Берлинале
 



добавить в:
Берлин: Небольшой экскурс в историю

05.02.2015 14:23 • 26 комментариев

Пока звезды только готовятся к открытию 65-го Берлинского кинофестиваля, давайте немного посмотрим на истоки Берлинале — одного из старейших и главных европейских киносмотров.

Интересно, что Берлинский фестиваль, считаясь самым политизированным, начинался отнюдь не как политическое мероприятие. Напомню, что Венецианский фестиваль основали в 1932 году для пропаганды режима Муссолини, а Каннский стал демократическим ответом. При этом Берлинале, созданный в 1951-м, своей основной задачей ставил напомнить зрителям о культурной роли города.

Первый Берлинский фестиваль открылся картиной Альфреда Хичкока «Ребекка». Представляла его звезда фильма Джоан Фонтейн.



Именно тогда, на самом первом Берлинале приз зрительских симпатий получила анимационная лента студии Disney «Золушка» — поэтому премьера современной киноверсии также пройдет в столице Германии.



Новый фестиваль вызвал настороженное внимание Венеции и Канна, уже укрепивших свои позиции главных европейских киносмотров. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) запретила Берлину выдавать награды, основываясь на решении жюри. Иными словами, Берлин мог распрощаться с конкурсом — эта привилегия оставалась исключительно для Венеции и Канна. Основатели Берлинале нашли подход к FIAPF через ее немецкого представителя, доктора Гюнтера Шварца. Благодаря ему, второй фестиваль в Берлине все-таки продолжил конкурсную программу.

Не обошлось, правда, без скандала. В отборочном комитете образовался раскол из-за фильма Орсона Уэллса «Отелло». Дело в том, что Уэллс пару лет назад довольно нелицеприятно высказался о ситуации в пост-военной Германии, из-за чего некоторые члены отборочной комиссии не хотели видеть фильм в Берлине. Однако в итоге картину пригласили, послав приглашение Уэллсу, но режиссер отклонил его. Премьера «Отелло» прошла на Каннском фестивале, где драма получила Гран-при жюри.



Вскоре фестиваль, работавший в поделенном на две части Берлине, стал своеобразным зеркалом, отражающим события в Европе и во всем мире. Кинематограф уживался с политическими дебатами. Берлинале также стал одной из самых крупных площадок документального кино — оно и по сей день прекрасно представлено, хоть и не получает освещения, которого хотелось бы.

В отличие от своих старших братьев, Венеции и Канна, Берлин является самым демократичным фестивалем. Простой зритель не сможет попасть на показы Каннского киносмотра, с большим трудом протиснется на премьеры на острове Лидо, главной венецианской площадки, но в Берлине зрители наравне с прессой смотрят все фестивальные новинки. Могу добавить, что билеты на конкурсные фильмы до 7 февраля уже распроданы — здесь занимают очереди за ночь до открытия касс.



Сейчас уже почти забыли, что кинематограф французской «новой волны» получил признание в Берлине. «Кузены» Клода Шаброля получили «Золотого медведя» в 1959 году. «На последнем дыхании» обеспечило Жан-Люку Годару «Серебряного медведя» за режиссуру в 1960-м, год спустя в активах режиссера оказалось еще два серебряных мишки — за мелодраму «Женщина есть женщина». В 1965-м лента Годара «Альфавиль» получила главный приз Берлинале — «Золотого медведя».



Свою единственную «золотую» фестивальную награду Ингмар Бергман получил в Берлине — за «Земляничную поляну». Отметим, что председателем жюри в тот год был режиссер Фрэнк Капра. Здесь же, в Берлине первым «золотом» одарили Микеланджело Антониони — «Ночь» получила главную премию Берлинале в 1961 году.



Да, мэйнстрим нельзя назвать главным направлением Берлинале — фестиваль ориентируется как на авторское кино признанных мэтров, так и на социальные высказывания молодых кинематографистов. Но программный директор Берлинале Дитер Косслик знает: сейчас внимание к фестивалю нужно привлекать не только фильмами, но и громкими звездными именами. Поэтому среди серьезных конкурсных фильмов Берлин всегда найдет место премьерам коммерческих картин.

В этом году самыми громкими премьерами станут: «Золушка» Кеннета Браны, «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон, «Все будет хорошо» Вима Вендерса (этот фильм режиссер снял в 3D, как и документальную ленту «Пина»), «Рыцарь кубков» Терренса Малика, «Мистер Холмс» Билла Кондона, «Под электрическими облаками» Алексея Германа мл., «Женщина в золотом» Саймона Кёртиса, «Жизнь» Антона Корбейна. Все это лишь вершина айсберга под названием «Берлинский кинофестиваль». Он еще не раз удивит нас.
  26 комментариев 
Комментарии (26)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...