Лучшие фильмы первой половины 2018 года: Выбор редакции

Обсудить0

Составили рейтинг фильмов, вышедших в российский прокат в этом году, и добавили один в качестве бонуса.

Как мы расставляли фильмы по местам

Каждый сотрудник редакции составил свою десятку. Фильм, поставленный на первое место, получил 10 баллов, на второе — девять и так далее. Мы посчитали, сколько получил каждый фильм, и сделали итоговый топ. При такой системе картины могут получать одинаковое количество баллов, поэтому пятое место у нас делят сразу два фильма. В наш список вошли только картины, которые шли в российском прокате с 1 января 2018 года.

10. «Тебя никогда здесь не было»

Хоакин Феникс добился того, чем редко могут похвастаться даже актеры ультразвездного статуса: стал брендом, признаком того, что любой фильм с ним – это нечто запредельное, точно из ряда вон. Пусть публика временами обманывается и получает пустышку, как в случае с недавней «Марией Магдалиной», но юродствующий Феникс везде неотразим. Также и здесь, в медитативном триллере а-ля «поздний Рефн» про киллера, которого круто подставили, когда он взялся найти пропавшую дочку влиятельного чиновника. В фильме есть понемногу от «Таксиста» и «Леона», но что самое главное: зрительское воображение здесь должно интенсивно работать все полтора часа. Нам обычно не показывают, куда опускается молоток главного героя, да и вместо его лица мы чаще всего будем видеть его спину. И все равно остается ощущение, что мы посмотрели невероятно жуткий и натуралистичный фильм. Кстати, пластика спины Феникса ничем не уступает его мимике, так что каннский приз за роль в этой картине абсолютно заслужен. Второй приз – за сценарий, который дал возможность постановщице Линн Рэмси показывать как можно меньше, чтобы напугать еще сильнее.

9. «Тихое место»

Никто не ожидал, что смешной парень из «Офиса» проявит себя как крутой режиссер, да еще и снимет один из самых неожиданных хитов 2018 года. Доверив Джону Красински концептуальный хоррор с бюджетом 17 млн долларов, студия Paramount меньше всего ожидала сборов в районе 300 млн долларов в мировом прокате.

Хорроры последнее время претерпевают новое рождение и не сводятся к обычным пугалкам, а исследуют, например страхи, тему первого секса и возможных последствий, как в «Оно» (другом «Оно»), или родовые травмы как в «Реинкарнации». «Тихое место» выстрелило не потому, что это фантастика о нашествии слепых, но очень остро слышащих пришельцев, а потому, что это понятное кино о семейных проблемах. Персонажи не просто прячутся на отшибе, но и стараются оставаться семьей — супруги (их играют Красински и Эмили Блант) всеми силами пытаются обеспечить детям обычное детство. Быть родителями очень сложно — намного сложнее, чем просто сражаться с монстрами.

8. «Первому игроку приготовиться»

Книгу Эрнеста Клайна, по которой снят фильм, называют «гимном гикам». И действительно, ее герой, знаток поп-культуры 1980-х, проводил все свое время в виртуальной реальности ОАЗИС, разработанной одним чудаком, очень любившим это время. Другая характеристика книги — «невозможно экранизировать». Кто мог бы собрать воедино все многочисленные отсылки к фильмам, книгам, комиксам, видеоиграм, клипам? Только Стивен Спилберг, главный по тарелочкам еще с 1980-х. Режиссер «Индианы Джонса», «Инопланетянина» и «Челюстей» должен был снять идеальный фильм для гиков. Но пока кино находилось в разработке, гик-культура вылезла из гетто и стала мейнстримом. Фильм понятен всем. А за сцену, в которой персонажи попадают в «Сияние», ему можно простить даже те недостатки, которые заметили те самые гики.

Читайте также:

* Как встретить фильм Стивена Спилберга во всеоружии
* Россиянка стала прототипом Артемиды в фильме Стивена Спилберга
* Тест: Как хорошо вы знаете кино 1980-х?

7. «Мстители: Война бесконечности»

«Война бесконечности» познакомила могучих героев Земли и галактики с Таносом — главной угрозой, которая уже много лет загадочно смотрела на зрителя с экранов. Безумный Титан, желающий навести порядок во вселенной и установить баланс, сделал, казалось, невозможное: уничтожил почти всех супергероев. Для некоторых зрителей в этом кроется проблема с фильмом братьев Руссо: как переживать за смерть персонажей, если точно знаешь, что у актеров подписан контракт, и все они вернутся в следующем фильме? Но «Мстители 3» — своеобразная квинтэссенция всех проектов Marvel, он кристально честно показывает суть комиксов. Дело тут не в том, выживет ли герой (мы всегда знаем, что выживет), но как именно он это сделает.

Фильм братьев Руссо легко списать со счетов как обычный блокбастер. И он таковым, конечно, является. Большим, громким, ярким. Но при этом это часть чего-то большего, громадной машины Кевина Файги, который с яркими глазами смотрит вперед и которому не терпится рассказать нам еще сотни интересных историй.

Читайте также:

* Время собирать камни: Танос и его Черный орден
* «Мстители: Война бесконечности»: Что это было и что нас ждет дальше?
* Кто на новенького: Альтернативная команда Мстителей

6. «Как разговаривать с девушками на вечеринках»

Все мальчики с Марса, а девочки с Венеры — история стара как мир, как конфликт отцов и детей, как английская королева. В фильме Джона Кэмерона Митчелла («Клуб «Shortbus“», «Кроличья нора») есть все перечисленное, а еще — сексуальные инопланетянки в латексе, Николь Кидман в образе Дэвида Боуи и отсылки к «Жидкому небу», культовой постпанк-фантастике Славы Цукермана. Но на первом плане — отношения девственного землянина-панка Энна (Алекс Шарп) и любопытной инопланетянки Зэн (Эль Фаннинг), прилетевшей с товарищами на экскурсию в Лондон 1970-х. Первый концерт, первый поцелуй, знакомство с мамой — серия эпизодов, смешных и пошловатых как в фильме «Евротур», и трогательных, как в мультике про Бэмби. И все бы ничего, но с предками у девочки проблемы: инопланетные старейшины ради продолжения рода привыкли время от времени пожирать собственных детей.

Сюжет мелодрамы, в основу которой лег комикс Нила Геймана, звучит, конечно, как полный бред. Фильм напоминает школьную дискотеку. Он несерьезен, неряшлив и хамоват. Но при этом искренен и по-доброму наивен. В таком сочетании и кроется секрет его обаяния и успеха: панк, может быть, и некрасив, но у него доброе сердце. К тому же, девочки с любой планеты любят бунтарей.

Читайте также:

* Я гуляла с зомби: Топ фильмов о нечеловеческой любви
* В главной роли: Николь Кидман

5. «Остров собак»

Мэр японского города Мегасаки, любитель котиков и коррупции, принимает новый закон, согласно которому всех собак отправляют жить подальше от людей на остров-свалку. Единственный, кто готов постоять за своего лохматого друга — племянник мэра, 12-летний сирота Атари Кобаяши. Он отправляется на остров, чтобы отыскать своего пса Спотса, и ввязывается в долгое путешествие к справедливости и новой крепкой дружбе.

Уэс Андерсон, который стабильно убивал в своих предыдущих картинах собачек, наконец сжалился и сделал анимационный фильм об ответственном отношении к тем, кого мы приручили, а заодно о политике, экологии и Японии. Как и «Бесподобный мистер Фокс», мультфильм выполнен в технике стоп-моушен-анимации, но проработан куда более детально. Количество тем, поднятых в фильме, не поддается подсчету: экология, ответственное отношение к животным, промывание мозгов властью, коррупция, политическое устройство. Но главное, что после просмотра «Острова собак», хочется покрепче прижать своего питомца и пообещать ему быть как Атари.

