Продюсер Люк Бессон: 12 самых успешных проектов

Обсудить0

От «Такси» до «Такси 5» со всеми остановками: «Васаби», «Перевозчик», «13-й район», «Заложница» и другие лучшие проекты Бессона-продюсера

Экшен-комедия «Такси» в 1998 году стала суперхитом и первым по-настоящему успешным продюсерским опытом Люка Бессона. Из-за этого многие до сих пор ошибочно считают режиссером фильма именно его — настолько стиль и качество фильма напоминают лучшие режиссерские работы самого Бессона. Спустя 20 лет его продюсерские амбиции не стали меньше. 10 мая в российский прокат вышла очередная часть французского хита — «Такси 5». КиноПоиск вспомнил, как развивалась продюсерская карьера Бессона, и припомнил самые интересные его проекты.

«Фильмы дофина»

Бессон с самого начала карьеры придумывал больше, чем успевал снимать сам. Поэтому он почти сразу начал делать кино, где он был автором (или соавтором) сценария и продюсером. Он едва успел сам снять два полных метра — «Последнюю битву» и «Подземку», — но уже вовсю работал над «Камикадзе» с Ришаром Боренже, где был соавтором сценария и продюсером. Фильм вышел в 1987 году и остался незамеченным. Бессон на какое-то время переключился целиком на работу над собственными картинами, тем более что с ним очень плотно работала Gaumont. Директор по дистрибьюции компании Пьер-Анж Ле Пожам сыграл маленькую роль в «Подземке» и огромную роль в карьере Бессона. Не без его участия картины, над которыми Бессон работал с Gaumont, неизменно становились кассовыми хитами. На каждую — от «Голубой бездны» до «Жанны д’Арк» — в одной только Франции было продано более 3 миллионов билетов.

На съемках фильма «Леон»На съемках фильма «Леон»

При этом уже в 1990 году Бессон создал собственную маленькую компанию для производства фильмов. Она называлась Les Films du Dauphin (буквальный перевод названия — «Фильмы дофина»; дофинами называли наследников французского престола). Примечательно, что в истории этой компании только один фильм собственно Бессона — «Леон», да и тот сделан при участии Gaumont. Остальные ленты — картины, где Бессон никогда не писал сценария и даже в титрах не всегда упоминался как продюсер. Это «Холодная луна», «Охотничий заповедник», «Бабушки», «Львенок» и т. д. — не слишком заметные проекты, кроме «Холодной луны», которая была в конкурсе Канн. Но Люку Бессону этого было мало. Он хотел делать больше фильмов, причем как в арт-направлении, так и в коммерческом, причем последнее его всегда прельщало больше.

«Не глотать»

«Не глотать»«Не глотать»

В 1997-м вышел режиссерский дебют Гари Олдмана, где Бессон был одним из продюсеров. За несколько лет до этого, в 1992 году, Бессон создал студию Leeloo Productions (по имени главной героини будущего «Пятого элемента»), и впоследствии она разрослась до огромной группы компаний EuropaCorp (у Бессона 62% акций, у Ле Пожама, сооснователя компании — 8%), занимающейся телевидением, дистрибьюцией и многим другим, а также поглотившей Les Films du Dauphin. Это был проект нового масштаба и более серьезных предприятий. Одной из первых стала работа с Олдманом. Жесткая драма о непростой жизни отдельно взятой большой семьи в Лондоне не имела большого прокатного успеха, зато получила высокую оценку профессионалов. Кэти Берк была награждена в Каннах призом за лучшую женскую роль, а потом Британская академия выдала фильму призы за лучший сценарий и за самый выдающийся британский фильм года.

«Дансер»

«Дансер»«Дансер»

Громкая музыка, современные танцы, необычная героиня, жесткий ритм большого города — такой фильм мог бы снять сам Бессон, и в «Дансере» легко можно заметить следы «Подземки» или «Пятого элемента». Такое ощущение, что Бессону просто было мало снимать собственные фильмы, и он превращал других режиссеров в своих клонов, чтобы те снимали фильмы в стиле Бессона. Такое продюсерское кино когда-то создавал Голливуд. Бессон же применил этот метод во Франции, и результаты были отличными. Разумеется, выбраться за пределы Франции с такими картинами было непросто, потому что весь мир все же смотрел американское кино. Но Бессон поставил цель минимизировать разницу между голливудскими картинами и проектами собственного производства. Во многих из них только страна-производитель выдавала французское происхождение фильма. В «Дансере» место действия — Нью-Йорк, а говорят все тоже по-английски.

«Поцелуй дракона»

«Поцелуй дракона»«Поцелуй дракона»

Опять проверенный рецепт: производство — Франция, язык — английский. Звезды тоже из англоязычного кино. Эту формулу Бессон применял в своих фильмах, ее же он активно использовал и в продюсерских проектах. «Поцелуй дракона», может, и не шедевр — обычный боевик с Джетом Ли, герой которого нарвался на приключения в Париже. Но Бессон внимательно следил за тем, чтобы экшена было много и чтобы он был стильным. В результате фильм получился очень успешным даже в США, где к французскому кино относятся с недоверием, и собрал больше 30 млн долларов.

«Васаби»

«Васаби»«Васаби»

Работа с Жераром Кравчиком может служить идеальным примером того, как продюсер и режиссер понимают друг друга с полуслова. Кравчик снял вторую, третью и четвертую части «Такси», а в перерывах создавал под присмотром Бессона один коммерческий хит за другим. Жан Рено, которого Бессон сам же сделал иконой современной поп-культуры, с удовольствием дурачится в японском антураже, и эта комедия до сих пор жива, ее помнят и пересматривают на малом экране.

«Перевозчик»

«Перевозчик»«Перевозчик»

Луи Летерье можно по праву называть воспитанником Люка Бессона, причем одним из лучших. Проработав у Бессона ассистентом на ряде проектов, Летерье сделал «Перевозчика», и это был еще один суперхит Бессона-продюсера. Уже потом были не слишком заметный «Дэнни Цепной Пес» и, напротив, очень громкий сиквел «Перевозчика», а после Летерье легко и изящно покорил Голливуд (теперь в его фильмографии «Невероятный Халк», «Битва титанов», «Иллюзия обмана» и «Братья из Гримсби»). «Перевозчик» стал важной вехой для Джейсона Стэйтема, который до этого был лишь представителем галереи криминальных типажей Гая Ричи, а после «Перевозчика» превратился в полноценного главного героя больших боевиков. С Гаем Ричи, кстати, Бессон впоследствии сделал «Револьвер», но только как сопродюсер. А «Перевозчик» выдержал два успешных продолжения — все со Стэйтемом в главной роли.

«Я, Цезарь»

«Я, Цезарь»«Я, Цезарь»

Грустная комедия о детстве примечательна тем, что камера наблюдает за происходящим как бы глазами ровесника главного героя, 10-летнего мальчика по имени Цезарь. Рост Цезаря не случайно вынесен в оригинальное название фильма и составляет 1 метр 39 сантиметров. Приблизительно на этой высоте расположена и камера, отчего события в жизни героя воспринимаются зрителем значительно интимнее. Эта камерная история не была рассчитана на большой коммерческий успех и не имела его, но это действительно очень милый фильм, сделанный на волне эксцентрических историй в духе «Амели».

«Фанфан-тюльпан»

«Фанфан-тюльпан»«Фанфан-тюльпан»

Пока одни зрители сравнивали ремейк фильма 1952 года и скептически замечали, что оригинал был лучше, другие (и их было значительно больше) с удовольствием смотрели авантюрную историю с Венсаном Пересом и Пенелопой Крус. Люк Бессон и Жерар Кравчик показали отличный пример веселой командной работы, причем Бессон тщательно работал над сценарием, что вообще характерно для его лучших продюсерских проектов.

«Отбивные»

«Отбивные»«Отбивные»

Пример, когда Бессон скорее помощник, а не руководитель. Бертран Блие к тому моменту был классиком мирового кино, и, конечно, работа с ним означала в большей степени престижную графу в портфолио, а не сборы в прокате. Так и получилось: фильм попал в конкурс Канн (правда, ничего не получил), а Люк Бессон еще и поработал с большими актерами французского кино Филиппом Нуаре и Мишелем Буке.

«13-й район»

«13-й район»«13-й район»

Антиутопический экшен «13-й район» — это снова торжество тщательно продуманного визуального стиля и правильно выстроенной истории. Не случайно сценарий вместе с Биби Насери писал лично Бессон, который добавил туда любимые мотивы: роковую страсть, одиночество супермена, банды, состоящие из ярких фриков, и экшен, много яркого и запоминающегося экшена в кадре. Позже у фильма вышло продолжение «13-й район: Ультиматум», тоже вполне успешное.

«Заложница»

«Заложница»«Заложница»

Самый громкий продюсерский проект Бессона, который сдетонировал неожиданно для всех. Более того, стал самым прибыльным французским фильмом в истории, собрав 227 млн долларов в мировом прокате. Изначально это был просто маленький боевик, который Бессон наспех придумал и написал как сценарист. Никто всерьез к нему не относился, включая Лиама Нисона, для которого фильм открыл второе дыхание. Но в итоге фильм ждал успех, измеряющийся в сотнях миллионов долларов и приведший к целой волне фильмов-эпигонов, где возрастные актеры играли суперменов, одной левой побеждающих старость и легионы врагов.

«Коломбиана»

«Коломбиана»«Коломбиана»

Вариация на тему давнего хита Бессона «Никита», хотя опасная женщина, красивая, трагичная и уязвимая, но обладающая огромной волей и побеждающая всех и вся — сквозной образ творчества Бессона. Зои Салдана тогда еще не красила кожу в зеленый цвет, как в «Стражах Галактики», и была от этого куда более обворожительной и интересной. Снимал фильм Оливье Мегатон, режиссер третьего «Перевозчика» и будущий постановщик второй и третьей «Заложниц». Бессон всегда умел ценить кадры.

«Местный»

«Местный»«Местный»

Люк Бессон уже работал с Томми Ли Джонсом как исполнительный продюсер на вестерне «Три могилы» и с удовольствием вернулся с актером и режиссером на Дикий Запад в фильме «Местный». Это ни в коей мере не продюсерский проект Бессона, каким мы привыкли его понимать. Бессон не работал над сценарием, в этом фильме его присутствие не ощущается. Зато Канны, которые Бессона всегда игнорировали и ни разу не включили его режиссерские работы в конкурс (правда, часто показывали вне конкурса), включили в программу «Местного». Бессон не отказал себе в удовольствии пройтись по Каннам и появиться на красной ковровой дорожке, просто чтобы напомнить, что его рано списывать со счетов. Впереди его ожидали провал «Валериана» и перспектива банкротства EuropaCorp, в которую он вложил столько сил. Но это уже совсем другая история.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

час назад1
Сегодня4
18 апреля5
17 апреля19

Главное сегодня

Сегодня8
час назад1
Вчера11
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня51
Сегодня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации