Составили рейтинг фильмов, вышедших в российский прокат в этом году, и добавили один в качестве бонуса.
Как мы расставляли фильмы по местам
Каждый сотрудник редакции составил свою десятку. Фильм, поставленный на первое место, получил 10 баллов, на второе — девять и так далее. Мы посчитали, сколько получил каждый фильм, и сделали итоговый топ. При такой системе картины могут получать одинаковое количество баллов, поэтому пятое место у нас делят сразу два фильма. В наш список вошли только картины, которые шли в российском прокате с 1 января 2018 года.
Хоакин Феникс добился того, чем редко могут похвастаться даже актеры ультразвездного статуса: стал брендом, признаком того, что любой фильм с ним – это нечто запредельное, точно из ряда вон. Пусть публика временами обманывается и получает пустышку, как в случае с недавней «Марией Магдалиной», но юродствующий Феникс везде неотразим. Также и здесь, в медитативном триллере а-ля «поздний Рефн» про киллера, которого круто подставили, когда он взялся найти пропавшую дочку влиятельного чиновника. В фильме есть понемногу от «Таксиста» и «Леона», но что самое главное: зрительское воображение здесь должно интенсивно работать все полтора часа. Нам обычно не показывают, куда опускается молоток главного героя, да и вместо его лица мы чаще всего будем видеть его спину. И все равно остается ощущение, что мы посмотрели невероятно жуткий и натуралистичный фильм. Кстати, пластика спины Феникса ничем не уступает его мимике, так что каннский приз за роль в этой картине абсолютно заслужен. Второй приз – за сценарий, который дал возможность постановщице Линн Рэмси показывать как можно меньше, чтобы напугать еще сильнее.
Никто не ожидал, что смешной парень из «Офиса» проявит себя как крутой режиссер, да еще и снимет один из самых неожиданных хитов 2018 года. Доверив Джону Красински концептуальный хоррор с бюджетом 17 млн долларов, студия Paramount меньше всего ожидала сборов в районе 300 млн долларов в мировом прокате.
Хорроры последнее время претерпевают новое рождение и не сводятся к обычным пугалкам, а исследуют, например страхи, тему первого секса и возможных последствий, как в «Оно» (другом «Оно»), или родовые травмы как в «Реинкарнации». «Тихое место» выстрелило не потому, что это фантастика о нашествии слепых, но очень остро слышащих пришельцев, а потому, что это понятное кино о семейных проблемах. Персонажи не просто прячутся на отшибе, но и стараются оставаться семьей — супруги (их играют Красински и Эмили Блант) всеми силами пытаются обеспечить детям обычное детство. Быть родителями очень сложно — намного сложнее, чем просто сражаться с монстрами.
Книгу Эрнеста Клайна, по которой снят фильм, называют «гимном гикам». И действительно, ее герой, знаток поп-культуры 1980-х, проводил все свое время в виртуальной реальности ОАЗИС, разработанной одним чудаком, очень любившим это время. Другая характеристика книги — «невозможно экранизировать». Кто мог бы собрать воедино все многочисленные отсылки к фильмам, книгам, комиксам, видеоиграм, клипам? Только Стивен Спилберг, главный по тарелочкам еще с 1980-х. Режиссер «Индианы Джонса», «Инопланетянина» и «Челюстей» должен был снять идеальный фильм для гиков. Но пока кино находилось в разработке, гик-культура вылезла из гетто и стала мейнстримом. Фильм понятен всем. А за сцену, в которой персонажи попадают в «Сияние», ему можно простить даже те недостатки, которые заметили те самые гики.
Читайте также:
* Россиянка стала прототипом Артемиды в фильме Стивена Спилберга
* Тест: Как хорошо вы знаете кино 1980-х?
«Война бесконечности» познакомила могучих героев Земли и галактики с Таносом — главной угрозой, которая уже много лет загадочно смотрела на зрителя с экранов. Безумный Титан, желающий навести порядок во вселенной и установить баланс, сделал, казалось, невозможное: уничтожил почти всех супергероев. Для некоторых зрителей в этом кроется проблема с фильмом братьев Руссо: как переживать за смерть персонажей, если точно знаешь, что у актеров подписан контракт, и все они вернутся в следующем фильме? Но «Мстители 3» — своеобразная квинтэссенция всех проектов Marvel, он кристально честно показывает суть комиксов. Дело тут не в том, выживет ли герой (мы всегда знаем, что выживет), но как именно он это сделает.
Фильм братьев Руссо легко списать со счетов как обычный блокбастер. И он таковым, конечно, является. Большим, громким, ярким. Но при этом это часть чего-то большего, громадной машины Кевина Файги, который с яркими глазами смотрит вперед и которому не терпится рассказать нам еще сотни интересных историй.
Читайте также:
* «Мстители: Война бесконечности»: Что это было и что нас ждет дальше?
* Кто на новенького: Альтернативная команда Мстителей
Все мальчики с Марса, а девочки с Венеры — история стара как мир, как конфликт отцов и детей, как английская королева. В фильме Джона Кэмерона Митчелла («Клуб «Shortbus“», «Кроличья нора») есть все перечисленное, а еще — сексуальные инопланетянки в латексе, Николь Кидман в образе Дэвида Боуи и отсылки к «Жидкому небу», культовой постпанк-фантастике Славы Цукермана. Но на первом плане — отношения девственного землянина-панка Энна (Алекс Шарп) и любопытной инопланетянки Зэн (Эль Фаннинг), прилетевшей с товарищами на экскурсию в Лондон 1970-х. Первый концерт, первый поцелуй, знакомство с мамой — серия эпизодов, смешных и пошловатых как в фильме «Евротур», и трогательных, как в мультике про Бэмби. И все бы ничего, но с предками у девочки проблемы: инопланетные старейшины ради продолжения рода привыкли время от времени пожирать собственных детей.
Сюжет мелодрамы, в основу которой лег комикс Нила Геймана, звучит, конечно, как полный бред. Фильм напоминает школьную дискотеку. Он несерьезен, неряшлив и хамоват. Но при этом искренен и по-доброму наивен. В таком сочетании и кроется секрет его обаяния и успеха: панк, может быть, и некрасив, но у него доброе сердце. К тому же, девочки с любой планеты любят бунтарей.
Читайте также:
* В главной роли: Николь Кидман
Мэр японского города Мегасаки, любитель котиков и коррупции, принимает новый закон, согласно которому всех собак отправляют жить подальше от людей на остров-свалку. Единственный, кто готов постоять за своего лохматого друга — племянник мэра, 12-летний сирота Атари Кобаяши. Он отправляется на остров, чтобы отыскать своего пса Спотса, и ввязывается в долгое путешествие к справедливости и новой крепкой дружбе.
Уэс Андерсон, который стабильно убивал в своих предыдущих картинах собачек, наконец сжалился и сделал анимационный фильм об ответственном отношении к тем, кого мы приручили, а заодно о политике, экологии и Японии. Как и «Бесподобный мистер Фокс», мультфильм выполнен в технике стоп-моушен-анимации, но проработан куда более детально. Количество тем, поднятых в фильме, не поддается подсчету: экология, ответственное отношение к животным, промывание мозгов властью, коррупция, политическое устройство. Но главное, что после просмотра «Острова собак», хочется покрепче прижать своего питомца и пообещать ему быть как Атари.
«Черная пантера» — не просто очередной коммерчески успешный и расхваленный критиками фильм студии Marvel. Это фильм, про который хочется говорить в терминах хип-хоп-культуры. Во-первых, он качает, у него есть флоу. И потому, что звучащие за кадром песни курировал главный рэпер современности Кендрик Ламар. И потому, что на экране — безостановочное действие, ритм которого ни разу не сбивается. Во-вторых, он остросоциален. В нем и постглобализация, и проблемы стран первого мира, и страхи третьего. Вывернув наизнанку положение дел на планете — самая богатая и технологически продвинутая страна в мире обнаруживается в Африке — «Черная пантера» не превращается в пародию на реальность. И задает правильные вопросы (не важно, какие ответы предпочитает зритель): о привилегиях и ответственности, об общем благе и равнодоступности благ. В-третьих, у «Черной пантеры» все в порядке с подачей — даже если идеи не самые оригинальные, они проговариваются четко и энергично. В общем, если вещь заводит так, что потом месяц начитываешь себе под нос, значит все в порядке. С этим фильмом именно так.
Читайте также:
* Рецензии на «Черную Пантеру»: Лучший фильм студии Marvel
4. «Леди Бёрд»
Режиссерский дебют Греты Гервиг касается очень популярных и даже избитых тем — взаимоотношений родителей и детей, поисков себя, самоутверждения, подросткового бунта. Казалось бы, что еще можно такого снять о подростках, чтобы кого-то удивить? Тем не менее, у Гервиг получилось очень свежее, остроумное и обаятельное кино. И не в последнюю очередь из-за актерского состава: розововолосая Сирша Ронан умудряется вызывать в зрителе одновременно и симпатию, и раздражение (кого же не бесят строптивые подростки?), Тимоти Шаламе органично вписался в образ томного и самоуверенного ловеласа, который, несмотря на свой юный возраст, притворяется, что уже знает о жизни все; но самая сильная роль досталась, пожалуй, Лори Меткаф. Актриса, которую многие помнят как маму Шелдона из «Теории большого взрыва», создала в «Леди Бёрд» еще один яркий материнский образ — простой и строгой женщины, которой очень тяжело ужиться с неординарностью своей дочери и не менее тяжело научиться показывать свою любовь к ней.
3. «Лето»
Хотя прокатчики «Лета» очень боялись этого слова, тем не менее — перед нами российский мюзикл, и притом очень неглупый. Мало того, что Рома Зверь убедительно перепевает Майка Науменко, он еще и проживает на экране тройную драму. Любовный треугольник Майк—Цой—Наташа (между мужчинами тут реальный броманс) — раз. Трагедию рокера в неритмичной стране парторгов и дружинников — два. И — три — актуальную и сегодня проблему российского художника (в широком смысле): как быть актуальным? Как бежать в ногу со временем? Как преодолеть ограничения локальной идентичности в мире глобальной англоязычной поп-культуры? И нужно ли?
Вдобавок, создатели «Лета» легко, будто играючи (хотя понятно, что за этой легкостью — большая работа) преодолевают все ловушки и ограничения жанра ретро-реконструкции, изящно смешивая эпохи. Герои ленинградского рок-клуба в фильме — не пыльные фигуры из прошлого, они даже выглядят вполне современно (Художник по костюмам Татьяна Долматовская намеренно миксовала старые и сегодняшние вещи). А панковская процарапанная анимация в музыкальных эпизодах — это вообще оммаж 1990-м, работам Казакова и Баранова, корябавшим мамлеевские сюжеты поверх кондовой советской классики 1930-х, точно так же как Идовы с Серебренниковым писали новейшую историю поверх фото начала 1980-х.
Читайте также:
* «Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране
* Голосом Дарта Вейдера: Актеры, которых переозвучили в кино
Фильм о жизни фигуристки Тони Хардинг с двумя роскошными женскими персонажами и дивными актрисами. Марго Робби, блестяще сыграла спортсменку-хабалку, которая связалась с идиотом (Себастьян Стэн) и потерпела полный крах как в жизни, так и на льду. Эллисон Дженни и вовсе получила «Оскар» за роль матери Тони, наглой и бессердечной курильщицы ЛаВоны. Америка должна кого-то любить и ненавидеть, как справедливо замечено в этой картине, и Тоня Хардинг, всю жизнь мечтавшая о признании публики, буквально выгрызая себе путь на спортивный Олимп из американской глубинки, лишь на секунду становится мила публике. Но к Тоне-Робби зритель испытывает куда более теплые чувства, нежели к настоящей фигуристке. Крейг Гиллеспи, выстроивший свой фильм в полудокументальном стиле, не скрывает жизненных тягот, выпавших на долю фигуристки, давая возможность проникнуться к ней и чуть-чуть иначе оценить всю ее историю. Возможно, приукрасил, но для художественного произведения это совершенно нормальное дело.
Кажется, что про этот фильм сказали все, что можно было сказать: были и серьезные рецензии, и пародийные аккаунты в твиттере, и номинация на «Оскар». Прошло полгода, волна интереса улеглась, и сейчас самое время признать, что «Три билборда» — все еще один из лучших фильмов 2018 года.
Можно, конечно, сейчас пройтись по чеклисту и пометить там отличный сценарий, потрясающую режиссуру и игру актеров, юмор, который на самом деле только лишний раз подчеркивает, как страшно жить, персонажей, девяносто процентов из которых оказываются ублюдками, но ублюдками, которых ты все равно жалеешь — даже героя Сэма Рокуэлла, в какой-то момент. Можно долго анализировать сценарные и режиссерские решения, говорить о том, как умышленно ломаются в фильме каноны драматургии, когда Милдред (Фрэнсис МакДорманд), вместо того, чтобы, как и положено герою, пройти свой путь развития, получить свой катарсис и жить долго и счастливо — вдруг делает одновременно шокирующее, но такое характерное решение. И можно говорить о том, как фильм постоянно напоминает, что он на самом деле не фильм, а настоящая жизнь, и нет, чудес не будет, легче не станет.
Или можно просто посмотреть этот фильм — если вы этого еще не сделали. Образ трех красных билбордов у дороги надолго останется в вашей памяти.
Еще один фильм удостоился отдельного упоминания. Он почти не показывался в кинотеатрах, потому что Министерство культуры в последний момент отозвало прокатное удостоверение. Но это не делает фильм хуже.
Фильм-бонус: «Смерть Сталина»
Едкая, смешная и горькая сатира об обыденности зла, показывающая переломный момент в истории Советского Союза. За день до смерти Сталина на его даче смотрели вестерн с Джоном Уэйном. Хрущев шутил, Маленков осторожно пил, Берия смотрел ласково, Микоян и Булганин маячили на заднем плане. Молотова, кажется, занесли в расстрельный список. Обнаружив лидера бездыханным на полу кабинета, члены политбюро превращаются в растерянных детей, а затем морфируют в участников подковерной возни. В результате серии мастерских интриг победителем выйдет Хрущев, которого великолепно сыграл Стив Бушеми.
Атмосфера тотального террора постоянно маячит где-то рядом, многое придумано, переписано, местами абсурд выкручен на полную мощность. Тем не менее фильм никак нельзя назвать русофобским или злым. Да, и члены политбюро, может, и пауки в банке, но это отборные пауки, с характерами.
Читайте также:
* «Это же комедия, чуваки»: Первые зрители о фильме «Смерть Сталина»
* Хроника событий: Как запрещали «Смерть Сталина»