Статьи

Никита Михалков: «Когда у тебя что-то тырит Куросава — это приятно»

Режиссер — о своем будущем фильме «Шоколадный револьвер», отношении к Кириллу Серебренникову и о том, почему фильмы Звягинцева не искусство.
Никита Михалков: «Когда у тебя что-то тырит Куросава — это приятно»
Никита Михалков на фестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде / Фото: Анна Темерина

Последний игровой фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» вышел в 2014 году. Сейчас режиссер работает над новым полным метром, который называется «Шоколадный револьвер» и, по слухам, будет рассказывать о русском режиссере, чья дочь стала жертвой теракта в Каннах. Сценарий фильма написан совместно с Олегом и Владимиром Пресняковыми (авторами, в частности, пьесы «Изображая жертву», по которой Кирилл Серебренников снял свой дебютный фильм).

КиноПоиск встретился с Никитой Михалковым на фестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде, где ему была вручена награда «За вклад в мировой кинематограф», и поговорил о современном российском кино, театре и искусстве вообще.

— Что сейчас происходит с «Шоколадным револьвером»?

— Мы ищем партнеров, натуру. Проект большой, у нас планируется много локаций в разных странах: Канны, Париж, Лос-Анджелес, Берлин, Подмосковье, Москва. Рассчитываем, что в ноябре начнем прямую работу.

— А о чем, собственно, кино будет?

— Жанр я бы сейчас точно определять не рисковал. Многоплановая драма о поиске человеком своего пути и методов достижения цели. О расплате за те или иные поступки. Здесь есть черты драмы, мелодрамы, трагикомедии — я все это раньше делал. Меня же больше всего интересуют повороты человеческой жизни, изменения внутреннего мира человека в зависимости от обстоятельств, характера, времени, в котором он живет. Это тема глубокая и тонкая. Ее можно как-то очень коротко сформулировать — например, для питчинга, но это будут формальные слова: поиск, художник, фигня какая-то. Но вообще мне кажется, что все картины, которые я снимаю, так или иначе о любви. Разговор может не касаться конкретно любовных отношений, но разговор каждый раз идет про любовь. Мне вообще кино интересно только тогда, когда в нем есть любовь.

Никита Михалков / Фото: Анна Темерина

Никита Михалков / Фото: Анна Темерина

— То, что главный герой — режиссер, позволяет считать фильм хотя бы отчасти автобиографическим?

— Нет, образ здесь собирательный. Да и я бы не рискнул посягать на то, чтобы снимать картину про себя. Там есть мой опыт как режиссера и как человека, но это не автобиография.

— Никто не ожидал, что вы будете работать с братьями Пресняковыми. Как будто совсем не ваши авторы...

— Ну почему не мои? Вы видите во мне не то, что есть на самом деле. Может, я просто не вписываюсь в клише, в которые меня хотят встроить. Братья Пресняковы — талантливые люди, которые очень глубоко чувствуют! Мы нашли общий язык, работали душа в душу.

— Но Пресняковы связаны с режиссером Кириллом Серебренниковым, в начале карьеры он ставил МХТ имени Чехова их пьесы «Терроризм» и «Изображая жертву»...

— Я не путаю политику, финансы, взаимоотношения. Общества, сообщества, рукопожатные и нерукопожатные — меня все это мало интересует. Никогда не пел в хоре и не люблю стаю. У меня есть моя точка зрения, мое имя и моя подпись. Пресняковы — талантливые люди. Если бы они работали с Лени Рифеншталь, меня бы и это совершенно не беспокоило.

Что касается Серебренникова — когда речь идет о человеке, которого гнобят за то, что он думает не так, как другие, я готов его защищать. А когда одно выдается за другое, когда человеку вменяется в вину одно, а все убеждены, что это происходит по другому поводу, меня это удивляет. Не было ни одного спектакля, который был бы закрыт у Серебренникова по цензурным соображениям. И мне не нравится, когда фестивали используют для того, чтобы выйти в майках, на которых что-то написано, и продемонстрировать свою солидарность. Это наивно, а самое главное, абсолютно бесполезно. Ну, понятно же, что ты вот так вышел раз, два, три — и все без толку. Так занимайся этим индивидуально и честно: ходи, звони, проси, но не используй площадку фестиваля, чтобы всем показать, какой ты борец.

Кирилл Серебренников на репетиции спектакля в «Гоголь-центре» / Фото: «Гоголь-центр»

Кирилл Серебренников на репетиции спектакля в «Гоголь-центре» / Фото: «Гоголь-центр»

— Вернемся к театру. Вы ведь в «Щуке» учились — а теперь вот, полвека спустя, у вас в академии спектакли начали ставиться. Вернулись к истокам?

— Да нет, я никуда и не уходил. Вся моя система работы с актерами абсолютно театральная. Я перед каждой картиной две недели репетирую. Мой метод такой: два дня репетирую сцену, потом за три часа ее снимаю.

— А спектакли?

— Я ставил в Италии спектакль с Мастроянни. «Механическое пианино». В «Щуке» я ставил «12 разгневанных мужчин». Сделал три «Метаморфозы». Мне нравится театр, я его чувствую, понимаю.

— Последние лет десять вы играете исключительно в своих фильмах. Почему? Нет интересных предложений?

— Моя мама говорила: «Неважно что — важно с кем». Я хочу иметь дело с профессиональными людьми, которые могут мне помочь, а не только будут меня пользовать. Мне интересно обогащаться, а не только отдавать.

— А в «Револьвере» будете играть?

— Маленький эпизод, может быть.

— Вы перестали снимать документальное кино, переключившись на публицистику «Бесогона», хотя у вас были очень достойные фильмы: «Анна от 6 до 18», «Музыка русской живописи», «Отец»...

— «Бесогон» — это все-таки тоже документ. Да, мне очень дороги многие мои фильмы. Из недавних — «Чужая земля», «Петр Столыпин. Выстрел в Россию. ХX век», «Русский философ Иван Ильин». Я сделал много документальных фильмов. Но сейчас все мое время занимают академия и работа с ребятами, мне просто некогда.

Никита Михалков в «Бесогоне»

Никита Михалков в «Бесогоне»

— Когда вы узнаете, что ваши ранние фильмы оказали влияние на великих режиссеров, вы начинаете иначе к ним относиться? Кустурица когда-то был потрясен «Рабой любви», Бергман много раз пересматривал «Неоконченную пьесу»...

— Я испытываю радость, гордость и огромное удивление. Помню, как я показал Акире Куросаве эскизы фильма про Дмитрия Донского, который я тогда хотел снимать, а потом увидел то, что я ему показывал, в фильме «Ран» и был счастлив. Когда у тебя что-то тырит Куросава — это приятно. Феллини посмотрел наш с Мастроянни спектакль, потом пришел вместе с Джульеттой Мазиной к итальянским актерам и сообщил им: оказывается, итальянские актеры способны играть Чехова! Но сам я к тому, что делаю, настолько серьезно не отношусь.

«Ран»

«Ран»

— У вас есть план работы на ближайшие лет десять? Как у Кэмерона?

— Завидую Кэмерону. Я не могу планировать творчество на такую дистанцию. Картина — это живое существо, которое может веселиться, болеть, расстраиваться, отворачиваться от тебя. Кино — это не профессия, не работа. Я даже про новую картину не могу сказать, что вот точно через месяц начинаем съемки.

— Вы следите за российским кино? Что вам понравилось за последнее время?

— Слежу, но очень выборочно. Последняя картина, которую я посмотрел (ее еще никто не видел), — «Красный призрак» Андрея Богатырева про войну. Очень хорошая картина, серьезная. И в то же время я люблю Крыжовникова — хороший русский стеб, открытый юмор. Или фильм «Монах и бес». Я считаю, первые двадцать минут — это просто шедевр, дальше, мне показалось, картина немного рассыпается. Но по задаче и, что еще важнее, по тому, как она осуществлялась, вышло просто шикарно.

«Монах и бес»

«Монах и бес»

В большинстве фильмов, которые я смотрю, я вижу мастерство, вижу «что», но не всегда понимаю «зачем». Сегодня вопрос «Как?» заменил вопрос «Что?». Мало кто из режиссеров спрашивает себя: а мог ли я обойтись, не снимать этот фильм. И мне кажется, что большинство по-честному ответили бы, что могли. Но им дали деньги — и поехали снимать!

Мир, который создается в нашем кино, напоминает мне то, что существовало у нас в 1940—1950-е годы. Это все какие-то «Кубанские казаки», только с другой стороны: гламур, сумасшедшие квартиры, небывалые машины, невероятные отношения. И все это изображается настолько изощренно, что хочется спросить: ты о чем говоришь-то?

— Когда-то вы очень высоко оценили «Возвращение» Андрея Звягинцева. По-прежнему любите его кино?

— Да, я с интересом слежу за ним. Другое дело, что я не считаю фильмы «Возвращение» или «Елена» русским кино, потому что назовите Елену Ингрид, а другого героя — Стефан, и ничего не изменится. Это общечеловеческое кино без глубокой привязки к национальному характеру. Но это хорошее кино. Когда я вижу у Звягинцева механику, кино, которое построено на химическом соединении элементов, которые должны превратиться в продукт определенной формы, запаха, цвета, мне становится не так интересно. Профессионально, мастеровито, но если я вижу, как это сделано, то для меня это перестает быть искусством.

«Возвращение»

«Возвращение»

— А что же есть искусство?

— Невозможность художника остановиться. Когда я вижу, как он летит, как он хочет выговориться, как он любит то, о чем говорит.

Читайте также
Новости Автор «Зеленого слоника» приступила к работе над фильмом о Гамлете Режиссер Светлана Баскова начала краудфандинг-кампанию фильма «Я Гамлет» по мотивам шекспировской пьесы с Пахомом в роли Полония.
Статьи Иметь или не иметь: Как Андрей Мягков играл трагедию обычного человека 8 июля актеру исполняется 80 лет. Рассказываем о персонажах Мягкова и их трансформации из героев-идеалистов в обывателей, анекдотических махинаторов и бандитов.
Статьи Лошадь с человеческим лицом: Как создается блокбастер «Конек-горбунок» Эксклюзивные подробности о новом российском блокбастере, который стоит в два раза больше «Притяжения». В роли Конька-горбунка — Павел Деревянко.
Новости Трейлер «Завода»: Рабочие в борьбе с олигархом Российская премьера картины состоится 7 февраля 2019 года.
Комментарии (88)

Новый комментарий...

  • Сколько десятков миллионов долларов опять улетит в никуда?

    ответить

  • 26

    Милория 25 июля 2018, 23:23 пожаловаться

    #

    Ну почему же никуда. Никита Сергеич очень даже хозяйственный, ни одна копейка не пролетит мимо…

    ответить

  • 102

    -thesilverkey- 25 июля 2018, 11:26 пожаловаться

    #

    На удивление интересное интервью, спасибо. А вот про Звягинцева в подзаголовке — кликбейт, вырванный из контекста.

    ответить

  • 49

    Лог-а-Лог 25 июля 2018, 13:30 пожаловаться

    #

    Про кликбейт в самую точку.

    Действительно, авторы, почему не назвать бы статью поэлегантнее? Например:

    «Михалков — о своем готовящемся великом шедевре по сценарию авторов эпик-боевика „День Д“, о своем нежелании носить одежду на фестивалях, о том, почему Звягинцев даже не русский и о том, почему Жора Крыжовников — гений и последняя надежда российского кино.»

    ответить

  • Oogway 25 июля 2018, 15:52 пожаловаться

    #

    А почему на удивление?

    ответить

  • 43

    pumpkinthestrange 25 июля 2018, 11:30 пожаловаться

    #

    >В большинстве фильмов, которые я смотрю, я вижу мастерство, вижу «что», но не всегда понимаю «зачем». Сегодня вопрос «Как?» заменил вопрос «Что?». Мало кто из режиссеров спрашивает себя: а мог ли я обойтись, не снимать этот фильм. И мне кажется, что большинство по-честному ответили бы, что могли. Но им дали деньги — и поехали снимать!

    Это он про утомленных солнцем 2 или слизанные 12?)

    ответить

  • 116

    NoxiusPain 25 июля 2018, 11:44 пожаловаться

    #

    Какое же невероятное ЧСВ у этого человека. Обычно с годами люди становятся мудрее, спокойнее, но не в этом случае.

    ответить

  • 44

    Old Hickory 25 июля 2018, 11:44 пожаловаться

    #

    Один из выдающихся советских режиссеров, который, увы, не смог вовремя остановиться. Очень жаль!

    ответить

  • 22

    selso99 25 июля 2018, 11:45 пожаловаться

    #

    Говорит одно, делает-другое!

    ответить

  • 72

    Starrie 25 июля 2018, 12:03 пожаловаться

    #

    Смотрите, говорящий кусок говна.
    Отношение к Никите Распиловичу Михалкову у любого нормального человека может быть только брезгливое. Есть такая сентенция — что требовать с тех, кто не может ? Но с тех, кто способен на многое спрос должен быть соответствующий. Михалков спустил всё в унитаз лизоблюдства и самолюбования, сдобрив большой долей простой личной мерзости. Талантливый приспособленец с отсутствующей моралью.

    ответить

  • а как вы думаете можно еще выбивать деньги снимая коммерчески провальные фильмы?

    ответить

  • Никогда Никитке не прощу его вторых утомлённых солнцем, вот никогда. Так поиздеваться над историей — нужно либо быть в край оторванным от реальности, либо до отупления ненавидеть собственный народ. Да ещё и выпустить этот кусок гавна к 9 мая, мол ветераны приходите и смотрите кино про вас и ваш героизм. Ну конченный просто мудак

    ответить

  • erotto 4 августа 2018, 19:58 пожаловаться

    #

    В яблочко, лучше и не скажешь.

    ответить

  • 16

    gala-gala 25 июля 2018, 12:20 пожаловаться

    #

    А мне интервью показалось пустым каким-то… так, треп ни о чем…

    когда-то, правда был замечательным режиссером, именно тогда и случились Кустурица, Бергман и Куросова… а сейчас, увы, стал профессиональным гонителем каких-то своих личных бесов:)

    ответить

  • 33

    Lord_Blackwood 25 июля 2018, 12:25 пожаловаться

    #

    А вот и секретные документы подъехали…

    ответить

  • 10

    igor_sam3 29 июля 2018, 17:27 пожаловаться

    #

    Ну чтооо псы, не ожидали?

    ответить

  • 17

    Karnam 25 июля 2018, 12:45 пожаловаться

    #

    Хорошее интервью. Сам Никита, конечно, забронзовел, хотя человек очень образованный и неглупый, но менторский тон в его выступлениях зачастую отталкивает.

    ответить

  • 10

    MJ23.net 25 июля 2018, 12:46 пожаловаться

    #

    Мосфильм отреставрировал Неоконченную пьесу… Блин они столько фильмов ремастировали за последнее время, вот только сколько ждать теперь до выхода иностранных изданий… И летят Журавли и Война и Мир долгожданная. Но ютуб жмет слишком уж исходник.

    ответить

  • Деградант старый))

    ответить

  • 49

    ZeroSOFAD 25 июля 2018, 13:32 пожаловаться

    #

    ЧСВ у этого отбитого на голову человека с годами только увеличивается!

    ответить

  • 35

    Heybulldog 25 июля 2018, 13:34 пожаловаться

    #

    «Звенящая пошлость!»))

    ответить

  • 31

    аквакекс 25 июля 2018, 13:44 пожаловаться

    #

    Пусть как-нить про свое ЧСВ и балабольство снимет, на пару трилогий хватит.

    ответить

  • 26

    ZELMIRA 25 июля 2018, 14:24 пожаловаться

    #

    Скорее уж на кинематографическую вселённую)

    ответить

  • 23

    ZELMIRA 25 июля 2018, 13:49 пожаловаться

    #

    Квест «российское кино», уровень «бог»))

    ответить

  • у него читы на получение финансов для съемок

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 25 июля 2018, 14:23 пожаловаться

    #

    Ого, да вы явно посмотрели честный трейлер на «тренера»)

    ответить

  • честно говоря, частенько смотрю такое, но на Тренера не смотрел и не могу найти, ссыль если не трудно)

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 26 июля 2018, 18:30 пожаловаться

    #

    https://www.youtube.com/watch?v=xPMheSdK5GI

    ответить

  • Вы богиня, спасибо!

    ответить

  • ZELMIRA 26 июля 2018, 23:43 пожаловаться

    #

    это вы лучше авторам канала скажите, я здесь ни при чём)

    ответить

  • 31

    sgrebelsky 25 июля 2018, 13:59 пожаловаться

    #

    … Главный герой — режиссер…

    Опять будет «Великое кино о великом мне!»?

    ответить

  • 55

    Q-desnik 25 июля 2018, 14:31 пожаловаться

    #

    Я не путаю политику, финансы, взаимоотношения. Общества, сообщества, рукопожатные и нерукопожатные — меня все это мало интересует. Никогда не пел в хоре и не люблю стаю.//

    А зачем же ты тогда, бесогон усатый, снимаешь пропагандонскую передачу построенную на фейках и приемах манипуляции общественным сознанием, целью которой является разжигание ненависти ко всем кто не «наши», да еще называешь это документальным кино?

    ответить

  • 19

    gala-gala 25 июля 2018, 17:01 пожаловаться

    #

    Стаю не любит… но любит ее использовать и ею манипулировать…

    ответить

  • 33

    ChannaNev 25 июля 2018, 20:23 пожаловаться

    #

    Вся семья Михалковых (начиная с детского поэта) выжила и жила припеваюче при всех режимах. Умеют переобуваться на ходу

    ответить

  • 1

    ChannaNev 26 июля 2018, 00:00 пожаловаться

    #

    *припеваючи*, прошу прощения

    ответить

  • 18

    deliriumgenerator 25 июля 2018, 14:35 пожаловаться

    #

    Вангую, что у BadComedian появятся новые вставки с участием Михалкова)

    ответить

  • 46

    Lider_1991 25 июля 2018, 14:44 пожаловаться

    #

    Да и я бы не рискнул посягать на то, чтобы снимать картину про себя.

    Признает, что даже его гениальности режиссера не хватит, чтобы отразить собственную богоподобность.

    ответить

  • 1

    Lider_1991 25 июля 2018, 14:46 пожаловаться

    #

    … Профессионально, мастеровито, но если я вижу, как это сделано, то для меня это перестает быть искусством.

    - А что же есть искусство?

    - Невозможность художника остановиться. Когда я вижу, как он летит, как он хочет выговориться, как он любит то, о чем говорит.


    А как тут одно противоречит другому?

    ответить

  • Lider_1991 25 июля 2018, 14:47 пожаловаться

    #

    Получается, что в Горько и, прости господи, Самом лучше дне Михалков не видит.

    ответить

  • 1

    Лог-а-Лог 25 июля 2018, 15:12 пожаловаться

    #

    Потому что тонкий Жора делает незаметно. Мастерски.

    ответить

  • 13

    Lider_1991 25 июля 2018, 15:33 пожаловаться

    #

    Помню в одно интервью Михалков говорил о Левиафане: «Зачем было сносить дом главного героя, если рядом есть старая намоленная церковь??!»

    И действительно! Дурак ты, Звягинцев! Сам не понял, что за чушь снял ;)

    ответить

  • 9

    sarasera 26 июля 2018, 09:14 пожаловаться

    #

    Так насчёт этого он правильно сказал. Город — далеко не тесный мегаполис. Даже если сложно восстанавливать старую церковь, можно построить новую на одном из многочисленных пустырей, коих в фильме показано множество. Так зачем были нужны мэру такие сложности с главным героем?

    ответить

  • 4

    Lider_1991 26 июля 2018, 09:34 пожаловаться

    #

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0

    Не благодарите!

    ответить

  • 3

    Николай Ващилин 25 июля 2018, 14:56 пожаловаться Словоблудие в Бесозагоне

    #

    Это тонкое и глубокое. .. словоблудие Никиты Михалкова. Фанаты Михалкова — поясните мне, как понимать его оценочную фигуру речи -«тонкое и глубокое кино…»

    ответить

  • Lider_1991 25 июля 2018, 15:31 пожаловаться

    #

    Тонко, это когда дворянин рассказывает крестьянскому мальчику о теории эволюции Дарвина, а мальчик с придыханием шепчет: «Ааааххх, это что же, и царь от обезьяны». А в 1917 г. мальчик топит дворянина. Тонко работает маэстро!)

    ответить

  • 1

    Calvin_ Candy 25 июля 2018, 15:09 пожаловаться

    #

    В штанах у тебя шоколадный револьвер.

    ответить

  • 1

    Lider_1991 25 июля 2018, 15:34 пожаловаться

    #

    И тот уже давно не стреляет.

    ответить

  • 42

    Kelzo 25 июля 2018, 16:14 пожаловаться

    #

    Куросава, чертяка этакий, взял и своровал у великого гения! А Бергман и Феллини, оказывается, вообще выросли на творчестве Никиты, вот так новость! Чем больше случаю этого человека, тем больше поражаюсь его космической ЧСВ-шности. Даже если Куросава когда-то и… кхм, вдохновлялся эскизами НСМ, можно было бы и потише о таких вещах трубить, зачем всю эту кухню, сокрытую от глаз посторонних, так самодовольно раскрывать? Внимательный зритель ведь и сам может заметить, кто у кого что украл…
    А про Крыжовникова — вполне ожидаемая похвала, куда уж без этого.

    ответить

  • 23

    makrophag 25 июля 2018, 18:51 пожаловаться

    #

    «Мне интересно обогащаться…»
    Кто бы сомневался, морда усатая.

    ответить

  • 12

    Верджи 25 июля 2018, 19:13 пожаловаться

    #

    Но михалков то жег в жмурках то! кстати куросава еще скопировал у мэтра помимо 7 самураев — трон в крови. Рабочее название было» семь усатых политзаключенных»

    ответить

  • 11

    mulderlp 25 июля 2018, 19:18 пожаловаться

    #

    Интересный кандидат… для психиатрической лечебницы.

    ответить

  • Вроде очень умный и образованный человек, один из самых выдающихся советских режиссёров, но мать честная-последние фильмы такая по***ь!После них тяжело доверять человеку, которые снял на такие деньги, такое отвратительное кино.

    ответить

  • Проект большой, у нас планируется много локаций в разных странах: Канны, Париж, Лос-Анджелес, Берлин, Подмосковье, Москва…

    Это ж во сколько млн длр нам влетит сей шедевр?

    ответить

  • 2

    JackyLake 14 августа 2018, 19:05 пожаловаться

    #

    Кому вам? Хомячкам Баженова? Вы ещё на шее уродителей сидите, балбесы безработные.

    ответить

  • 4

    in-team5 26 июля 2018, 08:10 пожаловаться

    #

    «Я даже про новую картину не могу сказать» (с) Михалков. Мастер, ё мае)

    ответить

  • 19

    сергей1922 26 июля 2018, 12:22 пожаловаться

    #

    Помню как-то нарисовал робота, а через пол года Лукас выпускает Звёздные Войны. Хотите сказать совпадение?((

    ответить

  • 1

    Слоу Спок 27 июля 2018, 23:26 пожаловаться

    #

    Хомячки батикова: чек

    ответить

  • 3

    Djan2206 29 июля 2018, 18:28 пожаловаться

    #

    «Я не путаю политику, финансы, взаимоотношения.»

    ок…)

    ответить

  • 1

    silurus glanis 12 августа 2018, 21:39 пожаловаться

    #

    У меня вопрос — а где обещанная еще в 2015 г. телеверсия «» Солнечного удара «» из 5 серий ?

    ответить

  • 4

    ДжиМэн 12 августа 2018, 23:43 пожаловаться

    #

    Лучший фильм Никитоса (на мо йвзгляд. конеч)- это «Пять вечеров». До сих пор могу пересматривать и получать эстетическое удовольствие..

    ответить

  • 1

    C1ose 27 августа 2018, 17:29 пожаловаться

    #

    Во что превращается некогда сильный режиссер и актер?

    ответить

 
Добавить комментарий...