, надо смотреть на события с разных сторон. Это как на футбольном поле, когда режиссер, чтобы была понятна игра, меняет угол камеры. Поэтому было ощущение, что для погружения в нашу страну нельзя говорить только о богатых или о бедных. Нельзя говорить только об успешных или только о неуспешных. Надо говорить в какой-то совокупности. Это с одной стороны. С другой стороны, для нас, по большому счету, эта картина поэтическая. Нам была важна некая попытка исследования мира. Попытка для самих себя, ответить — не в форме подтверждения, а в поэтической форме проникнуть в эссенцию того, куда движется наша страна».

Один год на сценарий, затем пять лет на съемки — столько времени заняло производство картины. Проект останавливался на поиски финансирования, на необходимость завершить финальную работу отца режиссера «Трудно быть Богом».

Дальше я очень подробно пересказываю фильм, но это не спойлер, скорее, попытка передать вам настроение «Облаков». Впрочем, не читайте, если хотите посмотреть кино «чистым листом».

ОК, на всякий случай.

Дальше — СПОЙЛЕРЫ.



Действие начинается в 2017 году, через сто лет после революции. Закадровый голос сообщает, что все ждут большой войны. Но во все времена были люди, которых называют лишними. Без них не может быть картины страны и времени.

Вот дом, который спроектировал известный архитектор. Говорят, он хотел поджечь себя, но спички промокли.

Вот киргиз Карим, который греется у костра в этом недостроенном доме. Карим не знает русского, поэтому ему непонятны слова проходящего мимо мужчины: «Раньше небо и небо было. А теперь вот так». В небе парит реклама журнала VASILIEV. Кариму советуют улыбаться, если он что-то не понимает, а ему всего-то нужно починить магнитофон.

Вот девушка Саша и ее брат Даня, пробывшие 7 лет за границей и вернувшиеся, чтобы похоронить умершего отца. Отец был хорошим человеком, да деньги тратил неумело. Дом какой-то затеял строить. Достраивать будете? Купол или шпиль? Да и не очень-то обольщайтесь насчет своего папаши, мы на него дело открыли. За мошенничество. «Папа ваш почти богом был. Но сейчас другое время. Другие боги».

Вот юрист Марат, который все время видит один и тот же сон. «Глупистика какая-то». Во сне 1991 год. Разговоры об эмиграции. Попытка обменять подаренную бабушкой книгу на второй том Толкина. Толкина нет, есть Гарри Гаррисон. За кадром — «Ламбада», прерывающаяся на речь Горбачева об уходе с поста президента СССР. Диалог с другом детства. «Марат, я никому не снюсь, кроме тебя. Ты приходи, пожалуйста».

Вот экскурсовод Николай. Он работает в музее, но чувствует себя совсем маленьким. Как будто на ладони у себя помещается. Пишет диссертацию про Петрова-Водкина и Малевича. «Малевич был мелким чиновником, потом все бросил, начал новую жизнь». Николай хочет себе ноутбук, но денег не хватает. 20 лет назад он лег под танк, чтобы остановить путчистов, однако защищать музей, который хотят снести, чтобы на этом месте построить какой-то дом, он не собирается. «Опираться можно только на то, что сопротивляется», цитирует он Паскаля.



Вот Светка. Точнее, нет ее, пропала она. Кто-то просит за нее выкуп, да кому нужна Светка? Белобрысая девчонка с испуганными глазами.

А вот архитектор Петр. Его коллега спроектировал стоянку дорогущего, но недостроенного дома. У самого Петра синдром Питера Пэна — он не хочет взрослеть. Он едет за город, наблюдает, как собираются, бряцая мечами и кольчугами, толкинисты. «Вы эльф? Эльфы внизу собираются». Архитектор знакомится с блондинкой. Она читает Сосновского, философа. «Он пишет о том, что при Сталине жилось неплохо. Да и Гитлер не был таким уж чудовищем. Вполне убедительно». Петр проходит мимо гигантских статуй, среди которых — фигура Ленина. Под зонтом сидит девушка. Это Саша. Она рассказывает Петру про архитектора недостроенного дома. Говорят, он хотел поджечь себя, но спички промокли.



Здесь есть стишок про Микки Рурка.

Умерла собака Микки Рурка
Я один брожу по переулку
Руки опустив в тужурку

В финальной главе Светка сбежит от своих похитителей и захочет начать новую жизнь. Они с Сашей вместе потянут каркас лошади по снегу и все будет хорошо.

Где-то за мной мерно храпел журналист. Народ уходил очень активно. Даррен Аронофски увлеченно следил за происходящим. Одри Тоту извертелась. Пон Чжун Хо все два часа просидел на краю кресла — мне было видно реакцию жюри.

Я выхожу из зала со слезами — это же про нас. Это мы строили этот дом, эту страну, но так и не достроили. Что-то продали. Что-то украли. Что-то потеряли. Метафора считывается любым русским человеком, но иностранцам было туго. «Ты же из России?», — кидается ко мне итальянский коллега. «Расскажи, что это было?»

Ну как. Мы были. Жили. Надеялись. Ждали. Стремились. А впереди маячит война.

PS Кстати, Ленина со съемочной площадки украли. Нашли потом на каком-то огороде. У владельца спросили, зачем он забрал фальшивого Ленина. Он сказал: «А я хотел его спасти».
  28 комментариев 
Комментарии (28)

Новый комментарий...

