Бледный огонь: почему «451 по Фаренгейту» больше не греет

Обсудить0

Канал HBO показал новую экранизацию классической антиутопии Рэя Брэдбери.

В недалеком будущем на территории Америки процветает государство невежд, где бравые пожарные под предводительством капитана Битти (Майкл Шеннон) жгут книги. Символ пожарной команды — не горящая в огне саламандра, главное достоинство пожарного — неспособность к рефлексии и полное отсутствие позывов думать своей головой. В лице своего помощника Гая Монтэга (Майкл Б. Джордан) брандмейстер Битти видит достойную смену; вместе они колесят по школам и проводят для детишек уроки политинформации о вреде книг, притом что настоящих бумажных книг давно никто не видел, и в чем крамола, не знает даже Битти. Согласно официальной идеологии, распространяемой правящим Министерством, первым богоугодное предприятие сжигания книг затеял в незапамятные времена один из отцов-основателей государства — Бен Франклин. Про Франклина Брэдбери тонко пошутил: в действительности тот ведь был не только основателем первого в истории пожарного общества и автором статьи о предотвращении пожаров, но и писателем и издателем, однако невеждам невдомек.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Печатные издания — это источник заразы, которая лишает граждан счастья и спокойствия: из них можно подцепить тревожные мысли. Если отвлечься от обличительного пафоса сочиненной Брэдбери антиутопии, то все так и есть: книга — великая сила, и запечатленная в ней художественная речь вполне способна породить культ или сформировать учение, последователи которого могут отмочить что-нибудь анархическое. И по большому счету Шекспир, задающий тревожные вопросы о смысле бытия, достоин списка экстремистской литературы не меньше, чем инструкция по сборке взрывного устройства.

Однажды отряд пожарных обнаруживает в старом доме чудом сохранившуюся библиотеку. Ее бережно хранит гордая старушка, не желающая скрывать свою любовь к чтению. Взяв с полки одну из обреченных на огонь книг — про то, как Грегор Замза превратился в жука, — Битти со знанием дела объясняет салаге Монтэгу, что придумавший этот бред писатель Кафка — порнограф и извращенец. Но стойкость старой женщины, которая добровольно сгорает вместе с книгами, производит на Монтэга впечатление сильнее сотни уроков политинформации. Пожарные, даром что выглядят как зондеркоманда, на самом деле довольно травоядные и борются с крамолой без членовредительства: обнаружив очередной источник заразы, перед санацией они предлагают владельцу жилища добровольно его покинуть. Вежливые люди. Но старушка отказывается уйти, и это не умещается в голове Монтэга. Здравствуй, рефлексия: Монтэг начинает потихоньку задумываться, учится играть на губной гармошке и вспоминает отца, который тоже был героическим пожарным, но, как следует из флешбэков, с червоточиной — прятал книгу. А когда Битти знакомит его с отважной девушкой Клариссой (София Бутелла), которая учит его все подвергать сомнению, Монтэг встает на опасный путь диссидентства.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Пуристам, дрожащим над каждой страницей классических текстов, нужно будет смириться с тем, что книжку Брэдбери снова переиначили, что-то опустили, а другое додумали — и легендарный электрический пес больше не вгрызается в стены в новом сюжете. Первый раз первоисточник по-своему подправил Франсуа Трюффо в 1966 году. Сам автор видел фильм и в целом остался им доволен, скривился лишь по единственному поводу: Джули Кристи сыграла у Трюффо сразу и жену, и подругу главного героя. В новой экранизации тоже изрядно напутано с женой и подругой, но дело даже не в этом. Это, как говорил философ Беньямин, произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости — когда можно просто так взять и снять ремейк или очередную экранизацию старой или новой классики, наполнив ее собственным смыслом, ну, или выхолостив его совершенно.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Режиссер Рамин Бахрани с удовольствием снимает футуристические урбанические пейзажи имени «Бегущего по лезвию» — осуждать его за это глупо, ведь каждый второй город будущего в современном кино сделан по лекалам Ридли Скотта. Еще он с видимым удовольствием снимает экшен, но потом будто спохватывается, бьет себя по рукам и заваливается в простейший символизм, потому что хочет сделать из антиутопии притчу. Как только дело доходит до диссиденствующих любителей чтения, новая экранизация начинает лепить горбатого: тут тебе и коллективная память как вирус, и некий ее носитель с красивым названием «омнис» («если он пересечет канадскую границу, начнется эпидемия, которую не остановить»), и подпольщики с суровыми минами. Не выглядеть глупо при таких раскладах удается только великолепной Кэнди Александр в роли их предводительницы.

Режиссер Рамин Бахрани , Майкл Б. Джордан и Майкл Шеннон на съемках фильма «451 по Фаренгейту»Режиссер Рамин Бахрани , Майкл Б. Джордан и Майкл Шеннон на съемках фильма «451 по Фаренгейту»

Новая экранизация простодушно обнажает слабое место первоисточника: прекраснодушные хилые гуманитарии, способные выучить наизусть целый том Пруста, совсем не то что профессиональные революционеры и суровые повстанцы. Ну, какая они, в самом деле, опасность для общества? С другой стороны, впрочем, любое государство — достаточно бездушная и безмозглая машина, для того чтобы преследовать кого угодно — хоть детей, не представляющих угрозы его благополучию. Увлекшись надуманным конфликтом между нестрашными охранителями и неопасными диссидентами, Бахрани упускает возможность поговорить о том, что Брэдбери в своих фантастических допущениях немного ошибся с вектором, но оказался прав по сути: без всякого принуждения общество уже выпестовало нечитающее поколение, генерацию мемов и движущихся картинок. Но в одном Брэдбери точно ошибся, полагая, что телевидение как примитивное медиа убьет интеллектуальный потенциал общества: новая экранизация его классического романа — продукт этого самого телевидения.

В России фильм можно посмотреть в онлайн-сервисе «Амедиатека».

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 апреля 201820
30 апреля 201836
18 мая 201814
12 апреля26

Главное сегодня

Вчера6
Вчера1
Вчера2
22 апреля1
22 апреля4
22 апреля2
22 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Неактуальная книженция. Зачем жечь, если все цифровые качают?

-22

Далеко не все. Я держу свою коллекцию дома и стараюсь пополнять. Таких, как я, тысячи, десятки тысяч, если не сотни.

15
ХанноFrank Cowperwood

Незачем так буквально воспринимать. Просто Брэдбери промахнулся в попытках описать будущее.

-9
ЗначитЧтоFrank Cowperwood

'Далеко не все. Я держу свою коллекцию дома и стараюсь пополнять. Таких, как я, тысячи, десятки тысяч, если не сотни.' © И что?))) Суть ведь в том, что в век цифры уничтожение бумажного носителя не лишает доступа к текстам литературных произведений.

4
RavenDanteХанно

Брэдбери в 2018 - актуален как никогда.

26
Frank CowperwoodЗначитЧто

Утверждением было 'все качают'. Ответ был: 'не все'. Какие вопросы?

5

В век цифры, что может быть проще, чем быстрое уничтожение всех книг, условно говоря, нажатием одной кнопки?

0
Нимтарлюбой свободный логин

Это же не риторический вопрос, да? Я отвечу тогда. Быстрое восстановление всех книг, условно говоря, одним свайпом.

2
ЗначитЧтоFrank Cowperwood

))) Мне Ваше уточнение 'далеко не все' видится излишним. Очевидно ведь, что раз книжные магазины не все позакрывались, то бумажные книги худо-бедно, но продаются.

5
ЗначитЧтолюбой свободный логин

'В век цифры, что может быть проще, чем быстрое уничтожение всех книг, условно говоря, нажатием одной кнопки?' © Чтобы что-то уничтожить, надо это что-то обнаружить, правда?) Согласитесь, что электронную личную библиотеку спрятать легче, чем бумажную.

4
MonstraХанно

Вы думаете, что она реально о печатных изданиях?)) Она об обществе. О правительстве, противопоставляющем человека выгодного человеку знающему. О формировании табу. Не бумажная книга есть знания, и даже не чтение чего угодно, а сам человек, задающий вопросы, чувствующий, пропускающий сквозь себя все сущее. Конечно, Бредбери разумно параноит об отупении общества, но при этом в других его книгах прослеживается и ответ эту паранойю. Общество (как и сейчас) разделено. Кто-то выбирает быть послушным пожарным и пускать слюни на диване, кто-то смотрит далеко и развивается. Основная проблема (и в книге, и у нас в обществе), что первые из-за своего бараньего упорства мешают вторым.

18
ХанноMonstra

Понимаешь, всегда интересно наблюдать за ретрофутуризмом, который угадал не только содержание , но и форму. А когда умные мысли сочетаются с квадратным тонным компьютером в 22 веке, все равно пробивает на ржач.

-3
ХанноMonstra

Да и содердание такое себе, уровня 'кровь-любовь'. То, что общество 'будет разделено' и что 'правительство будет бороться с неугодным' способны прочувствовать и предсказать даже авторы дивергентов и еженедельных комиксов.

-4
MonstraХанно

Думаю, напиши он эту книгу сейчас - он бы все равно использовал именно бумажную книгу. Потому что метафора - это несколько глубже. Книга все-таки больше философская, а не фантастическая. А про футуризм - это к Хайнлайну и Кларку. Тут не правительство борется с неугодными. Оно умеет формировать тот тип общества, которое начинает бороться само с собой. Учитывая год написания - это как раз авторы дивергентов и прочих основываются на основных столпах антиутопии.

12

Нет, не соглашусь. Проследить путь бумажной книги, которую вы могли получить в подарок, купить с рук, найти или взять в семейной библиотеке, гораздо сложнее, электронная оставляет больше следов. Таким образом, кто может знать какие именно книги у вас есть, а значит и то, что все ваши книги уничтожены? Бумажные книги нельзя уничтожить на расстоянии, нужно найти каждую, чтобы от нее избавится. Много знаете людей, которые имеют личную электронную библиотеку? Представьте, что внезапно, например, сейчас некое злое всемирное правительство решит одномоментно уничтожить все книги, хранящиеся в электронном виде, а необходимую технологию для этого придумают, если будет такая цель. Много ли будет тех, кто был готов к такому повороту событий и завел себе личную электронную библиотеку? Ну или как вариант, вырубить все электричество у простых смертных и чем тогда поможет электронная книга? Будет у вас условная флешка, но какой в ней толк, если не на чем воспроизвести ее содержимое?

3
Sun-spbХанно

тоскуете по Ванге ?

-6
Подобен БогуFrank Cowperwood

Полностью согласен. Тоже читаю на электронке и стараюсь покупать для коллекции. Я бы и читал бумажные постоянно, но цена слишком высока. Вчера купил Дэниел Киз - Цветы для Элджернона 497р. Увы, я не могу позволить себе часто покупать книги(

0
OGGRANT60любой свободный логин

Ну, последний описанный вами вариант по сути является же и единственным, но предполагает он скорее полное уничтожение информации (лишение плебса доступа к ней, чтобы он осталась у группы избранных) как таковой, чем конкретно книг.

-1

А книги будут уничтожаться как раз так, как и описано в самом произведении.

0
Заповедниклюбой свободный логин

Проследить путь бумажной книги, которую вы могли получить в подарок, купить с рук, найти или взять в семейной библиотеке, гораздо сложнее, электронная оставляет больше следов. На не особо дорогую флешку объемом 16-32 ГБ влезет, думаю, вся сохранившаяся до наших дней художественная литература, написанная до 1900 года. От Диккенса и Гюго до книжек категории 'Учимся читать'. Пусть даже без картинок, наверное. И с этой огромной библиотекой в кармане вы можете ехать куда угодно и бесконечно копировать ее за считанные минуты. И отследить это нереально, флэшка ничего не 'излучает'. Причем все это доступно уже сейчас, а не в будущем. Много знаете людей, которые имеют личную электронную библиотеку? Представьте, что внезапно, например, сейчас некое злое всемирное правительство решит одномоментно уничтожить все книги, хранящиеся в электронном виде, а необходимую технологию для этого придумают, если будет такая цель. Фантазии того, кто не разбирается в компьютерах даже на уровне 'опытного пользователя'. Ну или как вариант, вырубить все электричество у простых смертных и чем тогда поможет электронная книга? Генератор, велосипед, автомобильный аккумулятор и простейший трансформатор - проблема решена.

0
Armango93Ханно

В фильме ведь качают отредактированные версии, из которых убран весь смысл и посыл реальный. Не заметили?

1
lanfir1987ЗначитЧто

Ну не лишает и что? Суть еще и в том что уничтожить можно что угодно, в том числе и интернет и цифровые носители. Сжигание книг в нашей современности становится метафорой. Дело ведь не в сжигании как таковом, а в уничтожении, в любом виде. Когда Брэдбери писал свою книгу, была середина 20-го столетия, извините, что он не смог предсказать цифровые носители. Тем не менее, роман его до сих пор считаю актуальным, надо просто более широко мыслить. P.s. Обожаю напечатанные, бумажные книги, покупаю их и буду делать это впредь, хотя конечно же имею возможность читать электронные 'книги'...

3