Короткие, фантастические, в такси: Итоги сценарного конкурса «Яндекс.Такси»

Обсудить0

Хипстеры против казаков, романтика с «Алисой» и режиссерский дебют звезды фильма «Ученик» — КиноПоиск рассказывает о короткометражках, снятых победителями сценарного конкурса MediaLab «Яндекс.Такси».

В ноябре увидят свет пять короткометражек, появившихся в результате второго эксперимента Медиалаборатории — сценарного конкурса, который компания «Яндекс.Такси» организовывала вместе с КиноПоиском. В первом эксперименте год назад MediaLab спродюсировала пять режиссерских дебютов, включая фильмы музыкантов Хаски и Дарьи Чаруши. Во втором из более чем тысячи сценарных заявок, собиравшихся со всей страны, было отобрано пять финалистов. У автора-дебютанта было два дня и два миллиона рублей, чтобы снять короткий метр, действие которого разворачивается в ближайшем будущем (появление в фильме такси также было обязательным условием). До конца ноября все пять работ появятся в интернете. И вот что вас ждет.

«Запаска»

На съемках фильма «Запаска»На съемках фильма «Запаска»

Создатель фильма «Запаска» Виталий Шепелев как режиссер рекламы успел к своим 37 годам снять немало топовых роликов (а также несколько серий сериала «Лондонград»). Одним из его клиентов была и компания «Яндекс.Такси». Так Виталий узнал о существовании проекта Medialab и решил заявиться на конкурс с фантастическим триллером «Запаска», который в финале оказывается комедией о простом человеке в сложную эпоху. Сценарий Виталий писал сам с бывшим коллегой по рекламному агентству Евгением Пекачом. Куратором выступила студия CineLab Production, которая когда-то помогала снимать один из самых интересных российских сериалов в жанре фантастики — «Чернобыль: Зона отчуждения».

Три главных героя «Запаски» — манерные хипстеры будущего, золотая молодежь. Чтобы успеть на тусовку, они решают срезать путь через неблагополучные кварталы и попадают на фантастических гопников. От расправы героев и их такси спасает «бог из машины» в обличии пузатого московского таксиста старой школы. Отголоски современных социальных конфликтов и все нарастающего разрыва между бедными и богатыми — частые спутники фантастических сюжетов, но не на них предлагает сконцентрироваться Шепелев.

На съемках фильма «Запаска»На съемках фильма «Запаска»

«Этот фильм отражает мои страхи перед будущим, переживания по поводу нового поколения. Звучит, наверное, по-старперски, но как есть, — комментирует свою работу Виталий. — Я не могу сказать, что я советский человек, но я застал еще пионеров и телевидение с одной кнопкой. У нас не было айпадов и мобильных телефонов, а чтобы развлечься, мы ходили сбивать лопухи палками. Глядя на сегодняшний мир, я задумываюсь: останется ли в нем место простому человеческому аналоговому решению — интуитивному и простому, как люди из нашего советского прошлого».

На съемках фильма «Запаска»На съемках фильма «Запаска»

Из всех пяти «таксиметражек» «Запаска» заявлена максимально масштабно: здесь появляется целое гетто ближайшего будущего, управляемое уличными бандами. А за эксцентричными образами главных героев и их мира скрывается сложная работа художников. По словам Виталия, весь бюджет фильма был потрачен на производство, и почти все, включая актеров, работали бесплатно или за минимальные гонорары. Поэтому или нет, но «Запаска» — еще и единственный фильм проекта, в котором нет известных актеров.

«Префект»

На съемках фильма «Префект» / Фото: StereotacticНа съемках фильма «Префект» / Фото: Stereotactic

Короткий метр бывшего ведущего культового шоу «О нет, только не это», журналиста Олега Коронного — это история дорвавшегося до власти хипстера, ставшего префектом вымышленного столичного района Восточное Медведково. Наконец-то разговоры про плитку, велодорожки и спасение старинных усадеб можно подкрепить реальными делами! Или нет?

«Вся эта урбанистическая риторика в фильме — лишь декорация к вечной истории про человека, который хочет все реформировать, и про болото, которое его окружает, — поясняет Коронный. — Наверное, есть люди, рожденные для политической деятельности, но я не из их числа и не могу им симпатизировать».