  • NataliaHigginson 11 февраля 2015, 02:19 пожаловаться Другое мнение

    #

    Вот почитала Олега Сулькина коротенькое: «А вот конкурсный фильм Алексея Германа-младшего огорчил. „Под электрическими облаками“ я бы переназвал „Под эклектичными облаками“». Зрелище вымученное, претенциозное, холодное, пустоватое и поверхностное. Хочется понять, почему так. Пока же выскажу догадку (я не первый, понятное дело, это на поверхности) — режиссера, наследника великого отца, продолжает держать в мощных тисках страх оказаться неинтересным, несложным. Он не рассказывает увлекшую его историю, а тщательно выстраивает некий симулякр «большого стиля», чтобы быть на уровне ожиданий от него как от Германа, пусть и джуниора. Жалко, человек он небесталанный, что показал уже первый его фильм «Последний поезд» (на мой взгляд, лучшее, что он пока снял).»

    Теперь мне очень хочется посмотреть фильм. А ведь не получится, скорее всего.

    ответить

  • Не могу с ним согласиться никак.
    Это несложное кино, очень легко считывается и по сути во многом пророческое.
    И уж никак не пустоватое.

    ответить

  • 5

    Mark Amir 11 февраля 2015, 12:34 пожаловаться

    #

    Если лента получает противоречивые отзывы, ее точно стоит посмотреть. А сценарий, судя по описанию, действительно с актуальными нотками, соотносящимися с текущими событиями.

    ответить

  • NataliaHigginson 11 февраля 2015, 23:14 пожаловаться

    #

    Особенно интересно, потому что полярное мнение двух мною лично исключительно уважаемых людей, знающих и любящих кино, как никто другой.

    ответить

  • 10

    kinovrs 11 февраля 2015, 03:59 пожаловаться

    #

    Действие начинается в 2017 году, через сто лет после революции. Закадровый голос сообщает, что все ждут большой войны.. .. так и напрашивается добавить только слова Альберта Эйнштейна: «Я не знаю каким оружием человек будет вести третью мировую войну, но четвертая будет с палкой и камнем»… бедная, бедная Земля:(

    ответить

  • 4

    Zhirnov 11 февраля 2015, 10:53 пожаловаться

    #

    Наблюдая за людьми сейчас (благо есть интернет), можно сказать, что они уже ждут какой-то войны, если не мировой, то гражданской. Всё больше ненависти между людьми, нетерпимости к чужой точки зрения, они уже сейчас развязали войну в душе, войну в которой невозможно выиграть. Увидев необычно длинную череду злобных комментариев в одном политическом треде, я спросил: «Зачем?» — «Веду информационную войну», — честно ответил он мне.

    ответить

  • 3

    Нимтар 11 февраля 2015, 11:19 пожаловаться

    #

    войну в которой невозможно выиграть
    Нет-нет, способы есть. Но самые известные из них описаны деятелями, на которых мне как атеисту ссылаться не к лицу.

    ответить

  • 1

    monfils93 11 февраля 2015, 06:53 пожаловаться

    #

    Но если со слезами вышли, то это сильно, но при условии если ты поймешь про что и про кого.

    ответить

  • 2

    monfils93 11 февраля 2015, 07:09 пожаловаться

    #

    Да и еще, вы фотографию сменили

    ответить

  • 1

    audiovideofil 11 февраля 2015, 11:31 пожаловаться

    #

    Данный юзерпик появился в блоге 26.08.2012.

    ответить

  • 1

    argia 11 февраля 2015, 11:59 пожаловаться

    #

    Интересно написали, хотя ни текст, ни Ваши слезы не гарантируют качество картины. Однако, если позволите, хотел бы оттолкнуться от цитирования Олега Сулькина, приведенного в сообщении NataliaHigginson.

    Я, естественно, ещё не видел кино, но мне кажется, что попытка метафорически выдать историю России или её историческое состояние через недавнюю историю обречена изначально. Мне кажется, что сегодня искусство кино просто не может взваливать на себя такую ношу, слишком поверхностный формат для столь широкого и глубокого разговора. Кино может капать глубоко, но колодцы, а не карьеры. Мне кажется, что именно поэтому Олег Сулькин назвал кино «пустоватым» и «поверхностным». С другой стороны, в подобных лентах эмоциональное попадание требует очень тонкого резонанса, то есть все эти метафоры должны очень точно попасть, а не попадут, то кино ко всему прочему останется ещё и «холодным».

    Предвещать войну всегда можно, но кого и с кем? Из послания Германа не следует, что он имеет в виду? Гражданскую или мировую? Если гражданскую, то действительно он показал эти противоречия? А если мировую, то где в ней место России?

    Простите, если был несколько отвлеченным и домыслил то, о чем вы не говорили, просто хотелось поделиться этой мыслью раз такой повод. Кино я в любом случае посмотрю и свое мнение составлю.

    ответить

  • Гарантировано в этом мире одно: все мы умрем.

    ответить

  • argia 11 февраля 2015, 23:48 пожаловаться

    #

    Несомненно. Простите, если это прозвучало грубо, не хотел.

    ответить

  • Да нет, ничего. Просто у каждого свое кино))

    ответить

  • 2

    Ruslan Rimovich 11 февраля 2015, 12:17 пожаловаться

    #

    Я так понял, что по стилю фильм напоминает поздние работы Германа-ст.

    ответить

  • murzillo 17 февраля 2015, 20:19 пожаловаться

    #

    с ума сойти как написала! хочется немедленно его посмотреть.

    ответить

 
Добавить комментарий...