Статьи

Цветное кино: 11 главных фильмов о расовом вопросе

Как менялся образ чернокожих, индейцев и их белых антагонистов в американском кинематографе?
Цветное кино: 11 главных фильмов о расовом вопросе
«Прочь»

Расовый вопрос стоит в сегодняшней киноиндустрии так же остро, как гендерный. Осуждение практики блэкфейса (это когда белого или даже чернокожего актера гримируют под карикатурного негра, как в «Рождении нации») или уайтуошинга (когда небелых персонажей играют белые актеры — например, в любимых советским зрителем вестернах с Гойко Митичем), требования национальной квоты, претензии к культурной апроприации (могут ли белые читать хип-хоп, например, или носить дреды? А снимать кино о проблемах афроамериканцев?) — споры идут отчаянные и порой даже абсурдные.

Борьба продолжается и на экране — вспомним «12 лет рабства», «Больницу Никерборкер», «Чирак», «Черную Пантеру», «Джанго освобожденного», афроамериканскую ревизию «Рождения нации», «Лунный свет» и, наконец, «Черного клановца» (интересы американских индейцев, увы, пока не так широко отстаиваются индустрией, зато у китайцев недавно появились «Безумно богатые азиаты»). Впрочем, такое богатство расовой темы в сегодняшнем кино стало результатом почти столетия борьбы за адекватное представление афроамериканца и превращение его из опасного дикаря (или младшего брата) в свободного гражданина свободной страны.

Вспоминаем главные этапы этого большого пути.

«Рождение нации» (1915)

«Рождение нации»

«Рождение нации»

Афиша трехчасового фильма Дэвида У. Гриффита говорит сама за себя: на ней изображен героический всадник в ку-клукс-клановском колпаке и с факелом. Сюжет посвящен Гражданской войне в США и ее последствиям для штатов Конфедерации. Симпатии режиссера на стороне проигравших. Общий посыл фильма: белых людей обижают (но они дают отпор), освобожденные рабы и нагрянувшие с Севера авантюристы-саквояжники изображены опасными и наглыми дикарями, а их бывшие хозяева — добрыми (до поры) джентльменами.

С точки зрения техники и киноязыка это был прорыв: Гриффит суммировал все свои и чужие находки в монтаже и повествовательных приемах, и за «Рождение нации» его называют основателем реализма в кино. Но содержание вызвало скандал уже в 1915 году — с массовыми протестами афроамериканцев и белых либералов и даже запретами на прокат в некоторых городах Севера. Считается, что фильм вдохнул новую жизнь в ку-клукс-клан. Сто лет спустя американцы не очень понимают, что делать с картиной Гриффита. Несмотря на все заслуги, в киношколах ее показывать почти перестали.

«Унесенные ветром» (1939)

«Унесенные ветром»

«Унесенные ветром»

Снова Гражданская война. Но в сюжете «Унесенных ветром», поставленных по классическому роману Маргарет Митчелл, на первом месте не политика. Это роман взросления богатой девушки из южного штата Джорджия, которой не повезло жить в сложные времена. Все герои — на стороне конфедератов, но вопрос о рабстве аккуратно обойден стороной (в диалогах говорят об абстрактной «южной идее»). Присутствие обаятельной служанки (первый в истории «Оскар» чернокожей актрисе — Хэтти МакДэниел) подчеркивает, что на самом деле белые и черные на рабовладельческом Юге якобы сосуществовали в гармонии. «Унесенные ветром» побили все рекорды проката, и с поправкой на инфляцию это до сих пор самый кассовый фильм в истории. Его популярность не ослабевает, хотя теперь его принято любить с оговорками.

«Искатели» (1956)

«Искатели»

«Искатели»

В Западном Техасе команчи сжигают ферму ветерана Гражданской войны Итана Эдвардса. Его брат убит, племянницы похищены, и Итан отправляется на поиски. Главную роль в этом классическом вестерне исполняет Джон Уэйн — актер, чье имя практически синонимично жанру и фильмам Джона Форда («Искатели» — шестнадцатая роль Уэйна у этого режиссера). Здесь его героизм совсем не однозначен.

Индеец был вторым Другим американской культуры, возможнo, даже более пугающим чем негр — в силу своей неприрученности и культурной закрытости. В ранних фильмах Форда и Уэйна индейцы были представлены даже не совсем людьми, а больше силами дикой природы.

Но в «Искателях» Итан и другие белые уже не выглядят на фоне аборигенов носителями прогресса и высокой морали (найдя племянницу почти совсем ассимилировавшейся, герой Уэйна чуть не убивает ее в ярости). Форд, посвятивший жизнь исследованию Дикого Запада, осознавал, что политика колонизаторов в Америке была настоящим геноцидом. До него об этом никто так внятно не говорил (хотя оговорки о том, у кого и как американцы отобрали свою землю обетованную, имеются, скажем, и в «Красной реке» Хоукса, снятой десятилетием ранее). Сегодня «Искатели» считаются вехой в истории представления коренных американцев на экране.

«Скованные одной цепью» (1958)

«Скованные одной цепью»

«Скованные одной цепью»

Одна из первых больших киноролей Сидни Пуатье, после фильма надолго ставшего главным актером-афроамериканцем, — заключенный Ноа, который бежит из тюрьмы вместе с белым по кличке Джокер (Тони Кёртис). Они ненавидят друг друга, но скованы толстой цепью, а потому вынуждены сотрудничать и, конечно, в конце проникаются взаимным уважением. Метафора понятна: все мы в одной лодке, а предрассудки можно победить, если постараться узнать и понять ближнего. За картиной голливудского гуманиста Стэнли Крамера последовал еще ряд важных фильмов о расовых отношениях, и во многих из них играл тот же Пуатье: «Изюминка на солнце», «Полевые лилии», «Полуночная жара» и «Угадай, кто придет к обеду?» о межрасовом браке, тоже поставленный Крамером.

«Убить пересмешника» (1962)

«Убить пересмешника»

«Убить пересмешника»

Американский киноинститут в своем рейтинге назвал Аттикуса Финча (Грегори Пек) величайшим американским киногероем ХХ века. Единственный роман Харпер Ли был в большей степени о девочке по прозвищу Глазастик, но в экранизации сместили акценты: центральным стал сюжет о ее отце-адвокате (его как раз играет Пек), который защищает в провинциальном алабамском суде оговоренного в изнасиловании черного мужчину.

Это было в духе времени: движение за равные права переживало подъем, до марша на Вашингтон и речи Мартина Лютера Кинга о мечте оставался всего год. Правда, сценарист Хортон Фут, получивший за эту работу «Оскар», в своем либерализме не пошел до конца: подозреваемый остается картонным персонажем-функцией, а все внимание уделено благородному белому спасителю. Во всяком случае, так о фильме пишут сейчас, но в 1962 году он стал важным политическим жестом.

«Изюминка на солнце» (1961)

«Изюминка на солнце»

«Изюминка на солнце»

Квартирный вопрос испортил не только москвичей. Без шуток, половина проблем современных афроамериканцев — следствие абсурдной и недальновидной жилищной политики эйзенхауэровского государства благоденствия. «Изюминка на солнце» — экранизация первой поставленной на Бродвее пьесы, написанной чернокожей женщиной (Лоррэйн Хансберри) — происходит именно из этих реалий: протесты белого мидл-класса против появления в их тихой субурбии черных соседей, безбожно перенаселенные новостройки, душная теснота семейной жизни в условиях нехватки квадратных метров.

«Изюминка на солнце» изменила американский театр, а в киноверсии (режиссер Дэниел Питри использовал ту же группу актеров, что играли пьесу на сцене, включая Сидни Пуатье и Руби Ди) стала первой по-настоящему народной социальной драмой о «черной» жизни. Тем не менее ее можно считать и медвежьей услугой сообществу: Хансберри и Питри добились такой эмоциональной универсальности, что зритель только ее и замечал, удивляясь: «Да они такие же, как мы!» А яростная критика конкретной социальной политики так и осталась незамеченной.

«Шафт» (1971)

«Шафт»

«Шафт»

Формально Джон Шафт — классический детектив-частник, пребывающий одновременно под перекрестным огнем копов с мафией и в тисках сюжета о похищенной малолетке. Попробуйте, впрочем, перепутать его с предшественниками по жанру: черная кожа, затянутая в черную кожу, черный юмор на устах, «Черные пантеры» на подпевках и многократно поминаемый черный фаллос, судя по всему, размером с Эйфелеву башню.

Детище режиссера Гордона Паркса и актера Ричарда Раундтри, Шафт — натуральный первый черный супергерой, батяня-комбат всей волны блэксплотейшна, который дал зрителям-афроамериканцам возможность наконец смотреть кино про людей с тем же цветом кожи, что и у них самих. Вот только сама кинематографическая форма детективного экшена — консервативная и расистская, и она делает супергероя Шафта не ролевой моделью, а примером классической фрейдистской компенсации, апеллирующим к той же расистской идее сверхчеловечности. В конце концов, куклусклановцы из «Рождения нации» были напуганы той же гипертрофированной черной сексуальностью, какую источал с экрана Шафт.

«Делай как надо» (1989)

«Делай как надо»

«Делай как надо»

Тридцать лет назад на большом экране предстало черное гетто, раскаленное и утомленное солнцем, населенное яркими, чудаковатыми людьми. Камера то парила на высоте птичьего полета над Бруклином, то вплотную надвигалась на персонажей, у каждого из которых был свой монолог, своя история. Безупречная постановка и свежесть взгляда сделали фильм Спайка Ли эталоном афроамериканского кино. А также обеспечили номинации на «Оскар» и конкурс в Каннах.

Действие «Делай как надо» умещалось в один знойный день. Почти идиллическое существование квартала к ночи внезапно обрывается кровавым пожаром, убийством черного полицией и ответным погромом белой итальянской пиццерии. После расовых беспорядков последующих лет фильм смотрится прямо пророческим. При этом, оглядываясь назад, понимаешь, сколько острых углов режиссер обошел. В его черном районе нет ни наркотиков, ни банд, ни оружия. Инфантильный протагонист Муки мил и симпатичен (его играет сам Спайк Ли), хоть он и выбирает в конце концов насилие. Можно предположить, сегодня черный герой в таких обстоятельствах был бы куда радикальнее.

«Шофер мисс Дэйзи» (1989)

«Шофер мисс Дэйзи»

«Шофер мисс Дэйзи»

Старенькая еврейская миллионерша с американского Юга уже не справляется с автомобилем, и сын против ее воли нанимает матери чернокожего водителя. Шофер будет на нее работать 25 лет. За это время тихий расизм богатой старухи истлеет — увы, как и рассудок, и жизненная сила.

Фильм получил «Оскар» в канун падения апартеида в ЮАР и осмыслял предшествующие десятилетия борьбы афроамериканцев за свои права. Сюжет разворачивается между 1948 и 1973 годами — за это время в США изменилось буквально все. Однако «Шофер» не агитирует и работает на приглушенных тонах: взгляды за спиной, сгоряча сказанные реплики, невольные воспоминания. Важные новости вроде выступлений Мартина Лютера Кинга или терактов ку-клукс-клана тут лишь фон для отношений двух пожилых людей.

И сегодня эта старомодная пьеса с большими театральными актерами — урок истории в глубинном смысле. Взгляд не на конкретные события, а на всю ту эпоху, когда даже самые любимые слуги даже в пустом доме обедали на кухне, от хозяев отдельно.

«Ребята с улицы» (1991)

«Ребята с улицы»

«Ребята с улицы»

Один пацан плохо учился, и мама в наказание отправила его к отцу в Южный Централ. Вскоре все его друзья погибнут в войне банд, а сам он чуть не лишится хорошей девчонки и, что еще хуже, проходного балла в колледж! Режиссер Джон Синглтон в «Ребятах с улицы» показал, что драма взросления вполне может разворачиваться и в гетто, а заодно попугал белую Америку байками о группировках Bloods и Crips, устроивших в черте Лос-Анджелеса натуральный Вьетнам. Бесконечно обаятельное кино и бесконечно печальные последствия: всю следующую пятилетку (как минимум) черные режиссеры будут снимать исключительно о гетто и о бандах (жанр назовут hood films), а черные обыватели — мириться с закручиванием гаек полицейского государства.

«Прочь» (2017)

«Прочь»

«Прочь»

Чернокожий фотограф едет знакомиться с родителями своей белой девушки. Вместо ожидаемого сеанса коммуникативного абсурда (как в классической «Угадай, кто придет к обеду» с Сидни Пуатье) его там, впрочем, ждет сюрреалистический пострасистский боди-хоррор с гипнозом и пересадкой мозгов (вкратце: черный — это новый шик, поэтому белые занялись колонизацией уже непосредственно черных тел (считай, апроприацией моды и поп-культуры).

Режиссер Джордан Пил, подобно своим героям, пересадил жанру хоррора сердце — место монстров и маньяков здесь занимает сама американская жизнь. По режиссерской логике само бытие чернокожего человека в Америке представляет собой бесконечный зомби-апокалипсис, выживание в условиях тотально враждебной, сосущей все силы и волю среды. В этом смысле альтернативный режиссерский финал фильма, в котором главного героя вместо хеппи-энда и спасения ждет тюрьма, кажется даже более органичным.

Читайте также
Статьи Сценарист «Черного клановца» — о претензиях к Гриффиту и Трампу Кевин Уиллмотт рассказывает, как фильм Спайка Ли борется с ультраправыми.
Статьи Греем ложку: Как автор «На игле» изменил кинематограф 25 лет назад вышел роман «На игле», он же «Трейнспоттинг» Ирвина Уэлша (писателю сегодня исполняется 60 лет). Рассказываем, какое влияние на мир оказала история о шотландских героиновых торчках.
Статьи Менты и копы: Как за 100 лет менялось полицейское кино в России и США Проследили эволюцию образа служителя закона в Америке и у нас и выяснили, что роднит Дукалиса и Грязного Гарри.
Новости Крис Пратт и Том Холланд озвучат героев нового мультфильма студии Pixar Стало известно название нового проекта, который ожидается в кинотеатрах в марте 2020 года.
Комментарии (35)

Новый комментарий...

  • 6

    ZELMIRA 6 октября 2018, 13:21 пожаловаться

    #

    всё-таки в вопросе рабства нашей стране повезло больше, ведь не было жёсткой привязки к расе. белые эксплуатировали преимущественно белых, ну а потомков хозяев просто на столбах перевешали в период гражданской войны. и в итоге никаких долгоиграющих обид.

    ответить

  • 4

    VOLK_VS 6 октября 2018, 13:39 пожаловаться

    #

    Ну в Штатах сегрегация чуть больше 50 лет только прошла, поэтому это до сих пор актуально

    ответить

  • 14

    ZELMIRA 7 октября 2018, 00:22 пожаловаться

    #

    и будет актуально ещё долго, поскольку расовая принадлежность всегда весьма красноречиво бросается в глаза и позволяет на бессознательном уровне проводить черту между «своми» и «чужими».

    ответить

  • 6

    Кирилл Левицкий 6 октября 2018, 13:31 пожаловаться

    #

    А на КП есть отдельная статья про блэксплотейшн? Тема довольно прикольная.

    ответить

  • 34

    Далёк_от_истины 6 октября 2018, 13:56 пожаловаться

    #

    Есть ощущение, что сначала выходило кино, где вопрос расизма был в пользу белых, сейчас сильный перекос на стороне темнокожих и только в конце 80-ых/90-ых снимали фильмы, которые можно более-менее назвать честным взглядом на эту тему

    ответить

  • 6

    ВНЧ 6 октября 2018, 16:59 пожаловаться

    #

    Образ индейцев не очень-то изменился. Так и остались молчаливыми головорезами. Что индеец Джо из «Тома Сойера», что коротышка из 2 сезона «Фарго», что толпы в «Выжившем» с ДиКаприо или «Апокалипто» Гибсона… Югославские комедии не смотрел, Тонто Деппа никакой. В «Хищнике» с Арни был относительно положительный индеец, ещё людьми они показаны в «Маленьком большом человеке» с Хоффманом. Всё.
    Не очень-то они и борются за свои права, то ли вымерли, то ли процветают в резервациях?

    ответить

  • 13

    Alternativasinitsy 6 октября 2018, 17:27 пожаловаться

    #

    Вымереть конечно не вымерли. Видимо в Америке опасаются всерьёз бороться за права индейцев. Коренное население как никак. Придётся всю территорию США возвращать. Безопаснее бороться за права потомков выходцев из Африки)

    ответить

  • 5

    Edelweissphoenix 6 октября 2018, 18:28 пожаловаться

    #

    Чернокожих и латиноамериканцев довольно много, азиатов поменьше, но они берут за счет состоятельности и влиятельности. Индейцы же малочисленны, бедны и приличная часть живет в своих резервациях почти как в другой стране

    ответить

  • 4

    SpaceStationOne 6 октября 2018, 19:17 пожаловаться

    #

    В «Хищнике» с Арни был относительно положительный индеец, ещё людьми они показаны в «Маленьком большом человеке» с Хоффманом. Всё.

    «Танцующий с волками».

    ответить

  • 2

    Yaut 8 октября 2018, 22:07 пожаловаться

    #

    Последний из могикан

    ответить

  • … толпы в «Выжившем» с ДиКаприо или «Апокалипто» Гибсона…
    После заварухи с трапперами в диалогах с французами как-раз хорошо видно, что они не только «молчаливые головорезы», но и люди с моралью. И вообще, в фильме показали, что не бывает плохих народов, есть плохие люди.
    А у Гибсона вообще размыты границы между «белыми и цветными» ибо сравнивать не с кем. Есть только разделение на «хороших» индейцев и «плохих», но то необходимо для сюжета.
    Но, конечно, изображение в кино коренного населения Америки редко выходит за рамки типажей «кровожадный дикарь„/«благородный муж“».

    ответить

  • 12

    VOLK_VS 6 октября 2018, 22:13 пожаловаться

    #

    Процветают, не то слово.
    В тему, посмотрите фильм «Ветреная река»

    ответить

  • 6

    RWBY 7 октября 2018, 01:40 пожаловаться

    #

    Люто плюсую. После этого фильма дико обидно было за индейцев.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 7 октября 2018, 10:46 пожаловаться

    #

    Мне скорее было обидно за людей в целом, все-таки расовая проблема в фильме оказалась пришита как-то вкривь и вкось. А вот проблема конфликта поколений, депрессивных регионов и человеческой жестокости зацепила и в связи с российскими реалиями.

    ответить

  • 2

    _Skywalker_ 6 октября 2018, 19:16 пожаловаться

    #

    «Делай как надо» — лучший, на эту тему. И в списке не хватает другой ленты Спайка Ли — «Малкольм Икс».

    ответить

  • 1

    El_principe 6 октября 2018, 22:33 пожаловаться

    #

    Лавинг, 12 лет рабства…
    И Холли Берри… А — Бал монстров вроде…

    ответить

  • 9

    Mr NS 6 октября 2018, 22:51 пожаловаться

    #

    Про индейцев мне лично ещё «Хлопающий крыльями» https://www.kinopoisk.ru/film/khlopayushhiy-krylyami-1970-10186/ Кэрола Рида нравится. Фильм малоизвестный, но, считаю, хороший.

    ответить

  • 1

    Alex Croft 6 октября 2018, 22:58 пожаловаться

    #

    Много чего интересного не попало в список. 12 лет рабства, Лавинг, Дворецкий, Сэльма

    ответить

  • 2

    Brutal_Outsider 7 октября 2018, 00:19 пожаловаться

    #

    хотелось бы также увидеть «Столкновение» и «Американскую историю Х»

    ответить

  • 4

    LsdStyle 7 октября 2018, 10:17 пожаловаться

    #

    для меня главный фильм о расовом вопросе это «Американская история Х». А его тут даже нету.

    ответить

  • 1

    ingmarantonioni 7 октября 2018, 10:57 пожаловаться

    #

    «Лихорадка джунглей», «Тени», «Имитация жизни», «12 лет рабства», «Джанго освобожденный», «Страх съедает душу». Не главные, но в тему

    ответить

  • 3

    Сан 7 октября 2018, 13:21 пожаловаться

    #

    «Белые люди не умеют прыгать» и «Не грози южному централу попивая сок у себя в квартале» в тему.

    ответить

  • 5

    VOLK_VS 7 октября 2018, 17:21 пожаловаться

    #

    Не грози южному централу попивая сок у себя в квартале, это пародия на фильм который есть в списке — Ребята с улицы

    ответить

  • 3

    блек джек 7 октября 2018, 16:12 пожаловаться

    #

    «… хотя теперь его принято любить с оговорками».
    А можно уточнить, о каких оговорках к любви к «Унесённым ветром» идёт речь?)

    ответить

  • 3

    Kromwel 7 октября 2018, 17:17 пожаловаться

    #

    https://www.vesti.ru/doc.html?id=2928152

    Почитайте. Сайт прокремлевский, но сама статья достаточно объективная.

    ответить

  • 3

    GhostInTheShell2017 7 октября 2018, 22:21 пожаловаться

    #

    Я считаю что в этом топе должен быть фильм Скрытые Фигуры. Это потрясающий фильм, который очень интересно развивает тему рассового вопроса.

    ответить

  • 2

    J3RICHO 8 октября 2018, 06:32 пожаловаться

    #

    Есть еще классный фильм «Южный централ».

    ответить

  • 2

    ka81 8 октября 2018, 12:00 пожаловаться Корни

    #

    Чернокожие? Рабство? Фильмы-сериалы?

    Ээээ.. простите, а где же Корни (Roots) ??

    ответить

  • 6

    argia 8 октября 2018, 13:01 пожаловаться

    #

    Уж скорее «Прочь» — снижает градус проблемы, заявленный в мировом кинематографе, типа, предлагая всем успокоиться.
    Пил сначала делает все, чтобы заставить зрителя думать о расовой мотивации белых «эксплуататоров». Но потом он делает классный идеологический разворот, указывая зрителю на его же расово-идеологическую зашоренность. Круто, когда черный парень фактически говорит, что вся эта шумиха в духе «свободу Анджеле Дэвис» стала больше похоже на клише, моду и политический инструмент. Причем с ума сходят и черные, и белые.

    ответить

  • 3

    greyzzyerg 8 октября 2018, 17:06 пожаловаться

    #

    Для меня лучший пример анти-расистских произведений — Атланта. Именно этот сериал показывает, что не важно какого цвета твоя кожа, мир делится на не на черных и белых, а на хороших, плохих, тупых, умных, богатых, бедных и т. д.))
    В формате фильмов все же не так сильно проникаешься героями и их жизнью за полтора часа…

    ответить

  • Mikhail Belyaev 19 октября 2018, 00:55 пожаловаться

    #

    Free State of Jones
    Loving
    Mudbound
    The Help
    Something the Lord Made
    Time To Kill


    ответить

 
Добавить комментарий...