Почему «Человек на Луне» не взлетел в прокате

Обсудить0

Разбираемся, почему космическая драма Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом собрала за первую неделю меньше ожиданий.

12 октября в американском прокате стартовал фильм Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» (в оригинале он называется «Первый человек»). Аналитики ожидали минимум 20 млн долларов в первый уик-энд, но проект студии Universal собрал всего 16 млн долларов при производственном бюджете в 59 млн долларов.

За восемь дней проката в США и Канаде в копилке фильма оказалось всего 20,3 млн долларов. Фильм шел в 3640 кинотеатрах. Предыдущая лента Шазелла, мюзикл «Ла-Ла Ленд», не могла этим похвастаться. Ее слава росла постепенно: прокат начался в декабре 2016-го с пяти кинотеатров, но уже к концу января 2017-го мюзикл показывали более 3000 кинотеатров. В итоге американские сборы «Ла-Ла Ленда» составили 151 млн долларов (при производственном бюджете в 30 миллионов).

При этом оба фильма открывали Венецианский кинофестиваль, оба потом были показаны в Торонто, оба получили хвалебные оценки критиков. Рейтинги «свежести» на Rotten Tomatoes таковы: «Ла-Ла Ленд» — 91%, «Человек на Луне» — 88%. Что же помешало фильму о Ниле Армстронге и его знаменитой высадке на Луну собрать большую кассу?

Злосчастный флаг

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

После Венеции многие критики прочили новому фильму Шазелла триумф в прокате. В конце концов, это кино, рассказывающее об одном из важнейших событий в американской истории. Но уже в Италии на пресс-конференции прозвучал вопрос: почему Шазелл не показал столь важный момент, как установка американского флага на Луне? Райан Гослинг ответил: «Сомневаюсь, что Нил Армстронг считал себя американским героем. Из моих разговоров с его семьей и знакомыми стало ясно, что все наоборот. А нам хотелось показать Нила».

Многие, еще не видев фильма, решили, что Шазелл вообще не показывает в нем американский флаг (это не так — он появляется в кадре дважды). В соцсетях росло возмущение: как вышло, что главная визуальная метафора победы США в космической гонке осталась за кадром? Аналитики уже посчитали, что каждое из слов Гослинга в том ответе (всего он произнес, говоря о флаге, около 100 слов) обошлось продюсерам фильма в 45 000 долларов, поскольку фильм не добрал до ожидаемой в первый уик-энд цифры 4,5 млн долларов.

Больше всего, конечно же, была возмущена консервативная часть американского общества. Комментируя слова Гослинга, член Республиканской партии сенатор Марко Рубио написал: «Полное безумие и неуважение. И это в то время, когда нам требуется напоминание о том, чего мы добились вместе. Американцы заплатили за эту миссию, американцы же построили ракету по американским технологиям, и летели на ней американские астронавты». Возмутился актер-республиканец Джеймс Вудс: «Что помешало показать все как было? Райан Гослинг — прекрасный актер, но опустить важнейший момент в истории одного из величайших достижений человечества — это похоже на умышленное принижение достижений 400 000 американцев». Блогер Рич Зиоли написал, что это кино «о фальшивом приземлении на Луну», намекая, видимо, на «Лунный заговор», конспирологическую теорию, согласно которой все материалы о высадке американцев на Луну были сфальсифицированы правительством США (не без помощи Стэнли Кубрика).

Некоторые блогеры вывешивали отфотошопленный снимок, комментируя, что так будет выглядеть фильм для китайского проката.

В конце концов Дэмьену Шазеллу пришлось сделать заявление: «В той сцене на Луне мне хотелось сосредоточиться на одиночестве Нила. Фильм рассказывает не только о вехе в американской истории, но и в истории человечества. Я надеялся, что, очеловечив легендарную личность, мы смогли бы понять, насколько на самом деле сложным, дерзким и отважным был тот момент».

В итоге еще до выхода на экраны вокруг фильма разгорелись нешуточные страсти. Но в этот раз мантра «черный пиар — тоже пиар» не сработала: часть зрителей в США действительно сочла, что смотреть фильм, попирающий скрепы, не стоит. При этом никакие негативные рецензии не оттолкнули зрителя от комикса «Веном». Блокбастер возглавляет бокс-офис США и Канады две недели подряд и собрал уже 150 млн долларов. Похоже, Universal, Шазелл и продюсеры фильма действительно недооценили американский патриотизм.

Кстати, за рубежом у «Человека на Луне» дела тоже идут неважно. Сразу 22 страны пустили фильм в прокат одновременно с Северной Америкой, но за первый уик-энд он заработал в мире всего 8,6 млн долларов. Впрочем, впереди еще 49 рынков, и Шазелл с Гослингом могут наверстать упущенное.

Как собирают другие фильмы про космонавтов

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

Похожая ситуация наблюдалась в 1983 году, когда на экраны вышла лента «Парни что надо», в которой речь шла о подготовке пилотов к миссии NASA. Лента вышла 21 октября и моментально утонула в прокате, собрав всего 21 млн долларов. И это несмотря на единодушно положительные отзывы критиков (сейчас у «Парней» 98% «свежести» на Rotten Tomatoes), которые в 1980-х ценились гораздо выше.

А вот «Аполлон 13» Рона Ховарда зашел у зрителей куда лучше. В фильме показана драматичная история: космонавты всего две миссии спустя после полета Армстронга терпят аварию на пути к Луне и с трудом возвращаются домой. Сложнейшая в производстве картина стоила 52 млн долларов, что в наши дни с учетом инфляции равно 88,5 млн долларов. В США и Канаде лента стартовала 30 июня 1995-го и в первый же уик-энд собрала 25,3 млн долларов. Итоговые сборы в американском кинопрокате у «Аполлона» весьма впечатляющие — 172 млн долларов и третье место в списке самых кассовых картин за 1995-й. Конечно, до начала эры франшиз и эпохи Marvel студии могли позволить себе драмы о космонавтах. Но у Ховарда был Том Хэнкс, а у Шазелла — Райан Гослинг, которого все же нельзя пока назвать кассовым актером и всенародным любимчиком.

Сравнивать же фильм Шазелла с недавней «Гравитацией» не стоит. Несмотря на некую метафоричность и отстраненность ленты Альфонсо Куарона, в ней присутствовали захватывающие сцены в космосе, которые зрители спешили увидеть в IMAX или просто на большом экране (как итог — североамериканские сборы фильма составили 274 млн долларов). Фильм про Нила Армстронга скорее производственная драма, нежели блокбастер о полете на Луну.

Не похож «Человек на Луне» и на «Марсианина» Ридли Скотта (бюджет — 108 млн долларов, сборы в американском прокате — 228 млн долларов). В основе фильма Скотта был бестселлер, и зрители ждали эту экранизацию. Кроме того, картина оказалась с юмором, а любые препятствия, переживаемые на экране с иронией, массовый зритель переносит легче серьезных страданий.

Слишком холодный

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

Возможно, фильм просто не нравится зрителям — в конце концов, по данным экзитполов компании CinemaScore, у «Человека на Луне» не самая впечатляющая оценка — В+ (для студий все, что меньше А, уже тревожный звонок). Она не говорит о том, что зрителю фильм не понравился, но за этим нет нужного восторга, который побуждает написать в соцсети, чтобы заинтересовать друзей и близких и тем самым создать хороший сарафан. Джефф Бок, аналитик компании Exhibitor Relations, говорит: «Если отстраненность сыграла на руку „Одержимости“, то „Человек на Луне“ оказался слишком холодным, а это не способствует позитивным откликам». Бок считает, что фильм очень быстро покинет чарты, как и многие фантастические ленты, не вызывающие сильных эмоций у зрителей.

