Статьи

Слишком человеческое: В чем проклятие франшизы «Хэллоуин»

К выходу нового хоррора про Майкла Майерса разбираемся, почему были неудачными почти все прошлые сиквелы фильма Карпентера.
Слишком человеческое: В чем проклятие франшизы «Хэллоуин»
Промофото фильма «Хэллоуин», 2018

40 лет назад американские кинозрители содрогнулись от ужаса и восторга: на экранах появился Майкл Майерс, безмолвный убийца в темном комбинезоне, вооруженный кухонным ножом и скрывающий лицо за резиновой маской. В нежном возрасте он убивает свою сестру и отправляется в больницу на лечение. В 21 год Майерс выходит на свободу и начинает по праздникам планомерно вырезать молодежь вымышленного городка Хэддонфилд. Единственным достойным противником маньяка оказывается не группа вооруженных полицейских, а молодая девушка Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис). Хэддонфилд заполняют трупы, силуэт убийцы чудится за каждым кустом. Каждый год на Хеллоуин жители городка будут с опаской ожидать нового выхода безмолвного ужаса.

«Хэллоуин», 1978

«Хэллоуин», 1978

Нож в тыкве

Снятый в крайне стесненных условиях (бюджет — 325 тыс. долларов; все актеры снимались в своей собственной одежде; лицо Майкла Майерса сделали из купленной в магазине маски Уильяма Шетнера из сериала «Звездный путь», выкрасив ее белой краской), «Хэллоуин» собрал 70 млн долларов в прокате. Более того, фильм Карпентера закрепил (а некоторые считают, что создал) канон слэшера (поджанр хоррора, где маньяк поочередно убивает холодным оружием нескольких героев — как правило, юных), задал правила смертельной игры, которые потом будут кочевать из одного фильма в другой.

«Хэллоуин», 1978

«Хэллоуин», 1978

Именно после выхода «Хэллоуина» критики заговорили о новом хоррор-тропе — «последней девушке» (final girl). Она, как правило, умна, наблюдательна, скромна и целомудренна — это позволяет ей дожить до финала. Так и дрожащая Джейми Ли Кёртис в финале «Хэллоуина» остается пусть и порядком покалеченной, но все-таки живой. В этом смысле «Хэллоуин», несмотря на свою картинную жестокость, был проводником консервативной морали: все пьющие, курящие и сексуально раскрепощенные персонажи непременно оказываются под ножом маньяка.

«Хэллоуин», 1978

«Хэллоуин», 1978

Историки кино в связи с «Хэллоуином» часто вспоминают о значении субъективной камеры. Первое же убийство в фильме снято от первого лица, зритель наблюдает за гибелью девушки глазами шестилетнего Майкла Майерса. Прием этот был не нов — еще зрители  «Психо» превращались в соучастников убийства Джанет Ли, а затем эту оптику позаимствовали режиссеры итальянских джалло — Дарио Ардженто, например. Тем не менее в Европе эти игры с точкой зрения были чистым эстетством, а вдохновленный ими Карпентер превратил прием в источник не просто страшного, но ужасающего. Зритель «Хэллоуина» сам превращается в маньяка, в вуайериста, с замиранием сердца наблюдающего не одну смерть.

«Хэллоуин», 1978

«Хэллоуин», 1978

Карпентер рассказывал, что как-то раз показал сборку фильма еще без наложенной музыки сотруднице студии, и та посчитала, что в фильме нет ничего страшного. Многие, писавшие о фильме после премьеры (и позже), отмечают решающую роль саундтрека, сочиненного самим режиссером. Простецкая, но глубокая синтезаторная мелодия навязчиво повторяется по ходу фильма, становясь лейтмотивом. Этот холодный звук оказался идеальным аккомпанементом и неизменным спутником Майкла Майерса. Оригинальная тема Карпентера потом будет использоваться во всех фильмах серии.

Впрочем, довольны были не все. Легендарный критик The New Yorker Полин Кейл, отметив напряженную атмосферу фильма, посчитала, что мотивация героев Карпентера не очень волнует. Тот, дескать, всего лишь идет по стопам Хичкока (субъективная камера и перверсивный маньяк), но до изящества Брайана де Пальмы ему далеко. «Хэллоуин» она заклеймила как очередную страшную, но топорную историю. Однако большинство критиков, включая Роджера Эберта, фильм хвалили.

На съемках фильма «Хэллоуин», 1978

На съемках фильма «Хэллоуин», 1978

«Хэллоуин» сильно изменил ландшафт американского хоррора и породил огромное количество подражаний. Даже Джейсон Вурхиз из «Пятницы, 13-го» многими рассматривается всего лишь как клон Майкла Майерса. Впрочем, и сама история франшизы тоже в каком-то смысле история бесконтрольного почкования: сам Карпентер потерял интерес к Майерсу после первого же фильма, а если и участвовал в паре сиквелов, то исключительно ради денег.

Древо смерти

Все следующие части «Хэллоуина» были настоящей катастрофой, но продюсеры вновь и вновь воскрешали неубиваемого Майкла. «Хэллоуин 2» начинается ровно с того же момента, которым закончился первый фильм (Майерс, подстреленный доктором Лумисом, выпадает из окна; самые последние кадры фильма демонстрируют пустую лужайку — Майкл исчез). Лори везут в больницу, а пропавший Майерс объявляется вновь и весь фильм медленно идет к своей цели — Лори.

«Хэллоуин 2»

«Хэллоуин 2»

Дебра Хилл, соавтор почти всех фильмов Карпентера, замечает, что сиквел поначалу вообще не планировался, несмотря на открытый финал «Хэллоуина». Тем не менее продюсеры оригинала Мустафа Аккад и Ирвин Ябланс, впечатленные сборами, вложили в производство продолжения 2,5 млн долларов (почти в 10 раз больше бюджета первой части). Хилл и Карпентер вернулись для написания сценария, а режиссерское кресло занял дебютант Рик Розенталь. Карпентер позже признавался, что в процессе написания сценария сам недоумевал, зачем он вообще это делает. Хилл также была не в восторге от результата: получившийся фильм был далек от того, что они написали.

«Хэллоуин 2»

«Хэллоуин 2»

Тем не менее Карпентер переснял несколько сцен убийств за Розенталем — хорроры к тому моменту уже были переполнены визуальным насилием, и новые времена требовали отчаянных мер. Финальный результат не понравился никому. Карпентер и Хилл согласились участвовать в третьей части при условии, что бедного Майкла Майерса оставят в покое.

В итоге «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» (его снял Томми Ли Уоллес, арт-директор первой части и друг детства Карпентера) имеет хлипкую связь с франшизой. Единственное, что роднит его с другими фильмами, — время действия, канун Дня всех святых. Тут нет ни персонажа Джейми Ли Кёртис, ни зловещего Майкла Майерса, а вся история крутится вокруг масок-убийц, в которые встроены специальные чипы. Разочарованию фанатов не было предела, критика была беспощадна, попытка построить хоррор-антологию закончилась, так толком и не начавшись, а Карпентер навсегда покинул серию, оставив продюсерам только фирменную музыкальную тему.

«Хэллоуин 3: Сезон ведьм»

«Хэллоуин 3: Сезон ведьм»

«Хэллоуин 2» выглядит необязательным послесловием к превосходной истории, и именно здесь впервые появляются те особенности оригинального сюжета, которые не позволят франшизе стать удачной. В первую очередь это, конечно, девушка.

Во второй части иррациональная зацикленность маньяка на персонаже Джейми Ли Кёртис объясняется... кровными узами. Лори вдруг оказывается его сестрой. Для этого в телеверсию оригинала даже была добавлена сцена, в которой на двери больницы, где содержался Майерс, нацарапано слово «сестра». Одержимость пациента родственницами позже дойдет до абсурда.

«Хэллоуин 2»

«Хэллоуин 2»

Четвертая часть серии возвращает нам фигуру ставшего уже культовым киноманьяка и продолжает историю его семьи. На этот раз он охотится за своей маленькой племянницей, с которой он телепатически связан. Так в этой киновселенной впервые возникают мистические нотки, которые приводят к тому, что у убийцы появляются покровители. Таинственная древняя секта спасает его после событий пятой части, в которой он все так же преследует уже повзрослевшую племянницу. В шестой серии Майерс будет охотиться за своей внучатой племянницей — это низшая ступень падения серии, абсурдно зациклившейся на родственных связях. Этот же фильм становится последним для доктора Лумиса. Игравший его Дональд Плезенс умирает от сердечной недостаточности. Так серия теряет единственного актера, прошедшего через все бредовые хитросплетения судьбы Майерсов.

«Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса»

«Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса»

Майкл Майерс, несмотря на наличие конкретных узнаваемых черт (маска, нож, комбинезон), в оригинале был безмолвным воплощением иррационального, непостижимого и неописуемого зла. Доктор Лумис неоднократно подчеркивает, что он не человек, а сам дьявол. Поэтому все это очеловечивание маньяка, которому есть хоть какое-то дело до родственников, поначалу выглядит просто странно, а с момента охоты на внучатую племянницу превращается в абсурд. Ситуация с кассовыми сборами была печальной: последние три части в совокупности собирают только половину от бокс-офиса оригинала. Неудивительно, что серии понадобилась мягкая перезагрузка.

Новое — хорошо убитое старое

Гордиев узел семейного древа Майерсов лихо разрубает седьмой «Хэллоуин», получивший подзаголовок «20 лет спустя». Он полностью игнорировал события всех фильмов, начиная с третьего, и вернул на экраны старую знакомую. Оказывается, что Лори Строуд жива (никакой дочери и внучки у нее не было) и скрывается под другим именем, а про Майкла Майерса не слышно ничего уже два десятка лет. Однако никакой спокойной жизни ей и ее сыну (дебют Джоша Хартнетта на большом экране) не видать. Зло возвращается, и ему нужно обязательно порешить всех своих родственников.

«Хэллоуин: 20 лет спустя»

«Хэллоуин: 20 лет спустя»

«Хэллоуин 7» имел кассовый успех (пусть и не такой, как оригинал Карпентера), но критики не воспылали к нему любовью. Как справедливо отмечает подзаголовок фильма, прошло уже 20 лет, и сам жанр слэшера утратил свою пугающую новизну, превратившись в натуральную комедию (см. вышедший за пару лет до того «Крик»).

«Хэллоуин: Воскрешение»

«Хэллоуин: Воскрешение»

Жизнь вернувшейся из небытия Лори продлилась недолго: в начале следующего фильма «Хэллоуин: Воскрешение» Майкл расправляется с ней и переключает внимание на участников реалити-шоу, снимающегося в стенах его родного дома. Все попытки играть на молодежной территории (в фильм пригласили даже Басту Раймса, а герои-подростки смотрели интернет-трансляции) выглядели как Стив Бушеми из мема «How do you do, fellow kids». Критики восьмой фильм просто уничтожили.

Форма зла

Хоррор-писатель и кинокритик Ким Ньюман считает, что все сиквелы, последовавшие за оригиналом, сделали Майкла Майерса менее интересным, нагружая его образ лишними деталями и связями. Впрочем, Мустафа Аккад — неизменный продюсер серии, нещадно эксплуатирующий успех Карпентера — с ним не согласен: нельзя снять несколько фильмов об одном и том же персонаже, ничего не добавляя к первоначальной информации.

«Хэллоуин», 2018

«Хэллоуин», 2018

Франшиза оказалась в парадоксальной ситуации заложника собственного успеха: первая часть получилась настолько совершенной, что любое изменение ее портило. Что уж говорить о конкретных промахах в духе плодящихся родственников и попытках вписать маньяка в какой-то контекст, будь то мистическое сектантство или критика современного общества.

В оригинальном сценарии Майкл просто назван Формой (The Shape). Он олицетворяет силы природы, иррациональный хаос, непонятный и враждебный человеку. В него можно всадить несколько пуль, но убийца все равно будет жить. Его даже не интересует насилие как таковое (наслаждение от него испытывает лишь зритель-соглядатай). Он скорее машина, сосуд для зла, как сказал бы доктор Лумис. Молчаливый Майкл Майерс слепо и методично, как орудие фатума, расправляется с людьми, которые его совсем не интересуют.

«Хэллоуин», 2018

«Хэллоуин», 2018

В какой-то момент серии Майерс переходит от простых функциональных убийств к более изощренным. Таким образом «Хэллоуин» пытается подстроиться под новые стандарты экранного насилия, совершенно при этом лишаясь саспенса. Этот тренд подхватит Роб Зомби. В 2007-м выходит его версия «Хэллоуина» — не просто ремейк, а переосмысление канонической истории. Зомби много времени уделяет мотивам маньяка, истории его травм и обид. Среди них, например, неблагополучное детство и школьные издевательства. Карпентер позже заявит, что фильм Зомби лишает Майерса ореола загадочности.

Большинство критиков также невзлюбили ремейк. Если оригинал 1978 года пугал своей в каком-то смысле даже возвышенной иррациональностью, фильм Зомби топил сюжет в натуралистическом насилии, типичном для новой волны torture-porn (характерные примеры тренда — «Волчья яма» Грега МакЛина или «Хостел» Элая Рота). Что еще хуже, новый «Хэллоуин» пытался провести сеанс психоанализа персонажа, задуманного как человек не только без лица, но и без свойств и характера. Последовавший сиквел грешил этим в большой степени: весь фильм убийцу посещали видения, в которых появлялись белая лошадь и фигура матери в белоснежных одеяниях.

Новый «Хэллоуин», который скоро выйдет на экраны, постарался избавиться от всего предыдущего опыта радикально. Каноном считается только первый фильм, значит, его линию и стоит продолжать. Сценарий, который Грин написал вместе с Дэнни МакБрайдом, вернул Джейми Ли Кёртис. Несмотря на все неудачи прошлых фильмов, она все же единственный возможный антагонист убийцы в резиновой маске. «Последняя девушка» в слэшере всегда либо доживает до появления спасителя, либо своими руками убивает маньяка. В оригинальном «Хэллоуине» Лори Строуд спас доктор Лумис. Его больше нет, и Лори придется действовать по второму сценарию.

Читайте также
Статьи «Хэллоуин»: Майкл Майерс вернулся за Джейми Ли Кёртис Одиннадцатый по счету фильм франшизы «Хэллоуин» выходит через 40 лет после классической картины Джона Карпентера, но делает вид, что до него такого не снимали.
Статьи Джон Карпентер: «Иногда самое страшное — это тишина» К выходу трейлера нового «Хэллоуина» поговорили с создателем старого о том, почему он принял участие в работе над сиквелом.
Статьи Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья В российском кино революция фильмов ужасов. Почему только сейчас? И чем нас будут пугать?
Новости Трейлер фильма «Годзилла 2: Король монстров»: Король вне закона Студия Warner порадовала фанатов гигантских монстров новым роликом.
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • 24

    Gizamaluke 17 октября 2018, 16:08 пожаловаться

    #

    30 лет назад американские кинозрители содрогнулись…
    не 30 а 40.

    ответить

  • 1

    MrRyder 17 октября 2018, 16:37 пожаловаться

    #

    У этой франшизы в самом деле не задалось с продолжением. Ни один из сиквелов, включая ремейк и его сиквел, не назвал бы достойным. Некоторые из частей ещё вполне смотрибельны, другие — абсолютно провальные, но по-настоящему хорош только первый фильм.

    ответить

  • 1

    Badass Shong 17 октября 2018, 17:09 пожаловаться

    #

    Откровенно хреновыми были только 3, 6 и Воскрешение

    ответить

  • Norman94 17 октября 2018, 17:14 пожаловаться

    #

    Вопреки распространённому мнению, 4-5 неплохие слэшеры. На фоне 6 и 8 уж точно. Беда их в том, что в попытках «прыгнуть выше головы» сценаристы начали плодить всякий треш.

    ответить

  • 4

    maximovscky2014 17 октября 2018, 17:26 пожаловаться

    #

    Надеюсь новая часть получится удачной

    ответить

  • 6

    artlifeconcept 17 октября 2018, 19:09 пожаловаться

    #

    «Хэллоуин», несмотря на свою картинную жестокость, был проводником консервативной морали: все пьющие, курящие и сексуально раскрепощенные персонажи непременно оказываются под ножом маньяка.

    Автор явно путает Майерса с Вурхизом.

    ответить

  • 1

    Alex Croft 17 октября 2018, 19:19 пожаловаться

    #

    Хэллоуину повезло в отличии от других долгоиграющих слэшеров менее всего. После первой части последовали продолжения разной степени паршивости. Одни еще можно смотреть с отключенными мозгами, а другие просто невозможно. Единственным светлым пятном был лишь «20 лет спустя».
    Искренне надеюсь, что данный фильм получился как надо. Хотя отзывы критиков настораживают.

    ответить

  • 1

    MrRyder 17 октября 2018, 19:28 пожаловаться

    #

    Полностью согласен. «20 лет спустя» ещё хоть куда годится, а остальные части откровенно провальные.

    ответить

  • tinraki 18 октября 2018, 01:47 пожаловаться

    #

    А что настораживает в отзывах? Почти все положительные, на томатах 7,2 балла. Максимальный балл до этого был у «20 лет спустя» — 5,5

    ответить

  • Alex Croft 18 октября 2018, 05:29 пожаловаться

    #

    Говорят сюжет получился примитивней, чем можно было даже ожидать, а убийства остались практически за кадром и их мало. Да и якобы юмора (как бы) много в картине

    ответить

  • tinraki 18 октября 2018, 19:25 пожаловаться

    #

    В оригинале сюжет и был примитивный. И убийства там тоже не особо красочные.) Да и на серьезных щах сейчас слэшеры снимать уже не комильфо

    ответить

  • 1

    Alex Croft 19 октября 2018, 05:23 пожаловаться

    #

    Думаю в первом случае сыграла роль режиссура, музыка и конечно же — эффект незатертости. Картина была первопроходцем жанра и заложила его основные правила. Сейчас же, начиная смотреть любой слэшер, ты можешь смело предугадать почти 90% развития сюжета

    ответить

  • 1

    El_principe 17 октября 2018, 20:00 пожаловаться

    #

    Будем надеяться, что грядущая часть будет просто хорошей.
    Вот такой оптимистично-сдержанный прогноз)

    ответить

  • 3

    pain6 17 октября 2018, 20:48 пожаловаться

    #

    4 и 20 лет спустя лучшие части, после 1 и 2.

    ответить

  • 1

    pain6 17 октября 2018, 20:56 пожаловаться

    #

    надеюсь новая часть будет лучше чем те, от бездарного охламона роба зомби.

    ответить

  • _time_ 17 октября 2018, 21:10 пожаловаться

    #

    Что за жопашный дизайн!?!?!

    ответить

  • 1

    KiNOVED17 24 ноября 2018, 21:12 пожаловаться

    #

    Отличный дизайн.

    ответить

  • 2

    Nigan 17 октября 2018, 21:27 пожаловаться

    #

    Оригинальный фильм безусловно шедевр, вторая часть и 20 лет спустя были интересными картинами, остальные же откровенно плохи. Надеюсь новый фильм не подведёт.

    ответить

  • 1

    про 17 октября 2018, 22:41 пожаловаться

    #

    иррациональный хаос, непонятный и враждебный человеку, который почему то проведя всю свою сознательную жизнь в психушке умеет водить машину, ага.

    ответить

  • 1

    Nolan 17 октября 2018, 22:50 пожаловаться Бугимен

    #

    При всем моем уважении и любви к оригиналу, я в упор не пойму, почему игнорят события второй части. Она ж хороша! А в некоторых смыслах и вовсе динамичней и лучше оригинала…
    С 3-й все понятно. Тогда в каждом франчайзе был свое изгой. (Пятница 13, часть 5; Кошмар на улице Вязов 7;
    4,5 — вышли во времена, когда любой подобный ужастик проходил по категории «уже не то». И в тем не мении, 4-я часть в свое время хорошо себя показала и была успешна даже на видео.
    6-й фильм не плохой. По крайней мере объяснили чего Майкл такой живучий.
    7-й (20 лет спустя) вообще зачетный. Даже 20 лет назад от него нормально высерали кирпичи.
    8-й Такое себе кино, не плохое.

    Ремейк Роба Зомби… — «Когда руки вроде и из правильного места, но голова и ее содержимое — нет». Продолжение — лютая хрень. Кроме качественной резни больше ничего нету… бред и только.

    Так что некоторые части ругают очень даже не заслужено.

    ответить

  • 3

    C_B_J 18 октября 2018, 05:46 пожаловаться

    #

    «Спасибо» за кучу спойлеров для тех, кто какие-то части не видел.

    ответить

  • 4

    beregynja 18 октября 2018, 08:52 пожаловаться

    #

    Иногда очень хочется узнать подноготную героев, но иногда с этим так перебарщивают, что ужас становится релаьным! Согласна, что внучатая племянница и психоанализ — это дно.

    Вот именно офигенная идея абсолютного Зла, без причин, просто потому что — это пугает: ведь с ним не договориться, оно не простит, не пощадит.

    Кмк, все таки открытие того, что вот это манъяк — это не какой-то там неЩастный человек, а нечто трансендентное — вот это пугает. А всякие истории а-ля Скуби Ду, когда за Чудовищем оказывается какой- то придурок, опошляет идею и превращает её в фарс.

    ответить

  • Ванек 2012 18 октября 2018, 13:59 пожаловаться

    #

    ну зря так про продолжения, все по своему хороши, только вот 3 и 6 слабоваты, ну а ремейк конечно получился настоящий отстой, я его даже воспринимать не хочу, дичь ещё та!

    ответить

  • KiNOVED17 24 ноября 2018, 21:07 пожаловаться

    #

    Настоящий отстой? Настоящий отстой это почти все сиклеы Хеллоуина, особенно 3-я. А ремейк добротный, насыщенный и интересный, взять того же нового Лумиса. Сиквел ремейка слабый весьма, но как дополнение пойдёт. А если ремейк, добротно сделанный для тебя отстой, значит ты не шаришь в кино Вано. Что бы ты не написал в ответ, это будет лишь твоя защитная реакция, в счёт её брать незачем. А если осознаешь, что называешь дном нормальное кино, то молодец.

    ответить

 
Добавить комментарий...