Статьи

Меня преследуют: Краткая история автомобильных погонь в кино

8 июня — 40 лет «Водителю» Уолтера Хилла, культовому и этапному фильму про тачки и быструю езду. Вспоминаем, как снимали погони до Хилла и как стали снимать после него.
Меня преследуют: Краткая история автомобильных погонь в кино
«Водитель»

То, что погони на экране — это идеальный аттракцион, было известно еще режиссерам немого кино. Такие сцены есть в ранних вестернах, комедиях с Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, даже в трехчасовом шедевре Д. У. Гриффита «Нетерпимость» имеется гонка на колесницах. К появлению скоростных автомобилей многие приемы экранного кар-чейза уже были наработаны. Например, параллельный монтаж — быстро переключаясь между догоняющим и убегающим, можно долго держать зрителей в напряжении.

Но беспрецедентная скорость автомобиля (в моторе одного спортивного «Понтиака» 400 лошадей из вестернов Джона Форда!) волнует кровь и без всякого удвоения монтажом, а его маневренность позволяет выстраивать сложную хореографию и географию погони. В «Детективе Буллитте» (1968) Стив МакКуин преследует наемных убийц по Сан-Франциско, его «Форд Мустанг» подлетает вверх на холмах и визжит шинами, вписываясь в повороты узких улиц (профессиональный автогонщик МакКуин сам выполнял все трюки). Тем не менее это только одна из сцен почти двухчасового фильма и даже не кульминационная! То же самое можно сказать о грандиозной гонке во «Французском связном» (1971) Уильяма Фридкина, где Джин Хэкмен на машине преследует поезд метро.

«Французский связной»

«Водитель» Хилла устроен похожим образом. В первую очередь это нуар с ограблениями, полицейскими осведомителями и роковой женщиной Изабель Аджани, а три автомобильные сцены как будто только обозначают силовые точки сюжета. Но, как заметно из названия, акценты здесь расставлены иначе: главного героя в исполнении Райана О’Нила интересуют, кажется, только адреналин и искусство вождения. Во всяком случае, все обычные для голливудских гангстеров мотивации — деньги, влияние, женщины — ему совершенно чужды (увлечение героиней Аджани оказывается, как обычно бывает в нуарах, непростительной слабостью). Как бусидо для самурая, для безымянного Водителя главное — его призвание как таковое, без автомобиля его жизнь не имеет смысла.

«Водитель»

Так в 1970-е машина превращается из обычного реквизита, нужного для развития сюжета, в его центральный элемент. В дебюте Стивена Спилберга «Дуэль» не происходит ничего, кроме охоты грузовика-бензовоза за легковушкой трусливого коммивояжера. То, насколько этот фильм лишен подтекстов и смыслов, по-своему восхищает. Мотивации дальнобойщика-убийцы так и остаются неизвестны, если не считать, конечно, что это преувеличенная до абсурда дорожная агрессия, знакомая каждому, кто когда-либо садился за руль. Бензовоз — такое же опасное чудовище, как акула из «Челюстей», и характерно, что его жертва (а вместе с ней и мы) так и не увидит лица водителя, только руку и ковбойские сапоги. Соперник главного героя расчеловечен, как будто это 40-тонный Peterbilt по собственной воле атакует легковушку.

Послевоенный американский образ жизни нельзя представить без машины. Почти везде в этой стране пешеход испытывает столько неудобств, точно он человек с ограниченными возможностями. Автомобиль стал продолжением тела — то ли киберпанк, то ли воплотившиеся в жизнь мечтания русских футуристов. «Дуэль» начинается кадром, снятым в движении с бампера — такие же есть в «Водителе». В погонях этот прием выглядит особенно эффектно, но еще это как словно взгляд с точки зрения самой машины, который невозможно отделить от взгляда водителя.

Так же почти врос в автомобиль герой «Исчезающей точки» (1971), который два дня не покидает места за рулем, убегая от полиции через полстраны. Фильм, снятый в эпоху Вудстока, вписан в контркультурный канон вместе с «Двухполосным шоссе» (1971) Монте Хеллмана. В последнем меньше экшена, но и там тоже бесконечная гонка теряет изначальный смысл и превращается в самоцель, в способ существования для поколения беглецов.

«Двухполосное шоссе»

«Двухполосное шоссе»

В жанровом кино сцены погонь усложняются. В «МакКью» (1974) с Джоном Уэйном впервые исполнен трюк с машиной, которая переворачивается вокруг своей оси (он стоил тяжелых травм каскадеру). А оригинальный «Угнать за 60 секунд», вышедший в том же году, построен вокруг серии гонок с участием нескольких автомобилей (и включает несколько взрывов) общей продолжительностью в 40 минут.

Кино про машины превратилось в отдельный жанр категории Б, иногда прорывающийся в первую лигу. Таков случай австралийского «Безумного Макса» (1979) и его сиквелов. В прокате подобные фильмы обычно размещались где-то рядом со слэшерами и эротикой — такое соседство неудивительно, ведь удовольствие от тех же «60 секунд» совершенно физиологического рода.

В увлечении машинами есть нечто непристойное. Понятно, что оно тесно связано с мужским достоинством. Тарантино посвятил этому вопросу свой оммаж жанру — фильм, известный в России как «Доказательство смерти». «Маленький член» — такой диагноз выносит одна из героинь антагонисту, увидев его спорткар, и, вероятно, не ошибается. Каскадер Майк окажется маньяком, и дело закончится гонкой на выживание.

«Доказательство смерти»

Сложные постановки с машинами продолжились в «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985) и «Ронине» (1998), но к 2000-м жанр был испорчен упрощающими задачу цифровыми спецэффектами. Бесконечная франшиза «Форсаж» уже с самого начала, в 2001 году, не была озабочена сложным сюжетом. В последовавших семи (пока) сиквелах ситуация принципиально не изменилась, зато хронометраж последних частей уже приближается к двум с половиной часам. Принцип новейших экшен-фильмов (а погони есть почти в каждом из них) опять же порнографический. Неважно, почему герои встретились и поженятся ли они, счастливая развязка известна заранее. Самое интересное — то, какими путями они к этой развязке стремятся. Всегда, конечно, интереснее, когда все происходит естественно и без обмана, так что если культурная ценность «Форсажей» или «Острова» (2005) Майкла Бэя может обсуждаться, то в величии «Дороги ярости», снятой почти без компьютерной графики, сомнений нет ни у кого.

«Малыш на драйве»

Обаяние автомобиля понятно: он предмет, целиком принадлежащий миру эстетики, а не морали. Вот, например, в 2010-х вышло два фильма, вдохновленных «Водителем». Оба о молчаливых гонщиках-виртуозах, выполняющих заказы для мафии. Николас Виндинг Рефн в «Драйве» с Райаном Гослингом добавляет крови и розового цвета, но сохраняет нуарную атмосферу первоисточника. Эдгар Райт в «Малыше на драйве» создает дурашливую подростковую вариацию сюжета, кино с подрагивающими под музыку конечностями. Фильмы Рефна и Райта мало похожи друг на друга, но и в том и другом случае к их главным героям могут быть этические вопросы.

Таких вопросов нет только к автомобилям. Как точно резюмировал один персонаж Андрея Платонова, «человек так себе — ни плох, ни хорош, а машины равномерно знамениты».

Читайте также
Видео и фото Видео: Почему «Шоу Трумана» — выдающийся фильм? Картине про побег из-под ТВ-колпака — 20 лет. Разбираем его очевидные и скрытые достоинства.
Статьи «Бесславные ублюдки, бешеные псы»: Отрывок из книги о Квентине Тарантино Автор новой книги кинокритик Александр Павлов — о том, что осталось в фильме Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы» от сценария Квентина Тарантино.
Видео и фото Как снимает Стивен Спилберг К выходу в прокат фильма «Первому игроку приготовиться» разбираем в новом видео фирменные приемы, из которых складывается авторский почерк Спилберга.
Статьи Культовые сериалы: Как «Зачарованные» стали манифестом феминизма Шоу про секси-ведьм было популярно среди подростков обоих полов и установило моду на колдовство на ТВ. А сегодня десятки научных статей хвалят его совсем не за это.
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • Желательно еще вспомнить оригинальную «Гонку Смерти 2000». Конечно, это категория Б и трэш, но это гениальный по своему трэш, гораздо умнее и по-своему смешнее всех форсажей вместе взятых. Тема машинок раскрыта полностью

    Кроме того, автомобиль может быть героем напряженного действия и без погони — в Плате За Страх и его римейке Колдуне: там грузовики ни за кем не гоняться, едут по большей части медленно, а напряжения выше крыши

    ответить

  • 3

    C_B_J 8 июня 2018, 13:09 пожаловаться

    #

    Ух, сколько фильмов встали в очередь на просмотр после чтения этой публикации! Спасибо, КП!

    ответить

  • 4

    Stefani Soul 8 июня 2018, 13:48 пожаловаться

    #

    В «Перевозчиках» шикарные автомобильные гонки. Странно, что они не попали в обзор.

