Статьи

Железный экран: Какие импортные фильмы пускали в СССР

Какие зарубежные картины стали культовыми в 1940-е? Кто делал бокс-офис в нашем прокате 1920-х? Что крутили на узбекских свадьбах 1970-х?
Железный экран: Какие импортные фильмы пускали в СССР
Фрагмент постера фильма «Клеопатра»

«Заграничные картины рисуют совершенно иной быт, чем у нас в СССР, и интересны своими грандиозными постановками, сюжетом и превосходной игрой артистов. Советские фильмы выражают наш быт, повседневный недостаток, борьбу с контрреволюцией, гражданские войны, которые уже и так надоели», — жаловался один анонимный зритель середины 1920-х. Эти слова не теряют актуальности даже сегодня, а уж тем более на протяжении семи десятилетий советской власти. Широкие массы советских зрителей всегда охотно смотрели заграничное кино, ища в нем волшебство, экзотику и побег от окружающей рутины.

В 1920-е годы, которые нам кажутся золотой эпохой авангарда, рядовой советский зритель вообще-то предпочитал смотреть «Робин Гуда» и «Багдадского вора» с Дугласом Фэрбенксом, оставляя шедевры Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко или Дзиги Вертова эстетам и иностранным знатокам (едва ли не единственное исключение— «Броненосец „Потемкин“»). Да и зачем смотреть фильмы про революцию, когда в кинотеатрах показывают шедевры немецкого экспрессионизма, высокодуховные драмы из шведской истории, американские вестерны и американские же мелодрамы?

Афиша фильма «Багдадский вор»

Афиша фильма «Багдадский вор»

Неслучайно такие классические картины, как «До последнего человека» Виктора Флеминга, сохранились только в Госфильмофонде. Приезд в Страну Советов Фэрбенкса и Мэри Пикфорд, главной звездной пары Голливуда, вызвал у советских людей небывалый всплеск энтузиазма (едва ли Брэд Питт и Анджелина Джоли смогли бы собрать толпу больше) и целую волну иронии (достаточно посмотреть «Поцелуй Мэри Пикфорд» Сергея Комарова, в котором высмеивается помешательство на западных звездах).

С другой стороны, набор зарубежных фильмов, которые могли посмотреть советские люди, почти всегда был ограничен и часто носил довольно случайный характер. Многие тамошние блокбастеры не доходили до советского зрителя или доходили с большим опозданием. Например, «Клеопатра» (1963) с Элизабет Тейлор до советского экрана добралась только в середине следующего десятилетия. К тому же копии иностранных лент в нашем прокате могли сильно отличаться от оригинальных версий. Уже в 1920-е многие зарубежные картины стали подвергаться в Советском Союзе деликатному и не очень перемонтажу, благо этому способствовало отсутствие звуковой дорожки.

Афиша фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд»

Афиша фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд»

Многие классики советского кино (достаточно назвать Эйзенштейна или «братьев» Васильевых) в начале своей карьеры превращали сомнительные с идеологической точки зрения зарубежные новинки во вполне приемлемое для советского проката кино. Кроме того, часто картины просто сокращались.

В 1930-е годы массовые закупки фильмов за границей прекратились вовсе. Так что зрителю тех времен было доступно всего около 25 зарубежных лент — прежде всего пара мультфильмов Диснея, а также «Новые времена» и «Огни большого города» Чаплина (в 1937 году Мандельштам напишет стихотворение «Чарли Чаплин вышел из кино...»).

Афиша фильма «Огни большого города»

Афиша фильма «Огни большого города»

Посетители кинотеатров засматривались «Большим вальсом» Жюльена Дювивье, вышедшим у нас в 1940-м, а Эльдар Рязанов называл сцену сочинения «Сказок Венского леса» одной из самых важных в мировом кинематографе, однако едва ли эта картина, пусть и получившая операторский Оскар, произвела такой же эффект в США или Франции.

Война принесет куда большее разнообразие в кинорепертуар. Что-то поставляли союзники, что-то оказалось в Советском Союзе в качестве трофеев, но наши дедушки и бабушки еще помнят британского «Багдадского вора» (это там, где султана душила многорукая статуя), а также ворох американской классики 1930—1940-х: фильмы про Тарзана с Джонни Вайсмюллером, «Тетку Чарлея» (мы-то лучше помним «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова) или «Сестру его дворецкого» (как там Дина Дурбин исполняла «Очи черные»!). Иосиф Бродский утверждал, что «одни только четыре серии „Тарзана“ способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии».

Вот только едва ли кто-то из зрителей знал, кто такие Грета Гарбо или Джон Уэйн, поскольку вместо титров с именами актеров и режиссера в начале фильма значилось: «Этот фильм взят в качестве трофея при разгроме немецко-фашистских войск под Берлином». Так, Владимир Голубев, страстный киноман, оставивший воспоминания о своей зрительской биографии, вспоминал, что после просмотра «Дамы с камелиями» Джорджа Кьюкора зрители могли только гадать, в какой стране снят этот фильм. Вроде Дюма-сын — француз, а речь, кажется, была английская...

«Багдадский вор»

«Багдадский вор»

При этом набор фильмов, захваченных в качестве трофеев и выпущенных в прокат, был, как мы уже говорили, довольно случайным. Марика Рёкк или Франциска Гааль запомнились в СССР куда лучше , чем в Германии или Венгрии, тем более что в картинах с ними титры все-таки были. Но когда историк кино Наталья Буза приехала в Венгерский киноархив, чтобы собрать информацию про Гааль, никто там не мог понять, о какой актрисе она вообще говорит!

Послесталинское десятилетие совпало с триумфом итальянского неореализма, сильно повлиявшего на советских режиссеров. Достаточно вспомнить «Похитителей велосипедов» де Сики (впрочем, этот фильм вышел в прокат еще при Сталине, в 1950-м), «Самую красивую» Висконти, «Рим в 11 часов» де Сантиса или его же «Дайте мужа Анне Дзакео». Попадали на советский экран и итальянские комедии — например, «Полицейские и воры» с Тото и Альдо Фабрици. Однако для рядового зрителя куда важнее было появление на советских экранах индийского и китайского кино. Часто на появление картин тех или иных стран в советском прокате влияла политическая конъюнктура. Так, после Второй мировой Индия как раз освободилась от британского владычества, а Китай — от японской оккупации; до конца 1950-х СССР и КНР связывали узы нерушимой дружбы.

В середине 1950-х в прокате появляется «Бродяга» Раджа Капура — картина, получившая культовый статус. Что касается китайского кинематографа, то анекдот тех времен утверждал, что «есть картины хорошие, средние, плохие, очень плохие, студии Довженко и китайские».

«Седьмое путешествие Синдбада»

«Седьмое путешествие Синдбада»

Шестидесятые — эпоха расцвета мирового кино. В советском прокате можно посмотреть «Земляничную поляну» Бергмана, «Расёмон» Куросавы, «Дорогу» Феллини, «Восставшего» Кобаяси, «Затмение» Антониони и некоторые другие фильмы, вошедшие в мировой синефильский канон. Кроме того, кинематографисты и страстные синефилы попадают (официально и не очень) на показы (официальные и не очень) многих лент, не закупленных Советским Союзом.

Афиша фильма «Римские каникулы»

Афиша фильма «Римские каникулы»

Правда, копии, как и в 1920-е годы, могут сильно отличаться от зарубежных эталонов. Так, «Крестный отец» был известен у нас в черно-белом варианте, а советская версия «Конформиста» короче оригинальной примерно на полчаса. В 1960-е советские зрители активно смотрят фильмы стран народной демократии, среди которых не только шедевры вроде «Пепла и алмаза» Вайды и «Загадочного пассажира» Кавалеровича, но и комедии вроде «Гангстеров и филантропов» Ежи Гоффмана и Эдварда Скужевского или «Лекарства от любви» Яна Батори.

За серьезное американское кино отдувается Стэнли Крамер. Автор «Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира» был известен советскому зрителю, скорее, своим серьезным и несколько тяжеловесным «Нюрнбергским процессом». А вот Стэнли Кубрик воспринимается в основном как автор масштабного пеплума «Спартак», хотя его «Космическая одиссея» показывалась в 1969 году на Московском кинофестивале (и получила приз за использование технических средств, что сильно испортило отношение Кубрика к советской власти).

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Но не Крамером и Кубриком едиными. Советский зритель знал и «В джазе только девушки», и американские мюзиклы — «Оклахома!», «Звуки музыки» и «Мою прекрасную леди» (Хепберн запомнится также по «Римским каникулам»). Слухи ходят о «Вестсайдской истории», один раз показанной в рамках Московского кинофестиваля. Наконец, это эпоха «Великолепной семерки» (из вестернов к тому моменту в СССР видят только некоторые из картин Форда), в которую играют едва ли не в каждом дворе, как прежде играли в «Чапаева». Отдельно стоит упомянуть «Лимонадного Джо» Ольдржиха Липского — его тоже смотрели как вестерн.

Вообще, при покупке картин советская сторона часто не может договориться с американцами о цене. Экономия валюты обьясняет и отсутствие в советском прокате многих «прогрессивных» европейских фильмов, права на которые принадлежат американским продюсерам.

Одновременно с этим 1960-е — это начало эпохи французского кино (Франция как раз вышла из военных структур НАТО). Советские зрители знакомятся с Жаном Габеном, Бурвилем, Жаном Маре и Луи де Фюнесом. На экраны выходят пародийные фильмы Юнебеля про Фантомаса и картины Бордери про Анжелику (собственно «Анжелика и король» и «Анжелика — маркиза ангелов» — именно в такой последовательности). В 1970-е к этому списку прибавятся «Четыре мушкетера» Юнебеля и фильмы с Пьером Ришаром.

Британия, помимо некоторого количества прогрессивных социальных драм (например, «Такова спортивная жизнь»), представлена приключенческим фильмом Дона Чэффи «Миллион лет до нашей эры» с динозаврами, гигантскими пауками и Рэкел Уэлч в меховом бикини, а также «Седьмым путешествием Синдбада» и «Золотым путешествием Синдбада» (они будут отвечать за фантастические приключения и в следующем десятилетии).

Наконец, в 1960-е (привет, деколонизация) в СССР активно показывают фильмы арабских стран. Например, египетские «Черные очки» Хусама эд-Дин Мустафы или «Белое платье» Хасана Рамзи.

Афиша фильма «Черные очки»

Афиша фильма «Черные очки»

В 1970-е продолжают смотреть итальянское кино. Главный актер тут — Адриано Челентано, главный режиссер — Дамиано Дамиани, автор многочисленных криминальных драм и первого сезона «Спрута» (привет, комиссар Каттани). Кроме того, абсолютно все смотрят «Укрощение строптивой» и «Ромео и Джульетту» Франко Дзеффирелли.

Продолжают любить индийское кино. Здесь наряду с мелодрамой вроде «Бобби» Раджа Капура, «Зиты и Гиты» или «Рама и Шиама» появляются «джинсовые боевики» вроде «Мстителя» или «Мести и закона». Их герои непременно носят джинсы и непременно же владеют приемами боевых искусств. Все это вызывает восторг, особенно в Средней Азии, где просмотр подобных фильмов на свадьбах считается особым шиком.

Тогда же появляются и предвестники будущих мыльных опер — мексиканские мелодрамы «Дикое сердце» и куда более известная «Есения». Вестерн представлен «Золотом Маккены», западногерманскими фильмами про Виннету и восточногерманскими с Гойко Митичем. Большим потрясением становится упомянутая уже «Клеопатра» с Элизабет Тейлор.

Афиша фильма «Клеопатра»

Афиша фильма «Клеопатра»

В 1980-е известность приобретает северокорейский «Хон Гиль -дон» (это про древность, а еще про боевые искусства), британские «Вожди Атлантиды» с гигантским спрутом и огромными чудовищами, польская «Сексмиссия», известная у нас под названием «Новые амазонки», и снятый еще в 1970-е «Кинг-Конг». Под конец эпохи становится популярным снятый совместно с Польшей фильм ужасов «Заклятие долины змей». Смотрят «Тутси» и «Крамер против Крамера», комедии с де Фюнесом, Пьером Ришаром и Адриано Челентано и не показанные до этого фильмы про Анжелику.

Афиша фильма «Тутси»

Афиша фильма «Тутси»

Важным событием является выход картин Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». Набор западных фильмов, доходящих до большого экрана, все еще довольно произволен, однако ситуация постепенно меняется. Но в это же время приходит видео, и запиленные кассеты в обрезанных пакетах из-под молока открывают советскому зрителю (сперва столичному) кино Боба Фосси, Брюса Ли и Ридли Скотта. Дальше уже 1990-е — с их видеопрокатами и видеосалонами, кабельными каналами с удивительным программингом (тут вполне можно было наткнуться на экзотического и сегодня Стенли Квана) и московским Музеем кино.

Читайте также
Статьи Цветное кино: 11 главных фильмов о расовом вопросе Как менялся образ чернокожих, индейцев и их белых антагонистов в американском кинематографе?
Статьи Гибель богов: 5 больших режиссеров в стадии распада Как великие авторы XX века в новом столетии сошли с ума или, наоборот, стали слишком нормальными.
Статьи Глубокий вырез: Какие сцены убирали в СССР из зарубежных фильмов Что показывали советскому зрителю под видом «Конформиста» Бертолуччи и «Клеопатры» Манкевича? Удаленные сцены (строго 18+!) прилагаются.
Статьи Вынесет все: Что крали со съемок известных фильмов Золото «Гарри Поттера», костюм Железного человека и еще 10 знаменитых и ценных предметов кинореквизита, похищенных со съемок.
Комментарии (55)

Новый комментарий...

  • 16

    Alan_Forlani 7 октября 2018, 21:15 пожаловаться

    #

    Жду ответную статью о том, какие советские фильмы выходили в зарубежный прокат!

    ответить

  • 7

    MarrkkeR 7 октября 2018, 22:26 пожаловаться

    #

    Занимательная статья, хотелось бы еще старых актеров в рубрику «В главной роли:»

    ответить

  • 19

    We Are Sabres 8 октября 2018, 01:11 пожаловаться

    #

    Смотрел тут Крамер против Крамера с советским дубляжом. Сразу стало понятно, что вырезали из фильма у нас. С обнаженной грудью все понятно, но очень позабавило, что вырезали все упоминания о том, сколько в США в год получали ЗП) На этих моментах советского дубляжа нет.

    ответить

  • 3

    snl95 8 октября 2018, 11:40 пожаловаться

    #

    Ужас постер к фильму «Поцелуй Мэри» пугает до дрожи, такие вещи только в психушке вывешивать.

    ответить

  • 4

    ze-dan 8 октября 2018, 15:02 пожаловаться

    #

    если этот плакат (оригинал, не репринт) появится на аукционе, то стоить он будет от 15 до 20 тысяч долларов. Вполне может и больше

    ответить

  • 4

    snl95 8 октября 2018, 15:55 пожаловаться

    #

    Нет, я серьезно, он реально пугает. Такой дома у себя повесишь…. Ночью пойдешь в туалет, а там он(постер) висит, забудешь дорогу в туалет.

    ответить

  • 2

    ze-dan 8 октября 2018, 18:35 пожаловаться

    #

    страшно — это очень субъективно. мне, например, очень нравятся советские киноплакаты того периода.

    кстати в то время советское киноплакатостроение было самое передовое в мире. Ибо конструктивизм! А от фамилий Длугач, братья Сненберг и прочих до сих пор ссуться кипятком все искусствоведы и коллекционеры планеты.

    между прочим автор плаката «Поцелуй Мэки» — Семенов-Менес. В 2012 году на аукционе Кристи его плакат к фильму «Турксиб» продали за 78 тысяч долларов

    ответить

  • snl95 8 октября 2018, 20:12 пожаловаться

    #

    Я верю, правда. Но мимика на лице персонажей, явно ненормальная. Подобное я встречал на постерах немецкого экспрессионизма Ланга.

    ответить

  • 2

    Кино-Глаз 8 октября 2018, 23:43 пожаловаться

    #

    Чем он тебя пугает? Ты такой пугливый, что боишься вида одного из самых известных киноплакатов советского конструктивизма 1920-х гг? Художник Семёнов-Менес — один из культовых киноплкатистов 1920-х.

    Тебе правильно написали: такие плакаты на аукционах сейчас дорого стоят.

    ответить

  • 5

    HIM 8 октября 2018, 13:19 пожаловаться Расширяем фильмозор.

    #

    Статья познавательная, много на посмотреть добавил. Продолжайте в том же духе.

    ответить

  • 2

    Mertvetz 8 октября 2018, 13:22 пожаловаться

    #

    Скачал в советском дубляже пакистанскую фантастику «Пришелец» (1989) — до сих пор ржу. Это как индийский «Робот», только с мусульманским менталитетом и бюджетом в 3,5 хиджаба)

    ответить

  • 4

    IngmarWeyland 8 октября 2018, 14:02 пожаловаться

    #

    есть картины хорошие, средние, плохие, очень плохие, студии Довженко и китайские

    Это надо запомнить :)

    ответить

  • 6

    philip_marlow 8 октября 2018, 16:37 пожаловаться

    #

    Хорошо. Еще бы статистику к этому перечислению добавить. Когда и сколько фильмов вышло, сколько зрителей их посмотрело.

    ответить

  • 6

    ze-dan 8 октября 2018, 19:42 пожаловаться

    #

    блокбастер Эйзенштейна «Октябрь» (400 тысяч рублей — рекордный бюджет для фильма в СССР) полностью провалился в прокате. Зрители тех лет в опросах говорили, что муви вышло слишком сложным и малопонятным

    а кассу в тот год рвали Пикфорд с Фэрбенксом. То есть голливуд и в те времена 90 лет назад был более понятен и приятен для русского человека нежели что-то своё :-)

    ответить

  • 3

    ze-dan 8 октября 2018, 19:46 пожаловаться

    #

    ну как провалился… с учётом того, что на его просмотр также как и сейчас сгоняли всех бюджетников, — по итогам года он был на 4 или 5 месте по сборам (для уточнения надо в архивчик свой лезть, но лень). То есть лучший среди советских, но хуже зарубежных. Там первый, вроде какой-то боевичок с Дугласом Фэрбенксом, собрал более чем в два раза чем «Октябрь»

    ответить

  • philip_marlow 8 октября 2018, 22:53 пожаловаться

    #

    В такую бы статью, да статистики добавить. Понятно, что на их фильмы лучше ходили. Но на сколько. На 10 процентов, в десять раз? И это каждый год случалось, или раз в пятилетку?

    ответить

  • 3

    Дмитрий111 9 октября 2018, 08:33 пожаловаться

    #

    Кинобизнес имеет циклический характер. В одни годы было много успешных советских фильмов, в другие — всего десятка два. Согласно статотчетности новые советские фильмы с 60-х годов смотрело больше зрителей, чем новые зарубежные в рамках периода отчетности. Поскольку отчетность со второй половины 70-х довольно нагло фальсифицировалась, едва ли когда-то будут точные цифры. Каждый месяц сверху спускался список из 4 советских фильмов, из которых областные конторы выбирали 3 штуки (по своему усмотрению) и спускали по ним минимальный процентный показатель районам. Конечно, среди этих трех обязательно был хотя бы один, на который ни один человек в здравом уме не пошел бы в кино. Но по ним все равно получали «нужные» цифры. Уровень фальсификаций зашкаливал: в некоторых областях фильм «Судьба» посмотрело больше зрителей, чем было самих зрителей в области. «Вкусу хлеба» нарисовали 21% зрителей при 5 проданных билетах на сеанс. По некоторым фильмам («Гараж», «Осенний марафон», «Вкус хлеба») отчетность и реальное количество проданных билетов расходилось в 3, 5 и более раз. Нарисованных для таких фильмов зрителей «отбирали» из показателей успешных советских фильмов и их зрителей зарубежных.
    Но вообще на советские фильмы (обычно приключенческие, мелодрамы, комедии) зрители ходили очень охотно и они (советские фильмы) вполне успешно конкурировали с зарубежными. А чтобы эта конкуренция была еще более успешной, в конце 70-х был выпущен приказ Госкино о недопустимости «совмещения» советских фильмов с кассовым потенциалом и зарубежных. Запрещался одновременный показ советского и зарубежного фильма в одном кинотеатре, включая двух-трехзальные, а также конкуренция одной даты в разных кинотеатрах.

    ответить

  • 1

    philip_marlow 9 октября 2018, 13:42 пожаловаться

    #

    Похоже, борьба с зарубежным кино имеет давнюю историю) А где вы берете цифры отчетности и реального количества билетов? Велась двойная бухгалтерия?

    ответить

  • 2

    Дмитрий111 9 октября 2018, 23:04 пожаловаться

    #

    Незачем было вести двойную бухгалтерию. Если от района требуют, чтобы: 1) новые советские фильмы имели показатель не менее 50%, 2) новые советские фильмы и новые фильмы соцстран в сумме имели не менее 67%, 3) 3 советских фильма в месяц имели охват не менее установленной цифры — районы сразу рисовали то, что от них требовалось. Были «непонимающие» и «отстающие», то есть те, которые приписывали не в разы, а на какие-то проценты, — по ним и можно оценить масштаб подтасовок. Их (отстающих) песочили на совещаниях и приводили цифры «лидеров» и «тянущих» вниз — отсюда и примерные цифры фальсификаций. Расхождения по областям РСФСР (проценты охвата) по отдельным фильмам достигали 8 раз! Чего, конечно, просто не может быть. Причем подтасовка шла даже по некоторым очень успешным советским фильмам — так, например, нереальные проценты охвата требовали по «Служебному роману».

    ответить

  • 4

    konst19791019 10 октября 2018, 01:10 пожаловаться

    #

    Не опровергаю Ваши данные и саму Вашу точку зрения, но стало страшно любопытно, откуда шли такие установки (я о процентах). И в какие годы?.. Потому что в 1981-1985 со стороны Госкино России в адрес кинопроката и кинофикации эти цифры при мне не звучали ни разу (!) — ни на общих собраниях (производственных или парт-), ни на коллегиях Госкомитета, ни в узком чиновничьем кругу, ни перед командировками (в том числе, и по именно этим вопросам), ни после них. Может, по партийной линии шла накачка?.. Или какими иными путями?..
    Приписки же, подтверждаю, были, причем массовые и как раз в пользу отдельно взятой группы отечественных фильмов, особенно тех, для которых устраивались т. н. «Всесоюзные премьеры» (НАДЕЖДА И ОПОРА, ЕВРОПЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ, ПОБЕДА и т. д.). Но когда я привозил из командировок сведения о том, что, к примеру, гора сеансов (т. е. и зрителей, и денег) отнималась у фильмов НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ПРОЩАЙ, или ДАМСКОЕ ТАНГО, или у показывавшихся вне всяких темпланов (оставшихся после Московского или Ташкентского кинофестивалей) копий БИНГО БОНГО, НЕВЕЗУЧИЕ, ТАНЦОР ДИСКО… и всё это отдавалось в отчетах фильмам, которые НАДО БЫЛО показать хотя бы НЕ ПРОВАЛИВШИМИСЯ. Приписки со СЛУЖЕБНЫМ РОМАНОМ я, видимо, не застал)))… а вот заезженные фильмокопии ЭКИПАЖА или ПИРАТОВ ХХ ВЕКА, по бумагам числившиеся чистенькими, в реальности же работавшие в пользу НУЖНЫХ позиций, находил… Однако ни один подобный факт из моих отчетов до уровня коллегии Госкино так и не дошел.
    Когда-то я пытался объяснить коллеге-киноведу Сергею Кудрявцеву (известному по нику kinanet), как масштаб приписок мог повлиять на официальные показатели сборов, по крайней мере, в 1975-1987 годах, но он, просидевший в кабинетах и не видевший, подозреваю, ни разу в жизни даже техпаспорт фильмокопии, поднял меня на смех… типа «приписки могли быть в районе десятых долей одного процента, а это статистическая погрешность»… Мне бы такую уверенность…)))

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 11 октября 2018, 03:43 пожаловаться

    #

    Цифры спускали области районам. От Госкино шли списки 4 фильмов в месяц, по 3 из которых (по усмотрению каждой областной конторы) должна была вестись «процентная» работа. Само Госкино проценты не спускало. Только фильмы. Суть в чем была. Вот например август кажется 80 года. В репертуаре месяца есть фильм «Берегись, змеи», который весьма хорошо прокатывался, даже отлично. Но он в «список четырех» не включается. В него входят «Пираты ХХ века» (ну тут понятно, никаких проблем с цифрами) и… внимание! «Иванцов, Петров, Сидоров». Фильм на жутко актуальную тему, но смотреть его никто не станет даже под дулом пистолета. И вот по нему область спускает районам абсурдную цифру охвата населения в процентах. Что делать? Отписать у тех же «Пиратов», у которых с процентами перебор.
    Что касается процентов в целом (по советским фильмам и сов. фильмы+плюс фильмы соцстран), то это была установка именно Госкино, причем обязательная для исполнения. 50% ввели еще в 70-е годы, а 67 — примерно в 80 году (плюс-минус год). Именно в 80 году ее исполнить было несложно (много было очень успешных советских фильмов), но например в 79 или 81, где был провал у советского кино — ни о каких 50 или 67 процентов даже думать было нельзя.
    Вот еще пример. «Дюма на Кавказе» и «Где летают серебристые вороны». На дневные сеансы и первый вечерний ставят «Дюма», на 2 последних вечерних — итальянский фильм. Хотя приказом Госкино одновременный показ советского и зарубежного фильма запрещен. На 4 сеанса «Дюма» продано 3 сотни билетов, на 2 сеанса итальянского фильма — около 500. Все эти билеты уходят в отчетность «Дюма». А копия итальянского фильма якобы вообще не работает.

    ответить

  • konst19791019 11 октября 2018, 04:24 пожаловаться

    #

    Ну вот Вы мне и открыли Америку… получается, про меня самого)))
    Потому что именно мне и было суждено рассылать рекомендательные списки, перечни, письма в областные конторы и крупные районные отделения кинопроката… тиражом от 100 до 300 экземпляров… На многих из них, разосланных в период с января 1982 по март (мб, апрель… уж подзабыл…) 1985-го, даже меленьким шрифтом стояла моя подпись («исп. Аркадьев И. К.»). Но вот знаете какая штука… Ни в одном из этих «циркулярных» документов никогда не было никаких требовательных цифр. Ни 67 процентов, ни 50-ти… Там обычно было простое блаблабла о фильмах и вокруг них типа: «… в марте 198… года вы получите 14 советских фильмов, 6 лент соцстран и 8 — капстран. Рекомендуем обратить особое внимание на… блаблабла…» И там я действительно ваял всякие советы не по всем 14-ти названиям, а, скажем, по 4-5… Мой предшественник на этой должности тем и ограничивался, мне же хотелось как-то побахвалиться багажом инфы и вот я расписывал абзацы, предположим, про литовский фильм ФАКТ, хотя никто не собирался делать деньги на этой картине. Так что о каких-либо навязываемых цифрах со стороны Госкино, в котором я же и работал, в те годы мне не приходилось слышать.
    Как приписки делались, говорю же, мне известно, о чем я уже написал в комменте. И в указания от областных структур (особенно по линии партийной) я тоже верю, потому что много раз об этом слышал от разных начальников и не-начальников. Подобных же директив, исходивших из Госкино, я не писал (хотя по должности именно мне и пришлось бы это делать) и, что самое смешное, не читал. Может, по времени не застал? И всё, о чем Вы говорите, происходило до 1982-го?

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 11 октября 2018, 07:03 пожаловаться

    #

    Да нет же, вы не поняли. Требование 50 и 67% никоим образом не связано было со «списком четырех. Эти списки спускались ежемесячно. А 50 и 67% были установлены разовым решением. 50% где-то в первой половине 70-х, но ближе к середине (под предлогом того, что большинство областных контор уже добились этого показателя и устойчиво держат его). А 67% примерно в год Олимпиады (плюс-минус год). Даже было обоснование: вот добились 50% по советским фильмам, теперь новый рубеж. И какой-то срок давался для достижения цифры- год-два не больше. Собственно, эти две цифры секретом не было и на всяких помпезных мероприятиях открыто об этом говорили.

    Вот, например, список за август 1980 года: Пираты ХХ века, Стрельба дуплетом, Вернемся осенью, Живите долго. У двух фильмов из 4 абсолютно никаких перспектив. Август 79 — аналогичная ситуация: Версия полковника Зорина, Емельян Пугачев, Когда я стану великаном, Иванцов, Петров, Сидоров.
    Что касается истоков фальсификаций, то здесь видимо сыграла роль ситуация с 25% падением посещаемости в 1972-1977 ггг. Особенно мощный провал произошел в сегменте школьной аудитории мальчиков и юношей из-за резкого изменения репертуара. Ситуацию выправили массовой закупкой зарубежных фильмов во второй половине 70-х, ориентированных как раз на эту аудиторию, это подействовало, юные зрители вернулись в кино, и видимо, происходил реальный перекос по проданным билетам в сторону зарубежки, чего руководство Госкино не могло допустить (хотя бы на бумаге). Отсюда и приказ по «приоритету» отеч. фильмам в прокате и принуждения к очковтирательству.
    Ну а в 80-е годы (начиная примерно с 82-83) в таких директивах уже не было нужды, поскольку закупки коммерческих зарубежных фильмов были сведены к минимуму и выпускать начали артхаус и какие-то совершенно серые фильмы наподобие «Неизбежной жертвы». Я уже не говорю про 1984 и 1985 годы, когда из-за отсутствия зрелищных фильмов в репертуаре пришлось поднимать побитые контратипы хитов 60-х годов и выпускать их по второму разу.

    ответить

  • konst19791019 11 октября 2018, 19:21 пожаловаться

    #

    Спасибо. Понял. Цифры — отдельно, списки — отдельно))

    ответить

  • 4

    Dreamy_Mary 8 октября 2018, 18:56 пожаловаться

    #

    интересная статья. я очень рада, что сейчас можно посмотреть почти все))

    до сих пор нахожусь под большим неприятным впечатлением от вышедшей в СССР через 20 лет после премьеры дублированной версии «Вестсайдской истории», в которой Олег Анофриев, Леонид Каневский и др. даже перепевали песни на свой лад.

    ответить

  • 2

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 00:10 пожаловаться

    #

    Между прочим, в 1920-х гг. в советском прокате шло довольно большое количество иностранных картин (в 1930-х их стало намного меньше), среди которых были и фильмы культовых режиссёров:

    Фриц Ланг — «Доктор Мабузо», «Нибелунги»
    Фридрих Вильгельм Мурнау — «Последний человек» (в сов. прокате под назв. «Человек и ливрея»)
    Георг Вильгельм Пабст — «Ящик Пандоры» (в сов. прокате под назв. «Лулу»)
    Дэвид Уорк Гриффит — «Нетерпимость» (в сов. прокате под назв. «Зло мира»)
    Виктор Шёстрём — «Карин, ингмарова дочь»
    Карл Теодоро Дрейер — «Михаэль»
    Альфред Хичкок — «Ринг» (в сов. прокате под назв. «Любовь сильного мужчины»)
    Жан Ренуар — «Нана»
    Абель Ганс — «Колесо» (в сов. прокате под назв. «Под песнь колёс»)
    Рене Клер — «Париж уснул»
    Вальтер Руттман — «Симфония большого города»
    Также множество комедий с Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом и Чарли Чаплином

    Ну и ещё куча всякого совсем уж попсового ширпотреба типа фильмов с участием ныне забытых и полузабытых звёзд 1920-х таких как Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Монти Бэнкс, Мацист, Пат и Паташон, Конрад Вейд, Доротея Гиш, Ричард Толмедж, Дуглас Маклин, Вернер Краус, Жени Юго, Норма Толмедж и множество других

    ответить

  • 3

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 00:57 пожаловаться

    #

    В 1930-х прокат иностранных лент в СССР сильно снизился, в те годы иностранные фильмы в советском прокате можно по пальцам одной руки пересчитать. Очень популярны были (благодаря личным симпатиям Сталина) фильмы с участием Дины Дурбин, например «Сто мужчин и одна девушка» (выход в прокат 1940 г.), которую в предвоенные и послевоенные годы крутили везде до дыр.

    Также в конце 1930-х в СССР прокатывали диснеевские мультфильмы (о иностранных мультипликационных кинофильмах в советском прокате в статье почему-то ни слова)

    Затем в годы войны стали активно крутить американские фильмы такие как «Лисички», «Эдисон», «Тётка Чарлея», «Гордая долина», «В старом Чикаго», документалка «Миссия в Москву» и др., некоторые фильмы пришли по ленд-лизу из Великобритании, например «Багдадский вор» (но он вышел почему-то только в 1954).

    В статье также не сказано о том, что с 1947 по 1955 гг. в СССР активно крутили так называемые «трофейные» фильмы, т. е., те, которые были вывезены советскими трофейными бригадами из киноархивов Третьего рейха в 1945 году. В основном это были картины довоенного производства США, Франции, Италии, Австрии и Германии. Показ их был нелегальным, без титров с указанием производителя и съёмочной группы, сопровождался одним предварительным титром «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». На рекламных плакатах тоже не указывали никакой информации о создателях и производителе, а писали просто «Новый заграничный фильм». Множество из них были не озвученными, а сопровождались субтитрами, множество также имели другие названия. Всего трофейных картин было показано около 120, самые популярные из них — «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк, «Индийская гробница», серия фильмов про Тарзана, «Дилижанс» (крутили под названием «Путешествие будет опасным»), «Восстание в пустыне» и т. д.. Советское кинопроизводство тогда было в бедственном положении (например в 1951 году в СССР было снято всего 9 художественных игровых кинофильмов, из них 1 фильм-спектакль и 1 фильм-концерт), поэтому многое спасал «трофейный» показ.

    В послевоенное время в советский прокат также хлынуло множество фильмов новообразованных стран «народной демократии» — Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Югославии, Монголии, появились фильмы Индии, Китая, которых прежде в советском прокате не было.

    С 1946 года, с начала холодной войны и обострения отношений между СССР и США, в советском прокате перестали появляться новые фильмы американского производства (не считая «трофейных», показ которых был нелегальным). Впервые американский фильм в легальном советском прокате после 1945 года появился лишь в 1957 году («Соль земли» / «Salt of the Earth») и это был единственный американский фильм в советском прокате того года. Затем в 1958 году опять не было ни одного американского фильма, в 1959 — 2, в 1960 — 9, далее далее их выпускали уже много и регулярно.

    ответить

  • 3

    konst19791019 9 октября 2018, 01:23 пожаловаться

    #

    Простите, хочу поинтересоваться: а почему Вы назвали фильм Майкла Кертица МИССИЯ В МОСКВУ «документалкой»? (Или действительно есть неигровая лента с таким же названием?)

    ответить

  • 2

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 02:03 пожаловаться

    #

    Спасибо, что обратили внимание. По ошибке назвал. Спутал с другой американской документалкой, которая шла в советском прокате военных лет (не могу вспомнить сейчас её название)

    ответить

  • 3

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 02:13 пожаловаться

    #

    Вспомнил название документалки: «Битва за Россию» (1943), в совпрокат вышла в 1944.
    https://www.kinopoisk.ru/film/10790

    И перерыв в легальном прокате американских фильмов, получается, был не с 1946, а с 1947 года, поскольку в 1946 был выпущен фильм «Мужчины в её жизни» (в совпрокате — «Балерина»).

    ответить

  • 3

    konst19791019 9 октября 2018, 02:28 пожаловаться

    #

    Самое смешное, что я тоже понимал, с чем Вы, вероятно, спутали МИССИЮ…, однако склероз-батюшка)))… как ни напрягал мозги… думал, что придется лезть в свой архив… Вы меня опередили.

    ответить

  • 3

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 01:48 пожаловаться

    #

    Один из важнейших фильмов итальянского неореализма, который здесь не упомянут и который выходил в советский прокат — «Рим — открытый город» Роберто Росселлини.

    В 1950-1960-1970-х в советском прокате также были такие знаковые (этапная классика, либо хорошая попса) фильмы, здесь тоже не упомянутые, такие как
    «Плата за страх» Клузо (прокат 1955), «Ночи Кабирии» Феллини (п. 1960), «400 ударов» Трюффо (п. 1960), «12 разгневанных мужчин» Люмета (п. 1961), «Голый остров» Канэто (п. 1962), «Нюрнбергский процесс» Крамера (п. 1965), «Убить пересмешника» Маллигана (п. 1966), «Крик„Антониони (п. 1967 под названием «Отчаяние“), „Отец“ Сабо (п. 1968), «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Поллака (п. 1972), «Как украсть миллион» (п. 1975) Уайлера.

    В 1981 был в прокате «Лифт на эшафот» Луи Маля, а в 1982 пустили «Амаркорд» Феллини и «Осеннюю сонату» Бергмана, но все три шли они малым тиражом и имели низкую прокатную категорию, в районе 18-19-20, без кинорекламы.

    В годы Перестройки (1986-1991) в советский кинопрокат выпустили множество того, что раньше было невозможно, например «Орфей» Кокто, «Семь Самураев» Куросава, «Восемь с половиной» и «Интервью» Феллини, «Фанни и Александр» Бергмана, «Кабаре» Фосси, «Разговор» Копполы, «Полёт над гнездом кукушки» и «Амадей» Формана, «ХХ век» Бертолуччи, «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, «Барышни из Вилко» Вайды, «Тоска Вероники Фосс» Фассбиндера, «Однажды в Америке» Леоне, ну и всякий массовый ширпотреб типа «Звёздных войн», «Профессионала», «Тутси» и т. д. 

    Часть фильмов были перевыпущены в 1970-1980-х, например «Мужчина и женщина» (выпуск в прокат 1968, перевыпуск 1989), «Брак по-итальянски» (1965 / 1989), «В джазе только девушки» (1966 / 1985), «Багдадский вор» (1954 / 1990), «Седьмое путешествие Синдбада» (1958 / 1977). Также в конце 1970-х перевыпустили некоторые фильмы Чаплина, в 1960-х перевыпускали «Серенаду солнечной долины», «Большой вальс» и «В старом Чикаго».

    ответить

  • Дмитрий111 9 октября 2018, 08:13 пожаловаться

    #

    Вот зачем надо вкидывать откровенные дезы?
    «Невыпущенный» в годы войны «Багдадский вор» был отлично выпущен на московские экраны 1 марта 1944 года, в 1954 был повторный выпуск (а потом еще 2).
    «Нерекламировашийся» «Лифт на эшафот» был одним из десятка зарубежных фильмов проката 1981 года и единственным в июле, получившим рекламу на ПЕРВОМ канале ЦТ! 6-минутный сюжет в «Спутнике кинозрителя», фильм представлял Евгений Жариков, из него были показаны фрагменты с Моро и Вентурой, часть сцены в мотеле и фрагмент попытки разборки злополучного лифта. Если у «Амаркорда» тиражная категория действительно была низкая (хотя в миллионниках он шел и подолгу), то «Лифт на эшафот» и «Соната» были напечатаны избыточным тиражом, в чем можно убедиться, посмотрев статьи в «НФ» — там фильмы средних тиражных категорий отмечены двумя звездочками. Кроме того, «Лифт на эшафот» в отличие от большинства других фильмов того времени вышел именно в том месяце, в каком рекламировался, без задержек на полгода и более.
    «Тутси» вышел не в годы перестройки, а в 1984. Не «Колизей», а «Спартак» (а еще «Кинематограф»), где тот же 8 1/2 гоняли по полсотне сеансов каждый год в зале на 500 мест (вполне себе ограниченный прокат), а фильмы «выставок Совинтерфеста» веером показывали сразу в 2-3 кинотеатрах копию, 15 дней, 34 зала на 900, 1250 и более мест. За эти 102 сеанса порядка 100 тысяч посадочных мест и это только в одном Питере. В Москве было малость посложнее и сеансов намного меньше, но хоть в этом Саратов да Владимир выигрывали у столицы.
    Всех трех «Крестных отцов» выпустили в декабре 1991 года скопом.
    Копия «Конфомиста» с тиражом якобы 50 копий спокойно лежала во вполне заурядном областном прокате области с населением в миллион человек, и которой не полагались копии 18 и подобных категорий. И не только там. Да и киномеханики тех времен помнят этот фильм, как крутили даже в райцентрах и поселках.«Конформиста» никогда не перемонтировали, а сократили на 23 минуты (включая титры, то есть на 20 минут).
    Да и вообще в 70-е годы такие тиражи для капиталистической зарубежки очень редко практиковались. Вот когда начался период радикального сокращения лимита на пленку в самом конце 70-х — вот тогда и пошли тиражи по 22 копии, многомесячные задержки с тиражированием уже объявленных фильмов и прочие прелести экономной экономики.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 10:36 пожаловаться

    #

    К «Лифту на эшафот» не было печатной кинорекламы, то есть плакатов ни у фабрики «Рекламфильм», ни у «Укррекламфильма» и других республиканских контор. Рекламы по ЦТ могло быть сколько угодно, но листовых материалов не было (не считая наборно-шрифтовых афиш).

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 9 октября 2018, 23:11 пожаловаться

    #

    А плакаты и не требовались. Часто вы видели плакаты к зарубежке в начале 80-х? На «Лифте» был кстати, полный зал в рабочий день на вечернем сеансе. Судя по рекламе в районной газете, он стоит на 4 дня (с 3 по 6 августа 1981 года), как обычный блокбастер того времени. Например, «Наваждение» стоит всего на 3 дня, «Пираты ХХ века» и «Экипаж» — на 6 дней, а вот «Осенней сонаты» и «Амаркорда» там не видно вообще ни одного сеанса.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 10:40 пожаловаться

    #

    «Тутси» действительно был в 1984, а затем перевыпускался в 1989.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 10:42 пожаловаться

    #

    Всех трёх «Крестных отцов» выпустили в декабре 1991 года скопом.

    Не знаю, насколько это можно считать советским прокатом, советская власть как раз в декабре 1991 прекратил существование

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 01:54 пожаловаться

    #

    Слухи ходят о «Вестсайдской истории», один раз показанной в рамках Московского кинофестиваля

    Показы на фестивалях и кинонеделях, премьеры в Доме кино, показы во ВГИКе не являются прокатом. Советские зрители их не видели в прокате. А на фестивалях много чего показывали, например «Восемь с половиной» на ММКФ «63, хотя в советский прокат в прокат вышел лишь спустя 25 лет, в 1988. А ещё в московском «Иллюзионе» и ленинградском «Колизее» крутили многое из того, что не выходило в прокат, но показы в «Иллюзионе» и «Колизее» прокатом не являлись.

    ответить

  • 1

    Persh66 10 октября 2018, 00:01 пожаловаться

    #

    «Вестсайдская история» вышла в прокат СССР в 1980 г в широкоформатном и широкоэкранном вариантах, обрезанная на 25 минут, с дубляжом к/с Ленфильм.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 10 октября 2018, 01:32 пожаловаться

    #

    дубляж к/ст «Союзмультфильм» был

    ответить

  • 1

    Persh66 10 октября 2018, 22:53 пожаловаться

    #

    Хорошо, пусть «Соэзмультфильм», но опять же ошибка, «Вестсайдскую историю» ДВА раза показывали на ММКФ)))

    ответить

  • Дмитрий111 11 октября 2018, 03:47 пожаловаться

    #

    Вестсайдская история шел без купюр. Поскольку это была театралка (НЕ РОУДШОУ, которая выпускается на носителях), там не было первой сцены (метров 200) и разных музыкальных интермиссий.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 11 октября 2018, 05:27 пожаловаться

    #

    Я не спорю, что она шла в прокате и что её на ММКФ показывали. Просто сами по себе показы на фестивалях, в «Иллюзионе», в Доме кино и т. п. прокатом не считаются.

    ответить

  • 2

    Кино-Глаз 9 октября 2018, 01:56 пожаловаться

    #

    Правда, копии, как и в 1920-е годы, могут сильно отличаться от зарубежных эталонов. Так, «Крестный отец» был известен у нас в черно-белом варианте, а советская версия «Конформиста» короче оригинальной примерно на полчаса

    «Крёстный отец» никогда не выходил в советский прокат, а только показывался во ВГИКе студентам (копия была как раз цветная), затем в 1980-х распространялся в видеопрокате на ВХС-кассетах. А вот «Конформист» как раз был перемонтирован и шёл в прокате в чёрно-белом варианте. Но тираж у «Конформиста» был менее 50 копий и имел прокатную категорию в районе 19-20. То есть его видели единицы.

    ответить

  • 4

    konst19791019 9 октября 2018, 02:17 пожаловаться

    #

    Во ВГИКе в актовом зале по средам показывали для студентов всех факультетов фильмы в рамках т. н. «семинара современного фильма» (преподы, администрация, сотрудники тоже, разумеется, ходили на эти общие просмотры). В марте 1975-го показали «нормальную» (оригинальную, цветную) копию фильма МОЙ ДЯДЯ АНТУАН, а также черно-белые (!) контратипы трех американских картин, о которых тогда можно было только мечтать (ну, или прочитать… в статьях идеологов от кинематографии, считавшихся кинокритиками))), — КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ, КАБАРЕ, ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ. В этой черно-белой версии КРЕСТНОГО ОТЦА трудно было, скажем, разглядеть отрезанную лошадиную голову в знаменитом эпизоде, поэтому переводчик (перевод на зал — обычная практика для тех времен), услышав чей-то громкий шепот: «Ну и копия! Ни черта не видно…» — пояснил прямо в микрофон: «Это голова его любимой лошади!» Я думал, что от оглушительного хохота рухнет потолок актового зала… После показа КАБАРЕ особой популярностью пользовалась студентка, которая хвасталась: «А я видела фильм в цвете! Там у Лайзы Миннелли маникюр зеленый, когда она пальчиками этак вот делает и уходит…»
    БЛОУ-АП Антониони долгие годы во ВГИКе показывали только в ч-б. А вот с КОНФОРМИСТОМ нам тогда реально повезло, потому что сначала показали оригинал и, разумеется, в цвете. Через год, кажется, или около того привезли уже прокатную копию… Тот редки

    ответить

  • 2

    konst19791019 9 октября 2018, 02:18 пожаловаться

    #

    Тот редкий случай, когда ХОТЕЛОСЬ получить инфаркт… (Извините, сорвалась клава…)))

    ответить

  • 1

    Рамзесочка 13 октября 2018, 11:21 пожаловаться

    #

    Статья ни о чем. Все и так в курсе, какие зарубежные фильмы были в нашем прокате. И я так и не поняла, когда это большим успехом пользовались «шедевры немецкого экспрессионизма, высокодуховные драмы из шведской истории», чем собственные аналоги. Вестерны, мелодрамы и комедии совсем другое дело, так это самые кассовые жанры в любой стране. Жалкая попытка внушить, что наше кино всегда было хуже западного и нравилось зрителям меньше, что полнейший бред

    ответить

  • gimrock 14 октября 2018, 12:57 пожаловаться Кто что смотрел?

    #

    Из упомянутых в статье я смотрел вот эти: «Броненосец „Потемкин“», «Новые времена», «Огни большого города», «Похитители велосипедов», «Земляничная поляна», «Расёмон», «Крестный отец», «Нюрнбергский процесс», «Космическая одиссея», «В джазе только девушки», «Звуки музыки» и «Моя прекрасная леди», «Римские каникулы», «Месть и закон», «Крамер против Крамера», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей».

    ответить

 
Добавить комментарий...