Статьи

«Я — художник боевых искусств»: Отрывок из книги о Брюсе Ли

Фрагмент сборника «Брюс Ли. Путь совершенства», из которого можно узнать, что Брюс Ли думал и писал об актерском мастерстве.
«Я — художник боевых искусств»: Отрывок из книги о Брюсе Ли
Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

В издательстве «Эксмо» вышел сборник трактатов и записок Брюса Ли, фактически творческая и воинская биография актера и мастера единоборств, совершившего революцию в жанровом кино — как мировом, так и гонконгском. Фильмы с Ли навсегда изменили и жанр уся — фильмы о приключениях великих мастеров кунг-фу, — сделав их куда менее театрализованными и сказочными, и западный экшен-фильм, введя в него новый аттракцион — реалистическую хореографию поединков.

С разрешения издательства КиноПоиск публикует отрывок книги, посвященный актерской игре.

Что такое актер?

Что касается меня, а это всего лишь мое личное мнение, актер — это прежде всего человек, как вы и я. Именно человек, а не гламурный символ, всем известный как «звезда», что, в конце концов, лишь абстрактное слово, титул, которым вас удостоили люди.

Если вы верите во все это и наслаждаетесь всей этой лестью (да, мы всего лишь люди, и все мы подвержены лести в той или иной степени) и забываете о том, что те же люди, которые когда-то были вашими «близкими друзьями», могли просто оставить вас, чтобы подружиться с другими «победителями» в тот момент, когда вы утрачиваете свой былой статус победителя, в таком случае это ваш выбор. У вас есть на это право (хотя выбор требует некоторого самосознания, это по-прежнему ваш выбор, у вас есть такое право).

Мой более чем двадцатилетний опыт работы в кино в качестве актера заставил меня взглянуть на это следующим образом: актер — это преданный своему делу человек, который очень много работает, причем так много, что присущий ему уровень понимания делает его квалифицированным художником в самовыражении — физическом, психологическом, а также духовном, чтобы мы, зрители, поддались его обаянию.

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Многие из вас знают, что, согласно сделанному мной выбору, я — художник боевых искусств, я — актер по профессии и что я ежедневно реализовываю мой потенциал и делаю эмоциональные открытия. Ежедневно тренируясь, я надеюсь стать также и художником жизни.

Актер: Совокупность качеств

В зависимости от уровня понимания киноиндустрия сейчас стала в основном симбиозом практического делового чутья и творческого таланта, и каждая часть этого симбиоза — причина и следствие другой части.

Для администраторов, сидящих в кабинетах, актер всего лишь товар, продукт, деньги, деньги, деньги. «Независимо от того, продает он или нет» — это их главная забота. Важное значение имеет «кассовая привлекательность». В некотором роде они ошибаются, но в какой-то степени они правы. Я расскажу об этом позже. Хотя кино на самом деле брачный союз практического бизнеса и творческого таланта, все же подход к актеру-человеку как к продукту эмоционально немного удручает меня.

Актер, хороший актер, а не клишированный образец, на самом деле «компетентный исполнитель», который на деле артистически гармонизирует эту невидимую двойственность бизнеса и искусства, сплавляя их в удачное единство. Посредственных актеров или актеров-клише на самом деле много, но взяться за формирование себя как «компетентного» актера в ментальном и физическом отношении, определенно, нелегкая задача.

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Подобно тому, как нет двух похожих людей, нет и двух похожих актеров.

На самом деле профессионально подготовленный хороший актер — в настоящее время редкость, от актера требуется быть естественным, быть самим собой. Сегодня зрители отнюдь не глупы; актер не просто демонстрирует то, в чем ему хочется убедить зрителей. Это всего лишь имитация или иллюстрация, она ничего не творит, хотя такая поверхностная демонстрация может быть исполнена с выдающимся мастерством.

Какого же актера тогда можно назвать талантливым? Начнем с того, что он необязательно кинозвезда. Последнее — не что иное, как абстрактное слово, данное людьми, всего лишь символ. Существует гораздо больше людей, которые хотят стать кинозвездами, чем [тех людей, которые хотят стать] актерами. Для меня актер — это совокупность всего, что он есть: его высокий уровень понимания жизни, его хороший вкус, его опыт счастья и жизненных невзгод, его энергия, его образование и многое, многое другое. Как я уже сказал, общая сумма всего, что он есть.

Еще один компонент: актер должен быть настоящим, он должен выражать себя честно в каждой ситуации. Проблема актера заключается не в том, чтобы быть эгоистичным и сохранять хладнокровие, а в том, чтобы больше узнавать посредством открытий и глубоких душевных поисков.

Преданность, абсолютная преданность делу — вот что помогает человеку двигаться вперед.

Самореализация и реализация собственного образа в актерском искусстве

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Киноиндустрия — это своего рода взаимная зависимость между практическим деловым чутьем и творческим талантом, хотя первое, по всей видимости, является мощной тенденцией. Следует надеяться, что актеры или актрисы действительно «исполнители», чтобы, так сказать, обладать возможностью гармонизировать двойственность бизнеса и искусства в форме удачного единства.

