Warner Bros., для которой 2022 год был трудным, готовит новые фильмы по вселенной «Властелина колец». Конгломерат вместе с New Line Cinema заключил сделку с компанией Embracer Group и ее подразделением Middle-earth Enterprises, которым принадлежат права на фильмы, игры, постановки и мерч по «Властелину колец» и «Хоббиту». Мы попробовали разобраться в деталях сделки, а еще пофантазировали, какие экранизации Толкина мы могли бы увидеть (но это вряд ли).
Что подразумевает сделка?
Важный нюанс: в сделку не входят права на другие произведения Толкина (например, «Сильмариллион»). Они принадлежат организации Tolkien Estate, которой после смерти Кристофера Толкина управляют невестка писателя Бейли Толкин и внук Майкл Джордж Толкин. Иными словами, Warner Bros. может экранизировать события, произошедшие в Третью эпоху Средиземья — именно тогда разворачивается действие «Властелина колец» с «Хоббитом». Amazon, выпустившая в прошлом году сериал «Кольца власти», обладает правами на экранизацию событий Второй эпохи.
Соглашение имеет плюсы: героями новых фильмов могут стать узнаваемые персонажи — например, Арагорн или Леголас с Гимли. На их роли могут вернуться любимые многими Вигго Мортенсен и Орландо Блум (официально, впрочем, ни о чем таком не заявляли). Однако обе истории, действие которых происходит в Третью эпоху, уже экранизированы Джексоном, рассказать в старых декорациях нечто новое будет довольно сложно. Скорее всего, продюсеры попробуют найти компромисс — снимут кино с участием старых героев в знакомых локациях, но по собственному сценарию (что и произошло с «Кольцами власти»). К работе хотят привлечь автора трилогий Питера Джексона и сценаристку «Властелина колец» Филиппу Бойенс.
Заступить на территорию Второй и тем более Первой эпохи у Warner не выйдет: купленные права этого не подразумевают. А учитывая, что Вторая и Третья эпохи Средиземья все-таки не так далеко друг от друга, возможны неприятные столкновения и конфликты с Amazon — у той в сериале фигурируют и Галадриэль, и Элронд, и Саурон. Если фантазировать, то корпорации могут решить откалибровать свои франшизы так, чтобы в них не было кощунственных несоответствий, и это станет достижением как коммерции, так и культуры.
Что теоретически может экранизировать Warner?
Никаких подробностей того, чему посвящены будущие фильмы, нет. Однако можно не сомневаться: планы у Warner большие. Исходя из того, что известно о Третьей эпохе, можно выделить направления, которые заслуживают внимания боссов студии.
История Тома Бомбадила
Номер один в вишлисте всех, кого не устроила кинотрилогия о Фродо и кольце, — сюжет про веселого бородача, живущего в лесу вместе со своей женой Золотинкой и разговаривающего стихами. В «Братстве кольца» Толкина он спасает хоббитов, попавших в беду, а вот в экранизации Джексона, увы, отсутствует.
Бомбадил — один из самых загадочных обитателей Средиземья. Он единственный из всех персонажей имеет иммунитет перед силой Кольца Всевластья. Надев его, Том не становится невидимым и не испытывает никакого искушения. Кто он на самом деле — неизвестно. Толкин лишь уточнял, что Бомбадилу чужды присущие людям страсти, он не ведает страха и не хочет подчинять себе других.
Происхождение Тома неясно, известно лишь, что он бессмертен и появился на свет задолго до деревьев Средиземья. Бомбадил предстает как персонаж, наделенный могуществом, и на совете в Ривенделле даже предлагают отдать ему кольцо. Гэндальф, однако, отвергает этот план.
Появление Бомбадила в новой экранизации стало бы настоящим подарком для фанатов, да и простор для творчества тут большой, ведь о нем неизвестно практически ничего. С другой стороны, отдельная история о Бомбадиле представляется маловероятной, ведь в этом случае действие всего фильма, посвященного бытовым заботам Тома, будет разворачиваться только в Старом лесу.
Прошлое Арагорна и управление Гондором
Учитывая, что Арагорн остается одним из самых популярных толкиновских персонажей, который появляется в оригинальной трилогии Джексона и мультфильме Ральфа Бакши (фан-сервисное упоминание в «Хоббите» не в счет), расширение его истории — логичный шаг.
Этот может быть приквел «Властелина колец», посвященный молодости и прошлому Следопыта. Чего стоит одна поимка Голлума для Гэндальфа, о которой в книгах говорится вскользь. Эту тему уже пытались развивать фанаты: в 2009 году вышел короткометражный фильм «Охота за Голлумом» — фан-проект, снятый британскими энтузиастами за 3 000 фунтов стерлингов. Не то чтобы это можно было считать однозначным аргументом за съемки приквела, однако интерес толкинистов к молодости героя очевиден.
Другой вариант — жизнь Арагорна (а значит, и других членов Братства кольца) после победы над Сауроном. Важно, что действие подобного фильма будет происходить уже не в Третьей, а в Четвертой эпохе, которая началась сразу после того, как Арагорн стал королем — он взошел на престол Гондора в 3019 году Третьей эпохи под именем Арагорн II Элессар. Его правление было мирным, однако известен как минимум один военный конфликт — походы вместе с рохиррим против истерлингов и харадрим (народов Средиземья, ранее воевавших на стороне Саурона). Гипотетический фильм об этой войне вернул бы сразу двух актеров — Мортенсена и звезду «Пацанов» Карла Урбана, который у Джексона играл Эомера. А Лив Тайлер вновь могла бы исполнить роль ставшей королевой Арвен. Разумеется, только в том случае, если Warner вообще решит возвращаться к джексоновскому касту.
Гимли и Леголас, кстати, в этом случае тоже могли бы появиться. Они находились в Средиземье до смерти Арагорна в 120 году Четвертой эпохи. И лишь потом уплыли в Валинор — Бессмертные Земли, где уже находились Фродо, Гэндальф, Бильбо, Элронд и Галадриэль.
Приквел о Гэндальфе
Гэндальф был одним из Истари — майар, которых Валар отправили в Средиземье в облике мудрых старцев на борьбу с Сауроном. С Бильбо и Торином Дубощитом он познакомился только в 2941 году Третьей эпохи, а прибыл в Средиземье почти за 2000 лет до этого, в 1000 году.
Все это время Гэндальф следил за порядком в Средиземье, изучал его жизнь, знакомился с эльфийскими владыками, участвовал в создании Белого Совета и следил за Некромантом (то есть Сауроном), укреплявшимся в крепости Дол-Гулдур. Потенциальные персонажи в подобной картине, помимо Гэндальфа — Радагаст Бурый, Саруман Белый, Галадриэль, Элронд, Король-чародей Ангмара (он же главный из назгул) и сам Саурон.
Для экранизации почва благодатная, но вопросы вызывает кастинг. Сэру Иэну Маккеллену в мае исполнится 84, а Кристофер Ли, ранее игравший Сарумана, умер в 2015 году.
Какие истории не вошли в сделку, но мы хотели бы их увидеть?
У Warner — Третья эпоха, у Amazon — Вторая, а вот Первая эпоха, права на которую принадлежат Tolkien Estate, пока на экран, к сожалению, не попадала. А зря! Именно в этот период происходят одни из самых интересных событий легендариума.
Отношения Берен и Лютиэн
Первая из трех великих историй Первой эпохи. О любви этих героев упоминали в «Сильмариллионе» и «Книге утраченных сказаний», о ней говорят герои «Властелина колец», а в 2017 году она была издана отдельно под редактурой Кристофера Толкина, сына Профессора.
Человек по имени Берен, сын Барахира, влюбляется в бессмертную эльфийскую принцессу Лютиэн Тинувиэль, а та отвечает ему взаимностью. Однако ее отец, король эльфов Тингол, не хочет просто так отдавать бессмертную дочь за смертного человека. Он ставит Берену условие: герой должен добыть Сильмариль — драгоценный камень и ценнейшую эльфийскую реликвию, украденную когда-то врагом эльфов и всего живого Морготом.
Любовная история Берена и Лютиэн развивалась за тысячи лет до того, как почти то же самое произошло с Арвен и Арагорном. Последний, кстати, эту историю прекрасно знал, цитировал, а себя ассоциировал с Береном. Основана она, к слову, на жизни самого Джона Толкина. Как известно, на могиле Профессора написано «Берен», а на могиле его жены Эдит — «Лютиэн». Сцена, в которой Берен впервые видит Лютиэн, танцующую в лесу, и вовсе произошла на самом деле: однажды Толкин любовался, как Эдит танцует для него в лесах Йоркшира. У Профессора и его супруги, как и у Берена с Лютиэн, тоже существовало препятствие на пути к браку — различия в вероисповедании. Эдит сначала не вполне уживалась с католиком Толкином, потому что сама принадлежала к англиканской церкви, но впоследствии перешла в католичество.
«Дети Хурина»
«Дети Хурина» — вторая из трех великих историй Сильмариллиона. Толкин начал писать «Детей Хурина» еще в 26 лет, но так и не успел закончить при жизни. Его черновики слегка переработал и издал главный редактор Профессора, его сын Кристофер.
Моргот, ключевой антагонист легендариума, накладывает проклятие на Хурина Талиона — человека, великого воина и героя Первой эпохи. Причиной тому — отказ Хурина выдать Темному властелину местоположение Гондолина, тайного города эльфов. Вместе с Хурином под действие проклятия попадают его жена Морвен, сестра Урвен, а также дети — Турин Турамбар и его сестра Ниэнор.
Основной сюжетной линией «Детей Хурина» становится жизнь Турина: здесь и смерть близких, и нескончаемая борьба с Морготом, и инцест с сестрой, и самоубийство. Жизнеописание Турина и его родственников — одна из самых трагичных легенд в мире Профессора, по накалу сравнимая с «Песнью о Нибелунгах» (и во многом основанная на ней). Недаром Турин напоминает Зигфрида: главным его подвигом становится убийство дракона Глаурунга — созданного Морготом огнедышащего бескрылого монстра, предполагаемого предка всех остальных драконов.
«Падение Гондолина»
Эльфийский город Гондолин выше уже упоминался как причина, по которой Моргот проклял Хурина. Однако ему в легендариуме посвящена отдельная книга — «Падение Гондолина», третья из великих историй Первой эпохи.
Местоположение города все-таки выдают Морготу. Это делает Маэглин — предатель, единственный из всех эльфов добровольно принявший сторону Темного владыки, а также племянник короля Гондолина — Тургона. Орки берут Маэглина в плен, и Моргот ломает его дух разными способами: запугивает пытками и обещает в случае своей победы даровать Маэглину власть над Гондолином. Он также сулит эльфу руку принцессы Идриль — дочери Тургона и кузины Маэглина, брак с которой невозможен из-за столь близкого родства.
История Моргота
Моргот, о котором много говорится в предыдущих трех сюжетах, — центральное зло Средиземья задолго до Саурона. Он стал толкиновской версией Люцифера. Изначально Моргот был одним из Айнур, первых созданий верховного божества Эру Илуватара.
Как и Люцифер, Мелькор (прежнее имя Моргота) оказался непокорным, гордым и завистливым. Он много времени проводил в одиночестве, не был привязан к другим Айнур, желал возвеличить себя и дать жизнь собственным творениям в отрыве от Эру. Мелькор внес дисгармонию в Музыку Айнур — песнь, создавшую мир. Эру разгневался и прекратил Музыку, а Мелькор устыдился и озлобился на своего создателя. Многие Айнур сошли в сотворенный ими земной мир — Арду — и стали Валар, телесными воплощениями ангелоподобных существ. Пришел в Арду и Мелькор, благодаря которому в мире появились холод и жар. Валар хотели обустроить Арду, для того чтобы в ней жили эльфы и люди. Мелькор же хотел подчинить их и властвовать над ними. Валар объявили войну Мелькору, на их сторону позже встали эльфы, из всех земных существ наиболее близкие к благодати Эру. Эльфы дали Мелькору новое имя — Моргот Бауглир, что на наречии синдарин означает «черный враг».
Порождениями Моргота стали многочисленные чудовища: огненные балроги, драконы, орки. На его сторону встали и некоторые майар — тоже божественные существа, но рангом ниже Валар. Одними из майар, примкнувших к Морготу, были Майрон (впоследствии известный как Саурон), повелитель балрогов Готмог и вечно голодная паучиха Унголиант, мать Шелоб из «Властелина колец».
Однако, наплодив множество своих приспешников, Моргот стал гораздо слабее, чем был на заре времен. Финальной войной с Морготом стала Война Гнева, произошедшая в конце Первой эпохи. По итогам этой войны Моргот был повержен. Его физическое тело казнили, а развоплощенный дух изгнали за пределы Арды, во Внешнюю пустоту. В Арде, однако, остался главный слуга Моргота, Саурон.
После падения Саурона зло не ушло навеки. Согласно пророчеству, однажды Моргот найдет способ вернуться в Арду, уничтожит Солнце и Луну, а на полях Валинора начнется Последняя Битва — Дагор Дагорат. Это событие, знаменующее собой конец Арды, во многом списано Толкином со скандинавского Рагнарёка. С Морготом вновь сразятся его старые противники: вала Тулгас, майа Эонвэ и Турин Турамбар. Именно Турин, мстя за детей Хурина, вонзит в сердце Моргота меч и убьет его. Разрушенная земля будет переделана Валар, и зазвучит Вторая Музыка Айнур, из которой возникнет новый мир.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Федя Шейд
Иллюстрация: Александр Коротич / Wikimedia Commons