5. «Черная Пантера»

«Черная пантера» — не просто очередной коммерчески успешный и расхваленный критиками фильм студии Marvel. Это фильм, про который хочется говорить в терминах хип-хоп-культуры. Во-первых, он качает, у него есть флоу. И потому, что звучащие за кадром песни курировал главный рэпер современности Кендрик Ламар. И потому, что на экране — безостановочное действие, ритм которого ни разу не сбивается. Во-вторых, он остросоциален. В нем и постглобализация, и проблемы стран первого мира, и страхи третьего. Вывернув наизнанку положение дел на планете — самая богатая и технологически продвинутая страна в мире обнаруживается в Африке — «Черная пантера» не превращается в пародию на реальность. И задает правильные вопросы (не важно, какие ответы предпочитает зритель): о привилегиях и ответственности, об общем благе и равнодоступности благ. В-третьих, у «Черной пантеры» все в порядке с подачей — даже если идеи не самые оригинальные, они проговариваются четко и энергично. В общем, если вещь заводит так, что потом месяц начитываешь себе под нос, значит все в порядке. С этим фильмом именно так.

Читайте также:

* Афрофутуризм Ваканды: Как создавался стиль «Черной Пантеры»
* Рецензии на «Черную Пантеру»: Лучший фильм студии Marvel

4. «Леди Бёрд»

Режиссерский дебют Греты Гервиг касается очень популярных и даже избитых тем — взаимоотношений родителей и детей, поисков себя, самоутверждения, подросткового бунта. Казалось бы, что еще можно такого снять о подростках, чтобы кого-то удивить? Тем не менее, у Гервиг получилось очень свежее, остроумное и обаятельное кино. И не в последнюю очередь из-за актерского состава: розововолосая Сирша Ронан умудряется вызывать в зрителе одновременно и симпатию, и раздражение (кого же не бесят строптивые подростки?), Тимоти Шаламе органично вписался в образ томного и самоуверенного ловеласа, который, несмотря на свой юный возраст, притворяется, что уже знает о жизни все; но самая сильная роль досталась, пожалуй, Лори Меткаф. Актриса, которую многие помнят как маму Шелдона из «Теории большого взрыва», создала в «Леди Бёрд» еще один яркий материнский образ — простой и строгой женщины, которой очень тяжело ужиться с неординарностью своей дочери и не менее тяжело научиться показывать свою любовь к ней.

3. «Лето»

Хотя прокатчики «Лета» очень боялись этого слова, тем не менее — перед нами российский мюзикл, и притом очень неглупый. Мало того, что Рома Зверь убедительно перепевает Майка Науменко, он еще и проживает на экране тройную драму. Любовный треугольник Майк—Цой—Наташа (между мужчинами тут реальный броманс) — раз. Трагедию рокера в неритмичной стране парторгов и дружинников — два. И — три — актуальную и сегодня проблему российского художника (в широком смысле): как быть актуальным? Как бежать в ногу со временем? Как преодолеть ограничения локальной идентичности в мире глобальной англоязычной поп-культуры? И нужно ли?

Вдобавок, создатели «Лета» легко, будто играючи (хотя понятно, что за этой легкостью — большая работа) преодолевают все ловушки и ограничения жанра ретро-реконструкции, изящно смешивая эпохи. Герои ленинградского рок-клуба в фильме — не пыльные фигуры из прошлого, они даже выглядят вполне современно (Художник по костюмам Татьяна Долматовская намеренно миксовала старые и сегодняшние вещи). А панковская процарапанная анимация в музыкальных эпизодах — это вообще оммаж 1990-м, работам Казакова и Баранова, корябавшим мамлеевские сюжеты поверх кондовой советской классики 1930-х, точно так же как Идовы с Серебренниковым писали новейшую историю поверх фото начала 1980-х.

Читайте также:

* Сценаристы «Лета»: «Этот фильм не об ужасах советской системы»
* «Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране
* Голосом Дарта Вейдера: Актеры, которых переозвучили в кино

2. «Тоня против всех»

Фильм о жизни фигуристки Тони Хардинг с двумя роскошными женскими персонажами и дивными актрисами. Марго Робби, блестяще сыграла спортсменку-хабалку, которая связалась с идиотом (Себастьян Стэн) и потерпела полный крах как в жизни, так и на льду. Эллисон Дженни и вовсе получила «Оскар» за роль матери Тони, наглой и бессердечной курильщицы ЛаВоны. Америка должна кого-то любить и ненавидеть, как справедливо замечено в этой картине, и Тоня Хардинг, всю жизнь мечтавшая о признании публики, буквально выгрызая себе путь на спортивный Олимп из американской глубинки, лишь на секунду становится мила публике. Но к Тоне-Робби зритель испытывает куда более теплые чувства, нежели к настоящей фигуристке. Крейг Гиллеспи, выстроивший свой фильм в полудокументальном стиле, не скрывает жизненных тягот, выпавших на долю фигуристки, давая возможность проникнуться к ней и чуть-чуть иначе оценить всю ее историю. Возможно, приукрасил, но для художественного произведения это совершенно нормальное дело.

1. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Кажется, что про этот фильм сказали все, что можно было сказать: были и серьезные рецензии, и пародийные аккаунты в твиттере, и номинация на «Оскар». Прошло полгода, волна интереса улеглась, и сейчас самое время признать, что «Три билборда» — все еще один из лучших фильмов 2018 года.

Можно, конечно, сейчас пройтись по чеклисту и пометить там отличный сценарий, потрясающую режиссуру и игру актеров, юмор, который на самом деле только лишний раз подчеркивает, как страшно жить, персонажей, девяносто процентов из которых оказываются ублюдками, но ублюдками, которых ты все равно жалеешь — даже героя Сэма Рокуэлла, в какой-то момент. Можно долго анализировать сценарные и режиссерские решения, говорить о том, как умышленно ломаются в фильме каноны драматургии, когда Милдред (Фрэнсис МакДорманд), вместо того, чтобы, как и положено герою, пройти свой путь развития, получить свой катарсис и жить долго и счастливо — вдруг делает одновременно шокирующее, но такое характерное решение. И можно говорить о том, как фильм постоянно напоминает, что он на самом деле не фильм, а настоящая жизнь, и нет, чудес не будет, легче не станет.

Или можно просто посмотреть этот фильм — если вы этого еще не сделали. Образ трех красных билбордов у дороги надолго останется в вашей памяти.

Еще один фильм удостоился отдельного упоминания. Он почти не показывался в кинотеатрах, потому что Министерство культуры в последний момент отозвало прокатное удостоверение. Но это не делает фильм хуже.

Фильм-бонус: «Смерть Сталина»

Едкая, смешная и горькая сатира об обыденности зла, показывающая переломный момент в истории Советского Союза. За день до смерти Сталина на его даче смотрели вестерн с Джоном Уэйном. Хрущев шутил, Маленков осторожно пил, Берия смотрел ласково, Микоян и Булганин маячили на заднем плане. Молотова, кажется, занесли в расстрельный список. Обнаружив лидера бездыханным на полу кабинета, члены политбюро превращаются в растерянных детей, а затем морфируют в участников подковерной возни. В результате серии мастерских интриг победителем выйдет Хрущев, которого великолепно сыграл Стив Бушеми.

Атмосфера тотального террора постоянно маячит где-то рядом, многое придумано, переписано, местами абсурд выкручен на полную мощность. Тем не менее фильм никак нельзя назвать русофобским или злым. Да, и члены политбюро, может, и пауки в банке, но это отборные пауки, с характерами.

Читайте также:

* Интервью с режиссером фильма Армандо Ианнуччи
* «Это же комедия, чуваки»: Первые зрители о фильме «Смерть Сталина»
* Хроника событий: Как запрещали «Смерть Сталина»

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 декабря 2017279
20 декабря 2016158
10 июня 201834
15 декабря 202342

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня0
Вчера14
Вчера8
Вчера0
Вчера2
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации