Цирк со слонами: Зачем Disney переcнимает собственную мультклассику

Обсудить0

В ближайшие месяцы нас ждет целая серия игровых ремейков диснеевской классики. Сейчас идет «Дамбо», в мае — «Аладдин», в июле — «Король Лев». Почему студия, которая десятилетиями просто выпускала свои мультфильмы в повторный прокат, сменила стратегию?

Судя по цифрам бокс-офиса, студия Disney уже победила всех, но не собирается останавливаться. При этом идеи для ее мегапроектов заканчиваются, а одними «Звездными войнами» и супергероями Marvel график релизов не заполнишь. И вот набирает обороты новая тенденция: «мышиная корпорация» переделывает свои же классические мультфильмы в игровое кино.

«Король Лев»«Король Лев»

Стратегия была опробована на беспроигрышных сюжетах из классических сказок — на «Малефисенте» (вариация «Спящей красавицы»), «Золушке», «Книге джунглей» и «Красавице и чудовище». Эксперимент оказался удачным, так что в этом году студия выпускает еще три игровых ремейка («Дамбо», «Аладдин» и «Король Лев»), а также продолжение «Малефисенты». В работе «Мулан» и «Леди и Бродяга», в планах — «Пиноккио», «Стервелла» (о злодейке из «101 далматинца»), «Горбун из Нотр-Дама», «Питер Пэн» и «Меч в камне». В общем, где-то до середины 2020-х на студии будет чем заняться.

«Спящая красавица» 1958 и «Малефисента» 2014«Спящая красавица» 1958 и «Малефисента» 2014

Сам Уолт Дисней хорошо понимал: в том, что его фильмы предназначены для детей, есть большое коммерческое преимущество. В золотую эру студии полнометражные хиты повторно выпускали в прокат с промежутком примерно в семь лет. За это время успевало подрасти новое поколение юных зрителей, зато сами фильмы не старели и не становились хуже. Потом это правило перенесли на домашнее видео, оно перестанет соблюдаться соблюдаться только с появлением стриминговых сервисов — а скоро все наследие студии будет всегда доступно на Disney+, собственном стриминге компании. Что сам Дисней не любил, так это сиквелы и ремейки.

«Три поросенка»«Три поросенка»

Короткометражные «Три поросенка» 1933 года принесли студии в десять раз больше своего бюджета, но несколько продолжений публика приняла без особенного энтузиазма. «Нельзя превзойти поросят поросятами», — решил продюсер и с тех пор делал ставку на новые сюжеты. Во всяком случае, в полнометражном кино. За «Дамбо» не последовал «Дамбо 2», «Белоснежка» не превратилась в трилогию. Только в 1990-е студия нарушила этот принцип, сделав несколько продолжений к своим блокбастерам — «Королю Льву», «Аладдину», «Красавице и чудовищу», — но все они вышли сразу на видео, и вряд ли сейчас кто-то вспоминает и пересматривает «Возвращение Джафара» или «Волшебный мир Белль».

«Возвращение Джафара»«Возвращение Джафара»

Однако Голливуд слишком изменился с 1940-х. Еще 30 лет назад могло показаться, что выдержать натиск телевидения и видео и сохранить публику в кинотеатрах можно только при помощи новых историй. Во всяком случае, так рассуждал Джеффри Катценберг, возглавлявший Disney в 1991 году. «Люди не хотят смотреть то, что они уже видели», — писал он в служебной записке для менеджеров студии. Катценберг настаивал на том, чтобы искать свежие идеи и «расширять границы воображения». Жизнь показала, что продюсер ошибался. В 2000-е стало ясно: люди хотят смотреть именно то, что они уже видели, и со временем рейтинги кассовых сборов стали полностью состоять из сиквелов, экранизаций, ремейков и ребутов. Любой проект, не основанный на заведомо популярном предшественнике (на «интеллектуальной собственности», как говорят в Голливуде), считается теперь большим риском, и статистика бокс-офиса показывает, что не зря. Именно Disney возглавила этот процесс бесконечной переупаковки. Ей принадлежат три самых кассовых релиза прошлого года в американском прокате: «Черная Пантера», «Мстители: Война бесконечности» и «Суперсемейка 2». То есть два фильма из разветвленной вселенной комиксов Marvel и один сиквел.

«Мстители: Война бесконечности»«Мстители: Война бесконечности»

Логично, что теперь Disney в поисках вдохновения взялась за обширный каталог своих же старых шлягеров. Сюжеты «Красавицы и чудовища» или «Книги джунглей» проверены на многих поколениях детей, так что юные зрители разочарованы точно не будут. А их родители да и другие взрослые пойдут на фильмы из ностальгических соображений. Тот, кто в детстве плакал на «Короле Льве», захочет еще раз повторить этот опыт. Технологии CGI и motion capture дадут такому зрителю ощущение новизны. На знакомом нам Симбе из мультика нельзя было разглядеть шерстинки, а в версии режиссера Джона Фавро он почти как живой. Это обычный для современных мейджоров стиль мышления — ставка на знакомые образы, чтобы зритель был уверен в том, на что идет, и передовые технологии, а также участие звезд и массированная реклама почти исключают возможность провала.

«Король Лев»«Король Лев»

Главный вопрос к ремейкам и прежде всего к «Королю Льву»: что еще нового предложит Disney, кроме технологий? Первый тизер чуть ли не покадрово воспроизводит сцену из оригинала, и у многих появилось опасение, что и весь фильм будет устроен так же, как старая песня о главном в новой аранжировке. Может показаться, что поэтому студия так настаивает на том, что новый «Король» — это игровой фильм (ведь, дескать, рисованные персонажи сделаны при помощи живых актеров через motion capture). Если назвать его анимационным, то получится, что и то мультик, и это мультик, то есть 25 лет спустя студия просто перерисовала классику. Упор на статус игрового кино как будто придает ремейку совершенно новое качество.

«Король Лев» 1994 и «Король Лев» 2019«Король Лев» 1994 и «Король Лев» 2019

Перед глазами пример «Книги джунглей» того же Фавро, где мастера компьютерной графики превзошли сами себя, но сценаристы не предложили новой трактовки сюжета. Повторением пройденного выглядела и «Красавица и чудовище» с Эммой Уотсон. Вряд ли кто-то из публики был разочарован этими фильмами, и оба собрали в прокате все деньги мира (1,26 миллиарда у «Красавицы и чудовища», 966 миллионов у «Книги джунглей»). Но все же они оставляют впечатление парада технологических достижений, содержанием которого авторы всерьез не озадачились.

«Красавица и чудовище» 1991 и «Красавица и чудовище» 2017«Красавица и чудовище» 1991 и «Красавица и чудовище» 2017

Другое дело — «Золушка». Сценарист Крис Вайц и режиссер Кеннет Брана поняли, что слегка упрощенные отношения между нарисованными персонажами выглядят естественно, но такая схематичная драматургия плохо работает в игровом кино. Поэтому они сделали характеры героев своего ремейка более глубокими, а эмоции — более тонкими.

А авторы «Дамбо», переписав историю из 1941 года, постарались придать ей современный политический пафос — тут и зоозащита, и феминизм, и борьба с корпорациями (которая, заметим, выглядит немного странно под логотипом компании с капитализацией в 200 миллиардов долларов). Жаль только, что при этом среди персонажей нет ни одного интересного: сюжет вроде придумали заново, но каждого из этих героев мы как будто уже видели не раз.

Главная надежда — именно на то, что в предстоящих ремейках будут не только известные сюжеты, но и их развитие, а также авторская индивидуальность, которая могла бы сделать эти фильмы менее гладкими и более интересными. На последнее надежды мало. Не совсем ясно, зачем в «Дамбо» был нужен Тим Бертон, который дал фильму отдельные черты своего стиля и нанял любимых артистов — все равно это оказалось утоплено в типичной диснеевской патоке. А что касается новаций в сюжетах и образах, то студия опасается слишком радикальных решений. Почему — видно по реакции на трейлеры нового «Аладдина»: у комментаторов в соцсетях фильм вызывает необъяснимую враждебность, и любые отступления от канонических образов провоцируют волны гнева. Поводы для критики: Джафар слишком молодой и красивый, у Жасмин неправильный наряд, Уилл Смит не Робин Уильямс.

Студии приходится учитывать, что у ее сюжетов уже есть армия непримиримых фанатов, которые хотят, чтобы все было как при дедушке. Не разозлить их чрезмерными новациями и одновременно сделать так, чтобы в свежей версии был какой-то новый смысл, — задача почти нерешаемая.

Смотрите также

Актеры «Дамбо» — о новом цирке Тима Бёртона

27 марта

Хроника кинозверства: От мертвого слона до неживого льва

27 января

Мех и латекс: Животные в супергеройском кино

12 марта

Расплескалась синева: Как интернет отреагировал на нового «Аладдина»

20 декабря 2018

Главное сегодня

Lux Aeterna Гаспара Ноэ: Эпилептический экстаз на съемочной площадке

Вчера

Энциклопедия секса, пыток и интриг: Как «Игра престолов» изменила мир

Вчера

«Тайная жизнь» Терренса Малика: Бунт против войны за Гитлера

Вчера

«Лучшие годы жизни» Лелуша: Мужчина и женщина 50 лет спустя

Вчера

«Слишком стар, чтобы умереть молодым»: Сериал-медитация Николаса Виндинга Рефна

18 мая

Тест: Персонаж «Игры престолов» или «Русичей»?

18 мая

Что смотреть в кино: «Джон Уик 3», «Детектив Пикачу» и «Королева сердец»

18 мая
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт