• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Берлинале
 



Николь Кидман бороздит пустыню, Джафар Панахи водит такси

07.02.2015 00:20 • 52 комментария

Первый полноценный день Берлинского кинофестиваля стартовал отличным фильмом опального иранского режиссера Джафара Панахи «Такси», сорвав бурные аплодисменты прессы (дорогого стоит). Увы, «Королева пустыни» Вернера Херцога этим похвастаться не может.

Программный директор Берлинале Дитер Косслик, которому продлили срок работы до 2019 года, немного тоскует по временам, когда все копии были пленочные. В 2015-м Берлинский фестиваль полностью перешел на цифру. «Теперь наши проекционные похожи на декорации „Звездного пути, — говорит Дитер. — Сплошные серверы, на которых грузятся через интернет фильмы».

Проекция в этом году и впрямь дивно хороша. Особенно сочно смотрится новая заставка фестиваля, переработанная в духе времени — Dolby ATMOS, все дела. Мишки разлетаются по экрану, фейерверк разносится по колонкам — красота, да и только. Но кино, которое мы тут смотрим, конечно, другое. Подробно о трех конкурсных фильмах.

«Такси», режиссер Джафар Панахи

Утренний фильм — самый тяжелый для журналистов. Памятуя, как сладко зал храпел пару лет назад на «Закрытом занавесе», я ожидала увидеть нечто подобное, хотя сам по себе новый фильм Панахи это невиданная редкость: режиссеру запрещено снимать в Иране кино, и он очень ловко выкрутился из положения, сняв при этом ленту не только отражающую ситуацию в его стране, но и невероятно смешную.

По Тегерану едет такси. Первым садится бойкий мужчина, затем подсаживается женщина. «О, у тебя камера, мужик! — замечает пассажир. — Все правильно, от воров защита! У моего брата недавно с тачки колеса сняли, кирпичами заменили, вешать бы этих ворюг!» Подключается женщина. «Что значит „вешать“? Да мы после Китая на втором месте по казням! Люди не от хорошей жизни воруют!» Подсаживается третий — невысокий мужичок с огромной сумкой. «О, да вы же Джафар Панахи! Я вас сразу узнал!»



За рулем действительно сам режиссер. «А я Омид, видеопрокатом занимаюсь, — радостно грохочет мужичонка с сумкой. — Без меня кино не будет! Вот вы смотрели „Полночь в ПарижеВуди Аллена?» Омид пересаживается вперед, и такси едет к его клиенту. Водила из Панахи не очень — он плохо знает город, но когда в машину вносят окровавленного велосипедиста и его рыдающую супругу, режиссер быстро мчит в больницу. Омид, как и зрители, гадает: «У вас все подстроено или вы просто так снимаете? Нет, точно подстроено, тот мужик, когда выходил, сказал последнюю фразу как у вас в „Багровом золоте“!» В это время сбитый пассажир решает умирать и просит записать на телефон завещание: «Жена, прекрати вопить, не слышно ничего будет!»



Панахи отдаст визитку жене, и она еще не раз позвонит ему, чтобы удостовериться в правильности номера. Омид прибудет к молодому человеку, который учится на режиссера и расскажет про знаменитого водителя. Парень прибежит в такси: «Что вы мне посоветуете из фильмов?» Джафар отбирает несколько дисков. «А как быть режиссером?» Тут сложнее. «Этого тебе никто не скажет, потому что начать — самое трудное», — отвечает Панахи. Меж тем Омид уже называет его своим напарником и предлагает долю в бизнесе: «Мы с тобой озолотимся!»

Но режиссер высаживает торговца дисками, чтобы забрать двух пожилых дам с золотыми рыбками в аквариуме. Эти понятия не имеют, кто их везет, им бы побыстрее к ручью, куда нужно выпустить рыбок: «Иначе мы с ней умрем!» Панахи чужды приметы и выдумки, и он пересаживает бабулек в другую машину. Ему же нужно забрать племянницу. Девочка, едва сев в машину, выдает: «Я своим одноклассникам сказала, что меня заберет дядя — крутой режиссер, а ты на чем приехал?»



Девочка тоже снимает кино. «Нас учат, что в фильмах не должно быть никакого грязного реализма, положительному герою нельзя носить галстук, а сам фильм должен быть прокатываемым». Последнее уже давно не светит проектам Панахи в Иране — да ему вообще запрещено снимать, и поэтому мы видим происходящее то с айфона, то с камер, установленных на приборной доске, то с дешевой мыльницы племянницы.

Одна из последних пассажирок — красивая дама, адвокат с букетом роз. Она отстранена от юридической работы, как и Панахи от кинематографа. «Ты же знаешь, как они это делают», — горько подытоживает женщина. Он знает. Поэтому у фильма нет титров. Как он попал на фестиваль? Это обыгрывается в последней сцене, но уж ее оставим за кадром.

Кино будет жить всегда. При любом режиме. Оно найдет путь к зрителю при любых запретах. Даже если вы не сможете его снимать и смотреть — кино все равно до вас доберется. Такое синефильское селфи, как его окрестил критик Питер Брэдшоу из The Guardian, пожалуй, самый лучший фильм Панахи за последние годы. И я понятия не имею, написан ли сценарий, или все ситуации случайны. Да это, на самом деле, и неважно.



«Королева пустыни», режиссер Вернер Херцог

В отличие от предыдущего фильма, этому уделять внимание не очень-то и хочется. Однако мы все ждали его, поэтому никак не обойдемся без херра Херцога.

Его фильм — история Гертруды Белл, английской аристократки, археолога и шпионки, влюбленной в культуру Востока и исследовавшей жизнь бедуинов после Первой мировой войны. Про Гертруду вы почитаете в Википедии (или в книгах — она этого достойна, и была прекрасной женщиной), но что нам показывает «Королева пустыни»?

Юная Гертруда (ох, как тут надо было взять актрису помоложе!) мается от скуки на балах в своем родовом поместье, пока отец не отправляет ее в британское посольство в Тегеране. Там она влюбляется в дипломата Генри Кадогана (должен был играть Джуд Лоу, но в кадре безумно вялый Джеймс Франко с прищуром), но отец категорически против их брака. Разбившись в ущелье, Кадоган разбивает сердце Гертруды, и она твердо решает посвятить свою жизнь исследованию Востока, выучить фарси, и познакомиться с шейхами.



Ее вторая любовь, британский подполковник Ричард Доти-Уайтли (Дэмиэн Льюис), человек женатый, но пылко влюбленный в Белл. С ним тоже ничего не получилось, так что Гертруда так и не вышла замуж. Зато она завоевала доверие бедуинов, играла важную роль в распаде Османской империи и образовании Ирака и помогла утвердиться Хашимитской династии на территории современной Иордании, а также в Ираке.

Т. Э. Лоуренс, он же Лоуренс Аравийский, которого у Херцога играет Роберт Паттинсон, присутствует на экране пять минут из двух часов. Если вы возмущались этим кастинговым решением, право, не стоит тратить нервы.

Первая половина фильма до того ужасная, что когда в кадре появляются верблюды и пустыня, на душе становится легче. Возможно, Херцог добивался ровно этого эффекта, хотя снимать верблюдов ему явно интереснее, чем все остальное. Впрочем, когда Николь Кидман входит в роль покорительницы барханов, она моментально оказывается на своем месте — смотреть одно удовольствие. Но к этому этапу многие зрители могут выбежать из зала, как это было сегодня.



Вернер Херцог утверждает, что не ставил задачей снять исторически точный фильм, а рассказать историю. Что ж, в фильме «Никому не нужна ночь» тоже масса исторических несовпадений и неточностей. Только там женщина во льдах, а здесь — женщина в песках. Фильм открытия и «Королева пустыни» должны идти в кинотеатре друг за другом — будет очень забавно.

Посмотрим, как Джеймс Франко сыграет у Вима Вендерса — с Херцогом у него явно не сложилось.

«45 лет», режиссер Эндрю Хэй

Кейт Мёрсер (Шарлотта Рэмплинг) в понедельник утром выведет погулять овчарку Макса, мило побеседует с почтальоном, и продолжит планировать субботнюю вечеринку, посвященную 45-летию ее брака с Джеффом (Том Кортни). Но вместе с почтой придет письмо, которое медленно перевернет ее спокойную и размеренную жизнь.

Где-то в швейцарских горах еще в 1962 году погибла Катя, возлюбленная Джеффа. И сейчас ее тело найдено. Джефф признается, что хотел бы полететь в Швейцарию, но на носу годовщина свадьбы. Кейт постепенно одолевает паранойя и ревность: призрак Кати как будто поселяется в доме и грозит разрушить их брак под конец жизни.



Действие рассказа, по которому снят фильм, развивалось в 90-х, и героям было уже хорошо за 80. Режиссер перенес действие в наше время и чуть омолодил пару — теперь им за 70. «Хотелось, чтобы они были современными, чтобы не было проблем выбора поколения Второй мировой, а стояла проблема выбора, который мы все делаем в жизни», — говорит Хэй.

И действительно, Джефф мог бы жениться на Кате, если бы та не умерла — о чем он говорит Кейт, когда та выпытывает у мужа правду. Героиня Рэмплинг за несколько дней из безмятежной пожилой леди превращается в несчастную женщину, решившую, что является заменой другой. Но так ли это на самом деле?

Очень спокойная картина, построенная на нюансах: вот она заглядывается на часы в витрине, думая приобрести мужу подарок, но вот ей уже совсем не хочется этого делать. Муж, только что переживший тяжелую болезнь, вдруг начинает курить и ведет себя как-то иначе. Вся жизнь, прожитая с Джеффом, кажется Кейт фальшивой. Все поездки — никудышными. Все время — потерянным.

Эндрю Хэй работал ассистентом режиссера в таких проектах, как «Гладиатор» и «Черный ястреб». Его прорывом в кино стала лента «Уик-энд», в которой ничто не предвещало «45 лет» — драмы о сожалениях, поздней ревности и последствиях выбора. Да и вообще о том, насколько хрупкими являются человеческие отношения: несмотря на 45 совместных лет жизни, все может рухнуть в один момент.

Третий день Берлинале начнется для меня конкурсной драмой «Вулкан Иксканул», а закончится драмой «Жизнь» Антона Корбейна. Между ними будет «Дневник горничной» с Леа Сейду, хоррор «Анжелика» с Дженой Мэлоун и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой.

Спасибо, что читаете и оставайтесь с нами!



PS Вышел третий номер журнала Screen, в котором уже есть оценки первых четырех конкурсных фильмов. Но мнение критиков, как мы помним, не всегда совпадает с мнением жюри.

  52 комментария 
Комментарии (52)

Новый комментарий...

  • 24

    kinovrs 7 февраля 2015, 01:01 пожаловаться

    #

    люблю Николь Кидман, но что-то в последние годы ей не везет с хорошими ролями…

    ответить

  • 1

    kissa82a 7 февраля 2015, 12:15 пожаловаться

    #

    Да, к сожалению после Холодной горы Николь снимается в средненьких фильмах… Очень жаль. Моя любимая актриса, со времен Бангкока, а конец девяностых и начало двухтысячных пик её карьеры и десяток шедевров… эххх…

    ответить

  • 1

    Sekundomer 8 февраля 2015, 02:20 пожаловаться

    #

    Очень жду «Чужую страну» говорят там она рвет и мечет))

    Но и такие роли как в «Возмездие» и «Принцесса Монако» мне понравились, да не сногсшибательно но вполне очень даже достойно и красиво. В первом достойно держит эмоцию, а во втором крупным планом хорошо играет.

    Надо признать, что ей 47 лет и в эти года актрисы уже не так востребованы. Уже не будет мега-мега мэйнстрима, да и не нужны уже. Есть вещи взрослее и серьезнее, и в какой-то степени красивее.

    ответить

  • lofofora 2 октября 2015, 02:41 пожаловаться

    #

    То-то и обидно, что для неё ролей до сих пор не жалеют — несмотря на возраст. Другие известные актрисы в её возрасте такого изобилия не имеют. И что удивительно, даже сплошные провалы в прокате не останавливают от дачи ей ролей в крупных проектах!! Не пойму, чем продюсеры думают.

    ответить

  • 8

    Mark Amir 7 февраля 2015, 01:02 пожаловаться

    #

    У Кидман уже второй промах с «биографическими» ролями, совсем недавно была «Принцесса Монако», воспринятая многими критиками без какого-либо воодушевления.

    ответить

  • 8

    nelegus 7 февраля 2015, 05:03 пожаловаться

    #

    неудавшиеся актеры, режиссеры, сценаристы — становятся критиками))

    ответить

  • 4

    Victror ZoRg 7 февраля 2015, 01:04 пожаловаться

    #

    Да, в последние годы у Херцога что-то не очень получается. Пока опасения подтверждаются, хотя до просмотра надежда еще остается.)

    ответить

  • 1

    Ольга Царёва 7 февраля 2015, 11:44 пожаловаться

    #

    А что не получается у Херцога? Два предыдущих фильма были шедеврами. Не факт, что это фильм не шедевр. Критика никогда за всю его долгую творческую жизнь не была к нему благосклонна, разве что в редких случаях, когда просто невозможно было не хвалить.

    ответить

  • 3

    Mister white 7 февраля 2015, 12:21 пожаловаться

    #

    А что Херцог прям супер хороший режисёр ? Просто я смотрел всего один его фильм, Спасительный рассвет с Бэйлом, фильм мне понравился но не скажу что он прям очень хороший.

    ответить

  • 4

    antonrai 7 февраля 2015, 10:24 пожаловаться

    #

    «фильм должен быть прокатываемым» — прям мантра для продюсеров:)

    ответить

  • Ольга Царёва 7 февраля 2015, 11:47 пожаловаться

    #

    Да… я так себе примерно и представляла. Критика как обычно будет гнобить Херцога просто за то, что он Херцог, ставя ему в вину даже его фирменные приемы. Примерно то же самое будет скорее всего и с Питером Гринуэеем.

    ответить

  • 3

    Cinema-Arts 7 февраля 2015, 12:44 пожаловаться

    #

    Просто хочется сказать спасибо Джафару Панахи за то, что такие люди как он, есть в Кино!

    ответить

  • Daniyar Dark Knight 7 февраля 2015, 12:56 пожаловаться

    #

    Вернер Херцог, Джеймс Франко, Николь Кидман… Неужели не получилось? Обидно.

    ответить

  • Миша-35 7 февраля 2015, 14:24 пожаловаться

    #

    Фильм про Кидман в пустыне посмотрю. Уважаю ее как актрису, у нее немало замечательных работ в кино, хотя «Принцесса Монако» меня очень сильно разочаровала.
    Паттинсоном возмущаться буду. Во-первых, зачем вообще был нужен Лоуренс на пять минут? А во-вторых Роберту, хотя он в последнее время растет как актер, до светлой памяти Питера О«Тула еще очень далеко, и смотрится он на его фоне пока неубедительно.

    ответить

  • Миша-35 7 февраля 2015, 14:26 пожаловаться

    #

    Фильм про Кидман в пустыне посмотрю. Уважаю ее как актрису, у нее немало замечательных работ в кино, хотя «Принцесса Монако» меня очень сильно разочаровала.
    Паттинсоном возмущаться буду. Во-первых, зачем вообще был нужен Лоуренс на пять минут? А во-вторых, Роберту, хотя он в последнее время растет как актер, до светлой памяти Питера О«Тула еще очень далеко, и смотрится он на его фоне пока неубедительно.

    ответить

  • 2

    nicolas 13 7 февраля 2015, 14:29 пожаловаться

    #

    … должен был играть Джуд Лоу, но в кадре безумно вялый Джеймс Франко с прищуром…
    А он разве не в каждом фильме такой — безумно вялый ??!! Одно и тоже выражение лица практически на всех фото из фильмов с его участием. Так же и церемонию Оскара провёл в свое время- безумно вяло.
    По-моему один из самых переоцененных актеров нашего времени.

    ответить

  • 3

    eliss1 7 февраля 2015, 18:58 пожаловаться

    #

    Если хотите увидеть бодрого и энергичного Франко, смотрите «Интервью». Но там уже — перебор с энергией — выражение его лица стремительно меняется на протяжении нескольких секунд. Жуткие кривляния.

    ответить

  • 2

    JACKIEBROWN 7 февраля 2015, 14:57 пожаловаться

    #

    TANYA, SPASIBO/GRACIAS/THANX!!!

    ответить

  • Всегда пожалуйста)

    ответить

  • 1

    OLKosto 8 февраля 2015, 22:23 пожаловаться

    #

    Енот, Годзилла и Грут! АААа! Это божественно!

    ответить

  • Whisper-[AN] 8 февраля 2015, 16:19 пожаловаться

    #

    >> кино все равно до вас доберется

    До нас-то доберётся, но если смотреть в целом, то «у нас» и без него не убудет. Важно, чтобы и иранцы (в данном случае) от него изолированы не были.

    ответить

 
Добавить комментарий...