    ответить

  • 14

    NoxiusPain 8 июня 2018, 14:20 пожаловаться

    #

    К старым фильмам не только приятная ностальгия, но и уважение за то, что все погони были сняты в реальности, с крутыми трюками.
    А сейчас в большинстве своём убогий CGI всё впечатление портит.

    ответить

  • 15

    Mr NS 8 июня 2018, 14:43 пожаловаться

    #

    Люблю подобные фильмы, жаль, нынче их снимают преступно мало. Почти всё из перечисленных фильмов видел, остальное записал.

    В дебюте Стивена Спилберга «Дуэль» не происходит ничего, кроме охоты грузовика-бензовоза за легковушкой трусливого коммивояжера. То, насколько этот фильм лишен подтекстов и смыслов, по-своему восхищает. Мотивации дальнобойщика-убийцы так и остаются неизвестны, если не считать, конечно, что это преувеличенная до абсурда дорожная агрессия, знакомая каждому, кто когда-либо садился за руль.

    На этом сайте есть рецензия критика Сергея Кудрявцева, вот что он пишет, я с ним согласен:

    Ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца».

    Причём метафоризм, иносказательность сюжета увеличивается по мере приближения к финалу, когда фильм начинает казаться чуть ли не своеобразным вариантом античной трагедии. Как будто за легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя её уничтожить, а некий Рок неотступно преследует человека. Впрочем, на современном языке это должно было бы звучать так: человек в столкновении с абсурдом и хаосом мира. Но для постановщика «Дуэли» важнее всего итог этой неравной борьбы: сможет ли человек остаться человеком, поскольку дуэль, на самом-то деле, происходит внутри него, как бы испытываемого на прочность. И словно сама судьба подстроила слабому, неприспособленному к экстремальным ситуациям городскому жителю экзамен на выживание и сопротивляемость.

    Можно сказать: замечательное достоинство данной картины заключается в том, что в ней изначально заложена множественность интерпретаций. Каждый зритель находит близкий и понятный себе смысл.

    ответить

  • 11

    SpaceStationOne 8 июня 2018, 15:23 пожаловаться

    #

    Можно вспомнить в этом плане фильмы Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова.
    «Детектив без погони — это как жизнь без любви»

    ответить

  • 4

    ingmarantonioni 8 июня 2018, 15:42 пожаловаться

    #

    Хеллман и Бэй в одной статье — это как одновременно про Нирвану и Наташу Королеву. Хилл, Манн делали настоящее маскулинное жанровое кино, но такое, что многим артхаусным лентам и не снились их стиль и глубина

    ответить

  • Еще могу вспомнить:
    дилогию «Терминатор»
    Шугарлендский экспресс
    Бонни и Клайд
    Пустоши
    Братья Блюз
    Основной инстинкт

    ответить

  • 2

    Vadyan 14 июня 2018, 07:13 пожаловаться

    #

    Как вообще серию Такси можно было не включить — для меня загадка!

    ответить

  • В целом к франшизе отношусь положительно, но едва ли эти фильмы выдающиеся

    ответить

  • 4

    Norman94 8 июня 2018, 16:02 пожаловаться

    #

    В Безумных Максах собственно на погонях всё и построено)

    ответить

  • 4

    cergunchik 8 июня 2018, 16:18 пожаловаться

    #

    В плане погонь, из перечисленного, самый сильный оригинальные «Угнать за 60 секунд».
    Мне ещё вспоминается первый «Смоки и бандит» — весёлый фильм с погонями…

    ответить

  • 1

    Ural Highlander 8 июня 2018, 16:46 пожаловаться

    #

    Погони из «Водителя» классные, хороша изобретательная съёмка от бампера и через зеркало. А вот расхваленный «Буллит» в своё время слегка разочаровал: безмерно затянутая сцена погони с однообразным рёвом моторов утомляет, на тихих улочках Сан-Франциско нет никакого трафика, не чувствуется опасности, а потому и сумасшедшая скорость тоже не так чувствуется. Кстати, там не всё время Буллит преследовал убийцу — изначально было наоборот) В этом плане удивительно, но факт: моей любимой погоней остаётся погоня за такси в «Петровка, 38» (та самая, которую попугай Кеша смотрел). Пусть местами немного колхозно и сыро (особенно в моменте, когда сбивают милиционера-мотоциклиста), но в этих трёх минутах достаточно адреналина, а вынос витрины делового центра просто шикарен. И ещё хороша погоня в «Место встречи изменить нельзя» — за Фоксом.

    ответить

  • 13

    Mr NS 8 июня 2018, 17:12 пожаловаться

    #

    Зато в «Буллите» впервые использовалась сцена с подпрыгиванием по холмам, которую потом кто только не копировал.

    ответить

  • 8

    LYzzER 25 сентября 2018, 21:31 пожаловаться

    #

    В «Буллите» главным ноу-хау был прием съемки погони из салона автомобиля. От первого лица, так сказать.

    ответить

  • 7

    Mr NS 25 сентября 2018, 21:46 пожаловаться

    #

    Ага, ещё один плюс фильму. :)

    ответить

  • 1

    CaseyDamato 6 сентября 2018, 18:12 пожаловаться

    #

    включаешь сцену погони из «Буллита», ставишь 2 трека Motorhead «Killed by death» и «Ace of Spades» и сцена превращается, из затянутой, в самую лучшую, динамичную и реалистичную в истории кино))

    ответить

  • хорошая статья.
    + ещё можно вспомнить два фильма-комедии «гонки „Пушечное ядро“ и полумистический боевик „Дух мщения“».

    ответить

  • 5

    ВНЧ 8 июня 2018, 19:26 пожаловаться

    #

    1. В увлечении машинами есть нечто непристойное. Понятно, что оно тесно связано с мужским достоинством.
    Это Фрейд придумал или ещё кто?
    2. Обаяние автомобиля понятно: он предмет, целиком принадлежащий миру эстетики, а не морали.
    Эстетика важна, но технические характеристики важнее.
    3. Принцип новейших экшен-фильмов […] порнографический.
    Понятно. Пересмотрю-ка «Первому игроку приготовиться» от порнографа Спилберга.

    ответить

  • 5

    Backslider 8 июня 2018, 19:30 пожаловаться

    #

    почему обязательно «удовольствие совершенно физиологического рода.»?
    в том же Vanishing Point 71-го…»… the last American hero, to whom speed means freedom of the soul. The question is not when«s he gonna stop, but who is gonna stop him.»
    это весьма может быть поэтической одержимостью машинами и скоростью…

    ответить

  • 4

    Nigan 8 июня 2018, 20:28 пожаловаться

    #

    Да отличные фильмы вспомнили авторы статьи. «Дуэль» Спилберга в своё время оказала на меня огромное впечатление.

    ответить

  • 3

    VitoKorleone 8 июня 2018, 22:47 пожаловаться

    #

    эх… когда то даже писал рецензию на этот фильм)))

    ответить

  • d0lphin 9 июня 2018, 02:45 пожаловаться

    #

    Безумный макс 2
    Терминаторы (1 и 2)
    Такси (все части)
    Скорость
    Погоня — с пикантной сценой на ходу :)

    ответить

  • 3

    Ustas 9 июня 2018, 03:42 пожаловаться

    #

    «Need For Speed» тоже не обладает какой-то особой культурной ценностью, но снята бывшим каскадером в режиссерском кресле, и по мне обладает определенным обаянием не смотря на примитивность. Несомненный козырь фильма — реализм съемки: захватывающе снятые гонки, трюки без графики, даже настоящие вертолеты в кадре.

    Последнее относится и к потрясающей сцене погони с фурой, груженой колесами, из упомянутого «Острова» Бэя.

    ответить

  • 2

    Jetis92 9 июня 2018, 06:06 пожаловаться

    #

    Добавлю великолепный фильм «Гран-При» Джона Франкенхаймера. Несмотря на 1966 год выпуска картина сейчас смотрится вполне достойно. Во многом благодаря качеству съемки гоночных сцен. Множество длинных дублей и «живая» съемка добавляют эффект присутствия.

    ответить

  • 3

    odlanor 9 июня 2018, 09:54 пожаловаться

    #

    А мне сразу вспоминается погоня из «Идентификации Борна», на той компактной машинке.

    ответить

  • 4

    LYzzER 25 сентября 2018, 21:33 пожаловаться

    #

    Во второй части на «Волге» получше гонялись)

    ответить

  • 4

    Little Lunatic 9 июня 2018, 11:24 пожаловаться

    #

    Погони снимали задолго до Уолтера Хилла, а также и позже, и много раз, и гораздо изобретательнее, не вижу причины делать из его фильма 40-летней давности какую-то точку отсчёта.
    Почти в любом фильме того же Спилберга присутствует погоня, отлично снятая, хоть на грузовиках, хоть на велосипедах, хоть на танках, я лично предпочитаю вагонетки, но это дело вкуса)

    ответить

 
Добавить комментарий...