Но сейчас, когда прошла почти неделя проката, оценка пользователей на Rotten Tomatoes поднялась с 61% до 90%. На IMDb фильм оценили 19 000 пользователей, и его оценка на момент написания текста держится в районе 7,7 балла из 10. Самая часто встречающаяся оценка — 8 (ее поставили 5445 человек, или 28,6%). Примерно одинаковый процент у девяток и семерок — 18,1% и 18,3% соответственно. Единицы составляют 6,5% (1236 человек). Судя по демографии, «Человек на Луне» меньше всего нравится пользователям старше 45 лет — они ставят в среднем 6,8 балла. Лучше всего реагируют зрители моложе 18, оценивая ленту на 8,4/10.

На КиноПоиске фильм оценил 5771 человек, и на 19 октября его рейтинг составил 7,4 балла из 10. Что интересно, больше всего фильм также понравился зрителям до 18 лет (они ставят в среднем 8,5). Чаще всего ставят 8/10 (29,36%), затем 7/10 (24,88%) и 9 (15,54%).

Неудачный маркетинг

Дэмьен Шазелл на съемках фильма «Человек на Луне»Дэмьен Шазелл на съемках фильма «Человек на Луне»

И тут мы переходим к главной проблеме фильма — к его маркетингу и дате релиза. В Universal попросту недооценили конкурентов. Даже не столько «Венома», сколько фильм Брэдли Купера «Звезда родилась». Выставляя «Человека на Луне» на вторую неделю проката «Звезды», студия не ожидала, что приличная доля целевой аудитории (зрители старше 25 лет) предпочтет смотреть кино по довольно избитому сюжету. Кроме того, у драмы Купера был козырь: Леди Гага, поклонники которой состоят не только из молодых «монстриков» (как певица называет своих фанатов), но и из взрослых людей. Они смогли своим энтузиазмом привлечь американцев в кинотеатры.

Первый тизер «Человека на Луне» появился 9 июня 2018 года, за месяц до того, как стало известно, что фильм откроет Венецианский фестиваль. Если бы Universal позиционировала фильм как блокбастер, мы бы увидели первые трейлеры еще зимой. Несмотря на все усилия маркетологов, от «Человека» за версту несло драмой. При этом драмой, непохожей на полюбившиеся многим «Скрытые фигуры». В тизере не было шуток, и по нему фильм казался типичной (читайте: скучной) биографической лентой.

У этого ролика на YouTube 7,6 млн просмотров. Сравните с первым трейлером фильма «Звезда родилась» (16 млн просмотров), хотя вышли они в одно время.

Впрочем, в Universal, кажется, не отчаиваются. Глава отдела местной дистрибьюции Universal Джим Орр в разговоре с The Hollywood Reporter рассказал, что ожидает приток зрителей в ближайшие недели: «Наша целевая аудитория, взрослые мужчины, не всегда приходят в первый уик-энд. У нас впереди несколько месяцев».

Почему же тогда аналитики требуют от фильма высоких сборов? Потому что он вышел сразу в 3640 кинотеатрах, и отношение к нему как к любой ленте, появляющейся в широком прокате. Все ждут от него успеха. Если бы Universal начала показывать картину точечно, как показывали «Ла-Ла Ленд», и проследила, есть ли к ней интерес, то, возможно, удалось бы понять, что это совсем не то, чего ожидает массовый зритель. Что драма продолжительностью 2 часа 21 минуту — это прекрасно, но не в современных жестких условиях, когда такой хронометраж могут позволить себе только блокбастеры по комиксам.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

13 октября 201862
11 октября 20189
4 октября 201726
30 августа 201860

Главное сегодня

Вчера3
3 часа назад2
Сегодня0
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня10
Сегодня10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Как-то даже обидно, что кто-то считает, мол Звезда отбила у Человечка кассу. Все проще: просто люди не пошли. Ну бывает. Это бизнес. Вот этот продукт оказался СЕЙЧАС не востребованным. Возможно им просто надоела эта история. Возможно им неинтересен Армстронг. Может Гослинг им неинтересен (у него со сборами часто не клеится). И это все на фоне сказочных обещаний Маска про свои шизофренические полеты на Марс. Мировые сборы показывают, что данная история в мире еще более неинтересна (что ожидаема из-за «Лунного заговора»). Что с рекламой было сложно сказать, я не видел их рекламу. Там еще этот скандал в соц. сетях с флагом был. Но все же главная причина по мне именно в отсутствии спроса на эту историю в таком формате. Добавь они пафоса и патриотизма побольше, могла быть рекламная компания другой, отзывы могли быть немного другие. А так в их изданиях читал не одну статью, где вывод был такой: какой же это шаг для всего человечества, когда американцы никого не могут послать даже на станцию МКС, мы до сих пор СНИМАЕМ кадры на Луне на Земле xd (справедливо, ведь сколько лет прошло), и даже русские сорвали первый полет за долгие годы.

10
nelegusMJ23.net

Нельзя нам на Луну соваться! Там кровожадные живые камни! Вы, что фильм не выдели?!

-11
BanslyMJ23.net

Если бы они добавили пафоса и патриотизма, то вышла бы очередная современная клишированная угэшка, вам не надоело? А так, хоть частично, но получился авторский фильм, которых сейчас в дефиците, особенно в сегменте массового, а не фестивального кино.

52
MJ23.netBansly

Так я не хотел, чтобы они добавляли пафос и патриотизм. Просто не вижу ничего удивительного в таких сборах. Фильм не заточен под них. Хотя конечно если стабильности не будет, фильм принесет даже убытки.

18
iOzymandiasMJ23.net

'(у него со сборами часто не клеится)' Поясните.

-6
MJ23.netiOzymandias

2 из 3х последних фильмов с треском провалились в прокате. Только Бог простит на грани окупаемости. Охотники на Гангстеров провалились. Конечно тут его особо не в чем винить. Просто проекты подбирал иногда вот такие рискованные (хотя как он оказался в Охотниках не знаю, меня бы сценарий отпугнул в таком участвовать). И вот опять возможно будет фильм на грани окупаемости. Гослинг не кассовый актер.

6
NicKeLasMJ23.net

'Как-то даже обидно, что кто-то считает, мол Звезда отбила у Человечка кассу. Все проще: просто люди не пошли.' Ну так мнение вполне оправданное. Некоторые ведь ходят целенаправленно на конкретный фильм, а некоторые приходят в кинотеатр и уже на месте выбирают. И вот, у нас есть две драмы: 'Звезда родилась' оказывается для многих предпочтительнее по разным причинам, 'Первый человек' в этот раз в пролёте. А в следующий раз уже может выйти что-то новое, и тот же зритель снова проигнорирует космическую драму. Я статистикой не обладаю, но что-то мне подсказывает, что именно такие зрители и решают, именно на них направлен весь этот маркетинг и тщательный подбор даты релиза. Заинтересованный же зритель обязательно сходит на фильм и в другой день, и при полном отсутствии рекламы. Но кто знает, как бы сложилась прокатная судьба фильма Шазелла, если б не фильм Купера. Вот и гадаем, почему так.

10
MJ23.netNicKeLas

Да так же бы и сложилась. Фильм Купера был на втором уик-энде и никак не влиял на Человека, тем более подавляющая часть аудитории там женщины. Был бы не фильм Купера, был бы какой-нибудь другой. Может вообще надо было под него расчистить прокат?))) Фильм стартовал на 3,640 площадках, наработка на сеанс смешная. Но и Звезда собрала всего 28 млн, это мягко скажем не та цифра, чтобы говорить, мол именно эти люди должны были пойти на Человека. Нет ничего общего между музыкальной драмой с леди гагой в глав. роли и байопиком про первого человека на Луне.

4
MyneryMJ23.net

Шазелл хотел показать все честно и без лишнего махания флагом перед камерой. Нестандартно, но не прокатило. Хотя он все равно молодец, я считаю. Для него подобная драма тоже новый опыт, каждый его последующий фильм - что-то новое. Как режиссер развивается в разных направлениях. Но здесь, как говорится, не в том месте не в то время((

22