Определенно, нетрудно получить посредственных исполнителей. Как и в боевых искусствах, обучать исполнителя и готовить его умственно и физически достаточно сложно, и найти человека с такой правильной уместностью и таким редким качеством, как преданность искусству, — крайне редкая возможность.

Что же такое актер? Разве он не совокупность всего, что составляет его личность? Его уровень понимания, его способность очаровать аудиторию, потому что он подлинен в выражении своих личных чувств к тому, что требует сцена. Вы можете заметить таких художников и выделить их из массы посредственностей. У американцев есть слово для определения таких ярких личностей. Это слово — «харизма». То, что вы видите на экране, — это сумма его уровня понимания, его вкуса, его образования, его напряженности и так далее и тому подобное.

Откровенные признания еще одного актера

В этой статье выражается мое искреннее личное мнение, своего рода личная точка зрения на киноиндустрию и личное мнение как актера, так и человека. Прежде всего я должен взять на себя ответственность и делать все правильно. Сценарий должен быть правильным, режиссер должен быть правильным, а все мое время посвящено подготовке к роли.

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Фото из книги «Брюс Ли. Путь совершенства»

Только после этого — деньги.

Для деловых людей, занимающихся фильмами (и я должен сказать, что кино — это брачный союз искусства и бизнеса), актер не человек, а продукт, товар. Тем не менее вы, как человек, имеете право быть самым лучшим продуктом из всех, которые когда-либо ходили по земле и работали так упорно, что деловые люди должны прислушиваться к вам. У вас есть личное обязательство перед самим собой — сделать себя лучшим продуктом на своих собственных условиях. Все остальное приходит не с достижением самого большого или самого успешного, но самого лучшего качества.

Так называемая большая звезда не обязательно означает хорошего, качественного актера или актрису. Действительно, проблема в том, что слишком много людей хотят быть звездами, а не просто актерами. Этот статусный символ, наивное слово, которое человеку нравится слышать — и при этом верить в то, что «навязчивые поклонники» по-прежнему будут верны, когда звезда внезапно станет бесполезным продуктом, товаром, на который больше нет спроса.

Читайте также
Статьи Призрак напрягся: Рассказ из книги Паоло Соррентино «Не самое главное» Грустная история жизни и смерти антиквара, сочиненная итальянским режиссером. Настоящий фильм в прозе.
Статьи «Микки выпороли ни за что»: Отрывок из книги «О мышах и магии» Как популярность Микки Мауса изменила его характер? Почему аниматоры студии Уолта Диснея придумали раскадровку? Из-за чего конкуренты были уверены в его банкротстве?
Статьи Шляпка из осоки: Глава из книги «Мидзогути и Япония» Как и из чего сделан один из главных фильмов Мидзогути — «Сказки туманной луны после дождя»?
Статьи Любовь после отбоя: Отрывок из книги Дениса Горелова «Родина слоников» О фильме Сергея Соловьева «Сто дней после детства» и о пионерлагере вообще.
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 3

    Saveger 2 декабря 2018, 15:17 пожаловаться

    #

    Тавтология одна. И вот это публикуют?

    ответить

  • 1

    DEN15 3 декабря 2018, 14:32 пожаловаться

    #

    Не совсем, это же не пресловутое «масло масляное». Просто повторение одних и тех же мыслей несколько раз. Только не совсем понятна причина — то ли это отрывки из нескольких интервью, объединенные в один текст, то ли он действительно так говорил (тогда это можно объяснить «восточным восточным» мышлением). В любом случае не понятно, почему автор книги не отредактировал текст.

    ответить

  • 1

    flyflash 2 декабря 2018, 16:10 пожаловаться

    #

    я тут Большого Босса пересмотрел, подзабыл уже, очумел от концовочки, она то не веселая…

    ответить

  • 6

    nazim555 2 декабря 2018, 18:07 пожаловаться

    #

    Один из величайших людей! Даже не вериться что когда то на одной земле с нами жил сам Брюс Ли -Мастер боевых искусств, философ, режиссер, продюсер, художник, актер, постановщик, сценарист и гид для миллионов всех возростов! Человек превративший себя в бренд. «Мое имя будет таким же знаменитым как Coca Cola». По настоящему — ЧЕЛОВЕК ЛЕГЕНДА!

    ответить

  • 7

    vamm 2 декабря 2018, 21:38 пожаловаться

    #

    а это ничего что по 50 раз повторяются одни и те же фразы причем буквально и дословно?
    там в Эксмо совсем перегрелись что ли? как можно выпускать такую халтуру???

    ответить

  • 1

    El_principe 3 декабря 2018, 00:52 пожаловаться

    #

    Великий…
    Спасибо за материал!

    ответить

 
Добавить комментарий...