На съемках фильма «Префект» / Фото: StereotacticНа съемках фильма «Префект» / Фото: Stereotactic

Решенный в абсурдистских тонах фильм Коронного рифмуется с популярным афоризмом Салтыкова-Щедрина: в этой светлой России будущего продолжают пить и воровать, пусть и на новый лад. Как и в сюжетах классика, легкое допущение (хипстер во главе префектуры) здесь тоже приводит к тотальному безумию (скейтерам с триколорами и казакам на скейтбордах), пока перед зрителями марширует армия типических представителей власти и народа. На экране мелькают реальные лица героев журнала «Афиша», включая Андрея Лошака, Люсю Штейн и Филиппа Дзядко. А безумнее других блистает Павел Деревянко в роли бывшего префекта, типичного политика старой школы, то есть наших с вами дней. И с каждой минутой все бессмысленнее на их фоне становится фигура главного героя.

«Всегда есть люди, готовые жертвовать собой, защищая права людей и борясь с несправедливостью. Они выбирают свой монашеский путь, и это не может не вызывать уважения. Но вряд ли таким героем может стать хипстер со „Стрелки“, потому что он большую часть жизни занимается имитацией деятельности. В России вообще все попытки сделать что-то модное и современное, по западному варианту, неизменно заканчиваются очередными потемкинскими деревнями», — выносит свой приговор Коронный.

На съемках фильма «Префект» / Фото: StereotacticНа съемках фильма «Префект» / Фото: Stereotactic

Большую часть «Префекта» сняли в Люберцах, а один из эпизодов — непосредственно на лекции архитектурного бюро «Стрелка». Авторы картины отошли от условий эксперимента Medialab и позволили себе целых пять съемочных дней. По сравнению с другими работами альманаха здесь больше локаций, сцен, героев и сюжетных коллизий. Производством картины занимались продюсер Сергей Яхонтов и студия Stereotactic. Спродюсированный ими же фильм «Лалай-Балалай» в прошлом году стал победителем короткометражного конкурса «Кинотавра», и его отличительные черты — оригинальный юмор, бодрый темп, непредсказуемый сюжет — присущи и «Префекту», который также вполне мог бы стать фестивальным хитом.

«Бывшая»

На съемках фильма «Бывшая» / Фото: Екатерина УнжаковаНа съемках фильма «Бывшая» / Фото: Екатерина Унжакова

Он садится в такси, чтобы увидеть за рулем свою бывшую и понять, что все происходящее — часть ее хитроумного плана. Девушка, которую герой когда-то бросил, устав от ее глупости, смогла, по ее словам, прокачать свой интеллект и изящно им воспользоваться. Вот только чего она хочет на самом деле — отомстить или вернуть возлюбленного?

Дополнительной притягательности фильму «Бывшая», балансирующему между жанрами ромкома и триллера, добавляет тот факт, что главных героев сыграли реальные влюбленные — звезда «Квартета И» Ростислав Хаит и его подруга Ольга Рыжкова. И если в фильмах про «говорящих мужчин» герой Хаита обычно предстает харизматичным гедонистом и покорителем женских сердец, то в этот раз представительница слабого пола нанесет ощутимый удар по его эго.

На съемках фильма «Бывшая» / Фото: Екатерина УнжаковаНа съемках фильма «Бывшая» / Фото: Екатерина Унжакова

Кураторы «Бывшей» — Hype Production и Илья Стюарт. В своей работе режиссер и сценарист Андрей Никифоров соблюдал условия эксперимента максимально точно: почти все действие в его фильме происходит в такси, героев в кадре всего двое, на съемки он потратил только два дня. «Я попытался сделать эту историю интересной не за счет спецэффектов, а благодаря актерской игре и драматургии, — комментирует Никифоров. — Конечно, в конкурсе на тему будущего хочется сочинять про звездолеты и искусственные интеллекты, но я подумал написать про суть человеческих отношений, которая и через десять, и через сто лет останется той же».

«Алиса»

На съемках фильма «Алиса» / Фото: Александр ШинкаревНа съемках фильма «Алиса» / Фото: Александр Шинкарев

Про искусственный интеллект, конечно, тоже есть фильм — «Алиса». Его журналистам уже несколько месяцев рекламирует сам Тимур Бекмамбетов, выступивший куратором картины. Основатель студии Bazelevs, открывший миру талант Жоры Крыжовникова и Ильи Найшуллера, теперь предлагает нам выучить новое имя — Василиса Кузьмина. Как шутит сама Василиса, продюсеры выбрали ее за чувство юмора и розовый цвет волос, с которым она выступала на питчинге.

Главный герой ее истории — таксист-трудоголик, у которого нет никого роднее голосового навигатора «Алиса». Та и поддержит, и пошутит, и маршрут подскажет, и песню подберет по случаю годовщины знакомства. Словом, любовь почти как в фильме «Она», на который с юмором ссылаются авторы короткометражки. А смешного в дебютном проекте Василисы вообще много, несмотря на серьезность заявленной темы.

На съемках фильма «Алиса» / Фото: Лена КазачковаНа съемках фильма «Алиса» / Фото: Лена Казачкова

«Многим людям некомфортно наедине с собой, и им нужен кто-то другой, чтобы чувствовать себя полноценно — мужчина, женщина, собака или „Алиса“, — рассуждает Василиса. — А мы все до сих пор читаем сказки, сочиненные в XIV веке, и ведемся на социальные клише, которые убеждают нас, что нужно жить непременно в паре с мужчиной и воспитывать 12 детей. Я не против 12 детей, но считаю, что все должно быть органично и индивидуально! Вот у меня есть потрясающий красоты корги, и я хочу тусоваться с ним. С ним прикольно. На самом деле быть одному классно!»

Отличительная черта «Алисы», как и всех последних новаторских проектов Бекмамбетова, — формат screen life, который сейчас активно продвигает Тимур. В скринлайф-фильмах все действие происходит на экране компьютера или смартфона в режиме реального времени, и если вы видели «Убрать из друзей», «Поиск» или «Днюху!», то уже представляете, как это работает.

На съемках фильма «Алиса» / Фото: Лена КазачковаНа съемках фильма «Алиса» / Фото: Лена Казачкова

«Сложнее всего мне было осознать, что у меня будет только одно изображение и статичная камера и что все 16 минут фильма в кадре будет только водитель за рулем своего автомобиля, — делится впечатлениями от съемок Василиса, которая столкнулась со скринлайфом впервые. — Я всегда была визуалом и могла простить фильму неказистый сюжет, но не некрасивую картинку. „Алиса“ научила меня, что во главе всего стоит история. Если история плоха, то никакой клиповый монтаж и прочие трюки тебя не спасут. И, наоборот, зритель готов смотреть хорошую историю даже при статичной картинке».

«Ухо»

На съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина УнжаковаНа съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина Унжакова

В этой России будущего жить стало лучше, но не веселее. Герои короткометражки «Ухо» вызывают такси, чтобы выплеснуть накопившееся. Новая услуга мобильного психолога набирает популярность, по мере того как у пассажиров будущего растет чувство одиночества, тоски и бессмысленности жизни. С этим набором в машину к молчаливому водителю садятся «пациенты», один из которых признается: «Иногда я чувствую себя роботом. Но не чаще, чем обычные люди».

«Ухо» — первый фильм Петра Скворцова, актера Мастерской Дмитрия Брусникина, сыгравшего главную роль в «Ученике» Серебренникова. В условиях минималистичных визуальных решений все внимание зрителя «Уха» достается актерам. Юлия Ауг с экзотическими татуировками на лице рассказывает на камеру монолог блогера, разочаровавшегося в общении. Не уступают ей в градусе игры и драматического накала Максим Виторган в образе тоскующего по старым простым временам торговца зерном и Марина Васильева (эта молодая актриса из «Нелюбви» в роли ветерана горячих точек со шрамом на лице наверняка вас удивит).

На съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина УнжаковаНа съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина Унжакова

«Петр нащупал интересную тенденцию, — рассказывает продюсер фильма Артем Васильев, который работает с Алексеем Германом-младшим. — В мире становится все больше людей, готовых профессионально выслушать ваши проблемы, но вот качество такого общения, скажем так, вызывает вопросы. И это только одна из мыслей, которых касается сценарий фильма. На питчинге мы выбрали его, потому что Петр смог облечь глубокие смыслы в достаточно простую форму. Эта история отвечает всем условиям эксперимента, но по сути своей она вневременная, и это тоже показалось нам сильной стороной проекта».

На съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина УнжаковаНа съемках фильма «Ухо» / Фото: Екатерина Унжакова

В октябре на российские экраны вышел режиссерский дебют другой звезды театра  — «Кислота» Александра Горчилина из «Гоголь-центра». После этого кинокритики стали еще активнее обсуждать феномен кинематографа 20-летних, герои которого постоянно чувствуют себя потерянными, в этой жизни им всегда неуютно. В этом смысле «Ухо» — продолжение поколенческой дискуссии. Не столько желание что-то донести до публики, сколько внутренние размышления над вопросами бытия.

Смотрите также

Семья Маргариты Тереховой объявила о сборе средств на лечение актрисы

14 января

В Париже пройдет показ 700-часовой картины «Дау»

11 января

Готовим, пьем, играем: Что смотреть дома в праздники

29 декабря 2018

Еловые скрепы: В чем секрет успеха новогодней франшизы

28 декабря 2018

Главное сегодня

Сэмюэл Л. Джексон выбрал свои любимые роли

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт