Юбилеи 2019 года: От «Аватара» до «Третьего человека»

Обсудить0

Великие фильмы, которые мы будем вспоминать и о которых будем писать в наступившем году.

«Разговор» — 45 лет

7 апреля

Сумрачный и тихий шедевр Копполы, в эпоху расцвета политических триллеров уловившего параноидальный дух времени. Профессиональному слухачу в исполнении Джина Хэкмена кажется, что в своей рутинной работе он услышал нечто страшное. Кажется ли?

«Разговор» — своеобразный ответ «Фотоувеличению» Микеланджело Антониони. Коппола за год или два до создания своей картины видел «Фотоувеличение» и решил соединить его идею с актуальной в то время темой промышленного и политического шпионажа («Уотергейт» случился в 1972-м). Нарочито будничная, сухая манера съемки на мгновение прерывается эпизодом-сном: туман, тревожное, странное состояние, голубой свет, напоминающий картины сюрреалиста Поля Дельво — все это как нельзя лучше передает состояние и ощущение мира на грани.

Любимый фильм и самого Копполы, и Хэкмена, который специально для роли научился играть на саксофоне. Чтобы создать образ персонажа, актера чуть состарили — придумали ему потрепанную одежду, неподходящие очки и унылые усы. Копполе нужно было, чтобы тот выглядел как можно более скучным и неприметным. В фильме также появляется Харрисон Форд в одной из своих первых заметных ролей.

«Газовый свет» — 75 лет

4 мая

Типичный и нетипичный нуар Джорджа Кьюкора по пьесе Патрика Хамилтона (из его же произведения родилась, например, «Веревка» Альфреда Хичкока) в декорациях викторианской Англии конца XIX века: стук копыт, мерцающие газовые лампы, напряженная игра света и тени, лондонский туман. Фильм невероятно актуален сегодня. Именно из произведения Хамилтона к нам пришло модное ныне слово «газлайтинг», то есть форма психологического насилия, задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия действительности. Главный герой (Шарль Буайе) по вполне меркантильным причинам пытается свести с ума свою молодую впечатлительную жену (Ингрид Бергман). В одной из первых же сцен он дарит ей красивую брошь и тут же одергивает: «Подожди, можешь потерять. (Шутливо-ласково.) Ну, ты же всегда все теряешь». На что она может только (нервно) засмеяться. Дальше, разумеется, больше.

Обязательно стоит посмотреть и предыдущий вариант экранизации пьесы — столь же мощный и выразительный «Газовый свет» Торолда Дикинсона 1940 года с поистине демоническим Антоном Уолбруком в роли мучителя, который одной только бровью может сыграть больше, чем любой современный актер. Считается, что студия MGM, заинтересованная в раскрутке собственного фильма, постаралась уничтожить все негативы британского. К счастью, выжила единственная копия, которую спрятал у себя дома режиссер.

«Малхолланд Драйв» — 18 лет

16 мая

«Малхолланд Драйв» называют то лучшим фильмом Линча, то лучшей картиной десятилетия. В любом случае, это один из важнейших фильмов для целого поколения — а потому не грех отпраздновать и его, так сказать, совершеннолетие. Линч создал особенное зазеркалье Голливуда, в котором безымянная брюнетка, заглянув в зеркало, берет себе имя звезды 1940-х Риты Хэйворт. В «Малхолланд Драйв» особенно наглядно явлено умение режиссера-визионера генерировать насыщенные, тревожные, сюрреалистические образы. Однажды побывав на шоссе Малхолланд, невозможно забыть женщину, автомобильной аварией словно превращенную в разбитую фарфоровую куклу, клуб «Силенсио», маленькую синюю коробочку (что в ней? узнаем ли мы когда-нибудь?) или Того-Кто Прячется-За-Углом обычного дайнера.

«Гарри Поттер и узник Азкабана» — 15 лет

23 мая

Забудьте марципановый, игрушечный мир «Философского камня» и «Тайной комнаты». Для создания третьей части фэнтезийного эпика продюсеры осмелились пригласить в режиссерское кресло мексиканца Альфонсо Куарона, известного своей провокационной лентой «И твою маму тоже» (2001). Куарон снял лучшую, по мнению многих, часть поттерианы (подробнее об этом — в нашем видеоэссе). Вскоре киносериал накроет тягучей темной волной однообразной режиссуры Дэвида Йейтса).

А Куарон расцветил волшебный мир Роулинг собственными фантазиями, сняв кино сердитое и энергичное, ритмичное и цельное. Дети одеты в непривычные в мире волшебства обычные джинсы и толстовки, их школьная форма выглядит неряшливо. Случайный волшебник в кафе читает «Краткую историю времени» Стивена Хокинга, гремучая ива отсчитывает течение времени, а за кадром ритм истории о перемещении во времени отмеряют тикающие часы.

«Чужой» — 40 лет

25 мая

Это кажется почти невероятным, но, сняв «Чужого», Ридли Скотт дал начало целому жанру, которого до этого не было —космическому хоррору (существовала картонная фантастика 1950-х, например «Запретная планета», или интеллектуальная 1960—1970-х с «Солярисом» или «Космической одиссеей»). Фабула чистого хоррора — за героями охотятся монстры — заключена в камерный антураж триллера. Героиня может просто идти по коридору, а оторваться от экрана невозможно. Главный спецэффект здесь — предчувствие, напряжение. Скотт вместе с швейцарским художником Гансом Руди Гигером создали особенный мир — будничный, стерильный и одновременно живой. Черная, неприятно органическая среда, которую создают для себя Чужие, контрастирует с геометрическим, белым, минималистичным пространством, где обитают люди. В следующих фильмах франшизы монстр обретет больше деталей, размножится, обрастет своей мифологией и ее вариациями. Но канон — мама с Земли против инопланетной гадины — останется неизменным.

«С широко закрытыми глазами» — 20 лет

13 июля

Последний киношедевр XX века, последний фильм великого и могучего Стэнли Кубрика, который свел на экране самую знаменитую медийную пару того времени — Тома Круза и Николь Кидман, болезненно правдоподобно исполнивших роли успешных и богатых супругов, у которых не все так гладко в отношениях. Придумав образ странной секты со странными ритуалами, скрывающейся за фасадом посреди знакомой, обыденной реальности (насыщенно-синего и парчово-золотого рождественского Нью-Йорка), Кубрик заронил в зрителях сомнение в невинности уже самой этой праздничной мишуры. Маска участников ритуала страшна, потому что под ней неизвестность — самое тревожное, что может быть в жизни.

«Третий человек» — 70 лет

1 сентября

Лучший английский фильм всех времен? Вполне вероятно, это именно он. Действие происходит в полуразрушенной Вене второй половины 1940-х. Американский автор дешевых вестернов Холли Мартинс (Джозеф Коттен) приезжает в город по приглашению своего старинного друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс), а по прибытии ему сообщают, что Лайм погиб буквально вот только что, попав под машину у порога собственного дома.

«Третий человек» совершенно виртуозно сбивает с ног своей ни на что непохожестью — даже в том, что касается истории, но главное, конечно, происходит в плане формы. Незабываемая музыка, резкий монтаж, странные ракурсы (в конце съемок группа в шутку подарила оператору Кэролу Риду строительный уровень) — так рождается своя, незнакомая и непонятная Вена с опасным колесом обозрения и собственным подземным миром, где все жители говорят на каком-то новом языке. Первое появление Орсона Уэллса выверено буквально до секунд: кот, ботинок, тень, пьяный Джозеф Коттен, немка в окне, свет, лицо, улыбка, свет гаснет, фигура исчезает.

Спор между сценаристом Грэмом Грином, режиссером Ридом и продюсером Дэвидом Селзником разгорелся из-за финала. Грин хотел хеппи-энд, как в своей повести, в то время как Рид и Селзник настаивали на более мрачном завершении. Позже Грин согласился, что они оказались правы.

«Ходячий замок» — 15 лет

5 сентября

Хаяо Миядзаки — большой фанат западной культуры, в его умелых руках история из романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс приобрела новое измерение и новую мудрость. Непримиримый пацифист Миядзаки обогатил сюжет книги вечно волнующей его темой бессмысленности любой войны. Для работы над фильмом режиссер посетил французские города Кольмар и Риквир —архитектура и пейзажи в фильме созданы по образу и подобию эльзасских мест. Другим источником вдохновения для Миядзаки стали иллюстрации французского графика и писателя конца XIX века Альбера Робида (сейчас бы его романы назвали стимпанком). А вот ходячий замок — это уже русская сказочная избушка на курьих ножках.

 

«Магнолия» — 20 лет

8 декабря

Следуя традиции мастера многофигурных композиций Роберта Олтмена, Пол Томас Андерсон рисует эпическую панораму — 24 часа из жизни жителей долины Сан-Фернандо с их надеждами, ошибками, раскаянием, поиском прощения и ответов на главные экзистенциальные вопросы. Режиссер насылает на героев дождь из лягушек, закручивает действие и изображение в тугую спираль в попытке передать полноту, страсть, живую какофонию жизни, в которой все между собой связано. Фильм демонстрирует, наверное, лучшее после «Космической одиссеи» применение аккордов симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса в драматургических целях. При просмотре (и пересмотре) обратите внимание на присутствие в кадре магнолий и цифр 8 и 2, отсылающих к библейской Книге Исход (стих 8, строфа 2), откуда и позаимствована идея дождя из амфибий.

«Аватар» — 10 лет

10 декабря

Сняв побивший все рекорды по сборам «Титаник», Джеймс Кэмерон покинул игровое кино на 12 лет, чтобы в 2009-м вернуться с новым рекордсменом — «Аватаром», снятым в технологии 3D (именно этот фильм и убил пленочную проекцию: кинотеатров, оснащенных нужными проекторами, было мало; всем, кто хотел заработать на «Аватаре», срочно пришлось ставить новые, цифровые). Но феномен фильма объясняется не только техническими новшествами и спецэффектами. Главная прелесть заключается в гениальной в своей простоте истории — истории классического Иванушки-дурачка, героя с чистой душой («Трудно наполнить чашу, которая полна, поэтому с тобой проблем не будет»), который может исполнить то, на что никто до него не решался. В каком-то смысле главный герой «Аватара» — альтер эго Кэмерона, не испугавшегося пойти неторным путем и открывшего зрителям мир переливающейся радужной Пандоры.

«Крестный отец 2» — 45 лет

12 декабря

Вероятно, самый выдающийся сиквел в истории кино и единственный получивший «Оскар» за лучший фильм. Другой оскаровский курьез: Марлон Брандо и Роберт Де Ниро стали единственной парой актеров в истории, которые выиграли «Оскар» за роль одного и того же героя (Брандо — за первую часть, статуэтку он получать отказался, протестуя против дискриминации индейцев).

Эпическое полотно, живописующее восхождение криминального дона, клубок семейных и профессиональных дрязг, предательств, измен, интриг и убийств. Молодой Вито Корлеоне, сдержанно и непроницаемо придает своей иммигрантской жизни смысл, строя себя и свою империю. Новый глава мафиозной семьи Майкл Корлеоне с постепенно стекленеющим взглядом также сдержан, форма вроде бы остается прежней, но смысл меняется: это уже хроника деградации, а не становления. Столкновение прошлого и настоящего придает сиквелу большего объема, веса и масштаба.

«На секретной службе Ее Величества» — 50 лет

13 декабря

Это в наши психоаналитические времена Джеймс Бонд, суперагент с лицензией на убийство, может навещать могилу родителей («Скайфолл») и будет в экзистенциальном одиночестве сидеть в пустой квартире, которую ему духу не хватает обставить («Спектр»). А в 1960-е Бонд еще невинно наивен и беспечен. Кроме, пожалуй, картины Питера Ханта, в которой роль агента 007 исполнил никому не известный дебютант, австралиец Джордж Лэзенби (учившийся боевым искусствам у Брюса Ли!).

Ироничный, как никогда, Бонд идет по следу своего старого врага, руководителя СПЕКТРа и любителя кошек Блофельда. Тем временем невероятного изящества Дайана Ригг в переливающемся платье цвета морской волны (Оленна Тирелл из «Игры престолов») заходит в море, намереваясь покончить с собой. Желание сбудется, но не сразу: в последних кадрах героиню нагонит пуля врагов ее мужа Джеймса (да, тут есть свадьба Бонда, единственная в истории кино). Сам Бонд, который вначале шутя обращался в камеру прямо к зрителю, в финале будет скрывать неуместные для суперагента слезы.

Лэзенби — единственный актер, сыгравший Бонда всего один раз. Продюсеры предложили контракт на семь фильмов, но он отказался, полагая, что наступает новый мир хиппи-культуры, и заточенному в смокинг Бонду в нем не будет места.

Смотрите также

Тест: Кто вы из героев Миядзаки?

27 декабря 2018

За что мы любим фильм «Гарри Поттер и Узник Азкабана»

2 января

Выбор редакции: Лучшие фильмы о космонавтах

13 октября 2018

Секс, кино и революция: «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи

22 декабря 2018

Главное сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня

Джейсон Райтман снимет продолжение оригинальных «Охотников за привидениями»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт