Саландер полная печали: Как девушка с татуировкой застряла в паутине

Обсудить0

В прокате — новый фильм о Лисбет Саландер и Микаэле Блумквисте. Точнее, почти только о Саландер — героиня Клер Фой теперь сразу и мозг, и сердце, и мышцы фильма. Рассказываем, как так получилось и почему она не очень справляется.

«Девушка, которая застряла в паутине» — первая картина о Саландер и Блумквисте, поставленная не по тексту Стига Ларссона (1954—2004). Автором книги стал известный шведский писатель Давид Лагеркранц, которому семья Ларссона поручила продолжить написание заведомо топовых текстов. Спутница жизни Ларссона Ева Габриэльсен, которой не удалось отсудить авторские права на его произведения, не жалеет хлестких эпитетов в адрес новоиспеченного автора детективов (ранее Лагеркранц был известен как автор биографий звезд). На смену многословным, но все-таки убедительным романам Ларссона пришел маркетинговый продукт, состоящий из нагромождения неправдоподобных обстоятельств, над которыми можно только посмеяться.

Драматические изменения касаются не только текста первоисточника. Клер Фой, играющая теперь вместо Руни Мары, демонстрирует совсем не ярость — скорее возрастную растерянность, которая кажется затянувшимся травматическим синдромом после содерберговского «Не в себе».

А место режиссера занял малоизвестный персонаж Федерико Альварес, автор нескольких необязательных телевизионных проектов и зрелищного триллера «Не дыши», в котором он со старательностью зубрилы-отличника точно следовал консервативным законам жанра.

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

Получившееся кино в общем соответствует ожиданиям от подобных вводных. Сложные вопросы о жизни и судьбе, которые пробивались сквозь детективный сюжет у Финчера, тут даже не возникают. «Девушка, которая застряла в паутине» вполне укладывается в стандарты героического боевика со схематичными героями: раскаявшийся экс-агент АНБ поручает Саландер похитить разработанную им программу, дающую доступ к ядерным боеголовкам всего мире. Но программу перехватывают злодеи из таинственной группировки «Паук», и Саландер с помощью Микаэля Блумквиста и еще одного агента АНБ предстоит спасти человечество и разобраться с прошлым.

Смена актерского состава привела к тому, что мужчина, Блумквист, лишенный харизмы и выправки Дэниэла Крэйга, уже совершенно отошел на второй, если не на третий план (учитывая, что в фильме возникает еще несколько мужских персонажей). Новый фильм, по сути, бенефис Клер Фой. Возможно, по мнению фан-базы, она и уступает Маре в обаянии, зато, безусловно, выигрывает просто по количеству отведенного ей экшена. Хотя с ней могла бы посоревноваться Сильвия Хукс, играющая роль то ли умершей, то ли убитой (а на самом деле живой!) сестры Лисбет, Камиллы Саландер. Она так обижена на родственницу, что готова подставить под угрозу весь мир, выкрав из ЦРУ очередной чемоданчик с обновленной информацией о ядерных боеголовках.

В прошлый раз все было по-другому. По мнению Финчера, главным персонажем «Девушки с татуировкой дракона» был однозначно Микаэль Блумквист, а сейчас его даже трудно назвать героем первого плана. Но такая рокировка была заложена в самой логике историй о похождениях этой странной пары.

Физподготовка

Интеллектуал Блумквист — довольно скованный человек, находящийся не в ладах со своим телом, которое проиграло интеллекту, но все еще отказывается признать поражение. Даже секс оказывается для него рутинным занятием, от которого он не раздумывая сбегает в поместье чокнутого семейства Вангер (и там обретает его вновь).

«Девушка с татуировкой дракона»«Девушка с татуировкой дракона»

Правда, этот аспект персонажа книг Стига Ларссона не очень читался у Финчера: Дэниэлу Крэйгу, одному из лучших Бондов, с большим трудом удавалось исполнить роль человека, не особенно-то внимательного к своему телу. Актерский провал был особенно заметен, когда его поверженный герой выходил из здания суда — так выходят с теннисного корта или из фитнес-клуба. Тем не менее в кульминационной сцене у Финчера Блумквист оказывается практически полностью обездвижен, но где-то поблизости уже крадется Лисбет, вооруженная клюшкой для гольфа. Очевидно, что в экшен-кино место такому герою где-то на фоне, среди аккуратных декораций, имитирующих скандинавский стиль. В новом же фильме Блумквиста лучше было бы сделать и вовсе человеком-невидимкой. Это хотя бы добавило фильму непредсказуемости, которой ему отчаянно не хватает.

А так все немногочисленные интеллектуальные операции в «Паутине» способен осуществить компьютер, физические же манипуляции — новый друг Лисбет из ЦРУ, у которого за плечами многолетний опыт игры в шутеры с небольшим перерывом на войну в Афганистане.

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

Саландер же с самого детства сталкивалась с настоящим физическим насилием — об этом кратко говорится и у Финчера, и в двух фильмах шведской трилогии (где появляется ее биологический отец). Лисбет важно ощущать и воспринимать свое тело именно как свое. На это указывает и пресловутая татуировка, вынесенная в заглавие фильма Финчера. Саландер — настоящая анархистка-автоном во всем; она стремится ускользнуть от гендерного определения, так же как ее тело ускользает от врагов. А им — тем, кто посмел посягнуть на автономию Лисбет — придется несладко. Сексуально озабоченный опекун, загнавший ее в ловушку унизительных обстоятельств, тысячу раз пожалел о содеянном.

Но в «Девушке, которая застряла в паутине» Саландер буквально занимает все физическое пространство фильма. Даже главная угроза тут исходит от плохой Саландер, ее «злого двойника» — сестры Камиллы, которая хочет не просто захватить мир, но и с особой жестокостью помучать Лисбет. То, что прежде было историей про человеческие отношения, превратилось в кинокомикс с опереточной злодейкой, которая не может себя контролировать.

Незаконопослушность

«Девушка с татуировкой дракона» начиналась с мужского фиаско: Блумквист проигрывает судебный процесс Хансу Эрику Веннерстрёму, замешанному в теневых экономических махинациях. Особенно рельефно досада героя передана в шведской версии, где он действительно отправляется в до неприличия комфортабельную тюрьму, но и Дэниэл Крэйг изо всех сил изображал сломленного человека с героическим прошлым. В этом прошлом угадывается бэкграунд самого Стига Ларссона, в жизни которого были и годы увлечения революционными идеями, и социально ориентированная публицистика, и ежедневная журналистская работа. Если раньше политические активисты начинали заниматься литературой ради пропаганды своих идей, то романы Стига Ларссона написаны, скорее, от невозможности кардинальных перемен в обществе.

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

Работая только в легальном информационном поле, альтер эго писателя оказывается бессильным: юристы помогают акуле капитализма скрыть теневые счета, и Блумквиста может выручить только еще более крупная рыба (которой оказывается Хенрик Вангер).

К счастью для Блумквиста, в его несправедливый и скучный мир врывается Саландер. Тут-то и начинается самое интересное.

В «Девушке, которая застряла в паутине» Блумквиста уже не ждет ничего интересного (возможно, потому он уже не ассоциируется с писателем Ларссоном). В некогда прославившем его журнале «Миллениум» он уже никто; Лисбет помыкает им как своим бесплатным помощником, а бандиты русских кровей готовят для него ослепляющую инъекцию. Он даже новую статью о Лисбет и ее семье не хочет писать, чтобы никого не обидеть. Если в предыдущих фильмах Блумквист отвечал за здравый смысл, то в новом сейчас он не в силах отвечать даже за себя. Дежурное спасение его из рук злодеев становится доброй традицией франшизы. Журнал «Миллениум», в котором Микаэль проработал всю жизнь, покупает какой-то молодой проходимец, не скрывающий своего презрения к возрастным журналистам-профессионалам. Актеру Гуднасону дается несколько секунд, чтобы изобразить неудовольствие и отправиться на поиски Лисбет.

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

А Саландер? Помните первое появление Лисбет в «Девушке с татуировкой»? Она приносила заказчику полное досье на... Блумквиста! Категории добра и зла для нее определялись не законами, от которых она успела пострадать в детстве, а условиями конкретной ситуации (на них и сосредотачивался Финчер). Лисбет с легкостью нарушает тайну чужой переписки, обнаруживает нужную ей информацию и использует ее для экономического уничтожения обидчика Блумквиста, держателя офшорных счетов.

В новом фильме поведение Лисбет меняется. Она взламывает счета богатых домашних тиранов не ради личной выгоды — теперь она проявляет гендерную солидарность, распределяя деньги мразей между обиженными женщинами, тем самым внося неиллюзорный вклад в движение #MeToo. Играючи собирает суперсекретную информацию с сервера ЦРУ, из-за чего главе особого отдела Эду Нидэму приходится тащиться из теплого офиса в продуваемый всеми ветрами Стокгольм. Лисбет приходит без приглашения и в резиденцию шведской разведки, и в какой-то нелепый замок провинциального Дракулы, который когда-то был ее домом и откуда она сбежала много лет назад (с этого зрелищного побега и начинается фильм). Если в предыдущих фильмах она держалась подальше от людей и ее асоциальность как-то компенсировалась аутизмом, то сейчас ей, наоборот, больше всех надо, и она готова на все — даже задуматься о своей семье.

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

Аутизм

Лисбет всегда выглядела одной из характерных странноватых героинь современной скандинавской культуры — в диапазоне от Пеппи Длинныйчулок до Саги Нурен, — для которых не очень понятны неписаные законы социума. Радикальная независимость Лисбет, не позволяющая ей увязнуть в токсичных отношениях, всегда была важной фишкой, намекающей и на то, что она идеальный гражданин послевоенной Швеции, правительство которой с середины ХХ века ведет целенаправленную политику уничтожения в обществе любых отношений власти и зависимости (кроме неизбежного подчинения самодостаточного индивидуума демократическому государству).

«Девушка, которая застряла в паутине»«Девушка, которая застряла в паутине»

Лисбет никого не подпускала к себе слишком близко, предпочитая общению работу, а нормальному ужину — «Хеппи мил». В новом фильме она идеальная героиня боевика, боевой андроид, который даже не может спокойно принять ванну, не спровоцировав потасовку. А странный кадр с Саландер и бутербродом, мелькнувший между двух насыщенных экшен-сцен, как будто вообще попал сюда по недосмотру монтажера.

Но введение в сюжет «Паутины» семейного мотива спровоцировало Лисбет на эмпатию, которая ей как персонажу не свойственна и не идет. Она бесконечно во что-то вписывается, кому-то сочувствует, о ком-то вспоминает (главным образом о невесть откуда взявшейся сестре). Абсурдно получается, что весь фильм взрослая женщина подвергает себя и других опасности ради ценностей, в которые сама никогда не верила и не верит.

С другой стороны, все это барахтанье в сетях чувств и флешбэков хотя бы оправдывает название фильма.

Смотрите также

Премьеры недели: Новая Саландер, зомби-нацисты и Джерард Батлер

8 ноября 2018

Как снимает Дэвид Финчер

20 сентября 2018

Клер Фой: «Чтобы понять Лисбет Саландер, нужно обнажиться»

10 ноября 2018

Джон Ландау — о глазах Алиты, уроках «Аватара» и 3D-любви в «Титанике»

Сегодня

Главное сегодня

Джон Ландау — о глазах Алиты, уроках «Аватара» и 3D-любви в «Титанике»

Сегодня

Берлинале-2019: «Синонимам» достался «Золотой медведь»

Вчера

Как вам Быков? Мнение критиков и зрителей

Сегодня

«Синонимы»: Еврейское счастье, европейские ценности

14 февраля

Ангелы, хакеры и Грин-де-Вальд: Что смотреть дома в выходные

15 февраля

Ушел из жизни актер Бруно Ганц

Вчера

Сценарист «Рика и Морти» напишет сериал о Локи

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт