Статьи

Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре

Главные фильмы и сериалы шестого национального фестиваля дебютов в Омске.
Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре
«Мертвое озеро»

Словосочетание «омский кинофестиваль» давно не должно никого ни веселить, ни пугать. Омский фестиваль «Движение» — один из самых важных смотров молодого кино в стране, и его программа — одна из самых сильных в национальной фестивальной жизни. КиноПоиск рассказывает о главных открытиях этого года, случившихся в Омске только что (шестой фестиваль закончился 30 сентября). И это не только кино, но и сериалы — на «Движении» имеется мощная телесекция. Итак...

Полный метр

«Юморист»

«Юморист»

«Юморист»

Режиссерский дебют Михаила Идова, бывшего главреда GQ и сценариста второго «Духлесса» и «Лета» (если не считать таким дебютом клип Монеточки «90-е»). «Юморист» — это также актерский бенефис Алексея Аграновича. Постановщик церемоний открытия и закрытия ММКФ, «Кинотавра» и «Движения» и их частый ведущий наконец исполнил в кино свою большую драматическую роль.

Герой Аграновича — Борис Аркадьев, советский еврей и профессиональный юморист. Аркадьев талантлив, его знают и любят зрители, он регулярно мотается по гастролям, его ценят большие начальники, наконец, у него есть любящая заботливая жена и дети. Что же еще пожелать? Может быть, свободы? Перестройка уже на носу, и первые признаки ее проклевываются, но Аркадьев об этом пока не знает. Он привык мириться с окружающим или по крайней мере не говорить, что думает. Аркадьев пьет, в нем копится недовольство, и оно вырвется наружу.

«Юморист» — ответ на ностальгический тренд в нашем кино. Фильм, который напоминает, что тоталитарный режим убивает в людях все лучшее, даже если и производит самое вкусное в мире мороженое (или запускает людей в космос). Но к одной этой простой истине картина, конечно, не сводится. Это интеллигентное, мягкое по подаче и жесткое по своей сути кино о таланте и поклонниках, отцах и детях, отношениях с друзьями и начальством — насыщенная юмором многоуровневая ретродрама, которая поднимает вневременные вопросы и в то же время смотрится легко. Подходящий фильм, чтобы сводить на него маму, в особенности еврейскую маму. И награждение Аграновича призом за лучшую мужскую роль было абсолютно предсказуемо.

«Место!»

«Место!»

«Место!»

Эх, не тот фильм назвали «На районе». «Место!» призвано познакомить зрителя с истинным обликом Чертанова — без фантастических тварей, зато с реальными наркоманами.

Главный герой фильма ошибся с веществом и дозировкой и, не совладав с эмоциями, вышел в окно, сломал позвоночник о козырек подъезда и упал бездыханным аккурат к ногам пришедшей за ним матери (привет другому дебюту этого года — «Кислоте» Горчилина). Этот несчастный случай запускает череду трагикомических событий, которые представляют нам обитателей района — барыг-философов, королев микрорайона, представителей криминального сообщества и просто обаятельных маргиналов, которых сложно не полюбить. Чувство любви охватило и жюри в Омске, наградившее «Место!» призом за актерский ансамбль (в котором нашлось место и вернувшемуся в профессию Алексею Филимонову из «Кислорода» и «Еще одного года»). Вторая награда — за лучшую операторскую работу — досталась дебютанту Александру Матухно.

Главный плюс фильма — его предельная документальная честность, которая делает все обстоятельства жизненными, героев — узнаваемыми, а возрастной рейтинг сразу повышает до 18+. Герои разговаривают в основном матом, а заполненная дымом пластиковая бутылка практически не исчезает из кадра. Но несмотря на все это, «Место!» уже получило прокатное удостоверение.

«Без меня»

«Без меня»

«Без меня»

Фильм закрытия фестиваля — романтическая мелодрама Кирилла Плетнева (сопродюсером выступил «Яндекс»), обойденная, правда, вниманием жюри.

Дима (Риналь Мухаметов) умер. Две оставленные им возлюбленные (одна в Москве, другая — в Питере) учатся существовать без него. Но вдруг им начинают приходят СМС с предложением принять участие в интерактивном квесте — автором их может быть только Дима. Лихая бунтарка Кира (Полина Максимова) и тихоня Ксюша (Любовь Аксенова) отправляются в непредсказуемое совместное путешествие, рассуждая в пути о природе истинной любви и верности и, конечно, постоянно вспоминая Диму.

Своей слезливой сентиментальностью «Без меня» напоминает многие западные фильмы вроде «P.S. Я люблю тебя» или «Дневника памяти». А вот у нас этот жанр успешно воплотить пока мало кому удавалось. Как Плетнев, взрослый бородатый мужчина, отец трех сыновей, прославившийся ролями в сериалах «Диверсант», «Десантура» и «Однажды в Ростове», пришел к такому кино — хороший вопрос. Впрочем, Кирилл Плетнев сам ответит на него в интервью, которое появится на КиноПоиске ближе к старту картины в прокате.

Но главное, что это кино получается у него убедительным. Плавный, но стабильный темп роуд-муви, красивая атмосферная картинка, драматический накал, немного шуток на сложные темы — все необходимые компоненты жанра на месте. Кто-то захочет искать сценарные несостыковки, неправдоподобность, но зачем, если мелодрама как жанр всегда опирается на условность (даже если ее герои не получают сообщений с того света)?

«Сулейман гора»

«Сулейман гора»

«Сулейман гора»

«Сулейман гора» — главный триумфатор Омска («Лучший фильм» и «Лучшая женская роль»). Драма Елизаветы Стишовой о двух женщинах, бьющихся за свое простое женское счастье и любовь киргизского парня Карабаса, растопила сердца жюри, которое в этом году состояло исключительно из женщин. Неспешный авторский фильм, снятый в Киргизии на киргизском языке, внутренняя красота его раскрывается не сразу и не всем. Интересно, что Сулейман-Тоо, или гора Соломона — это реально существующий объект на юге Киргизии, исламская святыня и первый в стране памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Так же и фильм «Сулейман гора» помогает экзотической Киргизии интегрироваться в мировое культурное наследие. Копродукция с Польшей, снятая оператором новой румынской волны Тудором Пандуру, это кино уже участвовало в программе Торонто и Карловых Вар и даже получило приз ФИПРЕССИ на фестивале «Евразия».

«Своя республика»

Алена Полунина на фестивале «Движение»

Алена Полунина на фестивале «Движение»

Алена Полунина — скандальный российский документалист, и дебютанткой ее можно назвать с очень большой натяжкой. Она снимала про лимоновцев («Революция, которой не было»), ее фильм «Варя» про российскую старушку, отправившуюся своими глазами смотреть на революцию в Украине, лишился прокатки, а «Непал форева» навлек на нее благородную ярость обоих коммунистов Ленобласти (они стали главными героями фильма). Свою новую картину Полунина привезла из Донбасса, ее ждали, но во время показа случился кошмарный сон режиссера: звуковые дорожки рассинхронизировались, и понять, что говорят герои, оказалось практически невозможно.

Тем не менее ясно, что «Своя республика» — бытовая хроника непримечательных эпизодов из жизни батальона «Восток» (Донецк): изможденные мужчины неопределенного возраста под объективом камеры долго ломают доски на дрова, долго растапливают буржуйку, долго варят еду, все время куда-то едут; снова собираются за столом; на ходу из машины охотятся на фазанов; ощипывают фазана; варят фазана.

Где-то что-то иногда стреляет, но главная драма на поверхности сюжета — история дезертира, по пьяни покинувшего расположение части. Он долго и мучительно надрывается, запертый в каморке под лестницей. Так же мучительно тянутся минуты фильма. Эта картинка, конечно, не похожа на то, что присылают из ДНР журналисты, и было бы глупо ожидать, что тему этой странной войны полностью раскроет один фильм. Но все-таки увидеть в нем большую кинематографическую ценность, как это удалось жюри и отборщикам, очень непросто.

Сериалы

Сериальная программа — еще одна гордость «Движения». Именно в Омске когда-то догадались сделать программу из пилотных выпусков сериалов, которая со временем расширилась и стала абсолютно самодостаточной, хоть и не имеет уже особого отношения к понятию «дебют».

«4:59»

«4:59»

«4:59»

Сериалы конкурсной программы «Движение. Навстречу» все как на подбор иллюстрируют определенные новейшие темы и тенденции. Вот «4:59» — это эхо истории с «Синими китами», проект Ангелины Никоновой, которую интересующийся российским кино читатель должен помнить по жесткой драме «Портрет в сумерках» с Ольгой Дыховичной.

Атмосфера нового проекта Никоновой тоже не слишком светлая. Главная героиня «4:59» в исполнении Оксаны Фандеры — мать-одиночка, потерявшая свою единственную дочь Асю по вине тех самых «Синих китов» (в сериале — паблик «3:59», «Разбуди меня в 3:59...»). В образе Аси можно угадать Рину Паленкову, и поезда в сериале тоже сыграют свою роковую роль. Чтобы оправиться от случившегося, Фандера записывается в группу психологической помощи и там узнает о существовании сайта «4:59», который продолжает смущать тинейджеров представлениями о полетах и вечной свободе.

«4:59» — довольно неуютное кино, которое и не может быть другим, когда касаешься такой темы. Специально для родителей в титры сериала помещены контакты службы психологической помощи подросткам в Петербурге «Твоя территория», при участии которой был создан этот проект. Сериал объясняет, что делать и куда звонить в случае чего, а куда не стоит. И это тот случай, когда кино действительно выполняет важную социальную функцию, а делать выводы о его художественных достоинствах оставим зрителям.

«Секретарша»

Резо Гигинеишвили и сценаристы этого проекта, видимо, умеют предсказывать будущее. Как иначе объяснить, что уже полтора года назад они знали, насколько востребована будет в наши дни тема позитивной предпенсионной старости? В пилоте «Секретарши» героиня Ирины Розановой — секретарша Елена Марковна, только что похоронившая своего мужа, с которым 30 лет прожила душа в душу — ищет новый заработок и новый лайфстайл, чтобы избежать участи старушек на лавке у подъезда. Судьба сводит ее с успешным 30-летним хипстером Владом (Егор Корешков). А тот в бизнесе настолько же удачлив, насколько несчастен в личной жизни. Елена Марковна начинает обустраивать быт в разнузданном молодежном коллективе стартапа Влада, прививая юношеству любовь к песням Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева и группы «Песняры».

Дата премьеры этого жизнеутверждающего ситкома из коллекции СТС неизвестна. По словам продюсеров, сейчас сценаристы переписывают историю, и только после начнутся съемки следующих серий.

«Мертвое озеро»

«Мертвое озеро»

«Мертвое озеро»

Один из победителей сериальной программы, «Мертвое озеро» — наш ответ скандинавским нуарам, тягучий и холодный проект с Евгением Цыгановым в роли столичного следователя с суицидальными наклонностями. Бросив резать вены, он вынужден вылететь в далекий северный городок Чангодан, где кто-то задушил дочку главного местного олигарха, обставив все как ритуальное убийство. Проблема в том, что героя начинают преследовать странные видения, так что, судя по всему, это дело потребует от него особых усилий.

«Мертвое озеро» — новый проект создателей «Духless», Романа Прыгунова и Петра Анурова, который показывает Русский Север, каким мы его еще не видели: модный горнолыжный курорт на фоне хрущевок, олигархи с горнодобывающего предприятия и наркоманы из глубинки, провинциальные маньяки, шаманы с их странными ритуалами и верованиями, хаски да северное сияние, в конце концов, фантастические пейзажи, снятые в Мурманской области. Здесь много ярких и оригинальных образов. Чего стоят одни сестры Кутеповы в роли сиамских близнецов, смотрителей местного краеведческого музея.

Российские производители большого кино уже вполне успешно работают в страшном жанре. Теперь очередь и за сериальной индустрией. Слегка безумная, мрачная атмосфера «Мертвого озера» выгодно отличает этот проект от других детективов/триллеров российского ТВ, пусть Евгений Цыганов и признается беззастенчиво, что каждый раз играет одного и того же следователя с одним и тем же выражением лица. Премьера сериала состоится до конца текущего года на канале ТВ-3, который с некоторых пор замахнулся на статус «русского HBO».

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

Героиня Анны Михалковой разрывается: надо дочь в школу отвезти, подарок заказать, на работу заехать, мужу ужин приготовить. А тут как назло кто-то задушил твою проститутку, и теперь нужно мчать на другой конец города и куда-то прятать труп.

За роль сутенерши, «мамки-героини», Анна Михалкова впервые в истории российской телеиндустрии получила приз на престижном международном фестивале сериалов Series Mania. А в сериале есть еще целая галерея ярких и убедительных актерских работ — от Аглаи Тарасовой в роли той самой мертвой проститутки до Александры Бортич, героиня которой едет в Москву, чтобы продать девственность с аукциона. Новая работа Бориса Хлебникова ураганным сюжетом напоминает «Во все тяжкие» или «Косяки», но по жанру это, скорее, психологическая драма в стилистике предыдущих картин режиссера. Юмора и экшена в пилоте не то чтобы много. Зато можно вдоволь поразмышлять о судьбе русской женщины и о том, «почему у нас всегда все вот так». Премьера также на ТВ-3 этой осенью.

«257 причин, чтобы жить»

«257 причин, чтобы жить»

«257 причин, чтобы жить»

Обаятельная Женя взяла и победила рак. Но в этот же день узнала, что ее родные и близкие все последние годы обманывали ее и устраивали за ее спиной свою личную жизнь, не слишком и надеясь на Женин «камбэк». Парень, сестра (вместе со своим парнем), подруги, босс, даже лечащий врач — все оказались лицемерами и подлецами! Женя раздавлена, и только что обретенная жизнь вновь потеряла для нее смысл.

Прекрасный сюжет для черной русской драмы, но «257 причин, чтобы жить» — убойная комедия, сделанная с огромной любовью к жизни и зрителям. Зрители ответили взаимностью: проект стал вторым победителем сериальной программы «Движения», разделив равное количество высших баллов с «Мертвым озером».

Автор мультфильма про Снежную королеву и спин-оффа «Елок» про собак, режиссер Максим Свешников снял свою лучшую на сегодняшний день работу. Судя по тому, как удачно в экранное действие вовлечены мессенджеры и соцсети, даже трагический опыт «Взломать блогеров» не прошел для Свешникова даром. Эта работа также прекрасно раскрывает актерский потенциал (он есть) блондинки Полины Максимовой из «Деффчонок». Максимова предстанет перед зрителем совершенно лысой (как-никак химиотерапия), и это станет в пилоте сериала бесконечным поводом для шуток. Давно ли вы видели российский фильм, где шутят про раковых больных и делают это с величайшим изяществом? Круче может быть только комедия про ВИЧ-инфицированного. Кстати, о ней.

«Звоните ДиКаприо!»

«Звоните ДиКаприо!»

«Звоните ДиКаприо!»

О том, что самый народный режиссер Жора Крыжовников дебютирует в формате сериала, было известно еще три года назад. Час настал. «Звоните ДиКаприо!» стартует на сервисе ТНТ-премьер 20 октября. Более того, кому-то уже успел надоесть Саша Петров? Не торопитесь, он еще способен удивлять. Неслучайно у него на пару с экранным партнером Андреем Бурковским приз «Движения» за блистательный актерский тандем.

Синопсис «Звоните ДиКаприо!» заявляет одну простую интригу. Жили-были два брата-актера — один успешный, а другой — с телеканала «Муравей». И вот однажды волею судьбы один заменил другого — без магии и переселения душ, просто так решила продюсер. Но за этой историей скрывается целая вселенная жизненных персонажей, в которых каждый рад угадывать своих друзей, коллег, родственников, знакомых, незнакомых и того дядьку из телевизора. Вселенная, в которой под хохот публики открывается портал в ад человеческой природы. Здесь от смеха до трагедии полшага. Еще никогда герои Крыжовникова не внушали такой ужас. «Звоните ДиКаприо!» — очень сложно сочиненная история, удостоенная приза за лучший сценарий.

Ни один фильм «Движения» не был встречен такой любовью зала, который все два с половиной часа, пока показывали сразу три серии проекта, взрывался хохотом с частотой раз в две минуты. В этой сверхироничной истории «звезды отечественного кино и телевидения» с удовольствием издеваются над собой, своей профессией, своими киноподелками и всеми, кто так или иначе связан с индустрией. Шутки про Михалкова, Козловского, Крюкова сменяются самопародиями Петрова и Равшаны Курковой (фильм внутри фильма «Сирийский песок» — это до слез!). Автор не щадит никого. Достается даже всевластному Сергею Семенычу (угадайте, кого имеет в виду режиссер).

И над всем этим традиционно реет знамя семейных ценностей, любви, прощения и принятия людей такими, какие они есть — со всей их тупостью, моральной неустойчивостью, алкоголизмом и прочими качествами, которые разглядел в дорогих ему людях Жора Крыжовников. А кто из героев ВИЧ-инфицирован... Нет, на этот раз обойдемся без спойлеров.

Читайте также
Статьи Дмитрий Нагиев: «Я собирал образ из ключевых моментов нации» Звезда комедийных сериалов — о своей самой необычной роли в фильме «Непрощенный» Сарика Андреасяна.
Статьи «Розыгрыш»: Премьера жесткой короткометражки Как романтический ужин может обернуться кошмаром? Вариантов много, но в этом короткометражном фильме представлен один из худших.
Статьи Страшная месть: Как убыточный «Гоголь» стал блокбастером Анализируем историю успеха франшизы Егора Баранова, которая превратила отечественного классика в российского супергероя.
Статьи Монеточка Машкова: На съемках фильма «Миллиард» Суперзвезда на электросамокате, ремонтные работы и Бэнкси в новом фильме режиссера обеих частей «Духлесс» Романа Прыгунова.
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 1

    StalinGulag 3 октября 2018, 11:39 пожаловаться

    #

    Интересно, Баженов делает обзоры на сериалы?
    Даже если не делает, то надо начать, благо тут такой FullHouse- и Жорик, и Петров и куча банальных идей и явно будет тонна несмешных пересказанных анекдотов из интернета… Не хватает только Невского на одной из главных ролей.
    Буду надеяться, что сделает. Не смотреть же эту дичь полностью…

    ответить

  • 1

    ЛарисаЙошта 3 октября 2018, 17:01 пожаловаться

    #

    А мне вот интересно другое. Судя по описанию, в новом сериале Крыжовникова много пародий на известных людей. Будет ли в нем пародия на его главного хейтера Баженова?
    Хотя вряд ли. Известен этот кривляющийся господин только в узком кругу. Я например, узнала о нем случайно, только благодаря фильму Крыжовникова, пройдя по одной из ссылок обзор «Самый лучший день», которые фанаты Бэдкомедиана распихивают по всему интернету.

    ответить

  • 4

    El_principe 3 октября 2018, 12:43 пожаловаться

    #

    Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре
    А КП на хайпе!)

    ответить

  • 5

    Rimeyer 3 октября 2018, 12:55 пожаловаться

    #

    классное название статьи :-)

    ответить

  • 5

    Alix JekyllHyde 3 октября 2018, 13:27 пожаловаться

    #

    Какая у вас няшная аватарка))

    ответить

  • 5

    Rimeyer 3 октября 2018, 13:44 пожаловаться

    #

    а у вас ник клевый)))

    ответить

  • 1

    ЛарисаЙошта 3 октября 2018, 16:43 пожаловаться «Звоните ДиКаприо!»

    #

    КиноПоиск, умеете же заинтриговать. И реакция зрительного зала, и премия за лучший сценарий. А то что от смеха до драмы полшага, так это можно сказать фирменный режиссерский почерк Крыжовникова. Жду, чтобы оценить лично.

    ответить

  • 4

    chikwow 3 октября 2018, 17:42 пожаловаться

    #

    Секретарша-это же Стажер, только без Де Ниро.

    ответить

 
Добавить комментарий...