Опять нечего смотреть: Почему в кинотеатрах идут одни блокбастеры

Обсудить0

Зачем студиям нужны блокбастеры, и почему создается ощущение, что в кино идут только они.

Вам кажется, что кинотеатры оккупированы блокбастерами? Отчасти вы правы, но не все так просто. Рассказываем, как изменился кинобизнес, как зарабатывают студии и какая доля блокбастеров в прокате на самом деле.

Что такое блокбастер и тентпол

В Америке и России блокбастерами называют совершенно разные фильмы. Для них блокбастер — это очень кассовый фильм. Для нас — практически любое развлекательное кино, в которое вложено от 100 млн долларов и больше, а что там с ним случилось в прокате, уже не важно. Скажем, для нас «Джон Картер» — блокбастер, то есть дорогостоящий фильм крупной студии, а для них — это тентпол, который провалился в прокате.

Тентполами называют фильмы, снимающиеся в надежде заработать серьезную сумму и призванные поддерживать на плаву студию (или телеканал) и собрать деньги для производства других фильмов. Как правило, эти проекты опираются на известные произведения и снимаются видными режиссерами с привлечением популярных актеров. В тентполы вкладываются солидные деньги как на стадии производства, так и на стадии маркетинга. Ведь чтобы много получить, надо много вложить.

Например, в 2008-м средняя сумма, потраченная студиями на маркетинг тентполов и печать копий, составила 87,9 млн долларов. В 2010-м эта сумма уже достигла 100 млн долларов. Согласно The Hollywood Reporter, в Северной Америке на каждый потраченный на создание фильма доллар студии дополнительно вкладывают от 51 до 58 центов на продвижение. Благодаря появлению цифровой проекции расходы студий на печать копий сократились, что позволило увеличить рекламные бюджеты — продвижение фильмов с наступлением цифровой эры стало более агрессивным.

Студиям сейчас приходится нелегко. С развитием интернета они лишились классической схемы дистрибьюции фильма. Голливудские мейджоры теперь стараются получить деньги как можно быстрее и вынуждены максимально вкладываться в первый уик-энд. Если фильм не взлетит в первую неделю проката, то дальнейшие усилия бесполезны. На графике видно (см. отмеченное синим цветом), сколько из 50 самых кассовых фильмов последних 19 лет собрали свой максимальный недельный бокс-офис в первый уик-энд.

Данные сайта Стивена Фоллоуса

К тому же крупные голливудские студии больше не рассчитывают на иностранный прокат, который приносит деньги нестабильно и недостаточно.

Жизнь фильма

Когда в середине 1970-х появились видеокассеты, Голливуд сильно перепугался. Однако вскоре стало понятно, что на домашнем просмотре можно делать деньги. Например, «Король Лев» собрал во всем мировом прокате почти 1 млрд долларов, а только на домашнем видео в США в 1995 году 520 млн долларов.

Стандартная бизнес-модель дистрибьюции фильма, сложившаяся к началу 1980-х, была такова: прокат в кинотеатрах, затем спустя 17 недель появление на физических носителях (и с появлением видео по требованию — на VOD-сервисах), через еще несколько месяцев его могли показать на платном телевидении, например кабельных каналах, и только потом он оказывался в эфире бесплатного ТВ. Такая практика позволяла студиям максимально выжимать деньги из проектов, а владельцы кинотеатров могли наживаться на фильмах-событиях довольно долго, не переживая, что кто-то скоро увидит их дома. На домашнем видео студии же собирали дополнительные деньги.

«Король Лев»«Король Лев»

Появившийся в 1990-х интернет снова спутал студиям все карты. Несмотря на скрежетание модема и медленное соединение, люди пристрастились к пиратскому контенту, и продажи домашнего видео на DVD и blu-ray начали снижаться. И это было только началом. Прибыль студий от продаж фильмов на физических носителях в 2016 году составила 12 млрд долларов, что на 7% меньше, чем в 2015-м. Широкополосный интернет породил главную угрозу студий — стриминговые сервисы. Netflix и Amazon предложили своим пользователям кино прямо здесь и прямо сейчас. Окно между появлением фильма в кино и на стриминг-сервисах стало стремительно сокращаться.

Показателен скандал 2010 года, когда студия Disney заявила о релизе фильма «Алиса в Стране чудес» на домашнем видео спустя четырнадцать, а не семнадцать недель после премьеры. Европейские кинотеатры угрожали бойкотом картины.

Еще в 2012 году фильм был доступен для официального скачивания только через девять месяцев после премьеры в кинотеатрах. Но уже в 2014-м это окно сократилось до четырех месяцев, догнав DVD и blu-ray. Скорость, с которой шла цифровая революция, была убойной: киноиндустрия не успевала перестраиваться. Показанные на осенних фестивалях 2014 года будущие фавориты «Оскара» «Бёрдмэн», «Игра в имитацию» и «Сельма» были доступны в цифре спустя три месяца после премьеры. Еще до появления на физических носителях.

Сейчас стриминговые сервисы намерены показывать своим подписчикам кинопремьеры спустя месяц-два после релиза в кино, несмотря на протесты владельцев кинотеатров. И Голливуд вынужден мириться с новой реальностью, вкладывая огромные деньги в раскрутку фильмов, превращая их в события, достойные похода в кинотеатр. 3D и IMAX благодаря увеличению цен на билеты какое-то время помогали студиям, но интерес к трехмерному кино пошел на спад, а кинотеатры с залами IMAX распространены не так широко, как хотелось бы мейджорам.

Правда ли, что вокруг одна Marvel?

Если взять все фильмы, выходящие в американский прокат за год, и выделить из них тентполы, то окажется, что их не так уж и много по сравнению с объемом выпускаемой продукции. Просто крупные фильмы продвигаются лучше, у них больше рекламы, о них чаще говорят в соцсетях, и оттого кажется, что другого кино не существует. Например, только в 2017 году распределение картин по жанрам было таким:

Данные сайта The Numbers

Как видно из таблицы, драма — доминирующий жанр в американском прошлогоднем прокате, но при этом зрители предпочитают смотреть экшен и приключения. Среди них есть как иностранные фильмы, так и типичные тентполы: «Звездные войны: Последние джедаи», «Стражи Галактики 2», «Человек-паук: Возвращение домой», «Тор: Рагнарёк», «Дюнкерк», «Лига справедливости», «Логан», «Джуманджи: Зов джунглей», «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

Если какой-то фильм внезапно хорошо показывает себя в прокате, студии мгновенно реагируют, добавляя кинотеатры. Из недавних примеров — расширившийся прокат фильма «Простите за беспокойство» с 16 до 805 кинотеатров. Или «Остров собак», который вышел ограниченным прокатом 23 марта в 27 кинотеатрах, а уже с 13 апреля их число увеличилось до 1939.

Подведем итог: большое количество блокбастеров связано прежде всего с наступлением стриминг-сервисов и... собственным нежеланием смотреть другое кино.

Смотрите также

Тролли на страже Галактики: Как и за что уволили Джеймса Ганна

25 июля 2018

«Мстители: Война бесконечности»: Что это было и что нас ждет дальше?

6 мая 2018

Главные события и новости западной киноиндустрии в 2017 году

26 декабря 2017

Директором Фонда кино назначен Вячеслав Тельнов

8 ноября 2018

Главное сегодня

Спроси меня как: Половое воспитание в кино на 13 примерах

Сегодня

Против Брайана Сингера выдвинули новые обвинения в растлении малолетних

Сегодня

«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры

Сегодня

Посетители Гётеборгского кинофестиваля посмотрят кино в гробах

Сегодня

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

Вчера

Netflix вступил в Американскую ассоциацию кинокомпаний

Сегодня

Холли Берри приручила овчарок на съемках «Джона Уика 3»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт